Оформление контрольных, самостоятельных работ и тестов в старшем звене общеобразовательной школы
статья по алгебре (9 класс) на тему

Журавлева Элина Павловна

Контроль знаний учащихся является составной частью учебного процесса. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx103.04 КБ

Предварительный просмотр:

        Оформление контрольных, самостоятельных работ и тестов в старшем звене общеобразовательной школы

  Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала. При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников: инструктивно - методические письма «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» и «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы».

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

1.1. Грубыми считаются ошибки:

-                незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

-  незнание наименований единиц измерения;

- неумение выделить в ответе главное;

-  неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

-  неумение делать выводы и обобщения;

-  неумение читать и строить графики;

-  неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

-  потеря корня или сохранение постороннего корня;

-  отбрасывание без объяснений одного из них;

-  равнозначные им ошибки;

-  вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

- логические ошибки.

1.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

-  неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

- неточность графика;

-  нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-  нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

-  неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

1.3. Недочетами являются:

-  нерациональные приемы вычислений и преобразований;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Необходимо с первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

2. Порядок ведения тетрадей учащихся.

2.1.Все записи в тетрадях учащиеся должны делать с соблюдением следующих правил и требований:

  • писать аккуратным, разборчивым почерком;
  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради;
  • соблюдать поля с внешней стороны; на поля по математике отводить 4 клеточки
  • учащиеся  проставляют дату выполнения работы: число – арабской цифрой, названия месяца - прописью; или число и месяц арабскими цифрами.

-          после даты учащиеся, где выполняется работа (классная или домашняя);

  • тема урока  записывается в тетрадь
  • соблюдать красную строку;
  • текст новой работы писать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны даты и наименование работы;
  • аккуратно выполнять подчеркивания, условные обозначения острозаточенным простым карандашом по линейке, а в случае необходимости – с применением циркуля;
  • исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией, часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
  • Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д.. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.
  • между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке писать);
  • дату выполнения работы указывать цифрами на полях на той же пятой строке, где и домашняя (классная) работа .

Например: Классная работа               09.10.03

Домашняя работа           13.05.04

  • между видами работ в классной и домашней работах отступать две клетки (писать на третьей):
  • между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать три клетки вправо, писать на четвертой;
  • слово «Задача» писать посередине, после чего сразу ставить номер задачи; номера остальных заданий писать по середине строки;
  • слева по горизонтали отступать одну клетку от края;
  • словосочетание «Контрольная работа №»  пишется; после нее указывается вариант (по центру строки);
  • черчение отрезков, геометрических фигур производиться остро заточенным карандашом по линейке;
  • поля проводить простым карандашом;
  • при записи математических выражений все символы (значки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

2.5. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

2.6. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.  Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться  выборочно на усмотрение учителя.

Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

2.7. После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Организация контрольных работ

Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.

  1. Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля. Они должны быть сообщены учащимся.
  2. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом ученик должен их оформить.
  3. Учитель должен продумать что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки хотя бы в общих чертах должны быть известны учащимся.
  4. Контрольная работа должна быть посильной для всех учащихся без исключения. Сильным ученикам нужно дать задания труднее.
  5. Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.
  6. Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу, для этого необходимо завершать работу за несколько минут до звонка. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.
  7. Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

Контрольная работа по теме “Тела вращения”

Контрольная работа по теме “Тела вращения” проводится после зачета, а так же урока посвященного подготовке к контрольной работе. Контрольная работа проводится в двух вариантах.

Ниже приведем II вариант этой работы.

1 Задание. Образующая конуса равна 18 см. Угол между образующей и плоскостью основания 60. Найти высоту и площадь основания конуса.

Дано: конус, SA=18 см.; SAO = 60

Найти: SO, S

Решение:

  1. SAO – прямоугольный

= sin 60, SO = SA sin 60,

SO = 18 (см)

  1. ,  АО = SA cos 60, R=AO = 18 = 9 (см)
  2. В основании конуса лежит круг

S=R,    S=81(см)

Ответ: SO =  (см) ; S=81(см)

2 Задание. Шар радиус которого равен 6 см, пересечен плоскостью. Расстояние от центра шара до этой плоскости 4 см. Найти площадь сечения.

Дано: шарS(O,OX),  R=OX=6 см, h =OO= 4см

Найти: S

Решение:  1.  OOХ – прямоугольный

r = OX ,  OХ=  OХ- OO- т. Пифагора

OХ= 36 – 16 = 20 (см)

  1. S=r, так как любое сечение шара плоскостью шара есть

круг.       S=20(см)

Ответ:  S=20(см)

3 Задание. Внутри цилиндра с радиусом основания 4 дм и высотой 6 дм расположен отрезок так, что его концы лежат на окружностях обоих оснований. Найти кратчайшее расстояние отрезка от оси, если его длина 8 дм.

Дано:  цилиндр, АВ = 8 дм; ОО = АА = ВВ =6 дм; ОА=ОВ=4 дм

Найти: ОК

Решение:

Прямые АВ и ОО - скрещивающиеся. Расстояние между ними – длина общего перпендикуляра прямых ОО и АВ.

Дополнительное построение – построим через АВ плоскость, параллельную прямой ОО. Искомый перпендикуляр – ОК.

2. ААВ - прямоугольный

АВВ - АА- т. Пифагора.

АВ= 64 – 36 = 28;  АВ = 2(дм)

3. АОК - прямоугольный

АК =  =  = (дм), так как ОК в АОВ является медианой, биссектрисой, высотой.

ОК = АО- АК- т. Пифагора;   ОК = 16 – 7 =9;    ОК = 3(дм)

Ответ: ОК = 3(дм)

Краткие выводы

Задание 1 и 2 контрольной работы соответствуют обязательному уровню математической подготовки. Оценка 5 (отлично) за контрольную работу ставится в том случае, если выполнены все 3 задания без ошибок и помарок. Оценка 4 (хорошо) ставится, если первые два задания выполнены без ошибок, а в третьем есть какая-то ошибка или же оно выполнено не до конца с условием, что в нем нет ошибок. Оценка 3 (удовлетворительно) ставится, если выполнено правильно только 2 задания.

       Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях. Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных.

Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ГОС.

Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга.

Оформление и оценивание тестовых заданий гораздо проще: ко всем тестам даются бланки ответов и критерии оценивания. Это относится к тестовым заданиям  из сборника «Интеллект-Центра» и для издательства «ВАКО».

Тест №9. Квадратное уравнение и его корни

Вариант 2

Часть А

А1. Укажите в квадратном уравнении   7x -  x2 - 5 = 0    коэффициент b.

  1. 1
  2. – 1
  3. - 5
  4. 7

А2. Решите уравнение    (x – 2)(x + 2) = 4

  1. 6; 4        2) нет решений                        3) 0               4) ;      

А3. Найдите корни уравнения         - x2 + 3 = 7x + 3

1)7            2) 0; - 7               3) нет решений            4) 0; 7

А4. Выделите квадрат двучлена в выражении  x2 + 8x + 15.

1)(x + 8)2 - 16

  1. (x + 2)2 + 4
  2. (x + 4)2 - 1
  3. (x + 4)2 + 1

Часть В

В1. Один из корней уравнения   x2 + px + 24 = 0   равен 8. Найдите  p.

Ответ: ______________

Часть С

С1. Площадь прямоугольника 48 см2. Одна из его сторон составляет   от другой. Найдите меньшую  сторону прямоугольника.

Ход решения и ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

Тест №9.                                              Вариант № _______

Фамилия __________________ Имя _____________          Класс__________

Балл ____________                                                                     Дата __________

№ задания

А1

А2

А3

А4

Ответ

№ задания

В1

Ответ

__________________________________________________________________

Шкала оценок:

«5» -  7- 8 баллов;

«4» - 5-6 баллов;

«3» - 4 балла.

 Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.  

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы

Курсовая работа по теме "Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы"...

Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности

Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Методическая разработка на тему "Система работы по культуре речи и стилистике в среднем звене общеобразовательной школы"

Перед современной школой стоит множество задач, одна из которых – формирование речевой культуры, являющейся показателем общей и коммуникативной культуры личности.Средний школьный возраст &ndash...

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы...