по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_v_5_klasse.docx282.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Урок по теме

Объем прямоугольного параллелепипеда

                                                         (5 КЛАСС)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • обучающие: выработка у учащихся приемов учебно - познавательской деятельности, расширение понятийной базы  за счет включения в нее новых элементов.
  • развивающие: формирование способности учащихся к новому способу действия; развитие познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей, умственной активности; формирование умений четко и легко излагать свои мысли.
  • воспитательные: воспитание устойчивого интереса к изучению предмета, аккуратности умения оценивать результат деятельности.

Средства обучения: проектор, раздаточный материал, демонстрационные модели параллелепипеда и куба, таблицы, презентации,  рабочие тетради, цветные карандаши.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковой.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Основные этапы урока:

  1. Этап самоопределения к деятельности (2 минуты)
  2. Актуализация знаний и описание затруднений в деятельности (7 минут)
  3. Постановка учебной задачи (2 минуты)
  4. Первичное закрепление во внешней речи (8 минут)
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 минут)
  6. Включение в систему знаний и повторения (13 минут)
  7. Подведение итогов урока (2 минуты)

  1. Этап самоопределения к деятельности

 Задача этапа: создать рабочее настроение у учащихся и условия для включения учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель просит учащихся приготовиться к уроку. Учащиеся готовят необходимые принадлежности, открывают тетради, готовят карточки (верных, неверных ответов)

  1. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности.
    Целью является подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий
    Учитель проводит фронтальный по предыдущей теме.
    Вопросы:

- Из каких плоских фигур состоит прямоугольный параллелепипед?

- Что такое ребро, вершина, грань?

- Какие три измерения параллелепипеда вам знакомы?

- Что называется кубом?

Презентация, подготовленная учащимся.
Учитель предлагает задать вопрос по теме автору презентации.
Далее учитель дает определение объема и приводит пример единиц для  его измерения  (мм
3, см3, дм3, м3).

Объем – это число, которое показывает, сколько кубиков с ребром, равным единице длины (мер объема) можно уложить внутри фигуры.

Например: кубический сантиметр – это объем куба с ребром 1 сантиметр. Кубический дециметр называют литром.
Фигура, состоящая из 4-х кубиков с ребром 1 см. имеет объем 4 см
3.

Учитель предлагает учащимся задание, требующее нового способа действий. Если возникнут затруднения, то необходимо их зафиксировать.
Проблемная ситуация. Задание: как найти объем прямоугольного параллелепипеда, если длина - 4 см, ширина –3 см, высота – 2 см? (рис 1а)

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотоооооооооо.jpg

Рис 1.

Разобьем его на два слоя толщиной 1 см (рис1б). Каждый из этих слоев состоит из трех столбиков длиной 4  см (рис 1в), а каждый столбик – из 4-х кубиков с ребром 1см (рис 1г). Значит, объем каждого столбика равен 4 см3, каждого слоя – 4 * 3 см3, а объем всего прямоугольного параллелепипеда – (4*3)*2, то есть 24 см3.

Вывод: Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.

  1. Этап постановки учебной задачи

Цель этапа заключается в выявлении места затруднения, его причины и постановке цели урока.

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом и определяют место затруднения. Необходимо выявить и зафиксировать в речи причину затруднения, то есть ответить на вопросы: «Почему оно возникло?»
На этой основе необходимо поставить цель и сформулировать тему урока.
Учитель просит ребят записать тему в тетради: «Объем параллелепипеда» и на доске пишет формулы для вычисления объема параллелепипеда и куба:

V=abc

V=ааа=a3

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи

Учитель предлагает решить задачи на новый способ с проговариванием.

У доски двое учащихся.

Задание 1. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда если

а) а =6 см, b= 10 см, с=5  см;

г) а =2 дм 1 см, b= 1 дм 7см, с=8 см;

Решение

а) V=6*10*5=300 (cм3)

г) V=21*17*8=2856 (см3)

Задание 2.  Найдите объем куба, ребро которого 8 дм; 3 дм 6 см.

Решение

а)V=803=512000 (см3)

б)V=(36)3=46656 (см3)

 Ребята знаково (с помощью карточек верных /неверных ответов) контролируют  работу одноклассников.

На данном этапе необходимо провести «физкультпаузу»

Разминка для глаз:
Ребята, пожалуйста, закройте глаза, посмотрите наверх, вниз, влево и вправо. Представьте желтый цвет, голубой,  зеленый и свой любимый. Откройте  глаза.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий на новый способ действий.

Учащиеся получают разноуровневые карточки с заданием (Приложение 1)

I вариант – для сильных учащихся, II вариант – средний уровень, III вариант – для учащихся, испытывающих трудности.

Для работы необходимо приготовить:

I вариант – синий карандаш;

II вариант –желтый карандаш;

III вариант – зеленый карандаш.

Самостоятельная работа рассчитана на 3 минуты. Ребята заполняют карточки, затем в тетрадях (зеленой ручкой) фиксируют свои результаты и сдают работу.

Проверка осуществляется с помощью проектора (Приложение 2).

Чтобы создать ситуацию успеха, необходимо для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления их причины и исправления.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.
    На данном этапе урока для снятия физического и эмоционального напряжения проводится «физкультминутка».

Ребята проводят зарядку с помощью ведущего (готовит один учащийся).

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

Далее учитель предлагает учащимся задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Работа с учебником №822, №824. У доски двое учащихся.

№822. Объем комнаты равен 60 м3. Высота комнаты 3 м, ширина 4 м. Найдите длину комнаты и площади пола, потолка, стен.

Решение

  1. 60:(3*4)=5(м) – длина
  2. Sпола=Sпотолка=ab=5*4=20(м2)
  3. Sстен=(ac+bc)*2=(5*3+4*3)*2=27*2=54 (м2)

№824. Найдите объем куба, если площадь его поверхности равна 96 см2

Решение

Sпов. куба=6а2   Vкуба=a3

  1. 96:6 = 16 (см2) – площадь одной грани
  2. Sкв2    => a2=16   =>  a =4(см) – ребро куба
  3. 43=64 (см3)

Задание 3 Создание ситуаций успешной деятельности.

Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки для заполнения таблицы (с игровыми элементами).

Учащимся предлагается ответить  на вопросы учителя и заполнить  таблицу.

В результате они увидят «Ключевое слово»

Вопросы:  1. Сколько граней у параллелепипеда? [о]

                    2. Сколько вершин? [ц]

                    3. Сколько рёбер? [л]

                    4. Чему равна Sпов-ти куба, если S одной грани равна 3см2?[м]

                    5. Сколько измерений у прямоугольного  параллелепипеда? [д]

                    6. Найти объем параллелепипеда, если а=4 м, в=с=2м? [ы]

18

6

12

6

3

8

16

  1. Подведение итогов урока

Учитель просит учащихся оценить, как они справились с работой на уроке, что было удачным а что нет. Рефлексия деятельности.

Вопросы учащимся:
1. Какие задачи вызвали затруднение? Отметьте зеленой ручкой в тетради.
2. Понятен ли новый материал? Поднимите карточки да/нет.

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, делая акцент на то, что нужно решать их так же, как и в классе, применяя формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

Домашнее задание:

1. Номера из учебника №841, №846(а, б)
2. По желанию: придумать свою задачу на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда или подготовить презентацию.

Учитель благодарит класс за работу на уроке, ставит оценки.

Самостоятельная работа                                                 Приложение 1

Вариант I

  1. Я знаю, что каждая грань куба является __________________________.
  2. Закрашиваю заднюю и нижнюю грани прямоугольного параллелепипеда (синим цветом)

G:\КОНСПЕКТ УРОКА\фигура 2 неокр.bmp

  1. Я могу найти объем параллелепипеда, если  a = 5 м

                              b = 20 дм

                             c = 3 м 1 дм

V = ________________________________

Вариант II

  1. Я знаю, что прямоугольный параллелепипед имеет _____ граней.
  2. Закрашиваю правую и верхнюю грани прямоугольного параллелепипеда ( желтым цветом)

G:\КОНСПЕКТ УРОКА\фигура 1 неокр.bmp

  1. Я могу найти объем параллелепипеда, если  a = 6 дм

                           b = 4 дм

                              c = 20 см

 V = _______________________________

Приложение 1 (продолжение)

Вариант III

  1. Я знаю, что прямоугольный параллелепипед имеет ____ вершин.
  2. Закрашиваю переднюю грань куба (зеленым цветом)

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фигура 3 неокр.bmp

  1. Я могу найти объем параллелепипеда, если  a = 7 см

                             b = 4 см

                            c = 2 см

V = ________________________________

Приложение 2

Задание 3: Таблица с игровыми элементами

Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки для заполнения таблицы (с игровыми элементами)

Заполнение таблицы (с игровыми элементами).

Учащимся предлагается ответить  на вопросы учителя и заполнить  таблицу.

В результате они увидят «Ключевое слово»

Вопросы:  1. Сколько граней у параллелепипеда? [о]

                    2. Сколько вершин? [ц]

                    3. Сколько рёбер? [л]

                    4. Чему равна Sпов-ти куба, если S одной грани равна 3см2?[м]

                    5. Сколько измерений у прямоугольного  параллелепипеда? [д]

                    6. Найти объем параллелепипеда, если а=4 м, в=с=2м? [ы]

18

6

12

6

3

8

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме "Прямоугольный параллелепипед и тетраэдр. Построение сечений"

Занятие выполнено ввиде презентации PowerPoint с выходом в программу "Живая Математика".На данном занятии повторяется, обобщается   и систематизируется знания по теме "Построение сечений".За...

Прямоугольный параллелепипед

Презентация учителя высшей категории Лукахиной М. Ю. МОУ СОШ №10 г. Ногинск Московской области...

Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....

Тест по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Тест составлен в Excel и состоит из 10 вопросов. К каждому вопросу предлягаются иллюстрации и варианты ответов. В конце тестирования выставляется оценка....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...

презентация "Прямоугольный параллелепипед. Куб", разработка уроков "Прямоугольный параллелепипед", "Куб"

ЕщЁ К.Д. Ушинский заметил "Детская приода требует наглядности" В пропедевтическом курсе геометрии наглядность играет особую роль, она является основным источником геометрической информации, что диктуе...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...