Рабочая программа математика 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике для основной школы и авторской программы по математике для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.Я.Виленкина и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 38.09 КБ |
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
I.Цели и задачи курса.
1.1 Цели курса.
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
1.2 Задачи курса.
- Систематическое развитие понятия числа,
- Выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики,
- Подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
- Воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющий применять полученные знания и умения на практике
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
2. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана учебная программа.
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
- Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике для основной школы и авторской программы по математике для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.Я.Виленкина и др.
4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы.
Причиной выбора программы Н.Я.Виленкина послужило следующее:
- УМК по математике для 5-6 классов под редакцией Н.Я.Виленкина и др. разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по математике и реализует его основные идеи.
- Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению.
- Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
- Программа реализует идею межпредметных связей при обучении математике, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы.
- УМК оснащен разнообразными методическими рекомендациями, пособиями, дидактическим материалом, справочниками и книгами для учителя, учебником, рабочими тетрадями разных видов, сборниками тренировочных заданий по математике для обучающихся.
6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии
с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Учебный план ГБОУСОШ № 633 отводит для изучения учебного предмета «Математика» в 5 классе 170 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю (федеральный компонент), что соответствует количеству часов в 5 классе по программе Н.Я.Виленкина и др.
8. Формы организации образовательного процесса
- Классно-урочная
9. Технологии обучения
- Проблемное обучение
- Дифференцированное обучение
- Коммуникативно-диалоговые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Математические исследования
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Содержание обучения математике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются компетенции: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой и профессионально-трудового выбора.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным является нацеленность на успешное овладение основными видами деятельности:
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над приближенными значениями), находить с помощью калькулятора или таблиц приближенные значения квадратных корней, производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных рациональных выражений, выражений, содержащих корни и степени с целыми показателями, составлять выражения и формулы, выражать из формулы одну переменную через другие;
- находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
- строить и читать графики функций указанных в программе видов, овладевать основными приемами преобразования графиков и применять их при построении графиков;
- усвоить основные приемы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств указанных в программе видов;
- решать текстовые задачи методом уравнений;
- овладеть основными алгебраическими приемами и методами и применять их при решении задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания учебного предмета математики.
- Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:
- 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- 2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- 5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
- Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
- 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- 9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
- Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
- 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- 2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- 6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- 7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- 8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- 9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- 10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
11. Виды и формы контроля.
- 11.1. Виды контроля: входной, текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
- 11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (математический диктант, самостоятельная работа. тестирование, практическая работа, контрольная работа).
Оценка устных ответов учащихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
13. Информация об учебнике
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Предварительный просмотр:
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела | Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия |
1 | Повторе ние | Чтение и запись натуральных чисел | Повторение учебного материала за курс начальной школы | Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками за курс начальной школы | |
2 | Арифметические действия с натуральными числами | ||||
3 | Именованные величины | ||||
4 | Формулы. Решение задач | ||||
5 | Контрольная работа № 1 «Повторение» | КР | |||
6-7 | Натуральные числа и шкалы | Обозначение натуральных чисел | Обозначение натуральных чисел. Чтение и запись натуральных чисел. | Знать: - Понятие натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов. - Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов. - Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа. - Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка. - Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы). - Измерительные инструменты. - Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение. - Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение. - Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки. - Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство. Уметь: - Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные. - Составлять числа из различных единиц. - Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам. - Выражать длину (массу) в различных единицах. - Показывать предметы, дающие представление о плоскости. - Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков. - Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам. - Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча. - Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. | |
8 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Построение, обозначение. | |||
9 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | СР | |||
10-11 | Плоскость. Прямая. Луч | Плоскость, прямая, луч. Построение, обозначение. | |||
12-13 | Шкалы и координаты | Шкалы и координаты. | |||
14 | Меньше или больше | Сравнение многозначных чисел. Чтение и запись двойного неравенства. | ПР | ||
15-16 | Меньше или больше | ||||
17 | Контрольная работа №2 «Натуральные числа и шкалы» | КР | |||
18 | Анализ контрольной работы. | ||||
19-22 | Сложение и вычитание натураль ных чисел | Сложение натуральных чисел и их свойства | Сложение натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Периметр многоугольника. | Знать: - Понятия действий сложения и вычитания. - Компоненты сложения и вычитания. - Свойства сложения и вычитания натуральных чисел. - Понятие периметра многоугольника. - Алгоритм арифметических действий над многозначными числами. Уметь: - Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча. - Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. - Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений. - Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания. - Раскладывать число по разрядам и наоборот. | |
23 | Сложение натуральных чисел и их свойства | СР | |||
24-26 | Вычитание натуральных чисел | Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы. | |||
27 | Вычитание натуральных чисел | СР | |||
28-30 | Числовые и буквенные выражения | Числовые и буквенные выражения. Составление и запись буквенных и числовых выражений. | |||
31-32 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | ||||
33 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Т | |||
34-35 | Уравнение | Решение уравнений. | |||
36 | Уравнение | СР | |||
37 | Уравнение | ||||
38 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | КР | |||
39 | Анализ контрольной работы. | ||||
40-42 | Умноже ние и деление натураль ных чисел | Умножение натуральных чисел и его свойства | Умножение натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения. | Знать: - Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). - Понятия программы вычислений и команды. - Понятия действий умножения и деления. - Компоненты умножения и деления. - Свойства умножения и деления натуральных чисел. - Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). - Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых. - Деление с остатком, неполное частное, остаток. - Понятия квадрата и куба числа. - Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел Уметь: - Заменять действие умножения сложением и наоборот. - Находить неизвестные компоненты умножения и деления. - Умножать и делить многозначные числа столбиком. - Выполнять деление с остатком. - Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. - Решать уравнения, которые сначала надо упростить. - Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). - Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). - Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. - Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. - Вычислять квадраты и кубы чисел. - Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). | |
43 | Умножение натуральных чисел и его свойства | СР | |||
44-48 | Деление | Деление натуральных чисел. | |||
49 | Деление | СР | |||
50-51 | Деление с остатком | Деление с остатком. | |||
52 | Деление с остатком | СР | |||
53-56 | Упрощение выражений | Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения. | |||
57 | Упрощение выражений | СР | |||
58-59 | Порядок выполнения действий | Порядок выполнения действий. | |||
60 | Порядок выполнения действий | Т | |||
61-62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Степень числа. Возведение числа в квадрат и куб. | |||
63 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | КР | |||
64 | Анализ контрольной работы | ||||
65-66 | Площади и объёмы | Формулы | Формула пути. Решение задач на движение. | Знать: - Понятие формулы. - Формулу пути (скорости, времени) - Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба. - Измерения прямоугольного параллелепипеда. - Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника. - Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба. - Равные фигуры. Свойства равных фигур. - Единицы измерения площадей и объемов. Уметь: - Читать и записывать формулы. - Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. - Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. - Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. - Решать задачи, используя свойства равных фигур. - Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. | |
67-68 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | Формула площади прямоугольника. Решение задач. | |||
69-70 | Единицы измерения площадей. | Единицы измерения площадей. | |||
71 | Единицы измерения площадей. | ПР | |||
72 | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |||
73 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | Объёмы. Формула для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма. | |||
74 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | МД | |||
75 | Контрольная работа № 5 «Площади и объёмы» | КР | |||
76 | Анализ контрольной работы | ||||
77 | Резерв | ||||
78-79 | Обыкно венные дроби | Окружность и круг | Окружность и круг. Понятия диаметра, радиуса, дуги. | Знать: - Понятия окружности, круга и их элементов. - Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби. - Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. Уметь: - Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей. - Понятия правильной и неправильной дроби. - Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. - Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. - Читать и записывать обыкновенные дроби. - Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают. - Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. - Распознавать и решать три основные задачи на дроби. - Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. - Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. - Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. - Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей. - Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. - Выделять целую часть из неправильной дроби. - Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. - Складывать и вычитать смешанные числа. | |
80-82 | Доли. Обыкновенные дроби | Доли. Обыкновенные дроби. Изображение дробей на координатном луче. Решение задач. | |||
83 | Доли. Обыкновенные дроби | СР | |||
84-86 | Сравнение дробей | Сравнение дробей. | |||
87-88 | Правильные и неправильные дроби | Правильные и неправильные дроби | |||
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач. | МД | ||
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||||
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | СР | |||
92-93 | Деление и дроби | Деление и дроби. Деление суммы на число. | |||
94-95 | Смешанные числа | Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби и запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | |||
96 | Смешанные числа | МД | |||
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач. | |||
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел | ||||
99 | Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» | КР | |||
100 | Анализ контрольной работы | ||||
101 | Резерв | Т | |||
102-103 | Десятич ные дроби. Сложение и вычита ние десятич ных дробей | Десятичная запись дробных чисел | Десятичная запись дробных чисел | Знать: - Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части. - Правило сравнения десятичных дробей. - Правило сравнения десятичных дробей по разрядам. - Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей. - Правило сложения и вычитания десятичных дробей. - Свойства сложения и вычитания десятичных дробей. - Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком). - Понятие округления числа. - Правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов. Уметь: - Иметь представление о десятичных разрядах. - Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. - Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. - Изображать десятичные дроби на координатном луче. - Складывать и вычитать десятичные дроби. - Раскладывать десятичные дроби по разрядам. - Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. - Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. | |
104-105 | Сравнение десятичных дробей | Сравнение десятичных дробей. Изображение десятичных дробей на координатном луче. | |||
106 | Сравнение десятичных дробей | МД | |||
107-110 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач. | |||
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей | СР | |||
112-113 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | |||
114 | Контрольная работа № 7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | КР | |||
115 | Анализ контрольной работы | ||||
116-117 | Умноже ние и деление десятич ных дробей | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Умножение на 10, 100 и т.д. Решение задач. | Знать: - Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). - Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия). - Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д. - Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д. - Свойства умножения и деления десятичных дробей. - Понятие среднего арифметического нескольких чисел. - Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности. Уметь: - Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. - Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. - Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. - Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. - Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями. - Находить среднее арифметическое нескольких чисел. - Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. | |
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | СР | |||
119-121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Деление десятичных дробей на натуральные числа. Деление на 10, 100 и т.д. Решение задач. | |||
122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Т | |||
123 | Контрольная работа № 8 « Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | КР | |||
124 | Анализ контрольной работы | ||||
125-129 | Умножение десятичных дробей | Умножение десятичных дробей. Умножение на 0,1; 0,01 и т.д. | |||
130 | Умножение на десятичную дробь | СР | |||
131-134 | Умножение на десятичную дробь | Деление на десятичную дробь. Деление на 0,1; 0,01 и т.д. Решение задач. | |||
135 | Умножение на десятичную дробь | Т | |||
136 | Умножение на десятичную дробь | ||||
137 | Умножение на десятичную дробь | СР | |||
138-140 | Среднее арифметическое | Среднее арифметическое. Формула средней скорости движения. Решение задач. | |||
141 | Среднее арифметическое | Т | |||
142 | Контрольная работа № 9 «Умножение и деление десятичных дробей» | КР | |||
143 | Анализ контрольной работы | ||||
144-145 | Инстру менты для вычисле ний и измере ний | Микрокалькулятор | Использование микрокалькулятора | Знать : - Понятие процента. Знак, обозначающий «процент». - Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот. - Основные виды задач на проценты. - Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол». - Свойство углов треугольника. - Измерительные инструменты. - Понятие биссектрисы угла. - Алгоритм построения круговых диаграмм. Уметь: - Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями. - Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. - Вычислять проценты с помощью калькулятора. - Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины, находить величину по её проценту и находить сколько процентов одна величина составляет от другой. | |
146-148 | Проценты | Процент. Перевод процента в десятичную дробь. Три вида задач на проценты. | |||
149 | Проценты | СР | |||
150 | Проценты | ||||
151 | Контрольная работа № 10 «Проценты» | КР | |||
152 | Анализ контрольной работы | ||||
153-154 | Угол. Прямой и развёрнутый угол Чертёжный треугольник | Угол. Прямой и развёрнутый угол Использование чертёжного треугольника | |||
155-156 | Измерение углов. Транспортир | Измерение и построение углов. Градусная мера угла. Транспортир. | |||
157 | Измерение углов. Транспортир | ПР | |||
158-159 | Круговые диаграммы | Построение круговых диаграммы | |||
160-170 | Итоговое повторе ние | Повторение. | Повторение учебного материала за курс 5 класса. | Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками за курс 5 класса. | ИКР |
Таблица сокращений
СР | Самостоятельная работа |
МД | Математический диктант |
ПР | Практическая работа |
Т | Тест |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Формы контроля | ||||
СР | МД | ПР | Т | КР | |||
1 | Повторение курса начальной школы | 5 | КР-1 | ||||
2 | Натуральные числа и шкалы | 13 | СР-1 | ПР-1 | КР-2 | ||
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | СР-2 СР-3 СР-4 | Т-1 | КР-3 | ||
4 | Умножение и деление натуральных чисел | 25 | СР-5 СР-6 СР-7 СР-8 | Т-2 | КР-4 | ||
5 | Площади и объемы | 13 | МД-1 | ПР-2 | КР-5 | ||
6 | Обыкновенные дроби | 24 | СР-9 СР-10 | МД-2 МД-3 | Т-3 | КР-6 | |
7 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 | СР-11 | МД-4 | КР-7 | ||
8 | Умножение и деление десятичных дробей | 28 | СР-12 СР-13 СР-14 | Т-4 Т-5 Т-6 | КР-8 КР-9 | ||
9 | Инструменты для вычислений и измерений | 16 | СР-15 | ПР-3 | КР-10 | ||
10 | Итоговое повторение курса 5 класса | 11 | ИКР-11 | ||||
Итого: | 170 | 15 | 4 | 3 | 6 | 11 | |
Таблица сокращений
СР | Самостоятельная работа |
МД | Математический диктант |
ПР | Практическая работа |
Т | Тест |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел IV
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса математики в 5 классе обучающиеся должны
12.1. Знать/понимать:
- сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
- понятия «уравнение» и «решение уравнения»
- смысл алгоритма округления десятичных дробей;
- переместительный, распределительный и сочетательный законы;
- понятие среднего арифметического;
- понятие натуральной степени числа,
- определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
12.2. Уметь:
- выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
- выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
- переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
- выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
- выполнять действия с числами разного знака;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
- находить значения степеней с натуральными показателями;
- решать линейные уравнения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- решать текстовые задачи на дроби и проценты;
- вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Раздел V
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
- Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2005-2011.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика/самостоятельные и контрольные работы-5. – М.: Илекса, 2003-2010.
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика-5/тематические тесты. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010.
- Попова Л.П. КИМы. Математика-5. – М.: ВАКО, 2012.
- Методический журнал «Математика в школе».
- Газета «Математика» (приложение к газете «1 сентября»).
Для учащихся:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2005-2011.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика/самостоятельные и контрольные работы-5. – М.: Илекса, 2003-2010
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика-5/тематические тесты. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010.
- Попова Л.П. КИМы. Математика-5. – М.: ВАКО, 2012.
- Рудницкая В.Н. Рабочие тетради "Математика" 5. – М.Мнемозина, 2011
- Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер, 5 класс. – М.Мнемозина, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин
Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....
Рабочая программа.Математика 7-9 классы
Рабочая программа по математике составлена на основе 1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....
рабочая программа 9 класс, математика,УМК Мордкович А.Г.Атенасян.
Подробная поурочная программа по математике, УМК мордкович А.Г., Атенасян Л.С....
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков
Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...
Рабочая программа «Математика для 5 класса» составлена на основе программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк)
рабочая программа для 5 класс 8 вид...
Рабочая программа «Математика» 6 класс УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. (6 класс, 6 часов в неделю, углубленный уровень).
Рабочая программа «Математика» 6 классУМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В....