Урок – зачёт по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».( 5 класс, учебник: авт. Виленкин)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе школьных зачетов.
Школьный зачет – это форма развития учащихся, организации самообразования и самообучения, проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками.
Зачеты в образовательном учреждении делятся по содержанию, по форме и этапам проведения.
По содержанию зачеты могут быть: развивающие, корректирующие и контролирующие. Система развивающих зачетов – это целая серия разнообразных форм вопросов, задач, в которых ученик ставит себя в позицию исследователя. В корректирующих зачетах важное место отводится диагностике знаний, умений и навыков. Контролирующие зачеты – это специфическая многообразная форма проверки результатов.
По форме проведения зачеты делятся на: устные, письменные, письменно-устные, устно-письменные, программированные и др.
Устный зачет целесообразен, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты. Устные зачеты могут приниматься по всем предметам. На устном зачете следует предлагать учащимся вопросы обобщающего характера. Ответы на них позволяют судить о качестве усвоения основных понятий курса, основополагающих идей и принципов. На устном зачете ставятся не только сквозные и обобщающие вопросы, но и в ряде случаев требуется проверить знание отдельных программных вопросов: законов, выводов и доказательств теорем, их следствий. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Аксиомы стереометрии и их следствия». «Криволинейная трапеция и, ее площадь». Главная трудность при проведении зачета – недостаток времени для опроса учащихся. В этом случае можно практиковать и групповой опрос: перед группой учащихся в ходе беседы ставятся общие вопросы. Учащиеся слушают ответы товарищей, анализируют и дополняют их.
Письменный зачет дает больше возможности проверить знания, умение выделять главное, но проверка работ занимает у учителя немало времени. Зачеты могут быть проведены по этапам и направлены на развитие учащихся и коррекцию их знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-zachet_5_klass.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе школьных зачетов.
Школьный зачет – это форма развития учащихся, организации самообразования и самообучения, проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками.
Зачеты в образовательном учреждении делятся по содержанию, по форме и этапам проведения.
По содержанию зачеты могут быть: развивающие, корректирующие и контролирующие. Система развивающих зачетов – это целая серия разнообразных форм вопросов, задач, в которых ученик ставит себя в позицию исследователя. В корректирующих зачетах важное место отводится диагностике знаний, умений и навыков. Контролирующие зачеты – это специфическая многообразная форма проверки результатов.
По форме проведения зачеты делятся на: устные, письменные, письменно-устные, устно-письменные, программированные и др.
Устный зачет целесообразен, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты. Устные зачеты могут приниматься по всем предметам. На устном зачете следует предлагать учащимся вопросы обобщающего характера. Ответы на них позволяют судить о качестве усвоения основных понятий курса, основополагающих идей и принципов. На устном зачете ставятся не только сквозные и обобщающие вопросы, но и в ряде случаев требуется проверить знание отдельных программных вопросов: законов, выводов и доказательств теорем, их следствий. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Аксиомы стереометрии и их следствия». «Криволинейная трапеция и, ее площадь». Главная трудность при проведении зачета – недостаток времени для опроса учащихся. В этом случае можно практиковать и групповой опрос: перед группой учащихся в ходе беседы ставятся общие вопросы. Учащиеся слушают ответы товарищей, анализируют и дополняют их.
Письменный зачет дает больше возможности проверить знания, умение выделять главное, но проверка работ занимает у учителя немало времени. Зачеты могут быть проведены по этапам и направлены на развитие учащихся и коррекцию их знаний.
Чтобы осуществить зачет, необходимо соблюсти определенные требования:
1.Наивысшая отдача от зачетов может быть лишь тогда, когда она осуществляется в рамках лекционно-зачетной системы. В этом случае значимы и должным образом реализуются основные функции зачета.
2.Определяя содержание и технологию школьного зачета, учитель должен исходить из принципа нарастания уровня знаний, умений и навыков ( от запоминания и понимания – до творческого подхода в решении учебных задач)
3. Как правило, выделяют три основные группы знаний: на воспроизведение теоретических знаний; на перенос по шаблону( применение в стандартных условиях); на применение знаний, умений и навыков в нестандартных (измененных) условиях.
4. Избранные формы и методы проведения школьного зачета должны обеспечивать рациональное расходование времени занятий, позволять работать каждому ученику, не снижать уровень требований к ученикам.
5. Зачетная отметка должна выставляться не только за количество выполненных заданий, а самое главное, за качество их выполнения, за качество знаний, исследовательских навыков с элементами творчества.
Девиз: « Я слышу – и я забываю.
Я вижу – и я запоминаю.
Я делаю – и я понимаю».
Древняя китайская пословица.
Урок – зачёт по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».( 5 класс, учебник: авт. Виленкин)
Цели: Изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся.
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях, оценить качество знаний учащихся по теме,
- воспитание добросовестного отношения к труду, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплинированности, взаимопомощи,
-развитие умения применять знания на практике,
-формирование умения выделять главное, умения оценивать результаты выполненных действий своих и учащихся класса,
-развитие умения работать в должном темпе- читать, писать, вычислять,
-развитие инициативы, уверенности в своих силах,
-развитие настойчивости, умения преодолевать трудности,
- развитие умения действовать самостоятельно.
Задачи:
1. Формирование практических навыков действий с натуральными числами.
2. Овладение способами рационального счета с использованием свойств умножения.
3. Развитие логического мышления и речевых умений –
умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики ( словесный, символический).
Ход урока. (за неделю до зачёта – вопросы. Приложение 1)
1Вводное слово учителя.
Мы прошли с вами длинный и тернистый путь по дороге знаний, изучая тему: «Умножение и деление натуральных чисел». При изучении темы прочитали 6 пунктов учебника, написали 5 конспектов, выполнили 10 различных видов самостоятельных работ, тестов, рейтинговую контрольную работу, выполняли творческие задания.
Основной целью сегодняшнего урока является систематизация и обобщение ваших знаний, выявление пробелов в ваших знаниях и их ликвидация. Анализ своей собственной деятельности и её оценка (рефлексия).
Заполним таблицу (заполняется со слов учащихся)
Знали раньше (1 – 4кл.) | Что узнали нового в 5 классе. | Мои неудачи. |
1.Умели «х» и «:» устно и столбиком. 2.Использовали свойства умножения и деления для рационального счёта. 3.Знали названия компонентов в каждом действии. 4.Умели решать уравнения. 5.Делили с остатком. 6.Знали порядок действий. 7_________ | 1.Формулировку и буквенную запись свойств . 2.Использование распределительного свойства для упрощения выражений. 3.Решение сложных уравнений и задач, составлением уравнений. 4.Квадрат и куб числа. 5.____________________ | 1.Вычислительные ошибки. 2.Упрощение выражений. 3.Решение уравнений 4.Решение задач. 5.________________ 6.________________ На уроке выясним, какие проблемы у вас еще есть и занесём их в таблицу. |
Примените свои знания на практике, любая теория лучше запоминается и понимается через практику (выяви свои пробелы) Распределение учащихся по командам .Капитаны команд – учащиеся, показавшие наилучшие результаты при изучении данной темы .Объяснение правил проведения зачёта.( Капитан ведёт учёт знаний учащихся по каждому виду деятельности, заносит результат в таблицу. Одно правильно выполненное задание 1б.
Зачётный лист: (Приложение №2- пять вариантов)
2.Зачет.Задание №1
Цель: Выявить уровень сформированности практических навыков действий с натуральными числами, вычислительный навык.(взаимопроверка)
Используя одни и те же цифры, но изменяя порядок действий и сами действия, получи различные значения числовых выражений . (На выполнение задания отводится 3-5 мин.) Учащиеся обмениваются работами для последующей взаимопроверки (продолжительность -2 мин.) Одно верно выполненное задание – 1 балл. Проверяющий выставляет заработанные баллы в зачётный лист.
Задание №2. Математическое лото.
Цель: Умение применять свойства при решении уравнений, упрощении выражений. Деление с остатком
(взаимопомощь, взаимовыручка)
Капитан распределяет задания между членами команды, оказывает помощь и заносит результирующий балл в зачётный лист. Это и командное соревнование , команда занявшая 1 место получает 1 дополнительный балл.
При выполнении этих двух заданий выявляются пробелы в знаниях учащихся .
( заносятся в таблицу) (Приложение №5)
Задание №3.Ликвидация пробелов. Теоретическая часть.
Цель: Проверить уровень теоретической подготовки учащихся по теме ( знания).
Каждая команда выбирает 4 билета. Капитан читает вслух вопросы билетов и распределяет их между членами команды, даёт консультации. Сам в ответе не участвует. Ответы у доски по порядку номеров билетов. Оценивают ученика все (светофор) , рецензию ответа дает капитан. Один правильный ответ один балл , результат в зачетный лист. (Приложение №3)
Задание № 4.Рейтинговая работа.
Цель: Выявить уровень самооценки учащихся. Умения решать уравнения и составлять уравнения по условию задачи. Деление с остатком. (Приложение №4)
Домашнее задание.
1.Ликвидировать пробелы. Подобрать задания из учебника и выполнить их на отдельных листах.
2.Ответить на вопросы анкеты.
3. Составить опорный конспект по теме « Действия с натуральными числами»
( творческая работа).
Приложение №1.
Вопросы к зачёту №3 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
1.Как называется каждая компонента при умножении? Что значит умножить число m на натуральное число n ? Решите уравнения:
12Х = 48; У х 5 = 60 . ( п. 11)
2.Запишите свойства умножения с помощью букв и сформулируйте их. Покажите на примерах как применяются свойства умножения ( п.11)
3.Какое действие называется делением ? Назовите каждую компоненту при делении. Решите уравнения: 4Х= 144 ; Х: 8 = 13; 48 : Х=6. (п.12)
4. Запишите свойства деления с помощью букв и сформулируйте их. Покажите на примерах как применяются свойства умножения .Решите уравнение; 44 : У + 9 = 20. (п.12)
5.Как называется каждая компонента при делении с остатком , покажите на примере 123 : 9 ? Как найти делимое при делении с остатком? Запишите формулу деления с остатком.(п.13)
6.Сформулируйте и запишите распределительное свойство умножения относительно сложения. Вычислите ,применяя свойство: 69 х 27 + 31 х 27 ; 977 х 49 + 49 х 23.Раскройте скобки (68 + а ) х 2. Найдите неизвестное слагаемое: 5(Х + 12) =____ + 60.(п.14)
7. Сформулируйте и запишите распределительное свойство умножения относительно вычитания. Вычислите , применяя свойство: 202 х 87 - 102 х 87 ; 263 х 24 -163 х 24.
Раскройте скобки (46 - у ) х 3. Найдите неизвестное вычитаемое: 4(13 - У) = 52 -___ (п.14)
8Порядок выполнения действий. Составьте схему вычислений и вычислите:86 х 12 : 8 + 1414 :14(п.15).
9.Что называется квадратом числа, кубом числа. Порядок выполнения действий. Выполните действия: (15 – 7) : 2 .
Выучите квадраты чисел от 10 до 20, кубы чисел от 1 до5 (п.16).
10.Какое свойство чисел открыл юный Андрей Колмогоров? Проверьте его справедливость для чисел 5 и 6.( стр. 141 и № 655)
11.Старинные единицы длины и массы. Чему равно расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки ? Кто первый привёл в определённую систему русские меры? ( стр.142 – 143)
12.Составить задачи с использованием старинных единиц длины , массы, объёма ( не менее трёх , можно с рисунками , формат – половина альбомного листа , в виде книжечки).
Приложение №4.
Зачёт № 3 по теме : « Умножение и деление натуральных чисел». Теоретическая часть.
Приложение №2
Зачётный лист по теме : «Умножение и деление натуральных чисел» (16.12.09 г.)
Ф.И. ученика ___________________ класс______________
Задание № 1. Проставьте, где это требуется, скобки, знаки действий, чтобы равенства были верными (индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой) – 5 минут.
Пример: ( 5 х 5 - 5) : 5 = 4 |
5 5 5 5 =55 |
5 5 5 5 = 3 | 5 5 5 5 =120 |
5 5 5 5 =7 | 5 5 5 5 =130 |
5 5 5 5 = 26 | 5 5 5 5 =111 |
5 5 5 5 =30 | 5 5 5 5 =625 |
5 5 5 5 =50 | 5 5 5 5 = 1 |
Одно верно выполненное задание – 1 балл.
Задание № 2.Заполните математическое лото . (групповая работа) .( Одно задание – 1 балл).
Задание №3 Теоретическая часть ( ответьте на вопросы выбранного вами билета) – ответ оценивает капитан команды,
дополняют члены команды (один верный ответ- 1б.)
Задание №4 Индивидуальная работа (рейтинговая).
Дополнительные задания:
1.Найдите лишнее число: 5; 13; 21; 37.(зачеркни его)
2.Решите анаграмму: ДВАКАТР ______________________
ТЕСРВА ______________________
ЖНЬАСЕ _______________________
3.Установите зависимость между числами, записанными в верхней строке. Используя эту зависимость восстановите запись в нижней строке.
10 | 3 | 40 | 12 |
3 | 15 | 35 |
Общее количество баллов
Задание№1 | Задание№2 | Задание№3 | Задание№4 | Дополн. | Итог |
Оценка: Учитель:
Индивидуальные задания. (Приложение№4)
(Выбери задание, которое ты сможешь выполнить)
1.Выполни деление с остатком: 1561 : 23 = ( ост. ) ( 1 балл) | 1.Выполни деление с остатком: 10919 : 96 = (ост. ) (2 балла) | 1.Найти неизвестный делитель: 3546 :_____ = 11 (ост.26) (3 балла) |
2.Решите уравнение: ( 1 балл) 24а + 6 + 17а = 47 | 2.Решите уравнение(2 балла) 9а + 12 – 7а + 3 = 47 | 2.Решите уравнение (3 балла) 59а – 13а + 79 + 21а – 23 = 659 |
3.Решите задачу: ( 1 балл) Петя и Маша набрали 15 кг грибов. Петя собрал в 4 раза больше , чем Маша. Сколько собрал каждый? | 3.Решите задачу: (2 балла) В трех корзинах 120 кг груш. Во второй корзине в 3 раза больше чем в первой, а в третьей в 2 раза больше чем в первой. Сколько в каждой корзине? | 3.Решите задачу: (3 балла) Сумма трех чисел равна 192. Найдите эти числа, если третье из них на 17 больше второго и в 9 раз меньше первого. |
Количество набранных баллов:____________ Количество полученных баллов: ___________Оценка:__________
ФИ ученика: _________________________________ Учитель:__________________________________________
Анализ урока.
Цели урока.
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Деление и умножение натуральных чисел», выявить и устранить пробелы в знаниях, оценить качество знаний учащихся.
Воспитательная: воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду, воспитание дисциплинированности, взаимопомощи.
Развивающая: развитие умения применять знания на практике, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий своих и учащихся класса, анализировать действия. Развитие приёмов наблюдения, инициативы, умение преодолевать трудности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока :Урок- зачёт.
Методы и приёмы обучения: Алгоритмический - это инструктирование учащихся.
Программированный – заключается в подготовке учебного материала путём « пошаговой» разбивки в форме вопросов, обуславливает самостоятельную работу учащихся.
Структура урока: Создаются условия для воспроизведения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Урок включает: оргмомент, целеполагание и мотивацию, актуализацию знаний, систему обобщения, применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях, проверку уровня обученности, домашнее задание и итог урока.
Формы работы: Индивидуальная и групповая. Применяются игровые элементы.В процессе всего урока учащиеся анализируют свою деятельность, оценивают себя и своих одноклассников.
Условия для проведения урока присутствуют.
- наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией.
- наличие необходимых средств обучения.
- наличие доверительных отношений между учащимися и учителем, основанный на взаимном уважении.
- уровень обученности учащихся соответствует программным требованиям.
- формируется мотив учения и труда.
- применяются активные формы и методы обучения.
Урок направлен на развитие личности.
Учитель выступает как организатор учебной деятельности, как помощник и консультант.
Сотрудничество между учителем и учеником.
Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока. Слияние различных этапов урока.
Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы (диалоговые, игровые технологии).
3. Оцени себя в трех измерениях «дело», «Я»,«Мы».
Как я усвоил материал ? («дело») | ||
Получил прочные знания , усвоил материал. | 9-10б. | |
Усвоил материал частично. | 7-8б. | |
Мало что понял. Необходимо ещё поработать. | 4-5б. | |
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли я своей работой? ( «Я») | ||
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён , своей работой. | 9-10б. | |
Допустил ошибки. | 7-8 б. | |
Не справился. | 4-6 б. | |
Как работала группа, учебная пара? ( « Мы»). | ||
Дружно, совместно разбирали задания. | 9-10 б | |
Не все активно участвовали в обсуждении. | 7-8б. | |
Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок. | 4-6 б. |
Что плохо усвоил? Запиши.________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Урок - сказка . Иванушка - дурачок, пройдя три испытания превращается в Иван Царевича....
Урок математики в 5 класс по теме:" Умножение и деление натуральных чисел"
Урок- сказка . Иванушка -дурачек ,пройдя три испытания, превращается в Иван-Царевича......
Интегрированный урок по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".
Занятие в 5 СКК классе.Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление натуральных чисел» обеспечивает преемственность начально...
Презентация к интегрированному уроку по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".
Занятие в 5 СКК классе для ребят с ограниченными возможностями слуха и речи..Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление на...
Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...
Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...
Презентация урока по математике 5 класс по теме "Умножение и деление натуральнывх чисел" (УМК Н.Я.Виленкин)
Данный урок систематизирует и обобщает знания, умения и навыки обучающихся по теме "Умножение и деление натуральных чисел". На уроке использована проектная деятельность и тестовая технология....