РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины МАТЕМАТИКА
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) для специальности 260807.01 повар, кондитер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 64
СОГЛАСОВАНО_________ УТВЕРЖДЕНО__________
МЕТОДКОМИССИЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДСОВЕТОМ ПЛ №64
ДИСЦИПЛИН
ПРОТОКОЛ №__ ОТ _____________2014 Г ПРОТОКОЛ №__ОТ_______2014 Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины МАТЕМАТИКА
Разработала:
Алаторцева Н.Е.
УФА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) для специальности 260807.01 повар, кондитер.
Организация-разработчик: ГБОУ НПО профессиональный лицей № 64, Республика Башкортостан, г.Уфа, Уфимское шоссе, 22.
Разработчик: Алаторцева Наталья Евгеньевна, преподаватель математики.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 24 |
| 25 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
- Область применения программы
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика» относится к общеобразовательному циклу программы среднего общего образования и направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Учебная дисциплина «Математика» связана с общеобразовательными дисциплинами русский язык, история, физика, информатика и ИКТ.
Рабочая программа по учебной дисциплине “Математика” ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
- выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
- находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
- вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
- определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
- строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
- использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь:
- находить производные элементарных функций;
- использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
- применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
- решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
- использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
- составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для построения и исследования простейших математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
- Самоорганизация – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Самообучение – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
- Информационный блок – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Коммуникативный блок – способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка - 435 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузки – 273 часа;
самостоятельная (внеаудиторная) работа -145 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов СПО |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 435 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 273 |
в том числе: | |
лабораторные работы | не предусмотрено |
практические работы | 70 |
контрольные работы | 16 |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 145 |
в том числе: | |
внеаудиторная работа с учебником или Интернет-ресурсами | 145 |
Итоговая аттестация в форме | письменный экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | 2 | ||||
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. | 1 | ||||
Самостоятельная работа: Основные теоретико – множественные понятия математики. Работа со справочной литературой по темам: «Приближенное значение величины и погрешности измерений», «История открытия комплексных чисел» | 2 | ||||
Раздел 1. Алгебра. | 104 | ||||
1.1. Развитие понятия о числе | 10 | ||||
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенное значение величины и погрешности приближений. Комплексные числа. | 2 | ||||
Практические работы. Приближенные вычисления. | 2 | ||||
Контрольная работа «Развитие понятия числа» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Отношения. Множества. Относительная погрешность. | 2,3 | ||||
1.2. Корни, степени и логарифмы | 30 | ||||
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Геометрическое изображение рациональных чисел. Иррациональные числа. Решение задач Число е. Переход логарифма к новому основанию. Действия с искусственными выражениями отрицательных логарифмов. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Корни, степени и логарифмы» | 3 | ||||
1.3.Основы тригонометрии | 40 | ||||
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. | 2 | ||||
Практические работы: Решение простейших тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений. | 2 | ||||
Контрольная работа «Тригонометрические преобразования» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Выражение sın α и соs α через тангенс половинного угла. Решение задач. Преобразование выражений через тангенс половинного аргумента. Преобразование суммы (разности) тангенсов двух углов. Доказательство тригонометрических тождеств. Графический способ решения тригонометрических уравнений. | 2,3 | ||||
1.4. Функции, их свойства и графики. | 12 | ||||
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). | 2 | ||||
Контрольная работа «Функции, их свойства и графики» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Область определения обратной функции. Область значений обратной функции. Решение задач. | 2,3 | ||||
1.5. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции | 12 | ||||
Определения функций, их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 2 | ||||
Практические работы: Преобразование графиков. | 2 | ||||
Контрольные работы «Степенные и логарифмические функции» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач График тригонометрических функций кратных углов. Гармоническое колебание. Гармоническое колебание в электротехнике. | 2,3 | ||||
Раздел 2. Начала математического анализа. |
36 | ||||
2.1.Последовательности | 4 | ||||
Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Понятие о непрерывности функции. | 2,3 | ||||
2.2. Производная | 24 | ||||
Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Производные обратной функции и композиции функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. | 2 | ||||
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. | |||||
Практические работы: Вычисление производных. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций. Критические точки функции, максимумы и минимумы. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Закон движения. Мгновенная скорость движения. Геометрическое истолкование производной. Применение производной к графическому решению уравнений. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям. Исторические сведения о дифференциальном исчислении. Решение задач | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Вычисление производных функций. Исследование функции с использованием производной» | 3 | ||||
2.3. Первообразная и интеграл | 8 | ||||
Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. | 2 | ||||
Практические работы: Применения интеграла в физике и геометрии. | 2 | ||||
Контрольная работа «Определенный интеграл. Площадь плоских фигур» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач. | 2,3 | ||||
Раздел 3. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей | 16 | ||||
3.1. Элементы комбинаторики | 8 | ||||
Основные понятия комбинаторики. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 | ||||
Практические работы: Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Применение формул бинома Ньютона к приближенным вычислениям. Размещения с повторением и без повторений. | 2,3 | ||||
3.2. Элементы теории вероятностей | 4 | ||||
Событие, вероятность события. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел. | 2 | ||||
Практические работы: Сложение и умножение вероятностей. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач. | 2,3 | ||||
3.3. Элементы математической статистики | 4 | ||||
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики. | 2 | ||||
Практические работы: Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 2 | ||||
Контрольная работа «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей» | 3 | ||||
Самостоятельная работа: Генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. | 2,3 | ||||
Раздел 4. Геометрия | 84 | ||||
4.1.Прямые и плоскости в пространстве | 24 | ||||
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. | 2 | ||||
Практические работы: Изображение пространственных фигур. Решение задач на перпендикулярность плоскостей. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Решение задач Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении. Площадь ортогональной проекции. | 2,3 | ||||
Контрольные работы: «Параллельность прямых, прямой и плоскости» «Перпендикулярность прямой и плоскости»
| 3 | ||||
4.2. Многогранники | 18 | ||||
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). | 2 | ||||
Практические работы: Прямая призма. Решение задач. Параллелепипед. Решение задач. Решение задач по теме «Пирамида». Решение задач по теме «Усеченная пирамида». Решение задач по теме «Правильные многогранники». | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Развертка. Многогранные углы. Решение задач. Построение пирамиды и ее плоских сечений. Ортоцентрический тетраэдр. Равногранный тетраэдр. Произвольный тетраэдр. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Многогранники» | 3 | ||||
4.3. Тела вращения и поверхности тел вращения | 12 | ||||
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Усеченный конус. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Касательная плоскость к сфере. О понятии тела и его поверхности в геометрии. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Тела вращения и поверхности тел вращения» | 3 | ||||
4.4. Измерения в геометрии | 14 | ||||
Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 2 | ||||
Практические работы: Решение задач на вычисление объемов. Площадь поверхностей цилиндра и конуса. Решение задач на вычисление площади поверхности | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Равновеликие тела. Объем усеченной пирамиды. Объем усеченного конуса. Объем шарового сегмента и сектора. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Измерения в геометрии» | 3 | ||||
4.5. Координаты и векторы | 16 | ||||
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Симметрия в природе и на практике. Движение в пространстве. Параллельный перенос. Подобие пространственных фигур. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Координаты и векторы» | 3 | ||||
Раздел 5.Уравнения и неравенства. | 28 | ||||
5.1. Уравнения и неравенства | 28 | ||||
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. | 2 | ||||
Практические работы: Решение иррациональных уравнений и систем. Решение показательных уравнений. Решение показательных неравенств. Решение показательных уравнений, неравенств и систем. Решение логарифмических уравнений. Решение логарифмических неравенств. Решение логарифмических уравнений и систем. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических уравнений и систем. Метод интервалов | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Графическое решение уравнений. Графическое решение неравенств. Система трех уравнений первой степени с тремя неизвестными. Система уравнений второй степени с двумя неизвестными Решение задач. | 2,3 | ||||
Контрольная работа «Рациональные, иррациональные, показательные уравнения» | 3 | ||||
Раздел 6. Повторение | 3 | ||||
Итоговое повторение и обобщение знаний. | 1,2 | ||||
ВСЕГО | 273 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3 Перспективно-тематический план
учебной дисциплины «Математика»
II курс (140 ч)
№ занятий | Наименование разделов, тем занятий | Кол - во часов |
1 | 2 | 3 |
Первообразная и интеграл | 8 | |
1 – 2 | Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Производная в физике и технике. | 2 |
3 - 4 | Первообразная. Основное свойство первообразной. | 2 |
5 - 6 | Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница. Площадь криволинейной трапеции. | 2 |
7 | Применения интеграла в физике и технике. | 1 |
8 | Контрольная работа «Определенный интеграл. Площадь плоских фигур» | 1 |
Корни, степени и логарифмы | 30 | |
9 – 10 | Корни и степени. Корни натуральной степени из числа. | 2 |
11 – 12 | Свойства корней натуральной степени. | 2 |
13 – 14 | Степень с рациональным показателем. | 2 |
15 – 17 | Свойства степеней с рациональным показателем. | 3 |
18 - 20 | Степени с действительными показателями и их свойства. | 3 |
21 – 22 | Логарифмы и их свойства. Десятичные и натуральные логарифмы. | 2 |
23 - 25 | Правила действий с логарифмами. | 3 |
26 – 29 | Преобразование алгебраических выражений. | 4 |
30 – 33 | Преобразование рациональных и иррациональных выражений. | 4 |
34 – 37 | Преобразование показательных и логарифмических выражений. | 4 |
38 | Контрольная работа «Корни, степени и логарифмы» | 1 |
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. | 12 | |
39 – 40 | Показательная функция и ее свойства. | 2 |
41 – 42 | Логарифмическая функция и ее свойства. | 2 |
43 – 44 | Степенная функция и ее свойства. | 2 |
45- 46 | Тригонометрические функции и их графики. | 2 |
47 - 49 | Преобразование графиков. | 3 |
50 | Контрольная работа «Степенные и логарифмические функции» | 1 |
Многогранники. | 18 | |
51-52 | Многогранники. Призма. Изображение призмы и построение ее сечений. | 2 |
53 - 54 | Прямая призма. Решение задач. | 2 |
55 -56 | Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Решение задач. | 2 |
57-58 | Пирамида. Правильная пирамида. | 2 |
59-60 | Решение задач по теме «Пирамида»
| 2 |
61-62 | Усеченная пирамида. Тетраэдр. Решение задач по теме «Усеченная пирамида» | 2 |
63-64 | Симметрия в кубе, параллелепипедах. | 2 |
65-66 | Сечения куба, призмы, пирамиды. | 2 |
67 | Решение задач по теме « Правильные многогранники» | 1 |
68 | Контрольная работа «Многогранники» | 1 |
Тела вращения и поверхности тел вращения. | 12 | |
69-70 | Цилиндр. | 2 |
71-72 | Вписанная и описанная призмы. | 2 |
73-74 | Конус. | 2 |
75-76 | Вписанная и описанная пирамиды. | 2 |
77-78 | Шар и сфера. Сечения шара плоскостью. | 2 |
79 | Решение задач. | 1 |
80 | Контрольная работа «Тела вращения и поверхности тел вращения» | 1 |
Измерения в геометрии. | 14 | |
81-82 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем наклонного параллелепипеда. | 2 |
83-84 | Объем призмы. Объем пирамиды. | 2 |
85-86 | Решение задач на вычисление объемов. | 2 |
87-88 | Объем цилиндра и конуса. | 2 |
89-90 | Общая формула для объемов тел вращения. Объем шара. | 2 |
91-92 | Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. | 2 |
93 | Решение задач на вычисление площади боковой поверхности цилиндра и конуса. | 1 |
94 | Контрольная работа «Измерения в геометрии» | 1 |
Элементы комбинаторики. | 8 | |
95-96 | Основные понятия комбинаторики. Принцип математической индукции. | 2 |
97-98 | Задачи на подсчет числа перестановок размещений, сочетаний. | 2 |
99-100 | Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 |
101-102 | Формула бинома Ньютона. Решение задач. | 2 |
Элементы теории вероятностей. | 4 | |
103-104 | Случайное событие и ее вероятность. | 2 |
105-106 | Сложения и умножения вероятностей. | 2 |
Элементы математической статистики | 4 | |
107-108 | Первоначальные понятия математической статистики. | 2 |
109 | Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 1 |
110 | Контрольная работа «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей» | 1 |
Уравнения и неравенства. | 28 | |
111-112 | Равносильность уравнений, неравенств, систем. | 2 |
113-114 | Решение иррациональных уравнений и систем . | 2 |
115-116 | Решение показательных уравнений. | 2 |
117-118 | Решение показательных неравенств. | 2 |
119-120 | Решение показательных уравнений, неравенств и систем. | 2 |
121-122 | Решение логарифмических уравнений. | 2 |
123-124 | Решение логарифмических неравенств. | 2 |
125-126 | Решение логарифмических уравнений, неравенств систем. | 2 |
127-128 | Основные приемы решения уравнений. | 2 |
129-130 | Решение тригонометрических уравнений. | 2 |
131-132 | Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений. | 2 |
133-134 | Метод интервалов. | 2 |
135-137 | Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. | 3 |
138 | Контрольная работа «Рациональные, иррациональные, показательные уравнения» | 1 |
Повторение. | 2 | |
139-140 | Итоговое повторение и обобщение знаний. | 2 |
ИТОГО ЗА ГОД | 140ч |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математики»
Оборудование учебного кабинета:
Учебно-методический комплекс по дисциплинам «Алгебра», «Геометрия». Наглядные пособия: таблицы, карточки. Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, доска аудиторная, шкаф для методических пособий, стол преподавательский, стул для преподавателя, плакаты по отдельным темам, варианты индивидуальных заданий, варианты заданий для подготовки к ЕГЭ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Башмаков М.И. Математика. Учебник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Башмаков М.И. Математика. Задачник для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Башмаков М.И. Математика. Сборник задач для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные источники:
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Погорелов А. В. Геометрия 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012.
Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике, алгебре и началам анализа. 11 кл. Дорофеев Г.В. и др. – М.: Дрофа, 2012.
ЕГЭ 2013. Математика. Тематический сборник заданий. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. - М.: Издательство “Национальное образование”, 2012.
Семенко Е.А. Тематический сборник заданий для подготовки к ЕГЭ по математике. 10-11 кл. М.: Вентана-Граф, 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля - практических и самостоятельных работ, тестирования, дифференцированных зачетов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований, расчетно-графических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы тестирование |
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; | |
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка тестирование индивидуальная работа с электронным учебником |
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции | |
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках | |
строить графики изученных функций, иллюстриро-вать по графику свойства элементарных функций | |
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин | |
находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы тестирование |
применять производную для проведения прибли-женных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения | |
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; | |
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; |
использовать графический метод решения уравнений и неравенств; | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа практическая проверка тестирование метод практического контроля |
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; | |
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах; | письменная самостоятельная работа практическая проверка письменная контрольная работа машинный контроль комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; | |
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; | |
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; | |
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; | |
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; | |
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; | |
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; | |
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); | |
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; | |
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач | письменная самостоятельная работа практическая проверка письменная контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| |
Знания: | |
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; | фронтальный опрос устный зачет письменный зачет письменная проверка в форме математического диктанта, защита реферата, самостоятельная работа с книгой и другими материалами выполнение презентации тестирование машинный метод в форме индивидуального опроса |
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; | |
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; | |
вероятностный характер различных процессов окружающего мира |
Критерии оценивания
1.Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по математике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, устный опрос.
3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Отметка «1» ставится, если:
- обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-171865-1510072444.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для профессий 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-234416-1380132414.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности "Прикладная информатика" по ФГОС 3 поколения
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика". Данная рабочая программа составлена для специальности 230701 «Прикладная информатика» (по отраслям)(прикладной бакалавриат) СПО (базовый уровен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-259772-1382425736.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины математика СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380462-1389499726.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и средне...
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Математика»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технологии машиностроения»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии:100116.01« Парикмахер» Организация-разработчик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436047-1397354647.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" расчитана на 296 часов для НПО...