Интегрированный урок математики с элементами географии "Действия с десятичными числами"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Помыткина Светлана Михайловна

Математика и география

Тема урока: « Действия с десятичными числами» и «Озеро Байкал».

Цели урока: Закрепление действий с десятичными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал; воспитание бережного отношения к природе.

Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал. 

Оборудование урока:

1.      Выставка книг об озере Байкал; иллюстрации, связанные с Байкалом; карта Байкала.

2.      Проигрыватель, пластинка с песней «Славное море, священный Байкал».

3.      Таблицы, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_2.zip102.14 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок 5 класс

Математика и география

Тема урока: « Действия с десятичными числами» и «Озеро Байкал».

Цели урока: Закрепление действий с десятичными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал; воспитание бережного отношения к природе.

Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал.  

Оборудование урока: 

  1. Выставка книг об озере Байкал; иллюстрации, связанные с Байкалом; карта Байкала.
  2. Проигрыватель, пластинка с песней «Славное море, священный Байкал».
  3. Таблицы, раздаточный материал.

Ход урока:

Звучит песня «Славное море, священный Байкал»

Учитель географии: Сегодня мы совершим экскурсию по Байкалу.

Озеру 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Озеро содержит 20 % мировых запасов пресной воды. На озере Байкал водится уникальное млекопитающее животное – нерпа, а ее детеныша называют  хубунок. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1мм – эпишура. В нем водится уникальная рыбка – голомянка, длина которой 15см, целиком состоящая из жира, которой питается нерка. Глядя сквозь эту рыбку, можно прочитать газетный текст.

Учитель математики: Мы продолжим знакомство с уникальным озером – морем и одновременно повторим правила действий с десятичными дробями.

В Сибири говорят: «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность.

Это единственное озеро-море в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 метра, а в воде на глубине 12-40 м. Нагромождение льда называют  торосами, они голубого цвета.

Задача: Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях – 15-20см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?

Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт

Вычислим это, решив задания блок – схемы (на партах раздаточный материал – карточка №1).

Ответ: Итак, при толщине льда, равной 35 см по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую один берег с другим.

Учитель географии: Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре – ноябре, а таять льды начинают в апреле – мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 3 – 5 км. Она существует большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тыс. водоплавающих птиц.

Учитель математики: Как называется это место мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом в примере «спрятана» буква, входящяя в его название.

На доске заранее написаны примеры, ответы закрыты «перевернутыми» буквами. (на партах раздаточный материал – карточка №2).

  1. 2,5 -2      
  2. 3,2 + 4,5  
  3. 4,5 х 2  
  4. 7/4 – 3/4  
  5. 6,4 х 3  
  6. 9: 1,5  
  7. 18,6 : 6,2  
  8. 4,7 : 0  
  9. 0: 45,9  
  10. 3,5 +3,5  
  11. 0,125 х 0  
  12. 0,75 – 0,75  
  13. 2,75 + 0,25  
  14. 7,8 – 6,8  
  15. 4,5 – 2,5  

7,7

1

0,5

9

3

6

19,2

0

нельзя

7

0

1

0

2

3

а

а

ш

м

к

с

н

й

и

к

а

н

м

ь

е

Учитель математики: Это место называется Шаманский камень.

Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего? Сколько рек впадает в озеро Байкал, узнает тот, кто правильно выполнит следующие действия ( на партах раздаточный материал – карточка №3).

((8 – 3,5) + (3,42 + 5,68))х 40

 Ответ: 544.  Из 544 рек, 6 крупных, остальные средние и мелкие.

Учитель географии: Водосборный бассейн озера составляет 540034 кв. км. Реки ежедневно приносят в Байкал 60 куб. км воды, примерно столько же выносит Ангара. На протяжении многих веков Байкал славился своими рыбными запасами.

Учитель математики: Вид очень ценной, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд. (на партах раздаточный материал – карточка №4).

1

2

3

4

5

  1. Расстояние от нуля до единицы на числовой прямой.
  2. Число, стоящее над дробной чертой в дроби
  3. Один из компонентов деления.
  4. Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности
  5. Число, при котором данное равенство принимает верное значение ( то есть верно)

Ответ: Осетр.

 Учитель географии: Длина осетра достигает 1 – 2 м, а вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823г. его улов составил 1000 пудов.

Учитель математики: Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 руб. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 руб. за пуд. Но как удавалось (с помощью какого приспособления в свежем виде) доставлять осетров в Иркутск? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу. Задание у каждого ребенка на карточке. Расположить результаты в порядке убывания и из данных букв составить слово. ( на партах раздаточный материал – карточка №5).

  1.   К числу 23,7   прибавьте дробные числа
  2. Расположите ответы в порядке убывания
  3. Из данных букв составьте  слово

Ответ: Кукан. 

Учитель географии: Специально свитую пеньковую веревку длинной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок – петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили мох, обливая его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывали за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.

Учитель математики: Но Байкал богат не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них – острова. Сколько островов на Байкале? Ответ на этот вопрос вы узнаете выполнив следующие вычисления.(Используется раздаточный материал – карточка №6).

( 56,8 – 44,3)(14,5 – 2,5):5

Ответ:   30. На Байкале 30 скалистых островов.

Учитель географии: Поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий и распределяются в две группы: северо – восточные и юго – западные, охватывающие озеро на всем протяжении, продувая его из конца в конец. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, Бургульдейка. 

Учитель математики: Но есть еще один ветер, название и скорость которого вы узнаете, если правильно выполните вычисления. Каждая буква этого названия «спрятана» под числами, определяющими номер буквы в алфавите. На листе и раздаточном материале ( карточка №7) записаны примеры:

1)3,8 : 0,2      

2)2,5 : 2,5

3)(4,7 + 4,3) х 2

4)2,84 : 0,4 + 6,9

5)4,6 – 3,6

19

1

18

14

1

с

а

р

м

а

Ответ: Сарма.

Скорость этого ветра вы определите, если сложите все ответы и из суммы вычтите число 13.

Ответ: 40 км/ч. Были случаи, когда он срывал крыши с домов и сбрасывал скот с берега в Байкал.

 Учитель географии: Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов и комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая- то болезнь обрушилась на нерпу. 30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно – бумажный комбинат. Это самый большой загрязнитель озера, он дает 95% загрязнения.  Уже много лет ведется борьба экологов г. Иркутска с различными министерствами ведомствами о закрытии данного комбината. Наконец - то  были услышаны просьбы экологов и 1 марта 2013 года этот комбинат был закрыть.

Итог урока:

  1. Выставление оценок
  2.  рефлексия урока.  (Предложить детям отразить свое отношение к уроку на карточке с изображением мимики лица. Если понравился урок, поставить «плюс», где на лице «радость». Если не понравился урок, поставить «плюс», где «грустное лицо».

Карточка №8

Задание на дом: № 1492(а, б) , 1494


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и русского языка на тему "Числа в нашей жизни"

Цели урока Русский язык Математика Обучающие Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку. Актуализировать з...

Урок математики в 5 классе «Деление десятичных дробей на натуральное число и история правил дорожного движения»

Урок способстует формированию навыков решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения....

Интегрированный урок «МАТЕМАТИКА + СБО» для учащихся 7 класса «Числа, полученные при измерении. (Технология приготовления первых блюд)».

Цели: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.Задачи игры:продолжить работу с числами, полученными при измерении: сравнение, перевод в более ме...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...