Проект « Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса »
методическая разработка (5 класс) на тему

Церетели Наиля Камилевна

ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса ». Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к обучению. Использование новых технологий влечет за собой необходимость разработки новых критериев оценки, и, как следствие, разработку  нового контрольно-диагностического материала. Разработка контрольно-диагностического материала по разделам математики 5 класса является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход учащихся 5 классов на обучение по новым стандартам и ощущается недостача диагностических материалов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_babaevas.n._tsereteli_n.k.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ПРОЕКТ

« Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса »

Ф.И.О. участников рабочей группы

Бабаева Светлана Николаевна

Церетели Наиля Камилевна

Научный руководитель                            

  Ахметшина Гульсия Хабриевна

Казань - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ООО К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»        

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО  В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»  …………………………………………………………….

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ        

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В 5 КЛАССЕ        

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ        

КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К 1 ГЛАВЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

ЛИТЕРАТУРА        


ВВЕДЕНИЕ

Внедрение ФГОС ОО – важнейшая задача нынешней школы. Цель сегодня - переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Результат образования - это не просто знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к обучению. Использование новых технологий влечет за собой необходимость разработки новых критериев оценки, и, как следствие, разработку  нового контрольно-диагностического материала.

Разработка контрольно-диагностического материала по разделам математики 5 класса является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход учащихся 5 классов на обучение по новым стандартам и ощущается недостача диагностических материалов нового поколения.

Цель проекта: подготовка контрольно-диагностического материала по разделам математики 5 класса 

Задачи проекта: Ознакомиться со структурой ФГОС общего образования, с требованиями ФГОС к реализации предметной области «Математика», содержанием тем учебного курса Математики в 5 классе, разработка контрольно-диагностического материала.

Целевая группа проекта учителя математики

Срок реализации проекта 22.09.2014 -2.10.2014

Место реализации проекта г.Казань

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ООО К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Структура ФГОС общего образования определена ст.7 Закона РФ «Об образовании» и представляет собой систему трех видов требований. Основная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, и разрабатывается образовательными учреждениями самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы. Ответственность за выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ возлагается на государство. Принципиальным отличием ФГОС является его ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим:

- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим:

- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении  моральных проблем на основе личностного выбора, формирование  нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и  ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО  В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают:

- логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;

- овладевают математическими рассуждениями;

- учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;

- овладевают умениями решения учебных задач;

- развивают математическую интуицию;

- получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика» должны отражать:

Математика. Алгебра. Геометрия:

- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

- овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Назначение диагностики образовательных достижений учащихся- систематический сбор и анализ информации о состоянии учебного процесса с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых.

Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями и способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Таким образом, педагогическая диагностика призвана оптимизировать

процесс обучения, обеспечить правильное определение результатов обучения. Основанием для формирования системы диагностики образовательных достижений учащихся является государственный образовательный стандарт. В государственном образовательном стандарте к образовательным достижениям предъявляются определённые требования (планируемые результаты образования). Эти требования выделяются в качестве самостоятельной педагогической категории и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.

Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.

Достижимость образовательного результата определяется уровнем выполнения требований к образовательным достижениям в полном соответствии с новыми стандартами общего образования. Поэтому при новом подходе на первое место становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Проведение диагностики образовательных достижений учащихся включает:

- оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов;

- оценку личностных результатов;

- оценку метапредметных результатов;

- оценку динамики изменения образовательных достижений обучающихся и уровня личностного развития.

Методом оценки личностных результатов учащихся является диагностика уровня  саморазвития ученика.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные задачи контроля и диагностики образовательных достижений учащихся:

1. Объективное определение степени усвоения материала;

2. Формирование у обучаемых приемов мышления, способствующих

успешному усвоению последующих порций учебного материала (обучающая функция контроля);

3. Подкрепление успешности мыслительных действий обучаемого, а также определения объема и качества его мыслительных действий.

Критериями оценивания образовательных достижений обучающихся и

уровня личностного развития являются:

-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы по конкретной дисциплине;

-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Критерии оценки обязательно должны удовлетворять следующим признакам:

1. Объективность – однозначность оценивания исследуемого признака разными людьми.

2. Адекватность, валидность – означает, что в ходе эксперимента оценивается именно то, что планировалось оценить.

3. Нейтральность по отношению к исследуемым явлениям. Например,

нельзя сравнивать знания по той или иной теме учащихся двух классов, если в одном из них эта тема не изучалась вообще.

Тестовая технология оценки обеспечивает объективность оценивания

результатов подготовки обучающихся по всем разделам программы. Она позволит оценить одновременно и те разделы программы, с которыми обучающиеся не справились. Тестовая технология позволяет осуществить количественную оценку уровня знаний умений и навыков, а затем провести статистическую обработку результатов. Тестирование может использоваться на всех этапах педагогической технологии (входной, промежуточный, итоговый контроль).

Тестирование позволяет диагностировать сформированность личностных качеств учащихся, таких, как интеллект, память, нравственные, ценностные, социально-психологические и другие установки ребенка. Знания этих характеристик человека требуются при организации его обучения и воспитания, оказания консультативной помощи.

По сравнению с традиционными видами контроля тестовый контроль

обладает следующими основными преимуществами:

1. Объективность контроля, быстрота контроля, оперативность.

2. Высвобождение значительного времени преподавателя для других

форм работы.

3. Сочетаемость с традиционными формами контроля.

4. Возможность контроля на всех этапах обучения.

5. Единство требований ко всем испытуемым.

6. Контроль любой выборки испытуемых за короткое время.

7. Охват всех разделов программы.

8. Учет специфических особенностей предмета.

Но есть и некоторые недостатки. Компьютерное тестирование может

провоцировать случайные ошибки (если испытуемый плохо владеет компьютером), невозможность исправить допущенную ошибку может снизить результат.

Сложность заданий определяется, исходя из следующих четырех уровней усвоения.

1-й уровень – уровень узнавания. На этом уровне ученик способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает знанием – знакомством и способен произвести опознание, различение и соотнесение. В данном случае вопрос в тестовом задании формулируется следующим образом: «Укажите, какое из

приведенных ниже уравнений является квадратным уравнением?».

2-й уровень – уровень распознавания (воспроизведения, алгоритмический). В данном случае школьник может самостоятельно воспроизвести полученные знания. На этом уровне вопрос в тестовом задании формулируется следующим образом: «Запишите общий вид приведенного квадратного уравнения».

3-й уровень – уровень применения знаний в привычных условиях (эвристический). На этом уровне ученик выполняет, обычно, практическое задание, например, решает задачу с использованием квадратных уравнений. Этот уровень невозможно оценить с использованием тестовой технологии.

4-й уровень – уровень применения знаний в новых условиях –творческий уровень (творческое применение знаний). Этот уровень невозможно оценить с использованием тестовой технологии. На этом уровне перед учеником ставится творческая задача. Например, написать реферат о различных способах решения квадратных уравнений.

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»  В 5 КЛАССЕ

Цели обучения:

• Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи обучения:

• Приобретение математических знаний и умений;

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

• Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число; сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначными числителями и знаменателями; умножение и деление обыкновенной дроби с однозначным числителем и знаменателем на натуральное число;

• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;

• находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби; обыкновенные дроби и смешанные числа;

• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Арифметика

Натуральные числа (27 ч)

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.

Обыкновенные дроби (32 ч)

Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема.

Десятичная дробь (28 ч)

Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Текстовые задачи (24 ч)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций.

Измерения, приближения, оценки (8 ч)

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты (7 ч)

Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Начальные сведения курса алгебры

Алгебраические выражения (11 ч)

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых).

Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи).

Координаты (2 ч)

Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча.

Начальные понятия и факты курса геометрии

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (18 ч)

Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Измерение геометрических величин (9 ч)

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоуголь- ника. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой. Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Периметр и площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

Элементы комбинаторики (4 ч)

Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов.


КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольно-измерительные материалы к 1 главе курса

ПРООП

Контрольно-измерительные материалы

Ученик

Предметные УУД: 

задание предполагает проверку навыков смыслового чтения, умения работать с таблицей, умение выполнять арифметические преобразования, овладение навыками письменных вычислений, составления монологическое высказываний.

Познавательные УУД: умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задачи

Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять письменные вычисления в соответствии необходимым алгоритмом, прогнозировать результаты действий

Личностные УДД: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, умение выстраивать аргументацию, креативность мышления

Предметные УУД: овладение базовым аппаратом, представ-ление об основных понятиях как моделях, позволяющих описывать реальные процессы и явления.

Личностные УУД: умение контроли-ровать процесс и результат учебной математической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи.

Регулятивные УУД: умение самостоятель-но ставить цели, выбирать алгоритмы для решения, умение понимать и использовать наглядные средства (чертежи, схемы, рисунки), иметь представление о средстве моделирования.

Личностные УУД: способность к эмоциональному восприятию математической задачи, умение понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, грамотно излагать свои мысли в письменной форме, навыки построения.

Познавательные УУД:

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни, представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки, о средстве моделирования явлений и процессов.

1.Заполните пустые клетки таблицы. Каких фигур больше и на сколько?

фигуры

красные

синие

желтые

всего

треугольники

125

204

450

четырехугольники

137

215

всего

300

336

 

2. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 2,4,6, если цифры в записи числа не повторяются? Какое из них наибольшее, а какое наименьшее?

3. Найдите значение выражения.

(7357+2848)+5152

3187-(1187+1250)

1275+(3325-2980)

4. Известно, что x-y=1530. Найдите (х+179)-y.

5. Катер плывет по течению реки со скоростью 15 км/ч, какое расстояние она проплывет против течения за 5 ч., если скорость реки 2 км/ч.

6.Начертите пятиугольник АВСМН, измерьте его стороны. Найдите его периметр.

7.Решите уравнения, полученные корни уравнения постройте на координатном луче.

(х+27)*2=60

4*(у+18)=96

578+z+385=971

8.Решите задачу с помощь уравнения.

Девочки собрали 10 кг вишни.

Катя собрала на 2 кг вишни больше, а Маша на 1 кг меньше, чем Оля. Сколько килограммов вишни собрала каждая девочка?

1.125+137=262

   300-204=96

   336-215=121

   450-(125+204)=121

   137+96+215=448

   450+448=898

   450 > 448 треугольников больше

   450-448=2

2.Составляет  все числа сначала с 2,4,6, с каждым можно составить по два числа, всего цифр 3. Значит 2*3=6. Всего 6 чисел, Наибольшее число  624, наименьшее 246

3.Раскрывает  скобки и решает удобным способом

2848+5152=8000

8000+7357=15357

3187-1187=2000

2000-1250=750

1275+3325=4600

4600-2980=1620

4. Раскрывает скобки

х+179-у=х-у+179 1530+179=1709

5.1) 15-2=13(км/ч) скорость катера

   2) 13-2=11(км/ч) скорость против течения реки

   3) 11*5=55(км) расстояние против течения реки

Ответ: 55 км

6. Чертит пятиугольник

 Обозначат его вершины

  Измеряет его стороны

  Выражает единицы измерения

  Находит периметр сложением сторон

7.Находит корни уравнения

х=3, у=6, z=8

Строит точки на координатном луче

8.Читает задачу

Находит опорные слова

Обозначает переменную

Составляет краткую запись по условию задачи

Составляет уравнение

Решает уравнение

Решает задачу

Отвечает на вопрос задачи.

Контрольно-измерительные материалы по математике для учащихся 5 класса по теме: «Натуральные числа и шкалы»

Контрольно – измерительные материалы содержат диагностическую работу, с помощью которой можно определить уровень усвоение понятий темы «Натуральные числа и шкалы», а также уровень развития  общеучебных умений и личностных результатов обучения.

Контрольно – измерительные материалы содержат пояснительную записку,  систему критериев оценки, диагностической работу.

Пояснительная записка

Введение.

 Цель диагностикой работы по теме «Натуральные числа и шкалы»   - проверка сформированности  метапредметных, личностных и  предметных  УУД  у учащихся  пятых классов.

Для этого используется текст заданий, занесенный в таблицу, в которой учащиеся записывают ответы. После чего просчитывается суммарный балл и ставится оценка по критериям.

Характеристика структуры работы.

Информация представлена в виде текста, сопровождающегося таблицей, к которому составлено 17 заданий. При выполнении всей работы проверяется умение учащихся планировать и организовывать свою деятельность, а также:                                        

1,2 задание предполагает проверку навыков смыслового чтения (умение записи многозначных чисел), умения владеть простейшими способами аналитической деятельности, умение обучающегося владеть письменной речью, составлять монологическое высказывание.

 3-7 задание предполагает проверку умения работать с геометрическим материалом, чертить, сравнивать, анализировать и делать выводы

8 задание проверка умения владеть простейшими способами аналитической деятельности и  метапредметных знаний

9 задание проверка умения анализировать, сравнивать и делать выводы

10-15 задание проверка предметных знаний, вычислительных навыков и   умений, умений различать буквенные выражения и уравнения, умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, умение выстраивать аргументацию, креативность мышления

16 задание (можно предложить решить двумя способами: аналитически и с помощью уравнения), проверка умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

17 задание проверка логического мышления

Время выполнения и условия проведения работы.

Для выполнения потребуется 90  минут.

Система оценивания диагностической работы умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Выполнение оценивается по шкале:

 задания 1-10 1 балл

 задания 11-15  2 балла

 задание 16 3 балла

 задание 17 4 балла

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение                                                                         диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале.

Отметка

         «5»

«4»

«3»

          «2»

Общий балл

23-27

17-20

8-16

          0-7

 

Задания

Варианты ответов

Номер моего ответа

Балл

1.

Число пять миллиона двадцать тысяч три записывают   так

1) 520 003

2) 5 023 00

3) 5 002 003

4) 5 020 003

 

 

2.

Какую из фигур нельзя назвать многоугольником?

1) треугольник

2) квадрат

3) отрезок

4) пятиугольник

 

 

3.

 

Сравни отрезки АД и ВМ

    А           D                     В      М                      

 

                                     

 

1) АD  =  ВМ

2) АD  > ВМ

3)AD  ≥  ВМ

4) AD  <  ВМ

 

 

4.

Какая фигура изображена на рисунке?

С                                            D                        

1) прямая

2) луч  

3) отрезок  

 

 

5.

Как расположены прямые АВ и СD?

      С

  A                                   D       B                              

 

1) не пересекаются

2) пересекаются

 

 

6.

Указать координаты точек А, В и С

               A           B         C

1)   А(3) В(6) С(9)

2)   А(2) В(7) С(9)

3)   А(3) В(7) С(9)

 

 

7.

Найдите длину отрезка АВ, если

        А                                  В

     3879                               4385

1)  506

2)  8264

3)  560

 

 

8.

Можно ли выразить скорость в километрах?

1)да

2)нет

 

 

9.

Какой знак должен быть записан между числами

376519   и   374219?

1)  >

2) <

3) =

 

 

10.

Как называется результат сложения?

1) разность

2) сумма

3) произведение

4) частное

 

 

11.

Решите удобным способом

987-(764+87)

1) 310

2)136

3) 236

 

 

12.

Есть ли в списке выражений уравнение?

1) 459 + 206

2) m + 197

3) 763 – х = 265

4) 279 + а > 127

 

 

13.

Найдите сумму чисел 2545 и 155

1) 2700

2) 2600

3) 4025

 

 

14.

Найдите разность чисел 4589 и 3479

1) 1010

2) 1100

3) 1110

 

 

15.

Чему равен корень уравнения (указать номер правильного ответа)

100 – (х + 15) = 0

1) 65

2) 70

3) 85

 

 

16.

Периметр треугольника 63 см, одна сторона 18 см, что на 7 см меньше второй стороны. Найдите третью сторону.

 

 

17.

Поставьте  между цифрами знак «+» в левой части равенства так, чтобы равенство было верным

44444444=500

Общее количество баллов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание гражданина России – важнейшая задача современной школы. Выпускник сегодня должен получить не только информацию из различных областей знаний, но и целостную картину мира.

Решение этой новой задачи требует принципиально иных подходов к обучению и оценке учащихся. Простого контроля знаний сегодня не достаточно. В школах вводится система мониторинга.  

Система внутришкольного мониторинга включает описание порядка осуществления текущей оценки достижения планируемых результатов, организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. В рамках мониторинга проводятся стартовая, итоговая диагностика и  промежуточные комплексные проверочные работы.

Согласно Примерной основной образовательной программе основного общего образования в осуществлении внутришкольного мониторинга участвует каждый учитель-предметник; его результаты фиксируются в  соответствующих документах - оценочных листах, классных журналах, дневниках учащихся и др.  

Разработка контрольно-диагностических материалов для внутришкольного мониторинга – актуальнейшая и важнейшая задача сегодня.

Нами проведена разработка заданий (по 1 теме), по которым будет проводиться оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, для уточнения их соответствия планируемым результатам. Проведя анализ выполнения заданий, можно проанализировать сформированность у учащихся универсальных учебных действий  и провести  текущую оценку достижения планируемых результатов с целью корректировки (при необходимости) индивидуальных траекторий развития учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

4. Математика, 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/ Зубарева  И.И., Мордкович А.Г. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012. – 270с.

5.Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / – М.: Мнемозина, 2010

6.А. С. Чесноков, К. И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2010  

7.В. И. Жохов. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы - М. Мнемозина, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»

Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта:  Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...

ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделу математики «Натуральные числа» 5 класса»

Цель проекта: разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса....

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")

Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «МЕСТОИМЕНИЕ»

КИМ по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение" предназначен для учебных навыков и их оценки в соответствии ФГОС ООО...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»

Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Текст. Стили речи»

Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистиче...