Показательные уравнения 11 класс
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Обобщающий урок по теме:"Показательные уравнения" 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazatelnye_uravneniya_11kl.rar | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики МКОУ Лисянская СОШ
Деревянкина С. Е.
Тема урока: «Решение показательных уравнений»
11 класс
«Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как
ученые изучают природные и социальные явления»
Колмогоров. А.Н
Цели урока:
Образовательные: обобщить методы решения показательных уравнений, отрабатывать умения решать показательные уравнения различными методами, применять полученные знания для решения заданий ЕГЭ различной сложности.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение принимать решение в нестандартной ситуации, способности к взаимосотрудничеству, самокритичности.
Развивающие : развитие навыков анализа, систематизации информации, творческого мышления, самоконтроля и самооценки.
Ход урока
1.Организационный момент. Актуализация ранее полученных знаний,
субъективизация имеющегося опыта учащихся.
Классу задаются вопросы, 3 ученика по желанию работают у доски.
- Какие уравнения называют показательными?(Уравнения вида аf(x)=ag(x), где a>0, a≠1.)
- Какому уравнению равносильно уравнение аf(x)=ag(x),(f(x)=g(x)).
- Назовите основные методы решения показательных уравнений.
(функционально-графический, уравнивания показателей, метод введения новой переменной, метод разложения на множители)
- Решите уравнения. Какие уравнения являются показательными?
Индивидуальные задания для учащихся: (проверка с помощью документ-камеры, или решение записывается на доске) В ходе проверки учащиеся комментируют метод решения.
- 5x=6-x;
- 3*9x-10*3x+3=0;
- 52x-1-52x-3=4,8
2.Работа в группах.
Решение уравнений различными методами.
Уравнения решаются гораздо легче, если их распределить по типам и знать подходы к решению уравнений каждого типа. Вашему вниманию предлагаются несколько уравнений. Ваша задача распределить эти уравнения по методам решения. Каждый член группы подберет для себя посильное задание. Причем в группе должно прослеживаться решений уравнений из каждой группы.
- 3-1-х=(2х+3;
- х·63х-36·63х=0;
- 4·(16)-х+15·(4)-х-4=0;
- 32х-6·3х-27=0;
- 7х+1-5·7х=98;
- 2х·(х=;
- 3х= 4-х;
- 9х+6х=22х+1;
- (х=х+3;
Уравнения проверяются в ходе самопроверки. Учащимся на слайде предлагаются ответы к каждому уравнению.
- Этап. « Примени математику».
Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Вы согласны с данным утверждением? Хочу привести несколько примеров, подтверждающих, насколько широко в науке и жизни применяется показательная функция.
1)Показательная функция, подобно линейной и квадратичной, очень часто реализуется в физических, биологических и иных законах. И это, конечно, не является случайностью. В жизни нередко приходится встречаться с такими фактами, когда скорость изменения какой-либо величины пропорциональна самой величине (размножение бактерий, ход химической реакции и т.д.). В этом случае рассматриваемая величина будет изменяться по закону, имеющему вид: y = y0 aх
2) Если бы все маковые зерна давали всходы, то через 5 лет
число “потомков» одного растения равнялось бы 243• 1015 или
приблизительно 2000 растений на 1 м2 суши
3)В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания. Например, рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста; радиоактивный распад вещества –процессу органического затухания. Законам органического роста подчиняется рост вклада в Сберегательном банке, восстановление гемоглобина в крови, донора или раненого, потерявшего много крови, рост дрожжей, ферментов, микроорганизмов. Закон органического роста выражается формулой: N = N0 ekt . По этому же закону изменяется количество древесины в дереве, что имеет большое значение для рационального ведения лесного хозяйства.
4)Потомство комнатных мух за лето только от одной самки может составить 8 • 1014. Эти мухи весили бы несколько миллионов тонн, а выстроенные в одну цепочку, они составили бы расстояние, большее, чем расстояние от Земли до Солнца. Потомство пары мух за 2 года имело бы массу, превышающую массу земного шара. И только благодаря сообществу животных и растений, когда увеличение одного вида влечет за собой рост количества его врагов, устанавливается динамическое равновесие в природе.
5)По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия, т. е. не было естественных врагов и было вдоволь пищи. Доказательство тому –распространение Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару особей, как через некоторое время их потомство стало национальным бедствием.
6)Радий распадается в зависимости от времени по закону М = М0 e-kt , где: М0 –начальное количество радия, k –некоторый коэффициент. Пользуясь этой формулой, ученые смогли подсчитать возраст Земли, то есть время, в течение которого радий смог распадаться нормально.
4 этап . Решение задач, содержащихся в ЕГЭ.
В ЕГЭ показательная функция содержится в заданиях различного уровня сложности.
В заданиях В5 мы можем увидеть простейшие показательные уравнения:
22х-14=; 25-2х=128;
6-х=36; 32х-4=.
В заданиях В12 можем встретить задачи с практическим применением показательной функции. Например.
(Решается на доске и в тетрадях)
5.Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно решают задания различного уровня сложности. Задания учащиеся выбирают для себя самостоятельно.
Задание для самостоятельной работы:
1 уровень: решают уравнения из заданий В5.
2 уровень:
ЗадачаВ12:
Масса радиоактивного вещества уменьшается по закону m(t)=m02-боратории получили вещество, содержащее в начальный момент времени m0=12 мг изотопа натрия -24, период полураспада которого равен Т=15ч. В течение скольких часов содержание натрия -24 в веществе будет превосходить 3 мг?
3 уровень: задание С1.
6. Рефлексия.
Учащиеся заполняют карту самооценки.
7. Домашнее задание.
Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.
Домашнее задание
Индивидуальная работа № 1
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 |
Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 |
Индивидуальная работа № 2
Вариант 1 | Вариант 2 |
Вариант 3 | Вариант 4 |
Вариант 5 | Вариант 6 |
Вариант 7 | Вариант 8 |
Вариант 9 | Вариант 10 |
Вариант 11 | Вариант 12 |
Индивидуальная работа № 3
Вариант 1 | Вариант 2 |
Вариант 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Вариант 4 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Карта самооценки работы на уроке
ФИ_______________________________________
Этап урока | Балл |
| |
Решал уравнение Отвечал на вопросы | |
| |
Решал уравнение 1 уровня сложности 2 уровня сложности 3 уровня сложности | |
| |
Задание В5 Задание В12 Задание С1 | |
Дополнения к уроку | |
Всего баллов Отметка |
Карта самооценки работы на уроке
ФИ_______________________________________
Этап урока | Балл |
| |
Решал уравнение Отвечал на вопросы | |
| |
Решал уравнение 1 уровня сложности 2 уровня сложности 3 уровня сложности | |
| |
Задание В5 Задание В12 Задание С1 | |
Дополнения к уроку | |
Всего баллов Отметка |
Опросный лист
Опросный лист
| Варианты ответа (поставьте галочку | ||||||||||||||||||||||||
1.Своей работой на уроке я | доволен не доволен | ||||||||||||||||||||||||
2.На уроке я работал | активно пассивно | ||||||||||||||||||||||||
3.Урок для меня показался | коротким длинным | ||||||||||||||||||||||||
4. За урок я | не устал устал | ||||||||||||||||||||||||
5 Моё настроение | стало лучше стало хуже | ||||||||||||||||||||||||
6.Материал урока мне был | полезен бесполезен интересен скучен понятен не понятен | ||||||||||||||||||||||||
| легким трудным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре в 11 классе по теме "Показательная функция. Показательные уравнения"
Урок по алгебре для 11 класса...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Разработка урока алгебры в 11 классе "От показательных уравнений к показательным неравенствам"
Данную презентацю можно использовать в качестве сопровождения при объяснении темы "Показательные неравенства"....
Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства."
Контрольные работы по теме " Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства " для учащихся 11 класса подготовлены в6 вариантах....
Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"
Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...
Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепит...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Презентация на тему "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ" является иллюстрацией к одноименному уроку-семинару по алгебре и началам анализа, пр...