«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе »
проект по алгебре (5 класс) на тему
Оглавление
I. Вводная часть
1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
III. Заключение
1. Выводы по ИР
2. Прогноз: эффекты и риски
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_traektoriya.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе »
Автор: Пестрикова Наталья Григорьевна,
учитель математики и информатики
ГБОУ СОШ с. Хворостянка
I. Вводная часть
1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
III. Заключение
1. Выводы по ИР
2. Прогноз: эффекты и риски
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
I. Вводная часть
1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
В законе об Образовании обучающимся предоставляются академические права на:
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
2. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. В связи с этим перед каждым учителем ставится задача успешного обучения всех учащихся независимо от их возможностей, потребностей, физического и психологического развития.
Работа учителя, ориентированная на сильного ученика, приводит к тому, что у слабых учащихся появляется отвращение к учебе, боязнь высказать собственное мнение на уроке.
Но работа учителя, ориентированная на среднего ученика, также негативно сказывается и на сильных учениках. Такие ученики зачастую и вовсе выпадают из поля зрения учителя. Сильные, талантливые учащиеся теряют интерес к учению, им становится скучно, и, в результате, к концу обучения талантливые дети превращаются в посредственных учеников.
3. Цель:
Реализация индивидуально-образовательных маршрутов учащихся должна не только обеспечить базовую и подготовку, но удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к учебе; решить проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.
Задачи:
Используя индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на уроках математики необходимо реализовать системно-деятельный подход в развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у школьников умения учиться и применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Для формировании учебных действий у учащихся на уроке необходима разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения.
Результаты:
Обучающиеся должны научиться ставить собственные цели в изучении конкретной темы; выбирать оптимальные формы и темы обучения; применять те способы учения, которые способствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
II. Основная часть
- Под индивидуальной образовательной траекторией мы будем понимать определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации соответствующих целей по уровню овладения программным математическим содержанием, основанную на его уровне обученности, соответствующую его способностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, консультирующей деятельности педагога. При этом ученик всегда должен ощущать собственную ответственность за сделанный выбор и за рост своих результатов при его реализации.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:
• целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую
ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
• набор конкретных дидактических и методических средств по
обеспечению развития ребенка, основанный на его индивидуальных
особенностях, к которым относятся уровни обучаемости, обученности и психическое состояние ребёнка
В стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает:
1) как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением;
2) как “неформальный заказчик”, “предъявляя” (при стартовом диагностировании), проектирующему для него образовательную программу – индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности
На стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления
образования. В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки. Именно поддержка ученика в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:
• структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
• сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
• регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
• усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
• создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
• сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
• перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.
- Возможность индивидуальной траектории образования ученика
предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня. Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ОЭР, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).
Для обучающихся 5-х классов необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Для определения уровня обученности учащихся используются следующие виды контроля:
- входной – контроль знаний и умений учащихся в начале учебного года, необходимый для организации эффективной системы повторения изученного материала
- текущий – контроль, позволяющий непрерывно отслеживать уровень усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения материала; правильно налаженный подобный контроль позволяет обеспечить обратную связь и управлять познавательной деятельностью учащихся;
- рубежный – контроль знаний и умений учащихся по окончании изучения определенной темы курса;
- отсроченный – контроль «остаточных» знаний и умений, который проводится спустя какое-то время после изучения основных тем и разделов курса , проводится, как правило, выборочно с целью изучения прочности знаний наиболее слабых и наиболее сильных учащихся
- итоговый – контроль знаний, умений и навыков учащихся переводных классов, который проводится в виде зачетов, годовых итоговых контрольных работах, тестирования.
Условия реализации:
1. Субъектные (наличие и готовность всех субъектов обучения).
2. Ценностно-нормативные (смысл, мотивы, ответственность, ориентации субъектов обучения).
3. Целеполагание субъектов обучения.
4. Дидактические (формы, методы, контроль и оценка).
5. Технологические (технологии и средства).
III. Заключение
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании
ИОТ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
При реализации индивидуального образовательного маршрута могут возникнуть следующие трудности:
- не все ребята могут объективно оценить свои знания и выбрать задания нужного уровня;
- количество заданий, рекомендованное для закрепления тем программы мало, что не позволяет должным образом закрепить материал;
- предусматривается большое количество самостоятельной работы, но, к сожалению, не все ученики могут рационально использовать время и свои силы.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Литература
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010.
- Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
- Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
- Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
- Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
- Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
Нормативные документы
- Закон РФ об образовании
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
Интернет ресурсы:
- http://www.mon.gov.ru
- http://www.ini21.ru
- http://www.raop.ru
- http://cpmssraduga.ucoz.ru
- http://do.gendocs.ru
- http://www.sk28.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающейся 6 класса по адаптивной программе инклюзивного общего образования для детей с ОВЗ по предмету русский язык
Рабочая программа для ребёнка с ОВЗ...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников 1 класса, как средство адаптации к школе.
Выступление на Педагогическом совете...
Выступление по теме «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как средство реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в массовой школе»
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной ко...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося подготовки к ЕГЭ по математике базового уровня
План индивидуально й подготовки учащегося к сдаче ЕГЭ по базовой математике...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по подготовке к ЕГЭ математика
Подготовка к ЕГЭ по математике профильный уровеньИндивидуальный образовательный маршрут обучающегося...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 7 класса по английскому языку по результатам ВПР
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 7 класса по результатам ВПР по английскому языку по устранению учебных дефицитов....