Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики"
статья по теме
Духовно-нравственное развитие школьника является одним из важнейшим аспектов развития личности в условиях реализации стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_aspekty_dukhovno-nravstvennogo_vospitaniya_pri_obuchenii_matematike.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Основные аспекты духовно-нравственного воспитания
при изучении математики»
Конюшкова Ирина Платоновна учитель математики высшей категории МБОУ «Килемарская СОШ»
«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» (А.Макаренко)
Под «духовно-нравственным воспитанием» в педагогике понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека.
В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Перед современной общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности ученика.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества.
Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Учебный предмет «Математика» имеет существенную особенность. Конечно, проблемы духовно-нравственного воспитания легко решаются на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, использование уроков математики для духовно-нравственного воспитания имеет специфическую трудность, причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Но тем не менее, я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус говорил, что «между духом и материей посредничает математика». На мой взгляд, существует множество способов, приемов и методов реализации воспитательного направления при изучении предметов естественно - научного цикла, в том числе и математики. Математика является не просто областью знаний, но и существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску, способных в дальнейшем стать важнейшими чертами в его нравственном облике.
На мой взгляд, основные аспекты духовно-нравственного воспитания при изучении математики состоят в следующем:
- Содержательный материал текстовых задач;
- Исторические сведения;
- Использование фактов по теме изучаемого материала с точки зрения православных ценностей;
- Воспитание духовных и моральных качеств на основе личностных отношений;
- Жизненная и профессиональная активность учителя
Воспитательный потенциал урока математики возможен через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения и т.д. Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России.
Абстрактный материал на уроке оснащается и иллюстрируется различным конкретным содержанием. Это прежде всего, содержательный материал "текстовых" задач, исторические сведения, цифры и факты, воспитывающие в детях чувство патриотизма, гордости, уважение и любовь к Родине, православной истории нашей страны. Например, вычеркнув из чисел 14, 900, 28, 350, 49007, числа кратные 7, ребята узнают сколько дней длилась блокада Ленинграда.
На уроках математики, мы с обучающимися очень часто говорим о вопросах нравственности. Допустим, при рассмотрении исторических сведений, например, биографий ученых, делается акцент на том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.
Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. Она также обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Полной в плане формирования волевых качеств является жизнь М.В. Ломоносова. А какой был разнесторонне развитый всем известный, математик великий Пифагор. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью до сих пор.
Воспитательные моменты на уроке следует показывать при каждом удобном случае. На уроках можно много говорить о прекрасном. Например, при изучении преобразований плоскости на себя можно показать красоту созданного мира, увидеть таинственность знакомых для всех вещей. Например, при изучении правильных многогранников стоит рассказать обучающимся о том, что еще в Древней Греции были известны все типы правильных многогранников. Именно им посвящена восьмая книга «Начал» Эвклида. Эти тела также называют «платоновыми телами». Они занимали определенное место в идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона. Четыре «сущности» олицетворялись следующими многогранниками: тетраедр олицетворял огонь, икосаедр - воду, куб - землю, октаедр - воздух , додекаедр, воплощал в себе «все сущее», символизировал все мироздание, он почитался самым главным. Уже по –латыни в средние века его стали называть «пятая сущность» или «квинта эссенциа», отсюда и происходит современное слово «квинтэссенция», которое означает все самое главное, основное, истинную сущность чего-либо.
Проводя уроки в преддверии праздника Великой Победы, я стараюсь воспитывать в детях чувство патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомить с героической историей своего народа, с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих. Тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Например, для того, чтобы узнать сколько дней продолжалась Великая Отечественная война, ребятам предлагаю следующий «магический » квадрат (взят из литературы)
413 | 218 | 474 | 567 |
569 | 374 | 630 | 979 |
195 | 0 | 256 | 349 |
221 | 26 | 282 | 375 |
Предлагаю задание: «Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырёх чисел, и вы получите ответ на вопрос: «Сколько дней продолжалась война?»
Говоря о блокаде Ленинграда, решив следующие задачи, ребята узнают дневной рацион ленинградцев: одна восьмая буханки хлеба «восьмушка», которая весит 125 грамм.
1) Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
2) Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?
3) Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?
4) Что больше 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?
При изучении темы «Проценты», можно предложить ребятам подсчитать, сколько граммов муки содержала буханка блокадного хлеба, в состав которой входили и целлюлоза, и жмых, и отруби и другие добавки.
Решая задачу «В июне 1942 года десятые классы г Ленинграда окончили 532 школьника, примерно 13,2 % из которых с отличием. Сколько человек окончили школу с отличием?», учитель решает многие воспитательные задачи.
При проведении внеклассного мероприятия «Математика и оборона страны» рассказываю детям, какой вклад ученые-математики внесли в развитие военной техники и др.
За ключевой момент при составлении задач я, чаще всего, беру реальные исторические факты, цифры, личности, ход событий. Задачи также могут составляться в зависимости от логического мышления. Например, « Разведчики обнаружили две огневые точки противника: одну у моста реки, а другую - на опушке леса. Где могут находиться наблюдатели, чтобы оказаться на одинаковых расстояниях от обеих вражеских огневых точек».
На уроках математики учитель может использовать и факты, и цифры из православной истории нашей страны. Например, в годы Великой Отечественной войны впервые священнослужители были удостоены награды за «оборону Ленинграда». А когда это произошло, ребята могут узнать, решив задачу с соответствующими датами. Ребятам показывается роль церкви в победе в Великой Отечественной войне.
Таким образом, я считаю, глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном духовно-нравственного воспитания.
Важным значением для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников, как мне кажется, имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует для себя прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности учителя.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Литература:
1http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы
2. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1982.-240с.
3. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. Для учителя. – М.:Просвещение, 1990. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках математики.
Исторический материал с этнокультурными и национально-региональными компонентами, который можно использовать на уроках математики в 5-6 классах....
духовно-нравственное воспитание на уроках математики
в своей работе отразила опыт работы по данному направлению, показала значимость духовно-нравственного воспитания в современное время, приведён дидактический материал, который используется на уроках....
Патриотическое воспитание на уроках математики
В наши дни наблюдается потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Это результат ослабления патриотического воспитания.Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением н...
патриотическое воспитание на уроках математики.
Данный материал используется на уроках математики в 5 классе. Я нашла таким образом соединение математики и патриотического воспитания. Разработка предназначенна для устной работы на уроках....
реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики
Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"...
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики
Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики...
Комментарии
Статья
В статье рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках математики