Открытый урок в 10 классе «Признак возрастания (убывания) функции»
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Данный урок проводится с целью закрепить и проверить знания, умения и навыки на нахождение промежутков монотонности функции;также в рамках подготовки к ЕГЭ проводится отработка заданий части С1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 26.4 КБ |
презентация | 1.29 МБ |
презентация-ссылка | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Открытый урок в 10б классе
«Признак возрастания (убывания) функции»
Подготовила и провела
учитель математики
Кривко Антонина Петровна
ст.Ессентукская
2014
Цели урока:
Обучающие:
- в рамках подготовки к ЕГЭ: отработка заданий части С1;
- закрепить и проверить знания, умения и навыки на нахождение промежутков монотонности функции;
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность учащихся, содействовать развитию памяти, речи, формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные:
Воспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету.
Техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
- Орг. момент. (+ проверка дом. задания).
- Актуализация опорных знаний
а) устная работа (слайд 1,2)
б) №1 задание С1 - 1 человек у доски:
,
№2 задание С1 - 2 человека на местах:
(прокомментировать с места решение + сравнить с готовым решением)
- Объяснение нового материала
Всем известно высказывание «Мал золотник, да дорог». Одним из таких золотников является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других наук. Она позволяет просто и красиво решать задачи. К этим задачам и относятся задачи на нахождение промежутков возрастания (убывания) функции.
1) Возрастание (убывание) функции: давайте побеседуем.
- есть понятие определение возрастающей (убывающей) функции;
- есть признак возрастания (убывания) функции.
Слайды с определениями.
Теоретическая часть:
- Дать определение какая функция называется возрастающей;
- Сформулируйте признак возрастания функции;
- Какую роль здесь играют касательные?
- Дать определение какая функция называется убывающей;
- Сформулируйте признак убывания функции;
- Какую роль здесь играют касательные?
2) Используя признаки возрастания (убывания) докажите, что данные функции или монотонно возрастают или монотонно убывают. (слайды …)
1) у = х5 + х3 - 2;
2) у = 4х + ;
3) у = + 3;
40 у = 4 – 3х.
3) Владея данными теоретическими знаниями, мы переходим к практической части. Ведь недаром Аристотель говорил, что «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике»
Найти промежутки возрастания (убывания) функции.
Задание 1. f(x) = 12x + 3x2 – 2x3;
Задание2. f(x) = x4 - x3;
Задание 3. f(x) = 4x + .
Задание 4 по вариантам: Сравнительную характеристику функций
1 вариант: f(x) = x3 – 3x;
2 вариант: f(x) = 3x – x3.
(заготовка Приложения 1) (3мин) + Самопроверка. (Ответы на слайде)
Итог практической части: Давайте составим алгоритм нахождения промежутков возрастания (убывания) функции
- Минутка отдыха. Исторический экскурс
Отдохнем, а заодно совершим небольшой исторический экскурс
Историческая справка
В развитии дифференциального и интегрального исчисления главная роль принадлежала двум великим ученым – англичанину Исааку Ньютону и немцу Готфриду Вильгельму Лейбницу. Ньютон был самоучкой в математике, но самоучкой гениальным. Современное обозначение производной у ‘ ввел. Ж. Лагранж. Ньютон называл производную функции флюксией, а саму функцию – флюентой. Он открыл метод приближенных рядов и правило для сведения любой степени любого бинома к таким рядам (вспомните бином Ньютона), метод касательных…
Системное учение о производных развито Лейбницем и Ньютоном. Если Ньютон находил в основном из задач механики, то Лейбниц по преимуществу находил из геометрических задач. Свои результаты в этой области Ньютон изложил в трактате, названный им «Метод флюксий и бесконечных рядов»(но его трактат был опубликован лишь посмертно в 1736г).
Первая печатная работа по дифференциальному исчислению была опубликована Лейбницем в 1684г, озаглавленная «Новый метод максимумов и минимумов, а также касательных, для которого не является препятствием дробные и рациональные количества, и особый для этого рол исчисления».
В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
- Работа с графиками.
До этого мы работали с формулой функции, а теперь переходим на работу с графиками. Рассматривать теперь будем графики функций и графики производных.
- Для графиков функций справедливы
УТВЕРЖДЕНИЯ: если функция возрастает, то производная положительна;
Если функция убывает, то производная отрицательна.
Применение этих утверждений мы встречаем в задания КИМов В8.
Работаем устно.
(Два задания) По графику функции:
1)определите знак производной в точке касания;
2)найдите значение производной в данной точке.
- График производной.
Применение к этим графикам - наши признаки
(Работа по слайдам)
- Оценки за урок.
- Кто, по вашему мнению, внес наибольший вклад?
- Кому, над чем следовало бы поработать.
- Итог урока.
- Поведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
- Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?
- Мне приятно с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроке, вы сможете успешно применять в дальнейшей своей учебе. Спасибо за работу.
- Домашнее задание: составить подборку однотипных заданий В8 в виде слайдов презентации. (Для дальнейшего применения на уроках; материал используете из КИМов, сборников и т.д.)
Тест
Фамилия И:
1 вариант
f(x) = x3 – 3x | 2 вариант f(x) = 3х - x3 | |
D(f) | ||
f ‘(x) | ||
f ‘(x) = 0 (не существует) | ||
Знаки производной | ||
Промежутки возрастания | ||
Промежутки убывания | ||
Количество + | ||
Оценка | ||
«5» - 6+ «4» - 5 + «3» - 3-4+ |
Приложение2
(рефлексия)
Что я могу сказать об уроке?
- Я уверен ………………………….
- Я затрудняюсь ………………………..
- Я научился ……………………………..
- Урок дал мне для жизни ……………………….
Что я могу сказать об уроке?
- Я уверен ………………………….
- Я затрудняюсь ………………………..
- Я научился ……………………………..
- Урок дал мне для жизни ………………………
Что я могу сказать об уроке?
- Я уверен ………………………….
- Я затрудняюсь ………………………..
- Я научился ……………………………..
- Урок дал мне для жизни ……………………….
Что я могу сказать об уроке?
- Я уверен ………………………….
- Я затрудняюсь ………………………..
- Я научился ……………………………..
- Урок дал мне для жизни ………………………
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Обучающие: - в рамках подготовки к ЕГЭ: отработка заданий части С1; - закрепить и проверить знания, умения и навыки на нахождение промежутков монотонности функции; Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, содействовать развитию памяти, речи, формировать умения четко и ясно излагать свои мысли; Воспитательные: в оспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету. Техническое обеспечение : мультимедийный проектор, компьютер.
П+П (ЕГЭ) С1: а) Решение т ригонометрических у равнений; б ) отбор корней, п ринадлежащих п ромежутку. Первый этап.
УСТНО: Формулы приведения: cos ( sin ( cos ( + x) sin 2 (
Допишите формулу: = 2 x 4) cos 2 x - 1 =
Задание 1: а ) Решите уравнение б) Укажите корни уравнения, принадлежащие отрезку Задание 2: а)Решите уравнение б) Укажите корни уравнения, принадлежащие отрезку
Задание 2: Решение: Sin2x + sinx =0, 2sinx cosx + sinx = 0, sinx (2cosx + 1) = 0, sinx = 0 или cosx = - 1/2
б) Отбор корней : 1)
2)
Ответ: а) б) ; ;
Второй этап урока. Возрастание (убывание) Определение Признак
Если f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. Если f / (x) < 0 , значит, функция убывает. Признаки :
Устное задание:
«Ум заключается не только в знании, н о и в умении применять знания на практике» Аристотель
Найдите промежутки возрастания (убывания) функции. Задания: Практикум:
1 вариант 2 вариант D(f) f ‘ (x) f ‘ (x) = 0 ( не существует ) Знаки производной Промежутки возрастания Промежутки убывания
1 вариант 2 вариант D(f) R R f ‘ (x) f ‘ (x) = 0 ( не существует ) -1; 1 -1; 1 Знаки производной 1 Промежутки возрастания Промежутки убывания -1 1 + -1 + + - - -
4.Отмечаем эти точки на числовой прямой и определяем знаки производной на полученных промежутках 3.Находим точки, в которых f’(x) =0 или f’(x) не существует Алгоритм нахождения промежутков возрастания (убывания) функции 1. Находим область определения функции 2.Находим производную функции 5.Делаем выводы о промежутках возрастания и убывания
Исаак Ньютон Готфрид Вильгельм Лейбниц Третий этап
Графики. Графики функций Графики производных Четвертый этап
x y 2 -1 1 4 0 Если функция возрастает , то производная положительна Если функция убывает , то производная отрицательна График функции
В8 (ЕГЭ) На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к этому графику. Определите знак производной в точке касания.
В8 (ЕГЭ) На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к этому графику. Определите знак производной в точке касания.
Если f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. Если f / (x) < 0 , значит, функция убывает. Признаки : Задания В8 (ЕГЭ) Графики производных
На рисунке изображен график y=f'(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-6;8) . Найдите количество промежутков возрастания функции f(x) . Если f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. График производной
Функция задана на отрезке . На рисунке изображен график ее производной. Укажите количество промежутков возрастания функции. у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а
На рисунке изображен график y=f'(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-8;6) . Найдите количество промежутков убывания функции f(x). Если f / (x) < 0 , значит, функция убывает.
Функция задана на отрезке . На рисунке изображен график ее производной. Укажите количество промежутков убывания функции у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а
у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале ( a;b ). Найдите промежутки возрастания функции f(x) . В ответе укажите длину наибольшего из них. (1)
у х 0 1 1 y = f ‘(x) b а На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале ( a;b ). Найдите промежутки убывания функции f(x) . В ответе укажите длину наибольшего из них. (2)
f / (x) Возрастание (убывание) Вывод:
То, что мы знаем, - ограниченно, а то, что не знаем, - бесконечно. ЛАПЛАС Пьер Симон
я уверен __________________________ я затрудняюсь _________________________ я научился ____________________________ урок дал мне для жизни ___________________ Что я могу сказать об уроке? Оценки. Итог урока.
Домашнее задание: Составить подборку однотипных заданий В8 в виде слайдов презентации. (С целью для дальнейшего применения материала на уроках использовать задания КИМов , сборников и т.д.)
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Признак возрастания (убывания) функции"
Данная тема- первая, в которой учащиеся приступают к исследованию свойств функций с помощью производной. Поэтому важно, чтобы учащиеся уже теперь усвоили определенные требования к выполнению и о...
Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.
Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...
Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....
Методическая разработка открытого урока по математике, 7 класс. "Линейная функция. Обобщение"
Разработка открытого урока по линейной функции в 7 классе. Имеются тестовые задания, можно использовать при прохождении материала, как закрепительные задания....
Проверочная работа для 10 класса по теме: «Признак возрастания (убывания) функции»
Работа представлена в двух вариантах. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ....
Открытый урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"
В материалах представлена разработка открутого урока в 10 профильном медицинском классе. Творческое название урока "Послушайте, это звучит сердце"...
План-конспект учебного занятия "Признак возрастания (убывания) функции"
Занятие 38. Признак возрастания (убывания) функцииЦель занятия: продолжить формирование представления о производной, содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихс...