Рабочая программа по математике 8 класс (базовый уровень) по учебнику Макарычев Ю.Н.
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа по математике 8 класс (базовый уровень) по учебнику Макарычев Ю.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 8 класс (базовый уровень) по учебнику Макарычев Ю.Н. | 119.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _________ Т.Н.Морозова Протокол №________ «___» ______ 2014г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _________ Л.И.Багаутдинова «___» _______ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №11» _________А.Ю. Огородова Приказ №_____________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 8Б класса (базовый уровень)
на 2013 - 2014 учебный год
Составитель:
учитель Галиуллина Лилия Нафисовна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №__________от
«____»___________2013г.
г. Нижнекамск
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года;
- примерной программы по математике, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- учебного плана МБОУ «СОШ №11» НМР РТ на 2013-2014 учебный год;
- федерального перечня учебников
- положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №11» НМР РТ.
Планирование программы ориентировано на учебник «Алгебра 8 класс» под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2011 год, «Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян и др., М.: Просвещение, 2007 год.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 8 классе отводится 175 часов из расчёта 5 часов в неделю: 105 часов алгебры и 70 часов геометрии. Планирование учебного материала по алгебре рассчитано на 105 учебных часов, по геометрии на 70 часов согласно учебного плана на 2013-2014 учебный год.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование
В соответствии с планом внутри школьного контроля с целью изучения преподавания предметов, добавлены три контрольные работы: входная контрольная работа (за курс алгебры 7 класса), промежуточная контрольная работа (за I полугодие) и итоговая контрольная работа по тексту администрации за курс 8 класса. В связи с этим, изменено соотношение часов на раздел «Повторение», и вместо предложенных в авторской программе 12 часов, в данной рабочей программе 9 часов. Количество контрольных работ 18.
Изучение алгебры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
- совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
- формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
- развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
- важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
- формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной); применение электронного тестирования, тренажёра способствует закреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.
Математика нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык математики, умение «читать» геометрический чертеж, составить алгоритм решения задачи подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Одной из основных задач изучения математики является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики математики как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ - компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Всего контрольных работ: по алгебре – 13 часов, считая диагностическую и итоговую работы в начале и конце учебного года, по геометрии – 5 часов.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Содержание программы
Арифметика
Действительные числа
Квадратный корень из числа. Корень третей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Измерения, приближения, оценки
Прикидка и оценка результатов вычислений. Абсолютная величина числа. Абсолютная погрешность приближения, относительная погрешность приближения. Приближения суммы и разности, произведения и частного двух чисел, суммы нескольких слагаемых, приближенные вычисления с калькулятором.
Алгебра
Уравнения и неравенства
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.
Числовые последовательности
Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Свойства числовых последовательностей. Метод математической индукции. Сложные проценты.
Числовые функции
Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Функция у= .
Координаты
Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их системы. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.
Тригонометрические формулы
Понятие угла. Радианная мера угла. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Основные формулы для sinα, cosα, tgα, ctgα. Косинус и синус разности и суммы двух углов, сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойного и половинного углов. Произведение синусов и косинусов.
Повторение
Геометрия
Начальные понятия и теоремы геометрии
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник
Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180 градусов, приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Многоугольники
Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг
Сектор, сегмент. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин
Длина окружности, число 𝛑, длина дуги. Формулы, выражающие площадь треугольника через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности. Формула Герона. Площадь четырехугольника. Площадь круга и площадь сектора.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движение фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построение с помощью циркуля и линейки
Правильные многогранники.
Повторение
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Сбор и группировка статистических данных. Среднее результатов измерений. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятностей. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий.
Содержание программы
Арифметика
Рациональные числа. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Понятие о корне n-ой степени из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичное приближение иррациональных чисел.
Измерения, приближения, оценки. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Выделение множителя степени десяти в записи числа. Округление. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Алгебра
Алгебраические выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Свойства степени с целым показателем. Теорема Виета. Алгебраическая дробь. Сокращение алгебраических дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уравнения и неравенства. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней: методы замены переменной, разложения на множители Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Числовые неравенства и их свойства. Доказательства числовых и алгебраических неравенств.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную, зависимости, их графики. Гипербола. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Исполнение графиков функций для решения уравнений и систем.
Координаты. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными их систем, неравенств с двумя переменными.
Статистика и теория вероятностей (10 часов, из них 1 час контрольная работа)
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Сбор и группировка статистических данных. Среднее результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий.
Геометрия
Четырёхугольник. Многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб и их признаки. Трапеция. Равнобедренная трапеция. Периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Решение задач по теме четырёхугольники. Теорема Фалеса.
Площадь. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобие треугольников, коэффициент подобия. Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Связь между площадями подобных фигур. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Средняя линия треугольника. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180.
Окружность и круг. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга. Хорда. Сектор, сегмент. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Центральный, вписанный угол. Величина вписанного угла. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Окружность Эйлера.
Повторение.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных
практических ситуаций;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
уметь
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей); находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
• вычислять средние значения результатов измерений;
• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
• находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
• распознавания логически некорректных рассуждений;
• записи математических утверждений, доказательств;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
• сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
• понимания статистических утверждений.
Учебно-тематическое планирование
по математике
Классы 8
Учитель Галиуллина Лилия Нафисовна
Количество часов
Всего 175 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных уроков 18, самостоятельных работ 28, зачётов 0, тестов 10 ч.;
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы
Учебики Алгебра 8, Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.В., Москва «Просвещение», 2007, Геометрия 7-9, Атанасян Л.С., Москва «Просвещение», 2007
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Экскурсии | |||
Рациональные дроби | 24 | Диагностическая контрольная работа; К.р. №1 по теме «Рациональные выражения»; К.р. №2 по теме «Произведение и частное дроби»; | ||
Четырёхугольники | 14 | К.р. №3 по теме «Четырехугольники»; | ||
Квадратные корни | 20 | К.Р.№4 по теме «Квадратные корни»; К.Р.№5 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня»; | ||
Квадратные уравнения | 12 | К.Р.№6 по теме «Квадратные уравнения»; К.Р. №7 по теме «Дробно-рациональные уравнения»; Контрольная работа по тексту администрации; | ||
Площадь | 13 | К.Р.№8 по теме «Площади»; | ||
Неравенства | 30 | К.Р.№9 по теме «Числовые неравенства и их свойства»; К.Р. №10 «Неравенства с одной переменной и их свойства»; | ||
Подобные треугольники | 19 | К.Р.№11 по теме «Подобие треугольников»; К.Р.№12 по теме «Прямоугольные треугольники»; | ||
Степень с целым показателем | 7 | К.Р.№13 по теме «Степень с целым показателем»; | ||
Окружность | 17 | К.Р.№14 по теме «Окружность»; | ||
Статистика и теория вероятностей | 6 | Контрольная работа по тексту администрации | ||
Повторение | 11 | Итоговая контрольная работа | ||
Итого: 175 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
§1. Рациональные дроби и их свойства. | 6 часов | ||||
Рациональные выражения. | 1 | Формулировать основное свойство рациональной дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, а также возведение дроби в степень. Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождество. Знать свойства функции у = k / x, уметь строить ее график. . | 3.09 | ||
Рациональные выражения и их преобразования. | 1 | 5.09. | |||
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 | 5.09. | |||
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 | 6.09 | |||
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 | 6.09 | |||
Контрольная работа по тексту администрации (входная) | 1 | 10.09. | |||
§2. Сумма и разность дробей. | 7 часов | ||||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 12.09 | |||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 12.09. | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | 13.09 | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | 13.09. | |||
Действия с рациональными дробями | 1 | 17.09. | |||
Обобщающий урок по теме «Рациональные выражения. Сумма и разность дробей» | 1 | 19.09. | |||
Контрольная работа №1 по теме «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей» | 1 | 19.09. | |||
§3. Произведение и частное дробей. | 11 часов | ||||
Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 1 | 20.09. | |||
Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 1 | 20.09 | |||
Деление дробей. | 1 | 24.09. | |||
Деление дробей. | 1 | 26.09. | |||
Преобразование рациональных выражений. | 1 | 26.09. | |||
Преобразование рациональных выражений. | 1 | 27.09. | |||
Преобразование рациональных выражений. | 1 | 27.09. | |||
Функция описывающая обратную пропорциональность и ее график. Гипербола. | 1 | 1.10. | |||
Функция у = k / x и ее график. | 1 | 3.10. | |||
Обобщающий урок по теме «Произведение и частное дробей» | 1 | 3.10. | |||
Контрольная работа № 2 по теме «Произведение и частное дробей» | 1 | 4.10. | |||
Глава 5. Четырёхугольники. | 14 часов | ||||
Многоугольники | 1 | Распознавать четырехугольники, использовать их свойства при решении задач. Доказывать свойства четырехугольников. Определять центральную и осевую симметрии. | 4.10. | ||
Четырёхугольники | 1 | 8.10. | |||
Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | 10.10. | |||
Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | 10.10 | |||
Признаки параллелограмма. | 1 | 11.10. | |||
Признаки параллелограмма. | 1 | 11.10 | |||
Трапеция | 1 | 15.10. | |||
Прямоугольник | 1 | 17.10. | |||
Ромб. | 1 | 17.10. | |||
Квадрат. | 1 | 18.10. | |||
Центральная и осевая симметрия | 1 | 18.10. | |||
Решение задач по теме «Четырёхугольники» | 1 | 22.10. | |||
Решение задач по теме «Четырёхугольники» | 1 | 24.10. | |||
Контрольная работа №3 по теме «Четырёхугольники» | 1 | 24.10. | |||
§4. Действительные числа. | 3 часа | ||||
Рациональные числа. | 1 | Приводить примеры рациональных и иррациональных чисел. Находить значения арифметических квадратных корней, использовать при необходимости калькулятор. Формулировать определение квадратного корня из числа. Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их к преобразованию и сравнению выражений, содержащих корни. Находить точные и приближенные значения корней из положительных чисел. Использовать график функции у=х2.для приближенного нахождения квадратных корней из положительных чисел. Выносить множитель из под знака корня. Строить график функции у = √х. | 25.10. | ||
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. | 1 | 25.10. | |||
Иррациональные числа | 1 | 29.10. | |||
§5. Арифметический квадратный корень. | 5 часов | ||||
Квадратный корень из числа. Арифметический квадратный корень. | 1 | 31.10. | |||
Уравнение х2 = а. | 1 | 31.10. | |||
Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Десятичное приближение иррациональных чисел. | 1 | 1.11. | |||
Функция у = √х . График функции корень квадратный, корень кубический. | 1 | 1.11. | |||
Функция у = √х и ее график. | 1 | 12.11. | |||
§6. Свойства арифметического квадратного корня. | 4 часа | ||||
Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. | 1 | 14.11. | |||
Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 | 14.11. | |||
Квадратный корень из степени. | 1 | 15.11. | |||
Решение задач по теме «Квадратные корни» | 1 | 15.11. | |||
Контрольная работа №4 по теме ««Квадратные корни» | 1 | 19.11. | |||
§7. Применение свойств арифметического квадратного корня. | 8 часов | ||||
Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 | 21.11. | |||
Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 | 21.11. | |||
Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 | 22.11. | |||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 22.11. | |||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 26.11. | |||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | 28.11. | |||
Обобщающий урок по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | 28.11. | |||
Контрольная работа № 5 «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | 29.11. | |||
§8. Квадратное уравнение и его корни. | 12 часов | ||||
Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. | 1 | Распознавать квадратный трехчлен, выяснять возможность разложения его на множители, представлять квадратный трехчлен в виде линейных множителей. Находить целые корни многочленов с целыми коэффициентами. Применять различные формулы самоконтроля при решении уравнений. Распознавать и решать квадратные уравнения, а также уравнения сводящиеся к ним. Определять наличие корней квадратных уравнений по дискриминанту и коэффициентам. Решать несложные уравнения 3-й, 4-й степени. Решать текстовые задачи. | 29.11. | ||
Неполные квадратные уравнения. | 1 | 3.12. | |||
Формула корней квадратного уравнения. | 1 | 5.12 | |||
Формула корней квадратного уравнения. | 1 | 5.12. | |||
Решение квадратных уравнений по формуле. | 1 | 6.12. | |||
Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | 6.12. | |||
Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | 10.12. | |||
Контрольная работа по тексту администрации (промежуточная) | 1 | 12.12. | |||
Теорема Виета. | 1 | 12.12. | |||
Теорема Виета. | 1 | 13.12. | |||
Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения» | 1 | 13.12 | |||
Контрольная работа № 6 по теме «Квадратные уравнения» | 1 | 17.12. | |||
§9. Дробные рациональные уравнения. | 10 часов | ||||
Решение рациональных уравнений. | 1 | Распознавать и решать рациональные уравнения. Решать несложные уравнения с модулями, с применением замены неизвестного, перехода к уравнению – следствию. Решать текстовые задачи, приводящие к квадратному или рациональному уравнению. Решать уравнения графически. | 19.12 | ||
Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 19.12. | |||
Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | 20.12. | |||
Примеры решения уравнений высших степеней; метод замены переменной, разложения на множители. | 1 | 20.12. | |||
Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | 24.12. | |||
Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | 26.12. | |||
Использование графиков функций для решения уравнений. Графический способ решения уравнений. | 1 | 26.12 | |||
Графический способ решения уравнений. | 1 | 27.12 | |||
Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения» | 1 | 27.12 | |||
Контрольная работа № 8 по теме «Дробные рациональные уравнения» | 1 | ||||
Глава 6. Площадь | 13 часов | ||||
Площадь многоугольника. | 1 | Распознавать геометрические фигуры, формулировать свойства геометрических фигур. Использовать формулы для нахождения площадей фигур. Применять теорему Пифагора к решению задач | |||
Площадь прямоугольника | 1 | ||||
Площадь параллелограмма. | 1 | ||||
Площадь параллелограмма. | 1 | ||||
Площадь треугольника. | 1 | ||||
Площадь треугольника. | 1 | ||||
Площадь трапеции. | 1 | ||||
Площадь трапеции. | 1 | ||||
Теорема Пифагора. | 1 | ||||
Теорема Пифагора. | 1 | ||||
Обратная теорема Пифагора. | 1 | ||||
Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | |||||
Контрольная работа №7 по теме «Площади» | |||||
§10. Числовые неравенства и их свойства. | 9 часов | ||||
Числовые неравенства. Линейные неравенства одной переменной. | 1 | Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств. Использовать аппарат неравенств для оценки погрешности и точности приближения. Находить пересечение и объединение множеств, в частности числовых промежутков. Решать линейные неравенства. Решать системы линейных неравенств, в том числе которые записаны в виде двойных неравенств. | |||
Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной и их свойства. | 1 | ||||
Свойства числовых неравенств. | 1 | ||||
Свойства числовых неравенств. | 1 | ||||
Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | ||||
Сложение и умножение числовых неравенств | 1 | ||||
Доказательство числовых и алгебраических неравенств | 1 | ||||
Погрешность и точность приближения. | 1 | ||||
Контрольная работа №9 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | ||||
§11. Неравенства с одной переменной и их системы. | 11 часов | ||||
Пересечение и объединение множеств. | 1 | ||||
Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. | 1 | ||||
Числовые промежутки. | 1 | ||||
Решение неравенств. | 1 | ||||
Решение неравенств с одной переменной. | 1 | ||||
Решение неравенств с одной переменной. | 1 | ||||
Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | ||||
Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | ||||
Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их свойства. | 1 | ||||
Обобщающий урок по теме «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | ||||
Контрольная работа №10 по теме «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | ||||
Глава 7. Подобные треугольники | 19 часов | ||||
Определение подобных треугольников. | 1 | Распознавать подобные треугольники, доказывать признаки подобия треугольников. Решать задачи на использование признаков подобия треугольников. Научится вычислять значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60 градусов. | |||
Определение подобных треугольников. | 1 | ||||
Первый признак подобия треугольников. | 1 | ||||
Первый признак подобия треугольников. | 1 | ||||
Второй признак подобия треугольников. | 1 | ||||
Второй признак подобия треугольников. | 1 | ||||
Третий признак подобия треугольников | 1 | ||||
Контрольная работа №11 по теме «Подобные треугольники» | 1 | ||||
Средняя линия треугольника | 1 | ||||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | ||||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | ||||
Практические приложения подобия треугольников | 1 | ||||
Практические приложения подобия треугольников | 1 | ||||
О подобии произвольных фигур | 1 | ||||
О подобии произвольных фигур | 1 | ||||
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | ||||
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | ||||
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60 градусов. | 1 | ||||
Контрольная работа №12 по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | ||||
§12. Степень с целым показателем и её свойства. | 7 часов | ||||
Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 | Знать определение и свойства степени с целым показателем при выполнении вычисление и преобразований выражений. Использовать запись чисел в стандартном виде. | |||
Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 | ||||
Свойства степени с целым показателем. | 1 | ||||
Свойства степени с целым показателем. | 1 | ||||
Стандартный вид числа. | 1 | ||||
Стандартный вид числа. | 1 | ||||
Контрольная работа №13 по теме «Степень с целым показателем» | 1 | ||||
Глава VIII. Окружность | 17 часов | ||||
Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | Знать взаимное расположение прямой и окружности, определять касательную к окружности. Находить градусную меру дуги окружности, центрального и вписанного угла. Использовать свойства биссектрисы угла, теоремы о пересечении высот треугольника | |||
Касательная к окружности | 1 | ||||
Касательная к окружности | 1 | ||||
Центральные и вписанные углы | 1 | ||||
Центральные и вписанные углы | 1 | ||||
Градусная мера дуги окружности | 1 | ||||
Градусная мера дуги окружности | 1 | ||||
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку | 1 | ||||
Теорема о пересечении высот треугольника | 1 | ||||
Теорема о пересечении высот треугольника | 1 | ||||
Вписанная окружность | 1 | ||||
Вписанная окружность | 1 | ||||
Описанная окружность | 1 | ||||
Описанная окружность | 1 | ||||
Решение задач по теме вписанная и описанная окружность | 1 | ||||
Решение задач по теме вписанная и описанная окружность | 1 | ||||
Контрольная работа №14 по теме «Окружность» | 1 | ||||
§13. Элементы статистики. | 6 часов | ||||
Статистические данные. Сбор и группировка статистических данных. | 1 | Научиться осуществлять сбор и группировку статистических данных. Иметь представление о статистической информации, выборочном исследовании. Приводить примеры репрезентативной и нерепрезентативной выборки. Извлекать информацию из таблиц частот и организовывать информацию в виде таблиц частот, строить интервальный ряд. Использовать наглядное представление статистической информации в виде столбчатых и круговых диаграмм, полигонов, гистограмм. | |||
Сбор и группировка статистических данных. | 1 | ||||
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Наглядное представление статистической информации | 1 | ||||
Наглядное представление статистической информации | 1 | ||||
Среднее результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. | 1 | ||||
Решение задач по статистике | 1 | ||||
Контрольная работа по тексту администрации | 1 | ||||
Повторение «Рациональные дроби» | 1 | ||||
Повторение «Квадратные корни. Квадратные уравнения» | 1 | ||||
Повторение «Неравенства» | 1 | ||||
Повторение «Степень» | 1 | ||||
Повторение «Четырехугольники» | 1 | ||||
Повторение «Площадь» | 1 | ||||
Повторение «Подобие треугольников» | 1 | ||||
Повторение «Прямоугольный треугольник» | 1 | ||||
Повторение «Окружность» | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
Урок обобщения и систематизации изученного материала | 1 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка письменных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка тестов.
Каждому заданию тестовой работы соответствует определенный балл. Оценка за работу зависит от процента выполненной работы.
Объем выполненной работы | До 50% | От 50 до 75% | От 75 до 90% | От 90 до 100% |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Перечень проверочных работ
№ | Тема |
Контрольная работа по тексту администрации | |
Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей» | |
Контрольная работа № 2 по теме «Произведение и частное дробей» | |
Контрольная работа № 3 по теме «Четырехугольники» | |
Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные корни» | |
Контрольная работа № 5 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня» | |
Контрольная работа по тексту администрации | |
Контрольная работа № 6 по теме «Квадратные уравнения». | |
Контрольная работа № 7 по теме «Площадь» | |
Контрольная работа № 8 по теме «Дробные рациональные уравнения» | |
Контрольная работа № 9 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | |
Контрольная работа № 10 по теме «Неравенства с одной переменной и их свойства» | |
Контрольная работа № 11 по теме «Подобные треугольники» | |
Контрольная работа № 12 по теме «Прямоугольные треугольники» | |
Контрольная работа № 13 по теме «Степень с целым показателем» | |
Контрольная работа № 14 по теме «Окружность» | |
Контрольная работа № 15 по теме «Элементы статистики» | |
Итоговая контрольная работа |
Учебно-методическое обеспечение программы.
Перечень рекомендуемой литературы.
Источники информации для учителя
1. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 303 с.
2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.
3. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
4. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
5. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008 г.
7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с. : ил. – ISBN 5-09-014901-
- Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. Алтынов П.И.– 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 112 с. : ил. – ISBN 5-7107-2530-7.
- Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
Источники информации для учащихся
1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.
2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
3. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
- Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с. : ил. – ISBN 5-09-014901-
- Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. Алтынов П.И.– 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 112 с. : ил. – ISBN 5-7107-2530-7.
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор
Информационно-коммуникативные средства:
- Тематические презентации
- Компакт-диск Алгебра, 9 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева «Учитель», 2010.
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Приложения
Контрольно - измерительные материалы по алгебре 8 класса.
Контрольная работа №1 по теме:
«Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей»
Вариант – 1 1. Сократите дробь: а) б) ; в) 2. Представьте в виде дроби: а) б) в) . 3. Найдите значение выражения при а = 0,2; в = -5. 4. Упростите выражение . | Вариант – 2 1. Сократите дробь: а) б) ; в) 2. Представьте в виде дроби: а) б) в) . 3. Найдите значение выражения при х = - 8, у = 0,1. 4. Упростите выражение . |
Контрольная работа №2 по теме
«Произведение и частное дробей»
Вариант – 1 1. Представьте в виде дроби: а) б) в) г) 2. Постройте график функции у = . Какова область определения функции? При каких значениях Х функция принимает отрицатель-ные значения? 3. Докажите, что при всех значениях b 1 значения выражения не зависят от b.
| Вариант – 2 1. Представьте в виде дроби: а) б) в) г) 2. Постройте график функции у = . Какова область определения функции? При каких значениях Х функция принимает положительные значения? 3. Докажите, что при всех значениях х 2 значения выражения не зависят от b.
|
Контрольная работа №3 по теме
«Квадратные корни»
Вариант – 1 1. Вычислите: а) 0,5 б) 2 в) 2. Найдите значение выражения: а) б) в) г) 3. Решите уравнение: а) б) 4. Упростите выражение: а) б) 5. Укажите два последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число 6. Имеет ли корни уравнение + 1 = 0 ? | Вариант – 2 1. Вычислите: а) б) в) 2. Найдите значение выражения: а) б) в) г) 3. Решите уравнение: а) б) 4. Упростите выражение: а) б) 5. Укажите два последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число 6. Имеет ли корни уравнение = 1 ? |
Контрольная работа №4 по теме
«Применение свойств арифметического квадратного корня»
Вариант – 1 1. Упростите выражение: а) б) в) (3 - . 2. Сравните: 7 3. Сократите дробь: а) б) 4. Освободите дробь от знака корня в знамена-теле: а) 5) Докажите, что значение выражения есть число рациональное. | Вариант – 2 1. Упростите выражение: а) б) в) ( + . 2. Сравните: 10 3. Сократите дробь: а) б) 4. Освободите дробь от знака корня в знамена-теле: а) 5) Докажите, что значение выражения есть число рациональное. |
Контрольная работа №5 по теме
«Квадратные уравнения»
Вариант – 1 1. Решите уравнение: а) 2х² + 7х – 9 = 0; б) 3х² = 18х; в) 100х² - 16 = 0; г) х² - 16х + 63 = 0. 2. Периметр прямоугольника равен 20 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 24 см². 3. В уравнении х² + pх – 18 = 0 равен -9. Найдите другой корень и коэффициент р. | Вариант – 2 1. Решите уравнение: а) 3х² + 13х – 10 = 0; б) 2х² - 3х = 0; в) 16х² = 49; г) х² - 2х - 35 = 0. 2. Периметр прямоугольника равен 30 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 56 см². 3. Один корень уравнения х² + 11х + q = 0 равен -7. Найдите другой корень и свободный член q.
|
Контрольная работа №6 по теме
«Дробные рациональные уравнения»
Вариант – 1 1. Решите уравнение: а) ; б) . 2. Из пункта А в пункт В велосипедист проехал по одной дороге, длиной 27 км, а обратно возвращался по другой дороге, которая была короче первой на 7 км. Хотя на обратном пути велосипедист уменьшил скорость на 3 км/ч, он всё же на обратный путь затратил времени на 10 мин меньше, чем на путь их А в В. С какой скоростью ехал велосипедист из А в В? | Вариант – 2 1. Решите уравнение: а) ; б) . 2. Катер прошёл 12 км против течения реки и 5 км по течению. При этом он затратил столько времени, сколько ему потребовалось бы, если бы он шёл 18 км по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно, что скорость течения реки равна 3 км/ч? |
Контрольная работа №7 по теме
«Числовые неравенства и их свойства»
Вариант – 1 1. Докажите неравенство: а) (х – 2)² > х (х – 4); б) а² + 1 2(3а – 4). 2. Известно, что а < в. Сравните: а) 21а и 21в; б) -3,2а и -3,2в; в) 1,5в и 1,5а. Результат сравнения запишите в виде неравенства. 3. Известно, что 2,6 < Оцените: а) 2 б) - 4. Оцените периметр и площадь прямоугольника со сторонами а см и b см, если известно, что 2,6 < a < 2,7, 1,2 < b < 1,3. 5. К каждому из чисел 2, 3, 4 и 5 прибавили одно и то же число a. Сравните произведение крайних членов получившейся последовательности с произведением средних членов. | Вариант – 2 1. Докажите неравенство: а) (х + 7)² > х (х + 14); б) в² + 5 10(в - 2). 2. Известно, что а > в. Сравните: а) 18а и 18в; б) -6,7а и -6,7в; в) -3,7в и -3,7а. Результат сравнения запишите в виде неравенства. 3. Известно, что 3,1 < Оцените: а) 3 б) - 4. Оцените периметр и площадь прямоугольника со сторонами а см и b см, если известно, что 1,5 < a < 1,6, 3,2 < b < 3,3. 5. Даны четыре последовательных натуральных числа. Сравните произведение первого и последнего из них с произведением двух средних чисел. |
Контрольная работа №8 по теме
«Неравенства с одной переменной и их системы»
Вариант – 1 1. Решите неравенство: а) б) 1 – 3х 0; в) 5(у – 1,2) – 4,6 3у + 1. 2. При каких значениях а значение дроби меньше соответствующего значения дроби ? 3. Решите систему неравенств: а) 2х – 3 0, б) 3 – 2х < 0, 7х + 4 > 0. 1,6 + х < 2,9. 4. Найдите целые решения системы неравенств: 6 – 2х < 3(х – 1), 6 - х. 5. При каких значениях х имеет смысл выражение ? | Вариант – 2 1. Решите неравенство: а) б) 2 – 7х > 0; в) 6(у – 1,5) – 3,4 4у – 2,4. 2. При каких значениях в значение дроби больше соответствующего значения дроби ? 3. Решите систему неравенств: а) 4х – 10 0, б) 1,4 + х > 1,5, 3х – 5 > 1. 5 - 2х > 2. 4. Найдите целые решения системы неравенств: 10 - 4х < 3(1 - х), 3,5 + х. 5. При каких значениях х имеет смысл выражение ? |
Контрольная работа №9 по теме
«Степень с целым показателем»
Вариант – 1 1. Найдите значение выражения: а) 2. Упростите выражение: а) 3. Преобразуйте выражение: а) 4. Вычислите:
5. Найдите приближённые значения суммы и разности чисел х и у, если х 6. Найдите приближённые значения произведения и частного чисел а и в, если а 6,124 | Вариант – 2 1. Найдите значение выражения: а) 2. Упростите выражение: а) 3. Преобразуйте выражение: а) 4. Вычислите:
5. Найдите приближённые значения суммы и разности чисел а и в, если а 6. Найдите приближённые значения произведения и частного чисел х и у, если х 8,136 |
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных
практических ситуаций;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
уметь
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
• вычислять средние значения результатов измерений;
• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
• находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
• распознавания логически некорректных рассуждений;
• записи математических утверждений, доказательств;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
• сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
• понимания статистических утверждений.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик присутствовал на занятиях, смотрел, списывал с доски, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Аннотация к рабочим программам по _математике 5класс базовый уровень
Учебник, УМК: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И.Шварцбурд.- М.:Мнемозина, 2010г....
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...