"Занимательная математика"
материал по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «____»___________2013 г. | «Принято» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от«____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 15 п. Березайка» _____________ Приказ № ___ от «___» ____2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по математике
«Занимательная математика»
2013-2014 учебный год
Составитель: Николаева О.Г.
учитель математики
2013 г
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
- доступности,
- преемственности,
- перспективности,
- развивающей направленности,
- учёта индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
Развивающие:
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Кружок рассчитан для учащихся 5,7,8 и 9 класс.
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Число часов | Класс |
1 | Числа и операции над ними | 5 | 5,7,8,9 |
2 | Подготовка к олимпиадам, математической неделе | 4 | 7-9 |
3 | Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур. | 6 | 5,7-9 |
4 | Текстовые и логические задачи. Подготовка к ГИА | 9 | 5,7-9 |
5 | Чётность. | 4 | 7-9 |
6 | Делимость натуральных чисел . | 5 | 5,7,8,9 |
7 | Подведение итогов работы математического кружка | 1 | 5,7-9 |
ИТОГО : | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Общая тема | Тема занятия | Дата | Теория | Практика | ||
план | факт | ||||||
Числа и операции над ними(5ч) | |||||||
1 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты | 1ч | |||||
2 | Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды. | 1ч | |||||
3 | Логические задания с числами. Магические квадраты | 1ч | |||||
4 | Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей. | 1 ч | |||||
5 | Математическая игра. | 1ч | |||||
Подготовка к олимпиадам. Математической неделе.(4ч) | |||||||
6 | Решение задач конкурса « Кенгуру» | 1ч | |||||
7 | Решение олимпиадных задач. | 1ч | |||||
8 | Решение олимпиадных задач | 1ч | |||||
9 | Подготовка к неделе математики. Конкурс задач. | 1ч | |||||
Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур(6ч) | |||||||
10 | Старинные меры измерений | 1 ч | |||||
11 | Длина .Измерения. Исследовательская работа | 1 ч | |||||
12 | Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе .Свойства треугольников | 1ч | |||||
13 | Конструирование геометрических фигур | 1ч | |||||
14-15 | Китайская головоломка «ТАНГРАМ» | 2ч | |||||
Текстовые и логические задачи(9ч) | |||||||
16-17 | Задачи , решаемые по действиям. Подготовка к ГИА | 1ч 1ч | |||||
18 | Задачи на составление уравнений. Подготовка к ГИА | 1 ч | |||||
19 | Задачи на движение. Подготовка к ГИА | 1 ч | |||||
20 | Задачи на работу. Подготовка к ГИА | 1ч | |||||
21 | Решение логических задач Графическое моделирование | 1ч | |||||
22 | Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей | 1ч | |||||
23 | Решение задач на проценты. Подготовка к ГИА | 1ч | |||||
24 | Решение задач на процентный состав. Подготовка к ГИА | 1ч | |||||
Чётность(4ч) | |||||||
25 | Свойства чётности. Примеры решения задач. | 1ч | |||||
26 | Задачи на чётность натуральных чисел. | 1ч | |||||
27 | Решение конкурсных задач | 1ч | |||||
28 | Игра «Математическая шкатулка» | 1ч | |||||
Делимость натуральных чисел(5ч) | |||||||
29 | Свойства делимости натуральных чисел | 1ч | |||||
30 | Решение конкурсных задач | 1ч | |||||
31 | Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25 | 1 ч | |||||
32 | Признаки делимости на 7,11. | 1 ч | |||||
33 | Математическая игра. Блиц турнир | 1ч | |||||
34 | Подведение итогов работы математического кружка | 1ч |
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен :
знать/понимать:
Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11.,7
Уметь:
Решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений, строить графики линейных и кусочно-заданных функций, решать уравнения и неравенства с параметром и модулем, разрабатывать и оформлять буклеты ; разрабатывать и проводить математические игры и праздники.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература :
1. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007,99с
2. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г
3. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г
4. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990
5. .Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2008.
6. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...