Урок математики в 6 классе "Вычитание"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Янцен Ирина Вальтеровна

Урок объяснения новой темы на основе деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychitanie.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока на основе деятельностного подхода обучения

Технологическая карта урока математики в 6 классе

Учитель: Янцен Ирина Вальтеровна

Тема урока: Вычитание

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: сформировать представление о вычитании чисел

Задачи урока, направленные на развитие обучающихся

В личностном направлении:

  • Развивать умения ясно и точно излагать свои мысли
  • Развивать умение контролировать процесси результат учебной деятельности
  • Развивать умение понимать смысл поставленной задачи

В метапредметном направлении:

  • Развивать умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
  • Развивать умение применять различные способы рассуждения
  • Развивать умение действовать  в соответствии с предложенным алгоритмом
  • Развивать умение самостоятельно выбирать и создавать алгоритмы для решения учебной задачи

В предметном направлении:

  • Развивать представление о числе
  • Развивать умение выполнять устные и письменные вычисления
  • Отрабатывать алгоритм решения простейших уравнений

этапа

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Время

1.

Самоопределение к деятельности

На нескольких уроках мы с вами учились складывать числа одного знака, числа с разными знаками. Как вы думаете: для работы с числами нам этого достаточно?

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Варианты ответа:

Мы научились складывать числа , теперь нам нужно овладеть вычитанием

Л.: самоопределение

      смыслообразование

П.: анализ

К.: постановка вопросов

      умение выражать свои мысли

1

2.

Актуализация знаний

А)Давайте вспомним основные правила которыми мы пользуемся для сложения  чисел

Ребята проговаривают  выученные правила

Р.: коррекция

      оценка

П.: построение речевого

      высказывания

      постановка проблемы

      анализ

К.: постановка вопросов

      умение выражать

      свои мысли

5-6

Б)Устный счёт. Учитель предлагает ребятам решить примеры, например:

-5,3+8,5;  -4,8+(-4,5);

Ребята решают примеры

В)Угадайте корень уравнения:

1)х+(-3)=-7;  2)5+х=1;

3)4+х=-3;      4)8+х=-3.

Учитель предлагает ребятам сверить ответы: -4; -4; -7; -11.

Ребята подбирают корень

Выполняют проверку

3.

Постановка учебной задачи

Беседа.

Во всех ли уравнениях вы угадали корень?

Какие проблемы при решении этого задания у вас возникли?

Какие вопросы вам пришлось при этом решать?

Как вы думаете, поможет ли нам алгоритм вычитания при решении возникшей проблемы?

Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, указывают трудности, с которыми столкнулись.

Л.: смыслообразование

Р.: коррекция

     целеполагание

П.: формулирование

     познавательной цели

     построение речевого

     высказывания

     подведение под

     понятие

     формулирование

     проблемы

К.: постановка вопросов

      умение выражать

      свои мысли

3-4

4.

Открытие нового знания

Прежде, чем переходить к построению алгоритма, давайте вспомним: как найти неизвестное слагаемое?

1)х=-7- (-3)=-4=(*) -7+3

2)х=1-5=-4=(*) 1+(-4)

3)х=-3-4=-7=(*) -3+(-4)

4)х=-3-8=-11=(*) -3+(-8)

*Как же для получения такого результата применить сложение?

Предлагаю вам построить алгоритм  выполнения вычитания чисел (приложение 1)

Обсуждение результатов работы групп выявление верного алгоритма

Ребята отвечают на вопрос

Ребята выдвигают гипотезы

Групповая работа: ребята из заготовок выстраивают алгоритм работы

Обсуждение результатов работы групп, выявление верного алгоритма

Р.: прогнозирование

     контроль

П.: построение речевого

     высказывания

     смысловое чтение

     рассуждение

     выдвижение гипотез

     и их обоснование

     самостоятельное

     создание способов

     решения

К.: определение цели,

     функций участников

     умение выражать

     свои мысли

     выдвижение гипотез и

     их обоснование

7-8

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Инструктирует учащихся

Контролирует процесс выполнения работы

Работа по карточкам  с проговариванием построенного алгоритма (приложение 2)

Ребята работают в парах: один записывает, второй проговаривает, затем меняются ролями

Л.:  смыслообразование

Р.: алгоритмизация

     действий

П.: построение речевого

     высказывания

    знако-символические

     действия

К.: управление

      поведением партнёра

5-6

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Инструктирует

Наблюдает

Учащиеся выбирают карточку для работы того уровня сложности, который им под силу (приложение 3)

Решают

Делают проверку по образцу

Л.: самоопределение

Р.: саморегуляция

     оценка

     коррекция

П.: знако-символические

     действия

5-6

7.

Включение в систему знаний и повторение

А)Наблюдает за процессом работы учеников, контролирует правильность выполнения работы

Успешно усвоившие материал ребята работают с более сложными примерами, по очереди выходя к доске и проговаривая каждый шаг (приложение 4)

Л.: самоопределение

Р.:контроль

     алгоритмизация

     действий

П.:структурирование

     знаний 

        знако-символические

     действия

К.: владение

     монологической

     речью

10-12

Б)Контролирует работу слабоусвоивших материал учащихся

Слабоусвоившие продолжают работать с карточками базового уровня сложности (приложение 5)

8.

Рефлексия

Даёт домашнее задание

Беседа по вопросам:

Как выполнить вычитание двух чисел?

Какие числа называются противоположными?

Как найти сумму двух отрицательных чисел?

Как найти сумму двух чисел с разными знаками?

Спасибо за работу, всего доброго, до встречи.

Записывают домашнее задание

Отвечают на вопросы

К.: владение

     монологической

     речью

2

Приложение 1.

Учащимся выдаются карточки со словами, которые они должны разложить в нужной последовательности ( можно использовать магнитную доску или бумагу и клей)

Чтобы из данного числа вычесть другое,

надо

к

уменьшаемому  

прибавить

число,

противоположное

вычитаемому

Приложение 2.

Выполните действие: а) 10 – ( - 3);  б) –12 – ( - 5);  в) – 8 – 12;  в) 4 – 8.

Приложение 3.

Карточка А (базовый уровень)

Выполните действия: а) 12 – ( - 14);  б) – 21 – ( - 19);   в) – 15 – 16;  

                                      г) 29 – 51;  д) – 2,5 – 8,6.

Карточка Б (средний уровень)

Выполните действия: а) 62 – ( - 45);  б) 154 – 165;  в) – 4,5 – ( -3,8);

                                      г) 17,56 – 18,48;  д) .

Ответы:

Карточка А

Карточка В

а) 26;   б) - 2;   в) - 31;   г) - 22;   д) - 11,1.

а) 107;   б) - 11;   в) – 0,7;   г) – 0,92;   д) .

Приложение 4.

Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Мнемозина», 2008

№ 1096

а) (62 – 28) – 40;         в) – 6 – ( - 8 – 20);      г) – 7 – ( - 12 +13);        д) 4,1 – ( - 1,8 + 2,5);

е) ( - 3,2 + 60) – 0,8;   з) ( -2,1 + 3,7) + 4,4;   и) ;   к) .

Приложение 5.

Карточка В (базовый уровень)

Выполните действия: а) 15 – ( - 18);  б) – 2,1 – ( - 1,9);   в) – 45 – 61;  

                                      г) 23,4 – 5,1;    д) – 21,5 – 8,16;     е) .

Ответы:

Карточка В (базовый уровень)

а)  33;   б)  - 2;   в)  - 106;   г)  18,3;   д)  - 29,66;   е)  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...