Обобщающий урок математики в 10 классе по теме «Свойства логарифмов. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
алгебра и начала анализа, 10 класс, УМК «МГУ – школе», С.Н. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx | 28.61 КБ |
pokaz._i_log._ur-ya.ppt | 626 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» им. О.Н. Мамченкова
г. Елизово, Камчатский край
Обобщающий урок математики в 10 классе
по теме
«Свойства логарифмов. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства»»
Подготовила
учитель математики
Шатова Марина Николаевна
г. Елизово
2013 год
(алгебра и начала анализа, 10 класс, УМК «МГУ – школе», С.Н. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин )
Цели урока:
1.Систематизация и углубление знаний учащихся; обобщение свойств логарифмов, логарифмической и показательной функций; установление связей с наиболее трудными вопросами теории при решении уравнений и неравенств.
2.Развивитие мыслительной деятельности учащихся через решение разнотипных задач и находить наиболее рациональные способы решения.
3.Развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска решения нестандартных уравнений и неравенств, умение работать в группах, навыков самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, маркерная доска, раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Разделить класс на 3 группы.
2.Определение темы и целей урока.
Посмотрите на уравнения и неравенства, записанные на доске. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Есть ли в её названии математические термины, которые вам незнакомы? Тогда возникает вопрос: «Чему же мы должны сегодня научиться на уроке, что узнать нового?» Посмотрите более внимательно на задания, которые вам предстоит выполнить во время урока и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
Сообщение плана работы на уроке:
- Теоретическая разминка «Повторение – мать учения».
- Вычислительная разминка «Проверь себя» (работа в парах).
- Работа в группах «Получи пятёрку».
- Работа в группах «Тёмная лошадка».
3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Теоретическая разминка «Повторение – мать учения».
а) Заполнить на доске таблицу (работа 2-х учащихся) (работа на интерактивной доске):
Функция | Показательная у = … | Логарифмическая у = … | |||
№ | Основание Свойство | а > 1 | 0 < а <1 | а > 1 | 0 < а <1 |
1. | D (f) | ||||
2. | E (f) | ||||
3. | Характ. точка | ||||
4. | Монотонность | ||||
5. | Знакопостоянство | ||||
6. | Чётность, нечётность | ||||
7. | График функции (схематично) |
б) Устная работа с остальными учащимися. Ответьте на вопросы:
- Что называется логарифмом положительного числа b по основанию а?
- Какие уравнения называются простейшими показательными, логарифмическими уравнениями?
- Назовите основные способы решения показательных уравнений.
- Назовите основные способы решения логарифмических уравнений.
- На чём основано решение показательных и логарифмических неравенств?
4. Работа в парах. Вычислительная разминка «Проверь себя».
Работая в парах, заполните таблицу:
Выражение | Значение выражения | Свойство логарифмов |
lg 120 - lg 12 | 1 | |
ln 1 - 7 | - 7 | |
+ 2 | 9 | |
. | 4 | |
. | 2 | |
. | 2 | |
. | 0 |
5.Математический диктант «Спешите видеть и ответить» с взаимопроверкой.
1.Перед вами уравнения и неравенства:
- = 5; 7
- = ; 3; - 3
- > 0; (- 1; 0)U(0; 1)
- = 0; 3
- ; Ø
- х + 2) = 0. 0
Верно ли моё утверждение:
- Корнем уравнения № 1 является положительное число. +
- Уравнение № 2 имеет один корень. –
- Решением неравенства № 3 является интервал ( - 1; 1). –
- Корнем уравнения № 4 является корень уравнения ( . +
- Решением неравенства № 5 является любое действительное число. –
- Уравнение № 6 имеет два корня: - 2 и 0. –
2.Укажите номер «лишнего» выражения:
- ;
- ;
- ;
- . (значение данного выражения отрицательно)
3.Укажите номер строки в данных математических рассуждениях, в которой допущена ошибка. Объясните свой выбор:
- (;
- lg ;
- 2 lg lg() : lg(); (lg() , поэтому знак неравенства надо изменить)
- 2
6.Работа в группах «Получи пятёрку».
Работая в группах и помогая друг другу, выполните следующие задания.
1.Решите неравенство и укажите наименьшее целое решение неравенства
( (- 2; +; - 1
2.Решите неравенство и укажите наименьшее целое положительное решение неравенства
4 (-
3.Решите неравенство и найдите сумму наименьшего целого и наибольшего целого решений неравенства
( + - 6 (0,25; 8); 8
7.Работа в группах «Тёмная лошадка».
Перед вами три уравнения:
- = ;
Попробуйте, работая в группах и помогая друг другу, составить план решения каждого уравнения. Если вы будете испытывать трудности при выполнении данного задания, то обсудите ответы на следующие вопросы:
а) К уравнению какого вида можно отнести уравнение № 1? Можно ли его решить, используя один из способов решения уравнения указанного вида? Что не позволяет применить известный способ решения? Как можно избавиться от модуля? Попробуйте, работая в группах, составить план решения данного уравнения, решите его.
б) Можно ли уравнение № 2 отнести к логарифмическим уравнениям? Почему? Укажите ОДЗ переменной данного уравнения. Рассмотрите функции у = и у = на указанной ОДЗ, что можно сказать о монотонности данных логарифмической функции и обратной пропорциональности? Используя данный вывод, определите количество корней уравнения, попробуйте подобрать его. Данный способ решения уравнения называется функционально-графическим. Оформите решение данного уравнения.
в) Можно ли решить уравнение № 3 способами, используемыми при решении уравнений № 1 и № 2. Попробуйте это обсудить в группе. Есть более рациональный способ решения данного уравнения. Попытайтесь оценить значение каждого слагаемого, значение суммы, когда будет достигаться? Данное уравнение можно решить, оценивая значения левой и правой частей уравнения. Решите данное уравнение.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организуется рефлексия и самооценка учащихся, соотносятся цель учебной деятельности учащихся и результатами, достигнутыми на уроке.
9.Д/з:карточка.
1.Решите уравнение:
1).
2).
2.Решите неравенство:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок в 9 классе по теме: «Свойства степени с рациональным показателем»
Данный материал способствует систематизации знаний школьников по теме "Степень". Развивает творческие способности. Формирует интерес к предмету....
Элективный курс "Логарифмические и показательные уравнения и неравенства"
Программа удачно совмещает материал базового уровня с материалом повышенного уровня по математике. Такой подход позволяет упорядочить получаемые в рамках школьного курса знания и умения, но и познаком...
Методическая разработка урока по теме "Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств"
Обобщение и систематизация знаний...
Урок в 11 классе по теме "Свойства логарифмов"
Данный урок содержит различные виды деятельности учащихся. На уроке формируются умения и навыки использования свойств логарифмов при решении различных задач. Самостоятельная работа составлена из задан...
Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств
разработка урока по алгебре 11 класс...
Контрольная работа по алгебре в 10 классе по теме «Логарифмы. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства».
Работа содержит логарифмические выражения , логарифмические и показательные уравнения и неравенства , систему неравенств , уравнение с параметром....
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Свойства сложения"
Представленная технологическая карта урока по теме " Свойства сложения" для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока...