РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины МАТЕМАТИКА
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) для специальности 260807.01 повар, кондитер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_matem_2014-2015.doc | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 64
СОГЛАСОВАНО_________ УТВЕРЖДЕНО__________
МЕТОДКОМИССИЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДСОВЕТОМ ПЛ №64
ДИСЦИПЛИН
ПРОТОКОЛ №__ ОТ _____________2014 Г ПРОТОКОЛ №__ОТ_______2014 Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины МАТЕМАТИКА
Разработала:
Алаторцева Н.Е.
УФА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) для специальности 260807.01 повар, кондитер.
Организация-разработчик: ГБОУ НПО профессиональный лицей № 64, Республика Башкортостан, г.Уфа, Уфимское шоссе, 22.
Разработчик: Алаторцева Наталья Евгеньевна, преподаватель математики.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 24 |
| 25 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
- Область применения программы
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика» относится к общеобразовательному циклу программы среднего общего образования и направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Учебная дисциплина «Математика» связана с общеобразовательными дисциплинами русский язык, история, физика, информатика и ИКТ.
Рабочая программа по учебной дисциплине “Математика” ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
- выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
- находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
- вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
- определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
- строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
- использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь:
- находить производные элементарных функций;
- использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
- применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
- решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
- использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
- составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для построения и исследования простейших математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
- Самоорганизация – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Самообучение – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
- Информационный блок – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Коммуникативный блок – способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка - 435 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузки – 273 часа;
самостоятельная (внеаудиторная) работа -145 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов СПО |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 435 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 273 |
в том числе: | |
лабораторные работы | не предусмотрено |
практические работы | 70 |
контрольные работы | 16 |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 145 |
в том числе: | |
внеаудиторная работа с учебником или Интернет-ресурсами | 145 |
Итоговая аттестация в форме | письменный экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | 2 | ||||
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. | 1 | ||||
Самостоятельная работа: Основные теоретико – множественные понятия математики. Работа со справочной литературой по темам: «Приближенное значение величины и погрешности измерений», «История открытия комплексных чисел» | 2 | ||||
Раздел 1. Алгебра. | 104 | ||||
1.1. Развитие понятия о числе | 10 | ||||
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенное значение величины и погрешности приближений. Комплексные числа. | 2 | ||||
Практические работы. Приближенные вычисления. | 2 | ||||
Контрольная работа «Развитие понятия числа» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Отношения. Множества. Относительная погрешность. | 2,3 | ||||
1.2. Корни, степени и логарифмы | 30 | ||||
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Геометрическое изображение рациональных чисел. Иррациональные числа. Решение задач Число е. Переход логарифма к новому основанию. Действия с искусственными выражениями отрицательных логарифмов. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Корни, степени и логарифмы» | 3 | ||||
1.3.Основы тригонометрии | 40 | ||||
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. | 2 | ||||
Практические работы: Решение простейших тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений. | 2 | ||||
Контрольная работа «Тригонометрические преобразования» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Выражение sın α и соs α через тангенс половинного угла. Решение задач. Преобразование выражений через тангенс половинного аргумента. Преобразование суммы (разности) тангенсов двух углов. Доказательство тригонометрических тождеств. Графический способ решения тригонометрических уравнений. | 2,3 | ||||
1.4. Функции, их свойства и графики. | 12 | ||||
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). | 2 | ||||
Контрольная работа «Функции, их свойства и графики» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Область определения обратной функции. Область значений обратной функции. Решение задач. | 2,3 | ||||
1.5. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | 12 | ||||
Определения функций, их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 2 | ||||
Практические работы: Преобразование графиков. | 2 | ||||
Контрольные работы «Степенные и логарифмические функции» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач График тригонометрических функций кратных углов. Гармоническое колебание. Гармоническое колебание в электротехнике. | 2,3 | ||||
Раздел 2. Начала математического анализа. |
36 | ||||
2.1.Последовательности | 4 | ||||
Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Понятие о непрерывности функции. | 2,3 | ||||
2.2. Производная | 24 | ||||
Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Производные обратной функции и композиции функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. | 2 | ||||
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. | |||||
Практические работы: Вычисление производных. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций. Критические точки функции, максимумы и минимумы. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Закон движения. Мгновенная скорость движения. Геометрическое истолкование производной. Применение производной к графическому решению уравнений. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям. Исторические сведения о дифференциальном исчислении. Решение задач | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Вычисление производных функций. Исследование функции с использованием производной» | 3 | ||||
2.3. Первообразная и интеграл | 8 | ||||
Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. | 2 | ||||
Практические работы: Применения интеграла в физике и геометрии. | 2 | ||||
Контрольная работа «Определенный интеграл. Площадь плоских фигур» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач. | 2,3 | ||||
Раздел 3. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей | 16 | ||||
3.1. Элементы комбинаторики | 8 | ||||
Основные понятия комбинаторики. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 | ||||
Практические работы: Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Применение формул бинома Ньютона к приближенным вычислениям. Размещения с повторением и без повторений. | 2,3 | ||||
3.2. Элементы теории вероятностей | 4 | ||||
Событие, вероятность события. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел. | 2 | ||||
Практические работы: Сложение и умножение вероятностей. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач. | 2,3 | ||||
3.3. Элементы математической статистики | 4 | ||||
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики. | 2 | ||||
Практические работы: Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 2 | ||||
Контрольная работа «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. | 2,3 | ||||
Раздел 4. Геометрия | 84 | ||||
4.1.Прямые и плоскости в пространстве | 24 | ||||
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. | 2 | ||||
Практические работы: Изображение пространственных фигур. Решение задач на перпендикулярность плоскостей. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении. Площадь ортогональной проекции. | 2,3 | ||||
Контрольные работы: «Параллельность прямых, прямой и плоскости» «Перпендикулярность прямой и плоскости»
| 3 | ||||
4.2. Многогранники | 18 | ||||
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). | 2 | ||||
Практические работы: Прямая призма. Решение задач. Параллелепипед. Решение задач. Решение задач по теме «Пирамида». Решение задач по теме «Усеченная пирамида». Решение задач по теме «Правильные многогранники». | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Развертка. Многогранные углы. Решение задач. Построение пирамиды и ее плоских сечений. Ортоцентрический тетраэдр. Равногранный тетраэдр. Произвольный тетраэдр. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Многогранники» | 3 | ||||
4.3. Тела вращения и поверхности тел вращения | 12 | ||||
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Усеченный конус. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Касательная плоскость к сфере. О понятии тела и его поверхности в геометрии. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Тела вращения и поверхности тел вращения» | 3 | ||||
4.4. Измерения в геометрии | 14 | ||||
Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 2 | ||||
Практические работы: Решение задач на вычисление объемов. Площадь поверхностей цилиндра и конуса. Решение задач на вычисление площади поверхности | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Равновеликие тела. Объем усеченной пирамиды. Объем усеченного конуса. Объем шарового сегмента и сектора. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Измерения в геометрии» | 3 | ||||
4.5. Координаты и векторы | 16 | ||||
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Симметрия в природе и на практике. Движение в пространстве. Параллельный перенос. Подобие пространственных фигур. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Координаты и векторы» | 3 | ||||
Раздел 5.Уравнения и неравенства. | 28 | ||||
5.1. Уравнения и неравенства | 28 | ||||
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. | 2 | ||||
Практические работы: Решение иррациональных уравнений и систем. Решение показательных уравнений. Решение показательных неравенств. Решение показательных уравнений, неравенств и систем. Решение логарифмических уравнений. Решение логарифмических неравенств. Решение логарифмических уравнений и систем. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений и систем. Метод интервалов | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Графическое решение уравнений. Графическое решение неравенств. Система трех уравнений первой степени с тремя неизвестными. Система уравнений второй степени с двумя неизвестными Решение задач. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Рациональные, иррациональные, показательные уравнения» | 3 | ||||
Раздел 6. Повторение | 3 | ||||
Итоговое повторение и обобщение знаний. | 1,2 | ||||
ВСЕГО | 273 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3 Перспективно-тематический план
учебной дисциплины «Математика»
II курс (140 ч)
№ занятий | Наименование разделов, тем занятий | Кол - во часов |
1 | 2 | 3 |
Первообразная и интеграл | 8 | |
1 – 2 | Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Производная в физике и технике. | 2 |
3 - 4 | Первообразная. Основное свойство первообразной. | 2 |
5 - 6 | Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница. Площадь криволинейной трапеции. | 2 |
7 | Применения интеграла в физике и технике. | 1 |
8 | Контрольная работа «Определенный интеграл. Площадь плоских фигур» | 1 |
Корни, степени и логарифмы | 30 | |
9 – 10 | Корни и степени. Корни натуральной степени из числа. | 2 |
11 – 12 | Свойства корней натуральной степени. | 2 |
13 – 14 | Степень с рациональным показателем. | 2 |
15 – 17 | Свойства степеней с рациональным показателем. | 3 |
18 - 20 | Степени с действительными показателями и их свойства. | 3 |
21 – 22 | Логарифмы и их свойства. Десятичные и натуральные логарифмы. | 2 |
23 - 25 | Правила действий с логарифмами. | 3 |
26 – 29 | Преобразование алгебраических выражений. | 4 |
30 – 33 | Преобразование рациональных и иррациональных выражений. | 4 |
34 – 37 | Преобразование показательных и логарифмических выражений. | 4 |
38 | Контрольная работа «Корни, степени и логарифмы» | 1 |
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. | 12 | |
39 – 40 | Показательная функция и ее свойства. | 2 |
41 – 42 | Логарифмическая функция и ее свойства. | 2 |
43 – 44 | Степенная функция и ее свойства. | 2 |
45- 46 | Тригонометрические функции и их графики. | 2 |
47 - 49 | Преобразование графиков. | 3 |
50 | Контрольная работа «Степенные и логарифмические функции» | 1 |
Многогранники. | 18 | |
51-52 | Многогранники. Призма. Изображение призмы и построение ее сечений. | 2 |
53 - 54 | Прямая призма. Решение задач. | 2 |
55 -56 | Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Решение задач. | 2 |
57-58 | Пирамида. Правильная пирамида. | 2 |
59-60 | Решение задач по теме «Пирамида»
| 2 |
61-62 | Усеченная пирамида. Тетраэдр. Решение задач по теме «Усеченная пирамида» | 2 |
63-64 | Симметрия в кубе, параллелепипедах. | 2 |
65-66 | Сечения куба, призмы, пирамиды. | 2 |
67 | Решение задач по теме « Правильные многогранники» | 1 |
68 | Контрольная работа «Многогранники» | 1 |
Тела вращения и поверхности тел вращения. | 12 | |
69-70 | Цилиндр. | 2 |
71-72 | Вписанная и описанная призмы. | 2 |
73-74 | Конус. | 2 |
75-76 | Вписанная и описанная пирамиды. | 2 |
77-78 | Шар и сфера. Сечения шара плоскостью. | 2 |
79 | Решение задач. | 1 |
80 | Контрольная работа «Тела вращения и поверхности тел вращения» | 1 |
Измерения в геометрии. | 14 | |
81-82 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем наклонного параллелепипеда. | 2 |
83-84 | Объем призмы. Объем пирамиды. | 2 |
85-86 | Решение задач на вычисление объемов. | 2 |
87-88 | Объем цилиндра и конуса. | 2 |
89-90 | Общая формула для объемов тел вращения. Объем шара. | 2 |
91-92 | Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. | 2 |
93 | Решение задач на вычисление площади боковой поверхности цилиндра и конуса. | 1 |
94 | Контрольная работа «Измерения в геометрии» | 1 |
Элементы комбинаторики. | 8 | |
95-96 | Основные понятия комбинаторики. Принцип математической индукции. | 2 |
97-98 | Задачи на подсчет числа перестановок размещений, сочетаний. | 2 |
99-100 | Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 |
101-102 | Формула бинома Ньютона. Решение задач. | 2 |
Элементы теории вероятностей. | 4 | |
103-104 | Случайное событие и ее вероятность. | 2 |
105-106 | Сложения и умножения вероятностей. | 2 |
Элементы математической статистики | 4 | |
107-108 | Первоначальные понятия математической статистики. | 2 |
109 | Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 1 |
110 | Контрольная работа «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей» | 1 |
Уравнения и неравенства. | 28 | |
111-112 | Равносильность уравнений, неравенств, систем. | 2 |
113-114 | Решение иррациональных уравнений и систем . | 2 |
115-116 | Решение показательных уравнений. | 2 |
117-118 | Решение показательных неравенств. | 2 |
119-120 | Решение показательных уравнений, неравенств и систем. | 2 |
121-122 | Решение логарифмических уравнений. | 2 |
123-124 | Решение логарифмических неравенств. | 2 |
125-126 | Решение логарифмических уравнений, неравенств систем. | 2 |
127-128 | Основные приемы решения уравнений. | 2 |
129-130 | Решение тригонометрических уравнений. | 2 |
131-132 | Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений. | 2 |
133-134 | Метод интервалов. | 2 |
135-137 | Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. | 3 |
138 | Контрольная работа «Рациональные, иррациональные, показательные уравнения» | 1 |
Повторение. | 2 | |
139-140 | Итоговое повторение и обобщение знаний. | 2 |
ИТОГО ЗА ГОД | 140ч |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математики»
Оборудование учебного кабинета:
Учебно-методический комплекс по дисциплинам «Алгебра», «Геометрия». Наглядные пособия: таблицы, карточки. Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, доска аудиторная, шкаф для методических пособий, стол преподавательский, стул для преподавателя, плакаты по отдельным темам, варианты индивидуальных заданий, варианты заданий для подготовки к ЕГЭ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Башмаков М.И. Математика. Учебник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Башмаков М.И. Математика. Задачник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Башмаков М.И. Математика. Сборник задач для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные источники:
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Погорелов А. В. Геометрия 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012.
Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике, алгебре и началам анализа. 11 кл. Дорофеев Г.В. и др. – М.: Дрофа, 2012.
ЕГЭ 2013. Математика. Тематический сборник заданий. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. - М.: Издательство “Национальное образование”, 2012.
Семенко Е.А. Тематический сборник заданий для подготовки к ЕГЭ по математике. 10-11 кл. М.: Вентана-Граф, 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля - практических и самостоятельных работ, тестирования, дифференцированных зачетов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований, расчетно-графических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы тестирование |
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; | |
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка тестирование индивидуальная работа с электронным учебником |
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции | |
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках | |
строить графики изученных функций, иллюстриро-вать по графику свойства элементарных функций | |
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин | |
находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы тестирование |
применять производную для проведения прибли-женных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения | |
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; | |
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; |
использовать графический метод решения уравнений и неравенств; | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка тестирование метод практического контроля |
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; | |
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах; | письменная самостоятельная работа практическая проверка письменная контрольная работа машинный контроль комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; | |
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; | |
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; | |
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; | |
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; | |
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; | |
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; | |
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); | |
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; | |
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач | письменная самостоятельная работа практическая проверка письменная контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| |
Знания: | |
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; | фронтальный опрос устный зачет письменный зачет письменная проверка в форме математического диктанта, защита реферата, самостоятельная работа с книгой и другими материалами выполнение презентации тестирование машинный метод в форме индивидуального опроса |
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; | |
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; | |
вероятностный характер различных процессов окружающего мира |
Критерии оценивания
1.Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по математике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, устный опрос.
3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Отметка «1» ставится, если:
- обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для профессий 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности "Прикладная информатика" по ФГОС 3 поколения
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика". Данная рабочая программа составлена для специальности 230701 «Прикладная информатика» (по отраслям)(прикладной бакалавриат) СПО (базовый уровен...
Рабочая программа учебной дисциплины математика СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и средне...
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технологии машиностроения»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии:100116.01« Парикмахер» Организация-разработчик...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" расчитана на 296 часов для НПО...