Решение задач - 2 часа
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Алексеева Татьяна Петровна

Учащиеся 9-х классов слабо справляются с решением текстовых задач. Разработка урока содержит текстовые задачи нескольких видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_-2_chasa.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.  IVчетверть. Повторение курса 7-9 класса

Тема   урока:    Решения   задач на повторение (2 часа)

Цель урока:       1.  Развивать логическое мышление

                                2. Учить решать текстовые задачи, составлением уравнения

                                3. Учить работать  в группах.

Форма работы: групповая 

Оборудование: карточки для работы 5 групп, оценочные листы.

Ход урока

I этап. Организационный. Обсуждение темы урока. Постановка целей на урок.

Определение групп для работы: их 5 – по числу задач.

II этап.  Самостоятельная работа в группах по решению предложенной задачи

Задача №1. Некто имел 24 купюры двух видов- по 100 и по 500 рублей на сумму 4000 рублей. Сколько у него купюр по500 рублей.

Решение:

Пусть х – количество купюр номиналом 500 рублей,

                        (24 – х) количество купюр номиналом 100 рублей,

                        500*х рублей -  стоимость купюр по 500 рублей,

                        (24 – х)*100 рублей  - стоимость купюр по 100 рублей, а т.к.их общая

                        сумма 4000  рублей, получаем уравнение:

                        500*х  + (24 – х)*100  = 4000.

                        500*х   +2400 – 100х = 4000.

             400*х = 1600.

        х = 4.

Проверка:      4 – количество купюр номиналом 500 рублей,

                       24 – 4 = 20 количество купюр номиналом 100 рублей,

           500*4 = 2000 рублей -  стоимость купюр по 500 рублей,

           20*100 = 2000 рублей -  стоимость купюр по 500 рублей,

           2000+2000 = 4000 (рублей) – общая стоимость купюр, что совпадает с условием задачи.

Ответ:    4 – количество купюр номиналом 500 рублей,

                           

  Задача №2. Из пункта А в пункт В одновременно выезжают два велосипедиста.  Скорость одного из них на 2км         меньше скорости другого. Велосипедист, который первым прибыл в В, сразу же повернул обратно и встретил другого велосипедиста через 1ч 30 мин. после выезда из А. На каком расстоянии от пункта В произошла встреча?                  

          Х км                        Укм

 А --------------------------!-------------- В

                                       !--------------  В

                                    V                            t                                        S

                                     

1 велосипедист    х/1,5 км/ч                  1.5ч                      х км

2 велосипедист   (х+2у)/1,5 км/ч           1.5ч                  (х+2у) км

Решение:

Пусть х км – путь, который проехал 1 велосипедист до встречи,

(х+2у) км - – путь, который проехал 2 велосипедист до встречи,

а т.к. до встречи каждый из них был в пути 1,5 часа, выражаем скорости каждого велосипедиста:

х/1,5 км/ч – скорость 1 велосипедиста,

(х+2у)/1,5 км/ч -   скорость  2 велосипедиста, а т.к. скорость 1 велосипедиста, на 2 км/ч меньше скорости 2 велосипедиста, получаем уравнение:

(х+2у)/1,5 - х/1,5  = 2 (обе части уравнения умножим на 1,5 и получим:

х+2у-х =3

        2у = 3

                у=1,5, подставим значение у  в таблицу:

                                    V                         t                                        S

                                     

1 велосипедист    х/1,5 км/ч        1.5ч        х км

2 велосипедист   (х+3)/1,5 км/ч        1.5ч        (х+3) км

Проверка: (х+3)/1,5 - х/1,5 = 2, т.е. скорость 1 велосипедиста, на 2 км/ч меньше скорости 2 велосипедиста, что совпадает с условием задачи.

Ответ:   на расстоянии 1,5  км от  В  произошла встреча.

Задача № 3. Первая бригада может выполнить задание за 20 ч, а вторая – за 30ч. Сначала бригады выполнили при совместной работе   3/4 задания, а остальную часть задания выполнила одна первая бригада. За сколько часов было выполнено задание?           

Производительность                    Время                                   Работа

1 бригада                                          1/20                            20ч        1

2 бригада                                          1/30                                            30ч        1

Решение:

Если 1 бригада выполняет работу за 20 часов, то ее производительность – 1/20,

Если 2 бригада выполняет работу за 30 часов, то ее производительность – 1/30,

1/20 + 1/30 = 3/60 + 2/60 = 5/60 = 1/12 – их общая производительность, при которой они выполнили 3/4  задания, находим время их совместной работы:

                             3/4 :  1/12 = 36/4 = 9(часов)

Если выполнено 3/4  задания, то оставшаяся часть равна 1 -3/4  = 1/4, т.к. ее выполняла только 1 бригада, найдем время ее работы:

              1/4         : 1/20 = 20/4 = 5(часов)

Работа выполнена, найдем время, затраченное на ее выполнение:

                           9 +5 =14 (часов)

Ответ: за 14 часов выполнена вся работа.

Задача  № 4. Объемы ежегодной добычи нефти из первой, второй и третьей скважин относятся как 7:5:13. планируется уменьшить годовую добычу нефти из первой скважины на 5% и из второй на 6%. На сколько процентов нужно увеличить годовую добычу нефти из третьей скважины, чтобы суммарный объем добываемой  за год  нефти не изменился?

Объем добычи                     Изменение в объеме              Объем добычи            

        первоначально                  стал

1 скважина          7 долей          уменьшено  на  5 %          7 – 7*0,05

2 скважина         5 долей            уменьшено  на  6 %          5 – 5*0,06

3 скважина         13 долей           увеличено   на  ? %                         ?

Общая доля        25

Решение:

1). Найдем  долю нового объема добычи нефти из 1 скважины:

                          7 -7*0,05 = 7  - 0,35 = 6,75

2). Найдем  долю нового объема  добычи нефти из 2 скважины:

                          5 – 5*0,06  = 5 – 0,30 = 4,70

3).  Найдем  общую долю нового объема добычи нефти из 1 и2  скважин:

                          6,75 + 4,70 = 11,35

4). Найдем  долю нового объема добычи нефти из 3 скважины:

        25 – 11,35 = 13,65

5).На сколько увеличилась доля добычи нефти из 3 скважины:

        13,65 – 13,00 =  0,65,т.е. 65%

Ответ: на 65 % увеличилась годовая норма добычи нефти из 3 скважины.

Задача № 5. Трава содержит 82% воды. Ее немного подсушили, и теперь она содержит 55% воды. Сколько процентов своей массы трава потеряла при сушке?

Первоначальная масса травы

а (кг)

Сухого вещества

Воды

?

82%

Масса травы после усушки

      ? (кг)

?

55%

Найти

Сколько    %   своей массы трава потеряла при сушке ?

Решение:

1).Найдем  процентное содержание  сухого вещества в траве первоначально и после усушки:

        100% - 82% = 18%( первоначально)

                                    100% - 55% = 45%(после усушки)

2).Найдем  первоначальную массу сухого вещества в траве

        а*0,18 = 0,18а (кг) – эта масса составляет 45% от новой массы травы

3).Найдем новую массу травы:

        0,18а : 0,45 = 0,40а(кг)

4).Находим потерю массы травы:

        а– 0,40а = 0,60а (кг),  т.е. 60% от а (первоначальной массы травы), что и требовалось найти

Ответ:   60%   своей массы трава потеряла при сушке.

III этап.  Отчет групп по выполнению своего задания консультантам и обмен задачами.

IY этап.  Рефлексия.  Заполнение оценочных листов, самооценка

Y этап . Итог урока. Домашнее задание: № 878,927,941

                                                                                              Приложение №1

Лист самоконтроля___    Алехиной Анны___

        

№1

№2

№3

№4

№5

Итог

Справился самостоятельно

5

5

10+

Справился с подсказкой

4

4

8+

Справился при   совместном с кем –либо решении или помощи

3

3+

Не справился

2

2=23/5=23:4=4,6

При получении хотя бы одной «2» итоговая оценка ставится»3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Элективный курс по химии «Решение задач по органической химии» (для учащихся 10-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по органической химии» предназначена профильной подготовки учащихся 10 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 ...

Элективный курс по химии «Решение задач по общей химии» физико химический профиль (для учащихся 11-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по общей химии» предназначена профильной подготовки учащихся 11 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 часу в ...

Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)

Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.     Программа элективного курса «Реше...

Программа элективного курса Познаем физику через решение задач на 17 часов

Программа элективного курса Познаем физику через решение задач на 17 часов для 10 или 11 классов...

Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа

Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...

Интегрированный урок (математика + химия), 10-й класс (2 часа). "Решение задач на вывод формул органических веществ"

Интегрированный урок (химии и математики) по решению задач на вывод формул органических веществ различными способами. Даны алгоритмы решения задач в приложении....