Разработка урока «Среднее арифметическое чисел» (5 класс).
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме
Тип урока – изучение нового материала
Цель урока – научить находить среднее арифметическое чисел
Образовательные задачи:
1. Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы
2. Осуществить контроль знаний;
3. Отработать умения и навыки самостоятельной работы;
4. Устранить пробелы в знаниях.
Развивающие цели:
1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.
Воспитательные цели:
1) Воспитание общечеловеческих ценностей.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.
Место данного урока в теме: первый урок.
Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: тетради, доска, проектор, экран.
Длительность урока: 40минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
математика 5 класс | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Среднее арифметическое чисел» (5 класс).
Тип урока – изучение нового материала
Цель урока – научить находить среднее арифметическое чисел
Образовательные задачи:
- Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы
- Осуществить контроль знаний;
- Отработать умения и навыки самостоятельной работы;
- Устранить пробелы в знаниях.
Развивающие цели:
1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.
Воспитательные цели:
1) Воспитание общечеловеческих ценностей.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.
Место данного урока в теме: первый урок.
Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: тетради, доска, проектор, экран.
Длительность урока: 40минут.
ХОД УРОКА
- Организационный этап
Здравствуйте! Присядьте, пожалуйста! Как вы себя чувствуете?
Если хорошо, то поднимите 2 ладошки.
Если не очень , то 1 ладошку.
А если у кого совсем плохой настрой, то закройте лицо руками.
II. Мотивационный этап.
Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.
- Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите играть в игры?
- А в какие игры вы любите играть?
- Давайте, представим, что три наших товарища попали на необитаемый и веселый остров. Но каким бы веселым остров не был, но есть хочется всегда, поэтому мы сейчас с вами отправимся на сбор кокосовых орехов, которые, как не странно у некоторых находятся на партах. Первый участник необитаемого острова собрал орехи 1 ряда, второй -2 ряда, третий -3 ряда.
1 ряд- 5 орехов
2 ряд- 7 орехов
3 ряд- 6 орехов
- Я предлагаю вам сейчас собрать все орехи вместе, сложить их , и разделить между частниками необитаемого остров. И узнать сколько же орехов получит каждый участник необитаемого острова .
Решение вы обсуждаете парами, записываете на листах, которые у вас лежат на столах. Кто справится, поднимает руки.
После, один участник выходит к доске и записывает решение .
Ребята, а сколько всего орехов у каждого участника необитаемого острова?
А сколько орехов получил каждый участник необитаемого острова?
А вы ничего не заметили?
Итак, ребята, сколько же орехов получит каждый?
Каждому участнику команды досталось по 6 орехов.
- Молодцы, вы все справились с этим заданием хорошо.
А сейчас я позволю представить свое решение, обращаю ваше внимание на экран. Мы с вами отвечали на следующий вопрос…
Сколько орехов получил каждый участник?
Скажите, ребята, а если перефразировать вопрос задачи:
Сколько в среднем получит орехов каждый участник?
Как вы, думаете, изменится ли решение и ответ задачи?
Что же получается, ребята, мы сейчас при решении этой задачи столкнулись с новым понятием СРЕДНЕГО ЧИСЕЛ.
Ребята, а скажите, чтобы найти это среднее, какие действия мы выполняли?
А какой раздел математики изучает числа и действия с ними?
Т.о. ребята, мы с вами подошли к теме нашего урока. Давайте, попробуем сформулировать тему урока: « Среднее арифметическое чисел»
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, кл.работа и тему сегодняшнего урока…
Обратите ваше внимание, как правильно пишется слово арифметическое. Слово АРИФМЕТИКА словарное слово и поэтому внимательно и правильно запишите тему урока.
I I I. Изучение нового материала.
Цель: вместе с учащимися ввести определение среднего арифметического чисел и вывести правило для нахождения среднего арифметического.
Ребята, а теперь давайте вернемся к решенной задаче, обратите внимание на экран.
Скажите, ребята, а как по-др., короче, математически грамотнее можно записать это решение?
(Один ученик у доски записывает решение, все остальные в тетрадях)
Ребята, давайте, еще раз прочтем вопрос задачи!
Скажите, а можно утверждать, что мы ответили на вопрос задачи и нашли среднее арифметическое числа орехов?
Тогда, подумайте, как можно сформулировать правило нахождения среднего арифметического чисел? Работаем парами на тех же листочках записываем алгоритм или схему. Кто справится, поднимет руки.
А теперь взгляните на экран.
Сред.ар. = сумма чисел : кол.слаг
Запишите, пожалуйста, эту схему в тетради, обращаю ваше внимание, что некоторые слова выделены в этой схеме! Как вы думаете, почему?
Ребята, но среднее арифметическое чисел применяется не только в задачах, но и на конкретных примерах.
Обратите, внимание, на экран. Помогите, клоуну найти среднее арифметическое этих числе. Работаете в тетрадях самостоятельно, а после кто быстрее выполнит задание, выйдет к доске и запишет решение.
(9+36+54+3+18):5 =24
Ребята, молодцы. Давайте, еще раз проговорим правило нахождения среднего арифметического чисел.
Умнички, а сейчас, положите, пожалуйста, ручки
Вы писали и считали
И, конечно же, устали
Дружно все тихонько встали,
Раз,2.,3,4,5
Будем вместе отдыхать.
Спасибо, ребята, садитесь.
Но это еще не все, я хочу сейчас показать вам маленькую игру, чтобы вы поняли, что понятие среднего существует, не только в математике….
Обратите, пожалуйста, внимание на экран.
Попробуйте найти среднее между этими словами.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
IV. Проверка усвоения правила.
Цель: проверить усвоение правила нахождения среднего арифметического и его применение при решении жизненных задач
А сейчас, ребята, я хочу показать вам, что с понятием среднего арифметического мы встречаемся в повседневной жизни очень часто.
Так, например, каждое утро мы слышим, средняя температура воздуха, средняя урожайность… а теперь попробуйте продолжить вы, обращая внимание на экран…
Давайте, сейчас, попробуем найти среднее арифметическое на конкретных жизненных примерах.
Ребята, а сейчас обратите внимание, пожалуйста, на экран. Каждой паре предлагается выбрать одну из тем и попробовать решить задачу из этого цикла в паре, решение нужно записать на листах, маркером, а после один выйдет к доске с решением и покажет его.
(1-.5 2. -10 3. - 2 4- 5- 6000)
Ребята, молодцы.
V. Итог урока.
Ребята, что нового вы узнали на уроке?..
Обратите, внимание на экран….Правило нахождения ср.ар.ч.
Если осталось время решаем три задания из теста, а остальное остаётся домашнем заданием.
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 Б) 3,8 В) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3 Б) 6 В) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б) 4 В) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5 В) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.
А) 3,45 Б) 3,6 В) 2,4
VI. Рефлексия.
А сейчас ребята, я хочу вам прочитать притчу и задам вам вопрос.
ДОГОВОРИЛИСЬ? Слушайте внимательно..
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У 2 го мудрец спросил: А ты, что делал целый день?» и тот ответил, « Я добросовестно выполнял свою работу» И тогда мудрец, спросил у 3 го.: « А ты, что делал целый день?» И лицо 3го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.»
Ребята, давайте, мы сейчас каждый из вас попробует оценить свою работу на уроке.
Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите руки.
Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите руки.
А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3, поднимите руки.
Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимала участие в строительстве своего храма знаний.
Спасибо большое ребята, вам за урок.
До свидание.
1)Фигуристка, выступая получила следующие оценки:
5, 6, 4, 4, 5, 6
Каков средний балл ее выступления?
2)Прогноз погоды в г.Тулуне с 10 апреля по 15 апреля:
10 апр. 15
11апр. 13
12 апр. 10
13 апр. 7
14 апр. 9
15 апр. 6
Найдите среднюю температуру воздуха
3)Компьютерная игра « Мегаполис» состоит из 5 сезонов. Найдите сколько в среднем человек приняло участие в этой игре, если известно, что
1 сезон -15 чел.
2 сезон – 25 чел.
3 сезон – 10 чел.
4 сезон – 12 чел.
5 сезон - 13 чел
4)Для оформления детского пособия маме потребовалась справка с работы о средней месячной зарплате:
Январь – 6 200 руб;
Февраль – 6000 руб.;
Март – 6 800 руб;
Апрель – 5000 руб.
Каков средний заработок мамы за этот период?
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 Б) 3,8 В) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3 Б) 6 В) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б) 4 В) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5 В) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.
А) 3,45 Б) 3,6 В) 2,4
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 Б) 3,8 В) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3 Б) 6 В) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б) 4 В) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5 В) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.
А) 3,45 Б) 3,6 В) 2,4
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А) 1,9 Б) 3,8 В) 3
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А) 3 Б) 6 В) 4
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.
А) 3 Б) 4 В) 5
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
А) 12 Б) 5 В) 10
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.
А) 3,45 Б) 3,6 В) 2,4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Средняя скорость неравномерного движения" (7 класс)
Разработка урока "Средняя скорость неравномерного движения"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел" по учебнику Математика 5 Г.К. Муравин, О.В.Муравина – Москва - Дрофа, 2014 год...
Методическая разработка по теме "Арифметическая прогрессия . 9 класс"
Презентация к первому уроку по теме "Арифметическая прогрессия"...
Презентация к уроку :"Среднее арифметическое чисел" 5 класс.
Презентация к уроку....
План- конспект урока. Среднее арифметическое нескольких чисел. 5 класс.
Тема "Среднее арифметическое нескольких чисел является "благодатной" для обучения учащихся решению проектных задач и навыкам исследовательской работы. Как я подводила пятиклассников к этой работе - вы...
Конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"
конспект урока в 5 классе...
План-конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"
Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»....