Урок – зачёт по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».( 5 класс, учебник: авт. Виленкин)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Киселева Ольга Александровна

         Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе школьных зачетов.

 

Школьный зачет – это форма развития учащихся, организации самообразования и самообучения, проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками.

 

         Зачеты  в образовательном учреждении делятся по содержанию, по форме и этапам проведения.

По содержанию зачеты могут быть: развивающие, корректирующие и контролирующие. Система развивающих зачетов – это целая серия разнообразных форм вопросов, задач, в которых ученик ставит себя в позицию исследователя. В корректирующих зачетах важное место отводится диагностике знаний, умений и навыков. Контролирующие зачеты – это специфическая многообразная форма проверки результатов.

По форме проведения зачеты делятся на: устные, письменные, письменно-устные, устно-письменные, программированные и др.

      Устный зачет целесообразен, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты. Устные зачеты могут приниматься по всем предметам. На устном зачете следует предлагать учащимся вопросы обобщающего характера. Ответы на них позволяют судить о качестве усвоения основных понятий курса, основополагающих идей и принципов. На устном зачете ставятся не только сквозные и обобщающие вопросы, но и в ряде случаев требуется проверить знание отдельных программных вопросов: законов, выводов и доказательств теорем, их следствий. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Аксиомы стереометрии и их следствия». «Криволинейная трапеция и, ее площадь». Главная трудность при проведении зачета – недостаток времени для опроса учащихся. В этом случае можно практиковать и групповой опрос: перед группой учащихся в ходе беседы ставятся общие вопросы. Учащиеся слушают ответы товарищей, анализируют и дополняют их.

    Письменный зачет дает больше возможности проверить знания, умение выделять главное, но проверка работ занимает у учителя немало времени. Зачеты могут быть проведены по этапам и направлены на развитие учащихся и коррекцию их знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-zachet_5_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе школьных зачетов.

Школьный зачет – это форма развития учащихся, организации самообразования и самообучения, проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками.

         Зачеты  в образовательном учреждении делятся по содержанию, по форме и этапам проведения.

По содержанию зачеты могут быть: развивающие, корректирующие и контролирующие. Система развивающих зачетов – это целая серия разнообразных форм вопросов, задач, в которых ученик ставит себя в позицию исследователя. В корректирующих зачетах важное место отводится диагностике знаний, умений и навыков. Контролирующие зачеты – это специфическая многообразная форма проверки результатов.

По форме проведения зачеты делятся на: устные, письменные, письменно-устные, устно-письменные, программированные и др.

      Устный зачет целесообразен, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты. Устные зачеты могут приниматься по всем предметам. На устном зачете следует предлагать учащимся вопросы обобщающего характера. Ответы на них позволяют судить о качестве усвоения основных понятий курса, основополагающих идей и принципов. На устном зачете ставятся не только сквозные и обобщающие вопросы, но и в ряде случаев требуется проверить знание отдельных программных вопросов: законов, выводов и доказательств теорем, их следствий. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Аксиомы стереометрии и их следствия». «Криволинейная трапеция и, ее площадь». Главная трудность при проведении зачета – недостаток времени для опроса учащихся. В этом случае можно практиковать и групповой опрос: перед группой учащихся в ходе беседы ставятся общие вопросы. Учащиеся слушают ответы товарищей, анализируют и дополняют их.

    Письменный зачет дает больше возможности проверить знания, умение выделять главное, но проверка работ занимает у учителя немало времени. Зачеты могут быть проведены по этапам и направлены на развитие учащихся и коррекцию их знаний.

    Чтобы осуществить зачет, необходимо соблюсти определенные требования:

1.Наивысшая отдача от зачетов может быть лишь тогда, когда она осуществляется в рамках лекционно-зачетной системы. В этом случае значимы и должным образом реализуются основные функции зачета.

2.Определяя содержание и технологию школьного зачета, учитель должен исходить из принципа нарастания уровня знаний, умений и навыков ( от запоминания и понимания – до творческого подхода в решении учебных задач)

3. Как правило, выделяют три основные группы знаний: на воспроизведение теоретических знаний; на перенос по шаблону( применение в стандартных условиях); на применение знаний, умений и навыков в нестандартных (измененных) условиях.

4. Избранные формы и методы проведения школьного зачета должны обеспечивать рациональное расходование времени занятий, позволять работать каждому ученику, не снижать уровень требований к ученикам.

5. Зачетная отметка должна выставляться не только за количество выполненных заданий, а самое главное, за качество их выполнения, за качество знаний, исследовательских навыков с элементами творчества.

Девиз: « Я слышу – и я забываю.

               Я вижу – и я запоминаю.

               Я делаю – и я понимаю».

                                                                               

Древняя китайская пословица.

Урок – зачёт по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».( 5 класс, учебник: авт. Виленкин)

Цели: Изменить степень  обученности, воспитанности и развитости учащихся.

- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях, оценить качество знаний учащихся по теме,

- воспитание добросовестного отношения к труду, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплинированности, взаимопомощи,

-развитие умения применять знания на практике,

-формирование умения выделять главное, умения оценивать результаты выполненных действий своих и учащихся класса,

-развитие умения работать в должном темпе- читать, писать, вычислять,

-развитие инициативы, уверенности в своих силах,

-развитие настойчивости, умения преодолевать трудности,

- развитие умения действовать самостоятельно.

Задачи:

1. Формирование практических навыков действий с натуральными числами.

2. Овладение способами рационального счета с использованием свойств умножения.

3. Развитие логического мышления и речевых умений –

умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики ( словесный, символический).

Ход урока. (за неделю до зачёта – вопросы. Приложение 1)

1Вводное слово учителя.

Мы прошли с вами длинный и тернистый путь по дороге знаний, изучая тему: «Умножение и деление натуральных чисел». При изучении темы прочитали 6 пунктов учебника, написали  5    конспектов, выполнили 10 различных видов самостоятельных работ, тестов, рейтинговую контрольную работу, выполняли творческие задания.

Основной целью сегодняшнего урока является систематизация и обобщение ваших знаний, выявление пробелов в ваших знаниях и их ликвидация. Анализ своей собственной деятельности и её оценка (рефлексия).

Заполним таблицу (заполняется со слов учащихся)

Знали  раньше (1 – 4кл.)

Что узнали нового в 5 классе.

Мои неудачи.

1.Умели  «х» и «:» устно и столбиком.

2.Использовали свойства умножения и деления для рационального счёта.

3.Знали названия компонентов  в каждом действии.

4.Умели решать уравнения.

5.Делили с остатком.

6.Знали порядок действий.

7_________

1.Формулировку и буквенную запись свойств .

2.Использование распределительного свойства для упрощения выражений.

3.Решение сложных уравнений и задач, составлением уравнений.

4.Квадрат и куб числа.

5.____________________
_____________________

1.Вычислительные ошибки.

2.Упрощение выражений.

3.Решение уравнений

4.Решение задач.

5.________________

6.________________

На уроке выясним, какие проблемы у вас еще есть и занесём их в таблицу.

Примените свои знания на практике, любая теория лучше запоминается и понимается через практику (выяви свои пробелы)  Распределение учащихся по командам .Капитаны команд – учащиеся, показавшие наилучшие результаты при изучении данной темы .Объяснение правил проведения зачёта.( Капитан ведёт учёт знаний учащихся по каждому виду деятельности, заносит результат в таблицу. Одно правильно выполненное задание 1б.

Зачётный лист:  (Приложение №2- пять вариантов)

2.Зачет.Задание №1

Цель: Выявить уровень сформированности практических навыков действий с натуральными числами, вычислительный навык.(взаимопроверка)

Используя одни и те же цифры, но изменяя порядок действий и сами действия, получи различные значения числовых  выражений . (На выполнение задания отводится 3-5 мин.) Учащиеся обмениваются работами для последующей взаимопроверки (продолжительность -2 мин.) Одно верно выполненное задание – 1 балл. Проверяющий  выставляет заработанные баллы в зачётный лист.

Задание №2. Математическое лото.

Цель: Умение применять свойства  при решении уравнений, упрощении выражений. Деление с остатком

(взаимопомощь, взаимовыручка)

Капитан распределяет  задания между членами команды,  оказывает помощь и заносит результирующий балл в зачётный лист. Это и командное соревнование , команда занявшая 1 место получает 1 дополнительный балл.

При выполнении этих двух заданий  выявляются пробелы в знаниях учащихся .

( заносятся в таблицу) (Приложение №5)

Задание №3.Ликвидация пробелов. Теоретическая часть.

Цель: Проверить уровень теоретической подготовки учащихся по теме ( знания).

Каждая команда выбирает  4 билета. Капитан читает вслух вопросы билетов и распределяет их между членами команды, даёт консультации. Сам  в ответе не участвует. Ответы у доски по порядку номеров билетов. Оценивают ученика все (светофор) , рецензию ответа дает капитан. Один правильный ответ один балл , результат в зачетный лист. (Приложение №3)

Задание № 4.Рейтинговая работа.

Цель: Выявить уровень самооценки учащихся. Умения решать уравнения и составлять уравнения по условию задачи. Деление с остатком. (Приложение №4)

Домашнее задание.

1.Ликвидировать пробелы.  Подобрать задания из учебника и выполнить их на отдельных листах.

2.Ответить на вопросы анкеты.

3. Составить опорный конспект по теме « Действия с натуральными числами»

( творческая работа).

Приложение №1.

Вопросы к зачёту №3 по теме:  «Умножение и деление натуральных чисел».    

1.Как называется каждая компонента при умножении? Что значит умножить число m на натуральное число n  ?  Решите уравнения:

12Х = 48; У х 5 = 60 . ( п. 11)

2.Запишите свойства умножения с помощью букв и сформулируйте их. Покажите на примерах как применяются свойства умножения ( п.11)

3.Какое действие называется делением ? Назовите каждую компоненту при делении. Решите уравнения: 4Х= 144 ;   Х: 8 = 13;   48 : Х=6. (п.12)

4. Запишите свойства деления с помощью букв и сформулируйте их. Покажите на примерах как применяются свойства умножения .Решите уравнение;  44 : У + 9 = 20. (п.12)

5.Как называется каждая компонента при делении с остатком , покажите на примере     123 : 9 ? Как найти делимое при делении с остатком? Запишите формулу деления с остатком.(п.13)

6.Сформулируйте и запишите распределительное свойство умножения относительно сложения. Вычислите ,применяя свойство:                            69 х 27 + 31 х 27 ;   977 х 49 + 49 х 23.Раскройте скобки (68 + а ) х 2. Найдите неизвестное слагаемое: 5(Х + 12) =____  + 60.(п.14)

7. Сформулируйте и запишите распределительное свойство умножения относительно вычитания. Вычислите , применяя свойство:                                                                                                               202 х 87 - 102 х 87 ; 263 х 24 -163 х 24.

Раскройте скобки (46 - у ) х 3. Найдите неизвестное вычитаемое:           4(13 - У) = 52 -___  (п.14)

8Порядок выполнения действий. Составьте схему вычислений и вычислите:86 х 12 : 8 + 1414 :14(п.15).

9.Что называется квадратом числа, кубом числа. Порядок выполнения действий. Выполните действия: (15 – 7)  : 2 .

Выучите квадраты чисел от  10 до 20, кубы чисел от 1 до5 (п.16).

10.Какое свойство чисел открыл юный Андрей Колмогоров? Проверьте его справедливость для чисел 5 и 6.( стр. 141 и № 655)

11.Старинные единицы длины и массы. Чему равно расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки  ? Кто первый привёл в определённую систему русские меры? ( стр.142 – 143)

12.Составить задачи с использованием  старинных единиц  длины , массы,  объёма ( не менее трёх , можно с рисунками , формат – половина альбомного листа , в виде книжечки).

                         

Приложение №4.

Зачёт № 3 по теме : « Умножение и деление натуральных чисел». Теоретическая часть.

                 Вопросы теории.

Практика.

Билет№1

1.Назовите каждую компоненту при умножении.

2. Что значит умножить число m  на натуральное число n?

( m x n)

3. Проверь правильность  выполнения.

(а + в) х 3 =(а + в) (а +в) (а + в)

Билет №2.

1.Реши уравнение, проговаривая каждый этап своих действий: 6 х Х = 72;

2.              У х 12 = 60.

3.Проверь правильность выполнения задания, если есть ошибка, то исправь.          2Х х 5 = 120;

                                               Х = 120 : 5;

                                               Х = 24;

                                               Х = 24 : 2;

                                               Х = 12.

Билет№3.

1.Запиши свойства умножения с помощью букв и сформулируй их.

2.Покажи на примерах как применяются свойства умножения.

3.Проверь правильность  выполнения.

16 х 5 х 125 = 2 х 5 х 8 х125  = 1000.

Билет№4

1Каким действием находят во сколько раз одна величина больше другой?

2.Назовите каждую компоненту при делении.

3. Проверь правильность  выполнения. 612 : 6 = 12.

Реши уравнения: 6Х=612;  12Х = 612.

Билет №5.

1. Реши уравнение, проговаривая каждый этап своих действий   Х : 7 = 15;

2.                51 : Х = 3.

3.Проверь правильность выполнения задания, если есть ошибка, то исправь: 2Х : 5 = 12;  2Х = 12 х 5; 2Х = 60;

 Х = 60 : 2;  Х = 30 .

Билет № 6.

1.Запишите свойства деления с помощью букв.

2. Реши уравнение, проговаривая каждый этап своих действий : 44 : Х + 9 = 31.

3.Проверь, имеет ли уравнение корень, если да, то найди его:   27 х Х + 39 = 24 + 15.

Билет № 7.

1.Как называется каждая компонента при делении с остатком, разбери на примере  123 : 8 .

2.Запиши формулу деления с остатком, используя буквы

 a. b. c. g.

3.Как найти делимое при делении с остатком, делитель, неполное частное, остаток?

Билет №8.

1.Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения и запишите его.

2.Найдите неизвестное слагаемое: 4 ( Х + 15) = ___ + 60.

3..Примени свойства: 69 х 24 + 31 х 27.

Придумай свои примеры.

Билет № 9

1. Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно  вычитания  и запишите его.

2.Найдите неизвестное вычитаемое: 8 ( 11 – 2у) = 88 -  ___.

3.Примени свойства: .263 х 24 – 163 х 24.

Придумай свои примеры.

Билет № 10.

1.Порядок выполнения действий.

2.Составь схему вычислений и вычисли.

 92 : 4 х 5 – 1414 : 14 .

3.Можно ли изменять порядок действий? Покажи это на примере 2Х – 15 + 10Х + 45 . Придумай свои примеры.

Билет № 11.

1.Что называется квадратом числа?

2.Заполни таблицу:

  n

  5

  6

  7

 8

  9

 10

 11

  12

  n

3.Вычислить:      11   +   4    =                                                                              

Билет№12.

  1. Что называется кубом числа?
  2. Заполните таблицу:

  n

   1

  2

  3

  4

  5

 10

  n

  3.Вычислите:   ( 4 + 3)  -  5    =

Билет № 13.

1Какое свойство чисел открыл юный Андрей Колмогоров? 2. Проверьте его справедливость для чисел 5 и 6.

3.Найдите сумму чисел,  не складывая  их:

            1 + 3 +  5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 + 17 + 19 =

Билет №14.

  1. Старинные единицы длины и массы.
  2. Чему равно расстояние от кончика носа короля Генриха -1 до конца пальцев его вытянутой руки?
  3. Кто первый привёл в определённую систему русские меры?

Билет №15.

Составь задачи с использованием старинных единиц длины, массы , объёма.

3.(а + в) х 3 =(а + в) (а +в) (а + + в)

3.16 х 5 х 125 = 2 х 5 х 8 х125 =  

   = 1000.

  1. 612 : 6 = 12.

  1. 69 х 24 + 31 х 27.

  1. .263 х 24 – 163 х 24.

     3.  2Х – 15 + 10Х + 45 .

Приложение №2

Зачётный лист по теме : «Умножение и деление натуральных чисел» (16.12.09 г.)

Ф.И. ученика ___________________ класс______________

Задание № 1. Проставьте, где это требуется, скобки, знаки действий, чтобы равенства были верными (индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой) – 5 минут.

Пример:

        (  5 х  5  -  5) :  5 = 4

   

          5     5     5     5 =55

           5     5     5     5  = 3 

          5     5     5     5 =120

          5     5     5     5  =7

          5     5     5     5 =130

          5     5     5     5  = 26

          5     5     5     5 =111

          5     5     5     5  =30

          5     5     5     5 =625

          5     5     5     5 =50

          5     5     5     5 = 1

Одно верно выполненное задание – 1 балл.

Задание № 2.Заполните математическое лото . (групповая работа) .( Одно  задание – 1 балл).

Задание №3 Теоретическая часть ( ответьте на вопросы выбранного вами билета) – ответ оценивает капитан команды,

дополняют члены команды (один верный ответ- 1б.)

Задание №4 Индивидуальная работа (рейтинговая).

Дополнительные задания:

1.Найдите лишнее число: 5; 13; 21; 37.(зачеркни его)

2.Решите анаграмму:  ДВАКАТР  ______________________

                                      ТЕСРВА     ______________________

                                      ЖНЬАСЕ _______________________

3.Установите зависимость между числами, записанными в верхней строке. Используя эту зависимость восстановите запись в нижней строке.

      10

            3

         40

          12

       3

          15

          35

                                     Общее количество баллов

Задание№1

Задание№2

Задание№3

Задание№4

Дополн.

Итог

Оценка:                                  Учитель:

                  Индивидуальные задания. (Приложение№4)

                                                     (Выбери задание, которое ты сможешь выполнить)

1.Выполни деление с остатком:

 1561 : 23 =        ( ост.     )

( 1 балл)

1.Выполни деление с остатком:

 10919 : 96 =     (ост.      )  (2 балла)

1.Найти неизвестный делитель:

3546 :_____ =  11 (ост.26) (3 балла)

2.Решите уравнение: ( 1 балл)

24а + 6 + 17а = 47

2.Решите уравнение(2 балла)

 9а + 12 – 7а + 3 = 47

2.Решите уравнение

(3 балла)

  59а – 13а + 79 + 21а – 23 = 659

3.Решите задачу:

( 1 балл)

Петя  и Маша набрали 15 кг грибов.  Петя  собрал в 4 раза больше , чем Маша. Сколько собрал каждый?

3.Решите задачу:

(2 балла)

В трех корзинах 120 кг груш. Во второй корзине в 3 раза больше чем в первой, а в третьей в 2 раза больше чем в первой. Сколько в каждой корзине?

3.Решите задачу:

 (3 балла)

Сумма трех чисел равна 192. Найдите эти числа, если третье из них на 17 больше второго и в 9 раз  меньше первого.

Количество набранных баллов:____________     Количество полученных   баллов: ___________Оценка:__________

ФИ ученика:   _________________________________             Учитель:__________________________________________

           

Анализ урока.

Цели урока.

Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Деление и умножение натуральных чисел», выявить и устранить пробелы в знаниях, оценить качество знаний учащихся.

Воспитательная: воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду, воспитание дисциплинированности, взаимопомощи.

Развивающая: развитие умения применять знания на практике, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий своих и учащихся класса, анализировать действия. Развитие приёмов наблюдения, инициативы, умение преодолевать трудности.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока :Урок- зачёт.

Методы и приёмы обучения: Алгоритмический  - это инструктирование учащихся.

Программированный – заключается в подготовке учебного материала путём « пошаговой» разбивки в форме вопросов, обуславливает самостоятельную работу учащихся.

Структура урока: Создаются условия для воспроизведения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Урок включает: оргмомент, целеполагание и мотивацию, актуализацию знаний, систему обобщения, применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях, проверку уровня обученности, домашнее задание и итог урока.

Формы работы: Индивидуальная и групповая. Применяются игровые элементы.В процессе всего урока учащиеся анализируют свою деятельность, оценивают себя и своих одноклассников.

              Условия для проведения урока присутствуют.

- наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией.

- наличие необходимых средств обучения.

- наличие доверительных отношений между учащимися и учителем,  основанный на взаимном уважении.

- уровень обученности учащихся соответствует программным требованиям.

- формируется мотив учения и труда.

- применяются активные формы и методы обучения.

  Урок направлен на развитие личности.

 Учитель выступает как организатор учебной деятельности, как помощник и консультант.

 Сотрудничество между учителем и учеником.

Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока. Слияние различных этапов урока.

Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы (диалоговые, игровые технологии).

3. Оцени себя в трех измерениях  «дело», «Я»,«Мы».

Как я усвоил материал ? («дело»)

Получил прочные знания , усвоил материал.

9-10б.

Усвоил материал частично.

7-8б.

Мало что понял. Необходимо ещё поработать.

4-5б.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли я своей работой? ( «Я»)

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён , своей работой.

9-10б.

Допустил ошибки.

7-8 б.

Не справился.

4-6 б.

Как  работала  группа,  учебная пара? ( « Мы»).

Дружно, совместно разбирали задания.

9-10 б

Не все активно участвовали в обсуждении.

7-8б.

Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок.

4-6 б.

Что плохо усвоил? Запиши.________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок - сказка . Иванушка -  дурачок, пройдя три испытания  превращается в Иван Царевича....

Урок математики в 5 класс по теме:" Умножение и деление натуральных чисел"

Урок- сказка . Иванушка -дурачек ,пройдя три испытания, превращается в Иван-Царевича......

Интегрированный урок по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".

Занятие в 5 СКК классе.Тема урока:  Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление натуральных чисел» обеспечивает преемственность начально...

Презентация к интегрированному уроку по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".

Занятие в 5 СКК классе для ребят с ограниченными возможностями слуха и речи..Тема урока:  Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление на...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...

Презентация урока по математике 5 класс по теме "Умножение и деление натуральнывх чисел" (УМК Н.Я.Виленкин)

Данный урок систематизирует и обобщает знания, умения и навыки обучающихся по теме "Умножение и деление натуральных чисел". На уроке использована проектная деятельность и  тестовая технология....