Интегрированный урок математики с элементами географии "Действия с десятичными числами"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Математика и география
Тема урока: « Действия с десятичными числами» и «Озеро Байкал».
Цели урока: Закрепление действий с десятичными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал; воспитание бережного отношения к природе.
Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал.
Оборудование урока:
1. Выставка книг об озере Байкал; иллюстрации, связанные с Байкалом; карта Байкала.
2. Проигрыватель, пластинка с песней «Славное море, священный Байкал».
3. Таблицы, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.zip | 102.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок 5 класс
Математика и география
Тема урока: « Действия с десятичными числами» и «Озеро Байкал».
Цели урока: Закрепление действий с десятичными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал; воспитание бережного отношения к природе.
Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал.
Оборудование урока:
- Выставка книг об озере Байкал; иллюстрации, связанные с Байкалом; карта Байкала.
- Проигрыватель, пластинка с песней «Славное море, священный Байкал».
- Таблицы, раздаточный материал.
Ход урока:
Звучит песня «Славное море, священный Байкал»
Учитель географии: Сегодня мы совершим экскурсию по Байкалу.
Озеру 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Озеро содержит 20 % мировых запасов пресной воды. На озере Байкал водится уникальное млекопитающее животное – нерпа, а ее детеныша называют хубунок. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1мм – эпишура. В нем водится уникальная рыбка – голомянка, длина которой 15см, целиком состоящая из жира, которой питается нерка. Глядя сквозь эту рыбку, можно прочитать газетный текст.
Учитель математики: Мы продолжим знакомство с уникальным озером – морем и одновременно повторим правила действий с десятичными дробями.
В Сибири говорят: «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность.
Это единственное озеро-море в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 метра, а в воде на глубине 12-40 м. Нагромождение льда называют торосами, они голубого цвета.
Задача: Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях – 15-20см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?
Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт
Вычислим это, решив задания блок – схемы (на партах раздаточный материал – карточка №1).
Ответ: Итак, при толщине льда, равной 35 см по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую один берег с другим.
Учитель географии: Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре – ноябре, а таять льды начинают в апреле – мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 3 – 5 км. Она существует большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тыс. водоплавающих птиц.
Учитель математики: Как называется это место мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом в примере «спрятана» буква, входящяя в его название.
На доске заранее написаны примеры, ответы закрыты «перевернутыми» буквами. (на партах раздаточный материал – карточка №2).
- 2,5 -2
- 3,2 + 4,5
- 4,5 х 2
- 7/4 – 3/4
- 6,4 х 3
- 9: 1,5
- 18,6 : 6,2
- 4,7 : 0
- 0: 45,9
- 3,5 +3,5
- 0,125 х 0
- 0,75 – 0,75
- 2,75 + 0,25
- 7,8 – 6,8
- 4,5 – 2,5
7,7 | 1 | 0,5 | 9 | 3 | 6 | 19,2 | 0 | нельзя | 7 | 0 | 1 | 0 | 2 | 3 |
а | а | ш | м | к | с | н | й | и | к | а | н | м | ь | е |
Учитель математики: Это место называется Шаманский камень.
Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего? Сколько рек впадает в озеро Байкал, узнает тот, кто правильно выполнит следующие действия ( на партах раздаточный материал – карточка №3).
((8 – 3,5) + (3,42 + 5,68))х 40
Ответ: 544. Из 544 рек, 6 крупных, остальные средние и мелкие.
Учитель географии: Водосборный бассейн озера составляет 540034 кв. км. Реки ежедневно приносят в Байкал 60 куб. км воды, примерно столько же выносит Ангара. На протяжении многих веков Байкал славился своими рыбными запасами.
Учитель математики: Вид очень ценной, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд. (на партах раздаточный материал – карточка №4).
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
- Расстояние от нуля до единицы на числовой прямой.
- Число, стоящее над дробной чертой в дроби
- Один из компонентов деления.
- Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности
- Число, при котором данное равенство принимает верное значение ( то есть верно)
Ответ: Осетр.
Учитель географии: Длина осетра достигает 1 – 2 м, а вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823г. его улов составил 1000 пудов.
Учитель математики: Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 руб. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 руб. за пуд. Но как удавалось (с помощью какого приспособления в свежем виде) доставлять осетров в Иркутск? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу. Задание у каждого ребенка на карточке. Расположить результаты в порядке убывания и из данных букв составить слово. ( на партах раздаточный материал – карточка №5).
- К числу 23,7 прибавьте дробные числа
- Расположите ответы в порядке убывания
- Из данных букв составьте слово
Ответ: Кукан.
Учитель географии: Специально свитую пеньковую веревку длинной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок – петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили мох, обливая его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывали за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.
Учитель математики: Но Байкал богат не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них – острова. Сколько островов на Байкале? Ответ на этот вопрос вы узнаете выполнив следующие вычисления.(Используется раздаточный материал – карточка №6).
( 56,8 – 44,3)(14,5 – 2,5):5
Ответ: 30. На Байкале 30 скалистых островов.
Учитель географии: Поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий и распределяются в две группы: северо – восточные и юго – западные, охватывающие озеро на всем протяжении, продувая его из конца в конец. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, Бургульдейка.
Учитель математики: Но есть еще один ветер, название и скорость которого вы узнаете, если правильно выполните вычисления. Каждая буква этого названия «спрятана» под числами, определяющими номер буквы в алфавите. На листе и раздаточном материале ( карточка №7) записаны примеры:
1)3,8 : 0,2
2)2,5 : 2,5
3)(4,7 + 4,3) х 2
4)2,84 : 0,4 + 6,9
5)4,6 – 3,6
19 | 1 | 18 | 14 | 1 |
с | а | р | м | а |
Ответ: Сарма.
Скорость этого ветра вы определите, если сложите все ответы и из суммы вычтите число 13.
Ответ: 40 км/ч. Были случаи, когда он срывал крыши с домов и сбрасывал скот с берега в Байкал.
Учитель географии: Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов и комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая- то болезнь обрушилась на нерпу. 30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно – бумажный комбинат. Это самый большой загрязнитель озера, он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов г. Иркутска с различными министерствами ведомствами о закрытии данного комбината. Наконец - то были услышаны просьбы экологов и 1 марта 2013 года этот комбинат был закрыть.
Итог урока:
- Выставление оценок
- рефлексия урока. (Предложить детям отразить свое отношение к уроку на карточке с изображением мимики лица. Если понравился урок, поставить «плюс», где на лице «радость». Если не понравился урок, поставить «плюс», где «грустное лицо».
Карточка №8
Задание на дом: № 1492(а, б) , 1494
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как на Руси колокола отливали да на звонницу поднимали или Нахождение части от числа и числа по величине его части Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по величине его части....
Интегрированный урок математики и русского языка на тему "Числа в нашей жизни"
Цели урока Русский язык Математика Обучающие Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку. Актуализировать з...
Урок математики в 5 классе «Деление десятичных дробей на натуральное число и история правил дорожного движения»
Урок способстует формированию навыков решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения....
Интегрированный урок «МАТЕМАТИКА + СБО» для учащихся 7 класса «Числа, полученные при измерении. (Технология приготовления первых блюд)».
Цели: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.Задачи игры:продолжить работу с числами, полученными при измерении: сравнение, перевод в более ме...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...