Скорость реки
материал по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»
Бологовского района Тверской области
Вычисление скорости течения реки Березайки
Крайнюк Дарья
6 класс
Руководитель: Николаева Оксана Григорьевна
учитель математики
2009 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. Алгоритм вычисления скорости течения реки Березайки стр. 4
ГЛАВА 2. Результаты вычисления скорости течения реки. стр. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 9
Список литературы стр. 10
Приложения
Введение
Известный голландский математик Г. Фройденталь писал: «…важно, чтобы изучаемая математика была тесно связана с реальной действительностью».
Приблизиться к действительности помогает исследовательская деятельность. Приобщение к ней делает учёбу производительным трудом. А как приобщится к исследованию, учась в сельской школе? Что можно считать исследованием? Много вопросов возникает. Но тем интереснее искать на них ответы.
В учебниках математики часто встречаются задачи на движение. Одна из разновидностей – это движение по и против течения реки. А что если попробовать и выполнить работу по вычислению скорости течения реки, протекающей в нашей местности совсем недалеко от школы. Так появилась тема исследования: «Вычисление скорости течения реки Березайки». Если определена тема, значит необходимо поставить цель работы: проследить за изменением скорости течения реки Березайки в зависимости от изменения уровня воды.
Задачи:
- Изготовить модели корабликов;
- Выполнить практическую работу с выходом на местность;
- Оформить материал и выступить с ним на научно-практической конференции сначала в школе, а затем в районе.
Для работы нужно определиться с методами и приёмами:
- Эксперимент и опыт;
- Анализ полученных результатов;
Предмет исследования: скорость течения реки Березайки.
Гипотеза. Если измерять скорость течения реки Березайки в разное время года, то можно убедиться: чем выше уровень реки, тем больше скорость течения.
Работа относится к прикладным исследованиям.
Литература, которой пользовались – это в основном учебники, в которых есть задачи на движение.
Актуальна работа прежде всего потому, что всегда интересно самим добывать знания, особенно практическим путём. Такое исследование можно провести в любой местности, где есть река.
Глава I Алгоритм вычисления скорости течения реки Березайки
Вычисление скорости реки Березайки
Для вычисления скорости реки необходимо было провести несколько серий опытов, которые заключались в следующем:
- Изготовление моделей корабликов из различных материалов (пластик, дерево, бумага, пенопласт);
- Выход на местность (мост через речку Березайку);
- Измерение расстояния по берегу реки (прямой участок) при помощи рулетки. Получили 20 метров;
- Поочерёдный спуск корабликов на воду и замер времени, за которое модели преодолеют расстояние в 20 метров;
- Вычисление скорости течения реки по формуле: = , где v – скорость, S – расстояние, t – время;
- Оформить все данные и результаты в таблицу и вычислить среднюю скорость по формуле нахождения среднего арифметического;
- Результат получить в единицах: м/с, км/ч.
Выход на местность осуществлялся в апреле 2008 года, в мае 2008 года, в июне 2008 года, в октябре 2008 года, в апреле 2009 года. По времени получился ровно год.
Расчеты производились в октябре – ноябре 2008 года, оформление работы – в январе 2009 года. Это к февральской школьной конференции. Затем дополнительно был ещё один выход на местность в апреле 2009 года и добавлена ещё одна таблица с расчётами.
Сбор дополнительного материала и окончательное оформление работы в апреле 2009 года.
Представление работы на школьной научно-практической конференции в феврале 2009 года.
Глава II Результаты вычисления скорости реки
1АПРЕЛЬ 2008 года.
Глубина реки – 2,1 м. Замеры производились при помощи эхолота. /В этом помогали родители, т.к. необходимо было замерять глубину именно на заданном участке реки/.
В первой опытной партии было отправлено «в плавание» 4 кораблика из различных материалов. Результаты поместим в таблицу:
№ | Материал модели | Путь (м) | Время ( сек) | Скорость (м/с) | Скорость (км/ч) |
1 2 3 4 | Дерево Пластик Бумага Пластик | 20 20 20 20 | 29 30 28 30 | О,69 0,67 0,71 0,67 | 2,5 2,4 2,6 2,4 |
Средняя скорость = (0,69+0,67+0,71+0,67)/4 = 0,685 (м/с) = 2,5 (км/ч)
В апреле река полноводная и на воде много водоворотов, но результаты получились очень близко по значению друг к другу.
- МАЙ 2008 года.
Глубина реки – 1,5 метров. Проведено 22 испытания. В таблицу оформлены только 6 из 22, т.к. значения повторялись.
№ | Материал модели | Путь (м) | Время (с) | Скорость (м/с) | Скорость(км/ч) |
1 2 3 4 5 6 | Пластик Бумага Бумага Пластик Пенопласт | 20 20 20 20 20 20 | 74 78 76 71 80 69 | 0,27 0,26 0,26 0,28 0,25 0,29 | 1 0,9 0,9 1 0,9 1 |
Средняя скорость = (0,27+0,26+0,26+0,28+0,25+0,29)/6 = 0,27(м/с) = 1(км/ч)
В мае глубина реки стала меньше, т.к. закончился период половодья. В проведении этой серии испытаний участвовал весь 5 класс.
- ИЮНЬ 2009 года
Глубина реки – 1,1м. Проведено 8 испытаний, в таблице зафиксированы 3 результата, т.к. есть повторяющиеся.
№ | Материал модели | Путь (м) | Время (сек) | Скорость (м/с) | Скорость (км/ч) |
1 2 3 | Бумага Дерево Пластик | 20 20 20 | 125 133 130 | 0,16 0,15 0,15 | 0,6 0,5 0,5 |
Средняя скорость = (0,6+0,5+0,5)/3 = 0,53 (км/ч) = 0,15(м/с)
Испытания проводились на каникулах, поэтому участвовали 8 учащихся класса.
- ОКТЯБРЬ 2008 года.
Глубина реки – 1,4м. Проведено 3 испытания.
№ | Материал модели | Путь (м) | Время (с) | Скорость (м/с) | Скорость (км/ч) |
1 2 3 | Пластик Бумага Дерево | 20 20 20 | 85 80 83 | 0,24 0,25 0,24 | 0,8 0,9 0,8 |
Средняя скорость = (0,24+0,25+0,24)/3 = 0,24 (м/с) = 0,8 (км/ч)
Все расчёты производились на микрокалькуляторе.
4. АПРЕЛЬ 2009 года
Глубина реки не измерялась. По берегам лежал снег, лодку на воду не спускали. Проведено 8 опытов: 4 с бумажными корабликами, 3 из пенопласта, 1 из дерева. В таблицу оформлены неповторяющиеся 4 опыта.
№ | Материал модели | Путь(м) | Время(с) | Скорость(м/с) | Скорость(км/ч) |
1 2 3 4 | Бумага Бумага Пенопласт Дерево | 20 20 20 20 | 46 50 41 44 | 0,43 0,4 0,48 0,45 | 1,6 1,4 1,8 1,6 |
Средняя скорость = (0,43+0,4+0,48+0,45)/4 = 0,44(м/с) = 1,6 (км/ч)
Из полученных результатов следует, что глубина реки в апреле может колебаться в пределах от 2,1 м до 1,5 м.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ И ВЫЧИСЛЕНИЙ ПО МЕСЯЦАМ.
месяц | Глубина реки (м) | Средняя скорость (км/ч) |
Апрель Май Июнь Октябрь Апрель | 2,1 1,5 1,1 1,4 2,1 | 2,5 1 0,53 0,8 2,5 |
По графику видно, что самая большая скорость была во время половодья, когда глубина достигала 2,1м. Это было в апреле как 2008, так и 2009 года. Самая маленькая скорость реки наблюдалась в июне. Дождей было мало, уровень воды упал. Скорость составила в июне 0,53 км/ч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты говорят о том, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. / Гипотеза. Если измерять скорость течения реки Березайки в разное время года, то можно убедиться: чем выше уровень реки, тем больше скорость течения/.
Скорость течения зависит от глубины реки: чем больше глубина, тем больше скорость.
Это исследование интересно для учащихся 5 – 6 классов. Выполняя работу, ребята не только проводили опыты, но и собирали копилку задач на движение по течению и против течения реки.
Список литературы.
- Задачи по математике для 4-5 классов /И.В.Баранова. М: Просвещение, 1988.
- Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – 2-е издание – М.: Просвещение, 1988.
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Н.Я.Виленкин и др. 2007.
- Поисковые задачи по математике ( 4-5 классы): Пособие для учителя /Колягин Ю.М./
- Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – М.: просвещение, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 7 классе по теме "Скорость. Единицы скорости"
конспект урока и презентация к нему...
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...
Скорость реки Березайка
Презентация...
Лабораторная работа математика 6 класс тема «Определение скорости течения реки »
При решениии задач на движение у учеников возникают определенные трудности: движение по течению и против. Цель работы, не только учебная, развитие интереса к предмету, умение сопоставлять увиденное и ...
Тема проекта «Текут реки…» (Экология водной экосистемы Западного Подмосковья. Москва- река и река Вяземка)
Исследовательский проект «Текут реки…» - это результат командной работы учащихся 9 класса, которые не равнодушны к проблемам своего поселка, в частности к экологическому состо...
«Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Сложение скоростей».
Цели урока: ввести понятие мгновенной скорости; научить определять относительную скорость движения; научить применять физические законы при решении задач Ход урока.I....