Разработка урока «Среднее арифметическое чисел» (5 класс).
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме

Тип урока –  изучение нового материала

Цель урока – научить находить среднее арифметическое чисел

Образовательные задачи:

1.     Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы

2.     Осуществить контроль знаний;

3.     Отработать умения и навыки самостоятельной работы;

4.     Устранить пробелы в знаниях.

Развивающие цели:

1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.

Воспитательные цели:

1) Воспитание общечеловеческих ценностей.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Место данного урока в теме: первый урок.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

 

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: тетради, доска, проектор, экран.

Длительность урока: 40минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика 5 класс2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Среднее арифметическое чисел» (5 класс).

Тип урока –  изучение нового материала

Цель урока – научить находить среднее арифметическое чисел

Образовательные задачи: 

  1. Ознакомить учащихся с основными функциональными понятиями данной темы
  2. Осуществить контроль знаний;
  3. Отработать умения и навыки самостоятельной работы;
  4. Устранить пробелы в знаниях.

Развивающие цели:

1) Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;
2) Развитие обще трудовых умений: умения применять знания на практике;
3) Развитие воли и самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих силах.

Воспитательные цели:

1) Воспитание общечеловеческих ценностей.
2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Место данного урока в теме: первый урок.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: тетради, доска, проектор, экран.

Длительность урока: 40минут.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

Здравствуйте! Присядьте, пожалуйста! Как вы себя чувствуете?

Если хорошо, то поднимите 2 ладошки.

Если не очень , то 1 ладошку.

А если у кого совсем плохой настрой, то закройте лицо руками.

II. Мотивационный этап.

Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.

        -        Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите играть в игры?

       - А в какие игры вы любите играть?

     - Давайте, представим, что три наших товарища  попали на необитаемый  и веселый остров. Но каким бы веселым остров не был, но есть хочется всегда, поэтому мы сейчас с вами отправимся на сбор кокосовых орехов, которые, как не странно у некоторых находятся на партах. Первый участник необитаемого острова собрал орехи 1 ряда, второй -2 ряда, третий -3 ряда.

1 ряд- 5 орехов

2 ряд- 7 орехов

3 ряд- 6 орехов

        - Я предлагаю вам сейчас собрать все орехи вместе, сложить их , и разделить между частниками  необитаемого остров. И узнать сколько же орехов получит каждый участник необитаемого острова .

 Решение вы обсуждаете парами, записываете на листах, которые у вас лежат на столах. Кто справится, поднимает руки.

После, один участник выходит к доске и записывает решение .

  Ребята, а сколько всего орехов у каждого участника необитаемого острова?

   А сколько орехов получил каждый участник  необитаемого острова?

  А вы ничего не заметили?

Итак, ребята, сколько же орехов получит каждый?

Каждому участнику команды досталось по 6  орехов.

        - Молодцы, вы все справились с этим заданием хорошо.

     А сейчас я позволю представить свое решение, обращаю ваше внимание на экран. Мы с вами отвечали на следующий вопрос…

Сколько орехов получил каждый участник?

 

        Скажите, ребята, а если перефразировать вопрос задачи:

Сколько в среднем получит орехов каждый участник?

        Как вы, думаете, изменится ли решение и ответ задачи?

              Что же получается, ребята, мы сейчас при решении этой задачи столкнулись с новым понятием СРЕДНЕГО ЧИСЕЛ.

         Ребята, а скажите, чтобы найти это среднее, какие действия мы выполняли?

            А какой раздел математики изучает числа и действия с ними?

       

   Т.о. ребята, мы с вами подошли к теме нашего урока. Давайте, попробуем сформулировать тему урока: « Среднее арифметическое чисел»

        Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, кл.работа и тему сегодняшнего урока…

      Обратите ваше внимание, как правильно пишется слово арифметическое.   Слово АРИФМЕТИКА словарное слово и поэтому внимательно и правильно запишите тему урока.

 

I I I. Изучение нового материала.

Цель:  вместе с учащимися ввести определение среднего арифметического чисел и вывести правило для нахождения среднего арифметического.

Ребята, а теперь давайте вернемся к решенной задаче, обратите внимание на экран.

        Скажите, ребята, а как по-др., короче, математически грамотнее можно записать это решение?

        (Один ученик у доски записывает решение, все остальные в тетрадях)

            Ребята, давайте, еще раз прочтем вопрос задачи!

            Скажите, а можно утверждать, что мы ответили на вопрос задачи и нашли среднее арифметическое числа орехов?

         Тогда, подумайте, как можно сформулировать правило нахождения среднего арифметического чисел? Работаем парами на тех же листочках записываем алгоритм или схему. Кто справится, поднимет руки.

А теперь взгляните на экран.

Сред.ар. = сумма чисел : кол.слаг

        Запишите, пожалуйста, эту схему в тетради, обращаю ваше внимание, что некоторые слова выделены в этой схеме! Как вы думаете, почему?

Ребята, но среднее арифметическое чисел применяется не только в задачах, но и на конкретных примерах.

        Обратите, внимание, на экран. Помогите, клоуну найти среднее арифметическое этих числе. Работаете в тетрадях самостоятельно, а после кто быстрее выполнит задание, выйдет к доске и запишет решение.

(9+36+54+3+18):5 =24

        Ребята, молодцы. Давайте, еще раз проговорим правило нахождения среднего арифметического чисел.

        Умнички, а сейчас, положите, пожалуйста, ручки

Вы писали и считали

И, конечно же, устали

Дружно все тихонько встали,

Раз,2.,3,4,5

Будем вместе отдыхать.

Спасибо, ребята, садитесь.

Но это еще не все, я хочу сейчас показать вам маленькую игру, чтобы вы поняли, что понятие среднего существует, не только в математике….

Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

Попробуйте найти среднее между этими словами.

        Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

IV. Проверка усвоения правила.

Цель: проверить усвоение правила нахождения среднего арифметического и его применение при решении жизненных задач

 А сейчас, ребята, я хочу показать вам, что с понятием среднего арифметического мы встречаемся в повседневной жизни очень часто.

Так, например, каждое утро мы слышим, средняя температура воздуха, средняя урожайность…  а теперь попробуйте продолжить вы, обращая внимание на экран…

   Давайте, сейчас, попробуем найти среднее арифметическое на конкретных жизненных примерах.

Ребята, а сейчас обратите внимание, пожалуйста, на экран. Каждой паре предлагается выбрать одну из тем и попробовать решить задачу из этого цикла в паре, решение нужно записать на листах, маркером, а после один выйдет к доске с решением и покажет его.

        (1-.5   2. -10   3. - 2  4-        5- 6000)

           Ребята, молодцы.

V. Итог урока.

          Ребята, что нового вы узнали на уроке?..

 

Обратите, внимание на экран….Правило нахождения ср.ар.ч.

Если осталось время решаем три задания из теста, а остальное остаётся домашнем заданием.

Тест по теме: “Среднее арифметическое”

1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3

                 А) 1,9   Б) 3,8     В) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

                А) 3   Б) 6      В) 4

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.

                 А) 3      Б) 4    В) 5

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

                  А) 12   Б) 5    В) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26

                  А) 23,78     Б) 19,24      В) 12,43

6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.

                 А) 3,45        Б) 3,6          В) 2,4

VI. Рефлексия.

 А сейчас ребята, я хочу вам прочитать притчу и задам вам вопрос.

ДОГОВОРИЛИСЬ? Слушайте внимательно..

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой,  что целый день возил проклятые камни. У 2 го мудрец спросил: А ты, что делал целый день?» и тот ответил, « Я добросовестно выполнял свою работу» И тогда мудрец, спросил у 3 го.: « А ты, что делал целый день?» И лицо 3го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.»

Ребята, давайте, мы сейчас каждый из вас попробует  оценить свою работу на уроке.

Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите  руки.

Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите руки.

А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3, поднимите руки.

Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимала участие в строительстве своего храма знаний.

Спасибо большое ребята, вам за урок.

До свидание.

1)Фигуристка, выступая получила следующие оценки:

5, 6, 4, 4, 5, 6  

Каков средний балл ее выступления?

2)Прогноз погоды в г.Тулуне с 10 апреля по 15 апреля:
10  апр.    15
11апр.      13
12 апр.     10
13 апр.      7
14 апр.      9
15 апр.      6
Найдите среднюю температуру воздуха

3)Компьютерная игра « Мегаполис» состоит из 5 сезонов. Найдите сколько в среднем  человек  приняло участие в этой игре, если известно, что
1 сезон -15 чел.
2  сезон – 25 чел.
3 сезон – 10 чел.
4 сезон – 12 чел.
5 сезон -  13 чел

4)Для оформления детского пособия маме потребовалась справка с работы  о средней  месячной зарплате:
Январь – 6 200 руб;
Февраль – 6000 руб.;
Март – 6 800 руб;
Апрель – 5000 руб.
Каков средний заработок мамы за этот период?

        

Тест по теме: “Среднее арифметическое”

1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3

                 А) 1,9   Б) 3,8     В) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

                А) 3   Б) 6      В) 4

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.

                 А) 3      Б) 4    В) 5

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

                  А) 12   Б) 5    В) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26

                  А) 23,78     Б) 19,24      В) 12,43

6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.

                 А) 3,45        Б) 3,6          В) 2,4

Тест по теме: “Среднее арифметическое”

1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3

                 А) 1,9   Б) 3,8     В) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

                А) 3   Б) 6      В) 4

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.

                 А) 3      Б) 4    В) 5

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

                  А) 12   Б) 5    В) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26

                  А) 23,78     Б) 19,24      В) 12,43

6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.

                 А) 3,45        Б) 3,6          В) 2,4

Тест по теме: “Среднее арифметическое”

1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3

                 А) 1,9   Б) 3,8     В) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

                А) 3   Б) 6      В) 4

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки.

                 А) 3      Б) 4    В) 5

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

                  А) 12   Б) 5    В) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26

                  А) 23,78     Б) 19,24      В) 12,43

6. Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число.

                 А) 3,45        Б) 3,6          В) 2,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Средняя скорость неравномерного движения" (7 класс)

Разработка урока "Средняя скорость неравномерного движения"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  "Среднее арифметическое нескольких чисел" по учебнику Математика 5 Г.К. Муравин, О.В.Муравина – Москва - Дрофа, 2014 год...

Методическая разработка по теме "Арифметическая прогрессия . 9 класс"

Презентация к первому уроку по теме "Арифметическая прогрессия"...

План- конспект урока. Среднее арифметическое нескольких чисел. 5 класс.

Тема "Среднее арифметическое нескольких чисел является "благодатной" для обучения учащихся решению проектных задач и навыкам исследовательской работы. Как я подводила пятиклассников к этой работе - вы...

План-конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»....