Урок-обобщение по теме "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Обобщить и систематизировать материал по теме "ФСУ";закрепить умения и навыки обучающихся в применении формул при решении различных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formuly.doc_1.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по теме «ФСУ»; закрепить умения и навыки обучающихся в применении формул при решении различных заданий.
- Способствовать развитию обобщения как метода научного познания, развитие элементов творческой деятельности, умения контролировать свои действия, способностей к самооценке, развивать логическое мышление.
- Воспитывать интерес к данной теме, умение оценивать друг друга и давать себе самооценку; усидчивость, сознательность, активность, культуру учебного труда.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка целей и задач урока
Ребята, мне встретился интересный пример - 7,46.6,26, я решила его очень быстро. Как я это сделала? (выясняем с ребятами, что я использовала формулы сокращенного умножения). Сегодня на уроке мы будем повторять формулы сокращенного умножения, закреплять ваши умения и навыки в применении формул при выполнении различных заданий и в конце уроке вернемся к этому примеру и посмотрим, кто сможет решить этот пример быстрее меня. Запись темы урока в тетрадях.
- Игра «Закончи предложение»
Сначала повторим все известные вам формулы по данной теме и поиграем в игру «Закончи предложение». У вас на партах лежат карточки и на этих карточках написаны формулировки правил. Начинает тот, у кого на карточке написано «Старт» - продолжает тот, у кого на карточке написано «Финиш». На карточке со словом «Старт» - начало формулы, «Финиш» - окончание.
1. Квадрат суммы двух выражений равен | квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго |
2. Куб разности двух выражений равен | кубу первого выражения минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго минус куб второго выражения |
3. Произведение разности двух выражений и их суммы равно | разности квадратов этих выражений |
4. Сумма кубов двух выражений равна | произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности |
5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения равен | квадрату разности двух выражений |
6. Разность квадратов двух выражений равна | произведению разности этих выражений и их суммы |
7. Разность кубов двух выражений равна | Произведению разности этих выражений и неполного квадрата их суммы |
- Повторили.
4. Тест. Проверка знания этих формул на практике. Задание выполняется по
вариантам.
Обведите верный ответ прямо в листке.
Вариант 1.
1. Раскройте скобки (х + 3у)2
а) х2 + 6ху + 3у2
б) х2 + 9у2
в) х2 + 6ху + 9у2
г) х2 + 3ху + 9у2
2. Упростите 23 + 12в + 6в2 + в3
а) (2 + в)3
б) 8 + в3
в) нельзя упростить
г) (4 + в2)3
3. Раскройте скобки (4а - 1)2
а) 16а2 — 4а + 1
б) 16а2 — 8а + 1
в) 4а2 — 4а + 1
г) 16а2 -1
4. (а + 3)(а2 — 3а + 9)
а) а3 + 3
б) а3 - 27
в) а3 + 27
г) а3 — 3а2 + 27
5. (4х - 3у2)(4х + 3у2)
а) 4х2 — 3у4
б) 16х2 — 9у4
в) 16х2 + 9у4
г) 4х2 — 9у2
6. Равенство верно или нет (х + 4у)2 = х2 + 16у2 + 8ху
а) да
б) нет
Вариант 2.
1. Раскройте скобки (2а - 5)2
а) 2а2 - 20а + 25
б) 4а2 - 10а + 25
в) 4а2 - 20а + 25
г) 4а2 + 20а + 25
2. Упростите 1 — 3х + 3х2 — х3
а) (1 — х)3
б) 1 - х3
в) нельзя упростить
г) 1 + х3
3. Раскройте скобки (х + 5у)2
а) х2 — 10ху + 25у2
б) х2 + 10ху + 5у2
в) х2 + 10х + 25у2
г) х2 + 10ху + 25у2
4. (х - 2)(х2 + 2х +4 )
а) х3 - 8
б) х3 + 8
в) х3 - 16
г) х3 — 2х2 + 8
5. (8а + 5в)(5в - 8а)
а) (8а + 5в)2
б) 64а2 — 25в2
в) 25в2 - 64а2
г) 25в2 — 8а2
6. Равенство верно или нет (х + 4у)2 = х2 + 16у2 + 8ху
а) да
б) нет
Взаимопроверка. Оценки (ответы на слайде)
- Поднимите руки у кого «5», … Собрать листки.
- Ребята, почему в №5 второго варианта ответ (а) неверный?В №6 ответ (а) неверный?
- Отработка знаний по данной теме — работа по листкам. Задания на 2 уровня. Самостоятельно выберите уровень (ребята выполняют задание, получают ответ и собирают слово (таблица на откидной передней доске). Сначала разобрать, как выполняются задания, листок у каждого свой.
Решите уравнения.
- Что значит решить уравнение? (найти корни или показать, что корней нет)
1 уровень
- (х — 1)(х + 1) — х(х — 2) = 0
- 4х2 + 4х + 1 = 0
- (7 — х)2 — (х — 8)(х + 8) = 43
- 25х2 — 16 = 0
- (х — 3)(х + 4) — 2(3х — 2) = (х — 4)2
1 уровень
- х2 — (х + 3)(х — 3) = 3х
- 12х2 + 12х + 3 = 0
- (х + 6)2 — (х — 5)(х + 5) = 79
- (2х — 3)2 — (7 — 2х)2 = -8
- (у + 3)2 + 3(у — 2)(у + 2) = 9 + 4у2
Таблица ответов
0,5 | 3 | 5 | -0,8; 0,8 | -0,5 | 1,5 | 2 | 1 |
К | Г | Р | Л | А | У | С | . |
Получили: Карл Гаусс.
6. Историческая справка про Карла Гаусса (с презентацией выступает ученик)
Карл Гаусс — немецкий математик (1777 — 1855)
Юный Карл Фридрих, по его собственным словам, «научился считать раньше, чем говорить». Рассказывают, когда отец однажды громко подсчитывал заработок своих помощников, трехлетний Карл на слух заметил ошибку в вычислениях и указал на нее отцу.
Девятилетний Гаусс в арифметическом классе получил задание: сложить все натуральные числа от 1 до 100.
«Едва задание было сформулировано,— сообщает современник — как юный Карл объявил: «Я положил свою доску». «Вместо того, чтобы складывать последовательно 1+2=3; 3+3=6; 6+4=10; 10+5=15 и т.д., что было бы естественным для любого нормального школьника такого возраста,— писал недавно лейпцигский специалист по истории математики профессор Ганс Вусинг,— Гауссу пришло в голову объединить попарно числа с разных концов данного ряда: 1+100=101; 2+99 = 101 и т.д. Таких пар оказалось 50. Затем оставалось лишь выполнить умножение 101х50=5050. Нечего и удивляться: Гауссу не понадобилось много времени, чтобы написать на своей доске это единственное число».
С именем Гаусса связано множество теорем и научных терминов в математике, астрономии и физике. Например: Алгоритм Гаусса для вычисления даты Пасхи.
В соответствии с последней волей ученого на его надгробном памятнике выгравирован правильный 17-угольник, вписанный в окружность. Память Гаусса была увековечена выбитой по королевскому указу медалью с латинской надписью «Карл Фридрих Гаусс — король математиков».
В честь Гаусса назван кратер на Луне, вулкан Гауссберг в Антарктиде и т. д. (добавить от себя, что в 62 года Гаусс овладевает русским языком, чтобы прочитать «Капитанскую дочку» А. Пушкина)
- «Письмо из прошлого» (с сообщением выступает ученик)
Задача Пифагора. Всякое нечетное число, кроме единицы, есть разность двух квадратов.
Решение: 1 способ. (п + 1)2 — п2 = (п + 1 — п)(п + 1 + п) = 2п + 1 — нечетное число.
2 способ. (п + 1)2 — п2 = п2 + 2п + 1 — п2 = 2п + 1 — нечетное число.
В школе Пифагора эта задача решалась геометрически.
- Работа по учебнику. Применение формул сокращенного умножения при выполнении различных заданий (разобрать, как делать, 5 человек у доски).
№ 984 (а)
((п + 1)2 — (п — 1)2)⁞4, n € N
(п + 1 — n + 1)(n + 1 + п — 1) = 2.2n = 4n. Т.к. Произведение 4п⁞4, то и данное выражение ⁞4 ¥ п.
№ 984 (б)
((2п + 3)2 — (2п — 1)2)⁞8, n € N
(2п + 3 — 2n + 1)(2n + 3 + 2п — 1) = 4(4n + 2)= 8(2n + 1). Т.к. Произведение (8(2п + 1)⁞8, то и данное выражение ⁞8 ¥ п.
№ 985 (б)
(2у — с)2 + (у + 2с)2 = 4у2 — 4ус + с2 + у2 + 4ус + 4с2 = 5(у2 + с2).
Если с = 1,2 и у = -1,4, то 5(у2 + с2) = 5(1,44 + 1,96) = 5.3,4 = 17.
Ответ: 17.
Проверка.
7. Домашнее задание: №984 (в,г), 985 (а), 988 (б,в)
8. Итоги урока — сегодня на уроке мы с вами... (ответы учащихся: обобщали и
систематизировали материал по теме «ФСУ»; закрепляли умения и навыки в
применении формул при решении различных заданий).
9. Возвращение к примеру, предложенному в начале урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формулы сокращенного умножения"
Данная презентация поможет в отработке навыков применения формул ....
урок в 7классе "Формулы сокращенного умножения"
урок-путешествие по формулам сокращенного умножения....
Формулы сокращенного умножения.Алгебра7 класс.
Тема «Формулы сокращенного умножения».Урок-пресс-конференция .Повторение и обобщение пройденного материала ....
Формулы сокращенного умножения
Конспект урока математики в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"...
Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "
Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....
Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"
Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...
Открытый урок обобщения знаний по теме «Формулы сокращенного умножения»
Закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умений свободно применять формулы к разложению многочлена на множители....