Открытый урок в 10 классе «Признак возрастания (убывания) функции»
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Кривко Антонина Петровна

Данный урок проводится с целью закрепить и проверить знания, умения и навыки  на нахождение  промежутков   монотонности функции;также в  рамках подготовки к ЕГЭ проводится отработка заданий части С1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.4 КБ
Файл презентация1.29 МБ
Office presentation icon презентация-ссылка2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Открытый урок в 10б классе

«Признак возрастания (убывания) функции»

Подготовила и провела

учитель математики

Кривко Антонина Петровна

ст.Ессентукская

2014

Цели урока:

Обучающие:

- в  рамках подготовки к ЕГЭ: отработка заданий части С1;

- закрепить и проверить знания, умения и навыки  на нахождение  промежутков   монотонности функции;

Развивающие:

развивать мыслительную деятельность учащихся, содействовать развитию памяти, речи, формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;

Воспитательные:

Воспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету.

Техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер.

        Ход урока

  1. Орг. момент. (+ проверка  дом. задания).
  2. Актуализация опорных знаний

а)  устная работа (слайд 1,2)

б)  №1 задание С1  - 1 человек у доски:         

,    

      №2 задание  С1 -  2 человека на местах:

(прокомментировать с места решение + сравнить  с готовым решением)        

  1. Объяснение нового материала

Всем известно высказывание «Мал золотник, да дорог». Одним из таких золотников является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других наук. Она позволяет просто и красиво решать задачи. К этим задачам и относятся задачи на нахождение промежутков возрастания (убывания) функции.

1)  Возрастание (убывание) функции: давайте побеседуем.

- есть понятие определение  возрастающей (убывающей)  функции;

-  есть признак возрастания (убывания) функции.

Слайды с определениями.

        Теоретическая часть:

  • Дать определение какая функция называется возрастающей;
  • Сформулируйте признак возрастания функции;
  • Какую роль здесь играют касательные?
  • Дать определение какая функция называется  убывающей;
  • Сформулируйте признак убывания  функции;
  • Какую роль здесь играют касательные?

 2) Используя признаки возрастания (убывания) докажите, что данные функции или монотонно возрастают или монотонно убывают. (слайды  …)

1) у = х5 + х3  - 2;

2) у = 4х +  ;

3) у =   + 3;

40 у = 4 – 3х.

3) Владея данными теоретическими знаниями, мы переходим к практической части.  Ведь недаром Аристотель говорил, что «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике»

Найти промежутки возрастания (убывания) функции.

Задание 1.   f(x) = 12x + 3x2 – 2x3;

Задание2.    f(x) = x4 -  x3;

Задание 3.   f(x) = 4x +  .

Задание 4 по вариантам: Сравнительную характеристику функций

                 

                    1 вариант: f(x) = x3 – 3x;

                    2 вариант: f(x) = 3x – x3.

(заготовка Приложения 1) (3мин) + Самопроверка. (Ответы на слайде)

Итог практической  части:    Давайте составим алгоритм нахождения промежутков возрастания (убывания) функции

  1. Минутка отдыха. Исторический экскурс

Отдохнем, а заодно совершим небольшой исторический экскурс

Историческая справка

В развитии дифференциального и интегрального исчисления главная роль принадлежала двум великим ученым – англичанину Исааку Ньютону и немцу Готфриду Вильгельму Лейбницу. Ньютон был самоучкой в математике, но самоучкой гениальным. Современное обозначение производной    у ‘   ввел. Ж. Лагранж. Ньютон называл производную функции  флюксией,  а саму функцию – флюентой. Он открыл метод приближенных рядов и правило для сведения любой степени любого бинома к таким рядам (вспомните бином Ньютона),   метод касательных…

Системное учение о производных развито Лейбницем и Ньютоном. Если Ньютон находил в основном из задач механики, то Лейбниц по преимуществу находил из геометрических задач. Свои результаты в этой области Ньютон изложил в трактате, названный им «Метод флюксий и бесконечных рядов»(но его трактат был опубликован лишь посмертно в 1736г).

Первая печатная  работа по дифференциальному исчислению была опубликована Лейбницем в 1684г, озаглавленная «Новый метод максимумов и минимумов, а также касательных, для которого не является препятствием дробные и рациональные количества, и особый для этого рол исчисления».

 В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.

  1. Работа с графиками.

До этого мы работали с формулой функции, а теперь переходим на работу с графиками. Рассматривать теперь будем графики функций и графики производных.

  1. Для графиков функций справедливы

УТВЕРЖДЕНИЯ:  если функция возрастает, то производная положительна;

                              Если функция убывает, то производная отрицательна.

Применение этих утверждений  мы встречаем в задания КИМов  В8.

Работаем устно.

(Два задания) По графику функции:

1)определите знак производной в точке касания;

2)найдите значение производной в данной точке.

  1. График производной.

Применение к этим графикам   - наши признаки

(Работа по слайдам)

  1. Оценки за урок.
  • Кто, по вашему мнению, внес наибольший вклад?
  • Кому, над чем следовало бы поработать.
  1. Итог урока.
  • Поведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
  • Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?
  • Мне приятно с вами работать, и надеюсь,  что знания, полученные на уроке, вы сможете успешно применять в дальнейшей своей учебе. Спасибо за работу.
  1. Домашнее задание:  составить подборку однотипных заданий В8  в виде слайдов презентации. (Для дальнейшего применения на уроках; материал используете из КИМов, сборников и т.д.)

Приложение1

Тест

Фамилия И:

        1 вариант

        

f(x) = x3 – 3x

2 вариант

f(x) = 3х - x3   

D(f)

f ‘(x)

f ‘(x) = 0

(не существует)

        Знаки

производной

Промежутки

возрастания

Промежутки

убывания

Количество +

Оценка

«5» -   6+

«4» -  5 +

«3» - 3-4+

Приложение2

(рефлексия)

Что я могу сказать об уроке?

  • Я уверен  ………………………….
  • Я затрудняюсь ………………………..
  • Я научился ……………………………..
  • Урок дал мне для жизни ……………………….

        

Что я могу сказать об уроке?

  • Я уверен  ………………………….
  • Я затрудняюсь ………………………..
  • Я научился ……………………………..
  • Урок дал мне для жизни ………………………

Что я могу сказать об уроке?

  • Я уверен  ………………………….
  • Я затрудняюсь ………………………..
  • Я научился ……………………………..
  • Урок дал мне для жизни ……………………….

Что я могу сказать об уроке?

  • Я уверен  ………………………….
  • Я затрудняюсь ………………………..
  • Я научился ……………………………..
  • Урок дал мне для жизни ………………………

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признак в озрастания (убывания) ф ункции. Учитель математики МКОУ «СОШ№7» Кривко Антонина Петровна

Слайд 2

Цели урока: Обучающие: - в рамках подготовки к ЕГЭ: отработка заданий части С1; - закрепить и проверить знания, умения и навыки на нахождение промежутков монотонности функции; Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, содействовать развитию памяти, речи, формировать умения четко и ясно излагать свои мысли; Воспитательные: в оспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету. Техническое обеспечение : мультимедийный проектор, компьютер.

Слайд 3

П+П (ЕГЭ) С1: а) Решение т ригонометрических у равнений; б ) отбор корней, п ринадлежащих п ромежутку. Первый этап.

Слайд 4

УСТНО: Формулы приведения: cos ( sin ( cos ( + x) sin 2 (

Слайд 5

Допишите формулу: = 2 x 4) cos 2 x - 1 =

Слайд 6

Задание 1: а ) Решите уравнение б) Укажите корни уравнения, принадлежащие отрезку Задание 2: а)Решите уравнение б) Укажите корни уравнения, принадлежащие отрезку

Слайд 7

Задание 2: Решение: Sin2x + sinx =0, 2sinx cosx + sinx = 0, sinx (2cosx + 1) = 0, sinx = 0 или cosx = - 1/2

Слайд 8

б) Отбор корней : 1)

Слайд 9

2)

Слайд 10

Ответ: а) б) ; ;

Слайд 11

Второй этап урока. Возрастание (убывание) Определение Признак

Слайд 12

Если f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. Если f / (x) < 0 , значит, функция убывает. Признаки :

Слайд 13

Устное задание:

Слайд 14

«Ум заключается не только в знании, н о и в умении применять знания на практике» Аристотель

Слайд 15

Найдите промежутки возрастания (убывания) функции. Задания: Практикум:

Слайд 16

1 вариант 2 вариант D(f) f ‘ (x) f ‘ (x) = 0 ( не существует ) Знаки производной Промежутки возрастания Промежутки убывания

Слайд 17

1 вариант 2 вариант D(f) R R f ‘ (x) f ‘ (x) = 0 ( не существует ) -1; 1 -1; 1 Знаки производной 1 Промежутки возрастания Промежутки убывания -1 1 + -1 + + - - -

Слайд 18

4.Отмечаем эти точки на числовой прямой и определяем знаки производной на полученных промежутках 3.Находим точки, в которых f’(x) =0 или f’(x) не существует Алгоритм нахождения промежутков возрастания (убывания) функции 1. Находим область определения функции 2.Находим производную функции 5.Делаем выводы о промежутках возрастания и убывания

Слайд 19

Исаак Ньютон Готфрид Вильгельм Лейбниц Третий этап

Слайд 20

Графики. Графики функций Графики производных Четвертый этап

Слайд 21

x y 2 -1 1 4 0 Если функция возрастает , то производная положительна Если функция убывает , то производная отрицательна График функции

Слайд 22

В8 (ЕГЭ) На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к этому графику. Определите знак производной в точке касания.

Слайд 23

В8 (ЕГЭ) На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к этому графику. Определите знак производной в точке касания.

Слайд 24

Если f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. Если f / (x) < 0 , значит, функция убывает. Признаки : Задания В8 (ЕГЭ) Графики производных

Слайд 25

На рисунке изображен график y=f'(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-6;8) . Найдите количество промежутков возрастания функции f(x) . Если f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. График производной

Слайд 26

Функция задана на отрезке . На рисунке изображен график ее производной. Укажите количество промежутков возрастания функции. у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а

Слайд 27

На рисунке изображен график y=f'(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-8;6) . Найдите количество промежутков убывания функции f(x). Если f / (x) < 0 , значит, функция убывает.

Слайд 28

Функция задана на отрезке . На рисунке изображен график ее производной. Укажите количество промежутков убывания функции у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а

Слайд 29

у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале ( a;b ). Найдите промежутки возрастания функции f(x) . В ответе укажите длину наибольшего из них. (1)

Слайд 30

у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале ( a;b ). Найдите промежутки убывания функции f(x) . В ответе укажите длину наибольшего из них. (2)

Слайд 31

f / (x) Возрастание (убывание) Вывод:

Слайд 32

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, что не знаем, - бесконечно. ЛАПЛАС Пьер Симон

Слайд 33

я уверен __________________________ я затрудняюсь _________________________ я научился ____________________________ урок дал мне для жизни ___________________ Что я могу сказать об уроке? Оценки. Итог урока.

Слайд 34

Домашнее задание: Составить подборку однотипных заданий В8 в виде слайдов презентации. (С целью для дальнейшего применения материала на уроках использовать задания КИМов , сборников и т.д.)

Слайд 35

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Признак возрастания (убывания) функции"

Данная тема- первая, в которой учащиеся приступают к исследованию свойств  функций с помощью производной. Поэтому важно, чтобы учащиеся уже теперь усвоили определенные требования к выполнению и о...

Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.

Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...

Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»

Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....

Методическая разработка открытого урока по математике, 7 класс. "Линейная функция. Обобщение"

Разработка открытого урока по линейной функции в 7 классе. Имеются тестовые задания, можно использовать при прохождении материала, как закрепительные задания....

Проверочная работа для 10 класса по теме: «Признак возрастания (убывания) функции»

Работа представлена в двух вариантах. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ....

Открытый урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"

В материалах представлена разработка открутого урока в 10 профильном медицинском классе. Творческое название урока "Послушайте, это звучит сердце"...

План-конспект учебного занятия "Признак возрастания (убывания) функции"

Занятие 38. Признак возрастания (убывания) функцииЦель занятия: продолжить формирование представления о производной, содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихс...