Нравственное воспитание на уроках математики
материал по алгебре на тему

Мельникова Елена Алексеевна

Нравственность на уроках м атематики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravtvennoe_vospitanie_na_urokakh_matematiki.docx142.45 КБ

Предварительный просмотр:

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому на духовно-нравственное воспитание  надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике. 

Чтобы немного отвлечься предлагаю посмотреть ряд «интересных»задач предлагаемых авторами учебников и составителями различных тестов и олимпиад: Счетная палата РФ провела аудит учебников, включенных в федеральный перечень на 2013-2014. Среди них проверяющие нашли пособия, которые не должны попасть на уроки. Однако, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ они могут быть закуплены в школы наравне с обычными книгами. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на аудитора счетной палаты РФ Сергея Агапцева.

Особое удивление контролера вызвало содержание учебника «Литературное чтение» для первого класса. Мало того, что в издание не вошло ни одно стихотворение русских классиков, так еще и на одной из страниц появляется не совсем адекватный чайник.

«На странице 43 появляется крайне необычная вещь – чайник на колесиках… Надо описать какое у него настроение. А на странице 46 задание сформулировано следующим образом: почему юле кажется, что она сошла с ума? Сравните чувства юлы и телефона», – передает источник слова представителя счетной палаты.

По словам аудитора, автор также оперирует понятиями «карачун» – внезапная смерть – и «окочуриться» – просто умереть.

Сборником вредных советов может оказаться для школьников учебник биологии Александра Драгомилова для восьмого класса. Вот какие «рекомендации» дает автор в случае возникновения ожогов: «промыть холодной водой, протереть спиртом, одеколоном или марганцовкой» – «то есть дожечь то, что не дожгли», – возмутился аудитор.

Разделяет негодование проверяющих и родительская общественность. Вот только папам и мамам удалось обнаружить намного больше примеров необычного содержания задачек. Своими находками они регулярно делятся в социальных сетях.

Вот, например, одна из них: задачка про необычную психиатрическую больницу, где врач регулярно получает укусы от больных.Задача формулируется так: "В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача - сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице? Обоснуйте свой ответ"

Комментирует  Дмитрий Фаддеев, зав. главного врача психиатрической больницы № 3 имени Скорцова-Степанова:

— Пациенты у нас сытые, поэтому они никого не кусают. А если серьезно, наверное, эта задача говорит о пренебрежительном отношении общества к душевнобольным: их и называют сумасшедшими. Хотя сейчас по новой классификации болезней термин "психические заболевания" звучит как "психические расстройства". Наверное, те, кто сочинял эту задачу, так же пренебрежительно относятся к психиатрической службе, как и к больным. Это ведь самая обездоленная часть населения. Если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума.

А вот автор другого задания явно не является почитателем кумиров школьников из группы Smash. Наверное, именно поэтому зрители в его задачке выражают недовольство таким жестоким способом:

http://i59.fastpic.ru/big/2013/1224/25/6e4fe137b8bfc7a7e4e8e4d142b4bf25.jpg

В еще одном пособии по математике автор обращает внимание учеников на проблему иностранной рабочей силы на российском рынке труда. « С хозяйством фермера справляются 10 работников. Каждый работник в день съедает булку белого хлебя и другие продукты. Фермер принял на работу работника из ближнего зарубежья(таджика по национальности),ест он за четверых работников ,но работает за семерых. Фермер, видя такую работу таджика, уволил лишних работников. Сколько булок хлеба экономит теперь фермер ежедневно?»Задача на 5 баллов!

Еще один автор явно забыл о том, что детям нужно чаще повторять о возможности решить любой конфликт мирным путем.

Топ: смешные задачи из учебников

Очень современная задачка для подрастающего поколения «Мальчик пишет на заборе неприличное слово из пятнадцати букв. На каждые три буквы мальчик тратит по 62 см длины забора. Поместится ли на заборе неприличное слово, если вся длина забора - 3 м 16 см?».

С приходом в школу, с началом систематического обучения учебная деятельность учащегося развивается как общественно значимая и общественно ценная. С началом систематического учения в школе изменяется в существенной мере позиция ребенка в системе его отношений к обществу. Учение - основная деятельность в школьном возрасте. Она тесно связана с трудом, с политической, культурно-эстетической и спортивной деятельностью, а также с игрой. Наряду с другими видами деятельности учебная деятельность влияет на все стороны развития детей и юношества, 

Образовательные процессы учащихся, формируют их творческое мышление. Напряженнее становится процесс познания, активнее работает воображение (учащиеся ищут, догадываются , спорят). Роль учителя в подобных ситуациях заключается в том, чтобы стимулировать и направлять поиск учеников. Этот поиск должен ориентировать на решение поставленной задачи. И хотя истина добывается здесь активными действиями учеников, учитель, по меткому выражению Сократа, является «повивальной бабкой истины», потому что он выдвигает проблемы, создает проблемные ситуации и направляет деятельность учащихся на их решение. 

Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания. Например:«Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

У учителей математики есть возможность выбора задач, в том числе и с нравственным уклоном.

1) Предложить  учащимся 5х классов изобразить с помощью циркуля -пиццу .Разделить её на 8 частей, а потом закрасить столько частей, сколько необходимо для того, чтобы накормить их домочадцев. (Один из учеников спросил меня, можно ли ему «взять» кусочек для его маленькой сестры. Так мы начали изучение темы «Обыкновенные дроби»)

2)Тема ВОВ. Огромный выбор задач.

-посчитать в граммах сколько это на самом деле «восьмушка» хлеба. Несколько минут можно рассказать о блокаде Ленинграда.

-Задача на проценты

«Во время отечественной войны погибло 20млн. граждан СССР-это 40 процентов от всех погибших во второй мировой войне. Посчитайте всех погибши»(учащиеся представляют эту невосполнимую потерю)

3)Задачи о вреде курения:

-«Одна сигарета забирает 6 мин. жизни курильщика. Посчитайте, сколько минут за день «отнимает» сигарета у человека?»

-«Пачка сигарет стоит 40р.Какой процент зар.платы теряет человек, при употреблении одной пачки в день, если его ежемесячный доход составляет 8 тыс.рублей?»

И таких примеров заданий можно подобрать множество.

Используя описанные приёмы на своих уроках, можно достигнуть определённых результатов:

-Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма.

-Воспитание интереса к истории своей малой Родины.

-Формирование у детей здорового образа жизни.

-Повышение интереса учащихся  к математическим наукам.

Хочется процитировать слова А.В. Луначарского: «Новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в своей работе отразила опыт работы по данному направлению, показала значимость духовно-нравственного воспитания в современное время, приведён дидактический материал, который используется на уроках....

реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики"

Духовно-нравственное развитие школьника является одним из важнейшим аспектов развития личности в условиях реализации стандартов второго поколения....

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики [Автосохраненный]

По словам К.Д. Ушинского  настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога:...