"Занимательная математика"
материал по алгебре (5 класс) на тему

Николаева Оксана Григорьева

Рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanim._matem.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»

«Согласовано»

Руководитель МО

 Протокол № ___ от

«____»___________2013 г.

«Принято»

На заседании педагогического совета

Протокол № ___ от«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 15  п.  Березайка»

_____________

Приказ № ___

от «___»  ____2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

кружка по математике

«Занимательная математика»

2013-2014 учебный год

Составитель:  Николаева О.Г.

                                             учитель математики

                                      2013 г

Пояснительная записка

       Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

     Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

         Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

          При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

-  доступности,

- преемственности,

- перспективности,

- развивающей направленности,

- учёта индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

           Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

          Цели:

1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.

2.  Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
  • учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения задач;

Развивающие:

  • повышать интерес к математике
  • развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое    мышление через работу над решением задач;
  • развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .
  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через  организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

           Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час  в неделю.

           Кружок рассчитан для  учащихся 5,7,8 и 9 класс.

Учебно – тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Число часов

Класс

1

Числа  и операции над ними

5

5,7,8,9

2

Подготовка к олимпиадам, математической неделе

4

7-9

3

Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур.

6

5,7-9

4

Текстовые и логические задачи. Подготовка к ГИА

9

5,7-9

5

Чётность.

4

7-9

6

Делимость натуральных чисел .

5

5,7,8,9

7

Подведение итогов работы математического кружка

1

5,7-9

ИТОГО :

34

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Общая тема

Тема занятия

Дата

Теория

Практика

план

факт

Числа и операции над ними(5ч)

1

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты

2

Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды.

3

Логические задания с числами. Магические квадраты

4

Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей.

1 ч

5

Математическая игра.

Подготовка к олимпиадам.  Математической неделе.(4ч)

6

Решение задач конкурса                        « Кенгуру»

7

Решение олимпиадных задач.

8

Решение олимпиадных задач

9

Подготовка к неделе математики. Конкурс задач.

Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур(6ч)

10

Старинные меры измерений

1 ч

11

Длина .Измерения. Исследовательская работа

1 ч

12

Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе .Свойства треугольников

13

Конструирование геометрических фигур

14-15

Китайская головоломка «ТАНГРАМ»

Текстовые и логические задачи(9ч)

16-17

Задачи , решаемые по действиям.

Подготовка к ГИА

18

Задачи на составление уравнений.

Подготовка к ГИА

1 ч

19

Задачи  на движение. Подготовка к ГИА

1 ч

20

Задачи на работу. Подготовка к ГИА

21

Решение логических задач Графическое моделирование

22

Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей

23

Решение задач на проценты. Подготовка к ГИА

24

Решение задач на процентный состав. Подготовка к ГИА

Чётность(4ч)

25

Свойства чётности. Примеры решения задач.

26

Задачи на чётность натуральных чисел.

27

Решение конкурсных задач

28

Игра  «Математическая шкатулка»

Делимость натуральных чисел(5ч)

29

Свойства делимости натуральных чисел

30

Решение конкурсных задач

31

Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25

1 ч

32

Признаки делимости на 7,11.

1 ч

33

Математическая игра. Блиц турнир

34

Подведение итогов работы математического кружка

Ожидаемые результаты:

         В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки  самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии  при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен :

знать/понимать:

Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11.,7

Уметь:

Решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений, строить графики линейных и кусочно-заданных функций, решать уравнения и неравенства с параметром и модулем, разрабатывать и оформлять буклеты ; разрабатывать и проводить математические игры и праздники.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература :

1. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007,99с

2. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г

3. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г

4. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990

5. .Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2008.

6. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...