Урок на тему: "Признак возрастания (убывания) функции"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Данная тема- первая, в которой учащиеся приступают к исследованию свойств функций с помощью производной. Поэтому важно, чтобы учащиеся уже теперь усвоили определенные требования к выполнению и оформлению соответствующих заданий. Обучающей самостоятельной работе предшествует система упражнений, выполняя которые учащиеся сознают связи между характером монотонности функции на каком -либо промежутке области определения и знаком значений ее производной на этом же промежутке. В упражнениях на непосредственное применение достаточного условия возрастания (убывания) функции от учащихся требуется умение установить характер изменения функции по уже заданным значениям (или их знакам) производной на определенных промежутках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznak_vozrastaniya_ubyvaniya_funkcii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Признак возрастания (убывания) функции (1 курс, 2 ч)
В результате изучения темы студенты должны:
- знать: признаки возрастания и убывания функции, алгоритм исследования функции на промежутки монотонности.
- уметь: исследовать несложные функции на промежутки монотонности, находить промежутки возрастания и убывания функции.
Ход урока
1. А теперь дадим некоторые определения свойствам функции. “Мозговой штурм”
- Что называют функцией?
- Как называется переменная Х?
- Как называется переменная Y?
- Что называется областью определения функции?
- Что называется множеством значения функции?
- Какая функция называется чётной?
- Какая функция называется нечётной?
- Что можно сказать о графике чётной функции?
- Что можно сказать о графике нечётной функции?
- Какая функция называется возрастающей?
- Какая функция называется убывающей?
- Какая функция называется периодической?
2. Система упражнений.
- Изобразите схематично график какой — либо непрерывной функции, обладающей следующими свойствами: функция возрастает на промежутке (-∞; 5); убывает на промежутке (5;0); постоянна на интервале (9;∞).
- Известно, что производная функции f на отрезке (-7;8) меняет свой знак, причем f´(x)<0 на промежутке [-7;2) и f´(x)>0 на промежутке (2;8]. Опишите характер изменения функции на промежутке [-7;8].
- Схематично изобразите график непрерывной на отрезке [-9;5] функции у= f(x), если: а) f´(x)<0 на промежутке [-9;-1]; б)f´(x)>0 на промежутке (-1;3);
в)f´(x)<0 на промежутке (3;5].
- Схематично изобразите график непрерывной на отрезке [-7;10] функции y=g(x), если: а)g´(x) >0 на промежутке [-7;-4) и g(-4)=5; б) g´(x)<0 на промежутке (-4;3); в)g´(x) >0 на промежутке (3;10] и g(10)=7.
3. Самостоятельная работа 1 (СО)
Вариант 1.
1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=5х -7.
Примерное оформление решения:
1) Функция определена на множестве R.
2) y´=(5x-7)´=5.
3) y´>0 на промежутке (-∞;∞), следовательно, функция у=5х-7 возрастает на промежутке (-∞;∞). Ответ: функция возрастает на промежутке (-∞;∞).
2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у=-9х+4.
Вариант 2.
1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=-8х2+3.
Примерное оформление решения:
1) Функция определена на множестве R.
2) y´=(-8х2+3)´= -16х.
3) y´>0, если -16х>0. -16x>0 <=> x<0. Функция у возрастает на промежутке (-∞;0).
4)у´<0, если -16х<0. -16x<0 <=> x>0. Функция у убывает на промежутке (0;∞).
5) Так как функция у=-8х2+3 непрерывна в точке х0 =0, то у возрастает на промежутке (-∞;0] и убывает на промежутке [0;∞).
Ответ: функция возрастает на промежутке (-∞;0]; функция убывает на промежутке [0;∞).
2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у=6х2-3.
Вариант 3.
1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=2х2-4х.
Примерное оформление решения:
1) Функция определена на множестве R.
2) y´=(2х2-4х)´= 4х-4.
3) y´>0, если 4х-4>0. 4x-4>0 <=> 4х>4 <=> x>1. Функция у возрастает на
промежутке (1;∞).
4)у´<0, если 4х-4<0. 4x-4<0 <=> 4x<4<=> x<1. Функция у убывает на промежутке
(-∞;1).
5) Так как функция у=2x2-4x непрерывна в точке х0 =1, то у возрастает на промежутке [1; +∞) и убывает на промежутке (-∞; 1].
Ответ: функция возрастает на промежутке [1; +∞); функция убывает на промежутке (-∞; 1].
2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у=2x-3x2.
Вариант 4.
1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=1/х.
Примерное оформление решения:
1) Функция определена на промежутке (-∞;0)ᴜ(0;+∞).
2) y´=(1/х)´= -1/х2.
3) y´>0, если -1/х2>0. Нет таких значений х. Нет такого промежутка, на котором функция является возрастающей.
4)у´<0, если -1/х2 <0. х- любое число, кроме нуля. Функция убывает на промежутке
(-∞;0) и убывает на промежутке (0;+∞).
Ответ: Функция убывает на промежутке (-∞;0) и убывает на промежутке (0;+∞).
2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у= -7/х.
Вариант 5.
1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=1/(5-х).
Примерное оформление решения:
1) Функция определена на объединении промежутков (-∞;5)ᴜ(5;+∞).
2) y´=(1/(5-х))´= 1/(5-х)2.
3) y´>0, если 1/(5-х)2>0. х- любое число, кроме 5. Функция возрастает на промежутке (-∞;5) и возрастает на промежутке (5;+∞).
4) y´<0, если 1/(5-х)2 <0. Нет таких значений х. Нет такого промежутка, на котором функция является убывающей.
Ответ: Функция возрастает на промежутке (-∞;5) и возрастает на промежутке (5;+∞).
2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у= 2/(х+4).
Вариант 6.
1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=х3-9х.
Примерное оформление решения:
1) Функция определена на промежутке (-∞;+∞).
2) y´=(х3-9х)´= 3х2- 9.
3) y´>0, если 3х2- 9>0. х2- 3>0. Решаем неравенство методом интервалов. Функция возрастает на промежутке (-∞;-√3) и на промежутке (√3;+∞).
4) y´<0, если 3х2- 9 <0. х2- 3<0. Функция убывает на промежутке (-√3;√3).
5) Так как функция у=х3-9х непрерывна в точках х0 =-√3 и х1=√3, то функция возрастает на промежутке (-∞;-√3] и на промежутке [√3;+∞). Функция убывает на промежутке [-√3;√3].
Ответ: Функция возрастает на промежутке (-∞;-√3] и на промежутке [√3;+∞). Функция убывает на промежутке [-√3;√3].
2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у= 2-х3.
4. Самостоятельная работа 2 (СК)
Вариант 1.
1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично изобразите ее график, если: а) f ´(x)<0 на промежутке [-5;-3); б)f ´(x)>0 на промежутке (-3;-1);
в)f ´(x)<0 на промежутке (1; +∞).
Вариант 2.
1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично изобразите ее график, если: а)f ´(x)>0 на промежутке (-∞;-1); б) f ´(x)<0 на промежутке (-1;3);
в)f ´(x)>0 на промежутке (3; 4].
Вариант 3.
1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично изобразите ее график, если: а) f ´(x)<0 на промежутке [-6;-4) и f(-6)=3, f(-4)=-2; б)f ´(x)>0 на промежутке (-4; 2), f(2)=1; в)f ´(x)<0 на промежутке (2; 3].
Вариант 4.
1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично изобразите ее график, если: а) f ´(x)>0 на промежутке [-5;1) и f(-5)=-2; б)f ´(x)<0 на промежутке
(1;3), f(3)=0; в)f ´(x)>0 на промежутке (3; 5), f(5)=6.
5. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Признаки равенства треугольника"
Урок обобщения знаний по теме "Признаки равенства треугольников"...
Конспект урока по теме: «Признаки равенства треугольников»
Конспект урока с презентацией и использованием ЭОР...
Конспект урока по теме"Признаки делимости " (с презентацией)
Урок комбинированный.Задачи урока:-Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки делимости» -Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссыл...
Конспект урока по теме"Признаки делимости " (с презентацией)
Урок комбинированный. Задачи урока: -Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки делимости» -Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действи...
Открытый урок в 10 классе «Признак возрастания (убывания) функции»
Данный урок проводится с целью закрепить и проверить знания, умения и навыки на нахождение промежутков монотонности функции;также в рамках подготовки к ЕГЭ проводится отработк...
Проверочная работа для 10 класса по теме: «Признак возрастания (убывания) функции»
Работа представлена в двух вариантах. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ....
План-конспект учебного занятия "Признак возрастания (убывания) функции"
Занятие 38. Признак возрастания (убывания) функцииЦель занятия: продолжить формирование представления о производной, содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихс...