Статья о деятельностном подходе к обучению
методическая разработка по алгебре на тему
Деятельностный подход в обучении математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_metod1.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода на уроках разной целевой направленности
Российская школа переживает качественно новый этап своего развития: главной задачей которого является не простое «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», а актуальным стало создание условий для развития личности ученика, способности его к «самоопределению и саморазвитию».
Одним из приоритетных направлений в реализации этих задач является деятельностная парадигма образования.
Еще Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Так же и ученик, воспроизводя знания, объясненные учителем, не приобретает опыта преодоления затруднений, не учится самостоятельному выбору способов действий, адекватной самооценке результатов собственной деятельности, - а без этого сегодня невозможна его успешная самореализация в жизни.
Именно деятельностный метод, созданный трудами многих поколений российских педагогов и психологов, обеспечивает возможность системного включения детей в процесс самостоятельного построения ими нового знания.
Следующая схема свидетельствует об историческом развитии школы: В настоящие время необходим переход от «традиционной» («знаниевой») к школе деятельностного (развивающего) обучения и это нормативно закреплено Законом «Об образовании»: каждая школа сегодня должна стать школой деятельностного обучения.
Дидактические принципы системы деятельностного обучения помогают учителю определить «Как обучать?», причем с одной стороны, не разрушая личный практический опыт учителя, а с другой стороны, включая в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпанную мозаику.
Технология деятельного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
- Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
- Первичное закрепление во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
- Уроки» открытия» нового знания (ОНЗ)
- Уроки рефлексии (Р)
- Уроки развивающего контроля (РК)
- Уроки общеметодологической направленности (ОМН).
Составляя календарно – тематическое планирование, весь учебный материал распределяется по типам урока следующим образом:
Сформулирую основные цели урока каждого типа.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. (Другими словами, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.)
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является сегодня актуальной проблемой. Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Чтобы он в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов? Освоение нового метода работы требует подробного планирования уроков. Для подготовки и проведения использую:
схемы конспекты уроков «открытия» нового знания; схемы конспекты уроков рефлексии, в которых указаны этапы каждого типа урока, временные рамки каждого этапа, цель этапа, содержание работы на этапе; оборудование, формы и методы работы.
В структуре урока по технологии деятельностного метода подчеркнуты те этапы, которые учитель уже сегодня может реализовать на уроках без специальной подготовки. Неподчеркнутые этапы определяют возможные точки и направления роста учителя.
- Мотивирование(самоопределение к учебной деятельности)
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения (Цель и тема, способ, план, средство)
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог уроки)
В процессе саморазвития учитель имеет возможность постепенно заполнить пробелы и реализовать деятельностный метод во всей полноте.
Таким образом, для каждого учителя открывается возможность постепенного, поэтапного, а значит, эволюционного перехода к реализации нового качества образования.
Итак, технология деятельностного метода обеспечивается следующей последовательностью деятельностных шагов, представленной блок – схемой:
А также системой дириктических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, минимакса, вариативности, творчества.
Причем, блок «Проблемное объяснение» очень важен в технологии деятельностного метода.
Наибольшее внимание уделяю при его планировании и проведении. Для достижения целей на этих этапах очень полезными и значимыми являются, мной составленные:
- опорные сигналы (блок-схемы);
- эталоны;
- алгоритмы.
В учебном плане - 50 уроков рефлексии! Существует специальная методика их проведения. Практика показывает, что уроки рефлексии дают прекрасные результаты и очень нравятся учащимся. Их главная цель – самостоятельная деятельность учеников; самоконтроль, самостоятельный поиск ошибок.
Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв причину и исправив её, ученик способен в дальнейшем избегать затруднений, вызвавших ошибку, при выполнении аналогичных заданий.
Методика уроков рефлексии основана на самоконтроле по 4 группам опорных сигналов:
- образец (ответ);
- подробный образец;
- эталон;
- эталон для самопроверки.
Приведу пример: при изучении в 5 классе темы «Вычитание смешанных чисел» для задания:
«Найти разность: -1».
Благодаря урокам рефлексии и этой работе с учащимися, у каждого ученика формируется устойчивое мнение: «ошибка - не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели».
Подведя итог, за технологией деятельностного метода, как и за ИКТ – будущее!
Скорее, на мой взгляд, ИКТ - одно из средств реализации деятельностного метода в обучении.
Именно технология деятельностного метода помогает раскрепостить мышление учащихся, развивает способность мыслить творчески.
Я призываю всех педагогов школы познакомиться и изучить более глубоко инструментарий технологии деятельностного метода и максимально «примерить» на себя.
Только таким образом, можно от «усвоения всей суммы знаний, которые выработало человечество» перейти к «самоопределению и саморазвитию» личности ученика!
Завершу выступление словами Ж.- Ж. Руссо.
Слайд 20.
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Деятельностный подход в обучении
В статье рассматриваются все этапы введения нового понятия на уроках русского языка с помощью технологии деятельностного подхода. Статья построена на основе семинарских занятий, проведенных груп...
Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии
Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии....
Статья "Системно-деятельностный подход в обучении математике"
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...
Статья "Организация деятельностного подхода в обучении математики"
Выступление на городской НПК "Создание полидеятельностного образовательного пространства школы как условие прехода на ФГОС ООО" с элементами мастер-класса. 02 июня 2015 г....
статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"
Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность прим...
Статья Системно-деятельностный подход при обучении математике
В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с воп...
Презентация к статье "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"
Презентация к статье "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"...