Статья о деятельностном подходе к обучению
методическая разработка по алгебре на тему

Зеленская Нина Александровна

Деятельностный подход в обучении математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_metod1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода на уроках разной целевой направленности

Российская школа переживает качественно новый этап своего развития: главной задачей которого является не простое «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», а актуальным стало создание условий для развития личности ученика, способности его к «самоопределению и саморазвитию».  

  Одним из приоритетных направлений в реализации этих задач является деятельностная парадигма образования.  

Еще Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.   Так же и ученик, воспроизводя знания, объясненные учителем,  не приобретает опыта преодоления затруднений, не учится самостоятельному выбору способов действий, адекватной самооценке результатов собственной деятельности, - а без этого сегодня невозможна его успешная самореализация в жизни.

Именно деятельностный метод, созданный трудами многих поколений российских педагогов  и психологов, обеспечивает возможность системного включения детей в процесс самостоятельного построения ими нового знания.

Следующая схема свидетельствует об историческом развитии школы:  В настоящие время необходим переход  от «традиционной» («знаниевой»)   к школе деятельностного (развивающего) обучения и это нормативно закреплено Законом «Об образовании»: каждая школа сегодня должна стать школой деятельностного обучения.  

Дидактические принципы системы деятельностного обучения помогают учителю определить «Как обучать?», причем с одной стороны, не разрушая личный практический опыт учителя, а с другой стороны, включая в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпанную мозаику.

Технология деятельного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

  • Самоопределение к деятельности
  • Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
  • Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
  • Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия деятельности (итог урока).

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  1. Уроки» открытия» нового знания (ОНЗ)
  2. Уроки рефлексии (Р)
  3. Уроки развивающего контроля (РК)
  4. Уроки общеметодологической направленности (ОМН).

Составляя календарно – тематическое планирование, весь  учебный материал распределяется  по типам урока следующим образом:

Сформулирую основные цели урока каждого типа.

         Урок «открытия» нового знания. 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

        Урок рефлексии.

 Деятельностная цель: формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. (Другими словами, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.  

       Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

 Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.  

Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является сегодня актуальной проблемой. Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Чтобы он в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов? Освоение нового метода работы требует подробного планирования уроков. Для подготовки и проведения использую:

схемы конспекты уроков «открытия» нового знания;  схемы конспекты уроков рефлексии, в которых указаны этапы каждого типа урока, временные рамки каждого этапа, цель этапа, содержание работы на этапе; оборудование, формы и методы работы.

В структуре урока по технологии деятельностного метода подчеркнуты  те этапы, которые  учитель уже сегодня может реализовать на уроках без специальной подготовки. Неподчеркнутые этапы определяют возможные точки и направления роста учителя.

  1. Мотивирование(самоопределение к учебной деятельности)
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения (Цель и  тема, способ, план, средство)
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог уроки)

В процессе саморазвития учитель  имеет возможность постепенно заполнить пробелы и реализовать  деятельностный метод во всей полноте.

Таким образом, для каждого учителя открывается возможность постепенного, поэтапного, а значит, эволюционного перехода к реализации нового качества образования.  

Итак, технология деятельностного метода обеспечивается следующей последовательностью деятельностных шагов, представленной блок – схемой:

А также системой дириктических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, минимакса, вариативности, творчества.

Причем, блок «Проблемное объяснение» очень важен в технологии деятельностного метода.

Наибольшее внимание уделяю при его планировании и проведении. Для достижения целей на этих этапах очень полезными и значимыми являются, мной составленные:

  •  опорные сигналы (блок-схемы);
  • эталоны;
  • алгоритмы.

В учебном плане - 50 уроков рефлексии! Существует специальная методика их проведения. Практика показывает, что уроки рефлексии дают прекрасные результаты и очень нравятся учащимся. Их главная цель – самостоятельная деятельность учеников; самоконтроль, самостоятельный поиск ошибок.

Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв причину и исправив её, ученик способен в дальнейшем избегать затруднений, вызвавших ошибку, при выполнении аналогичных заданий.

Методика уроков рефлексии основана на самоконтроле  по 4 группам опорных сигналов:  

- образец (ответ);

- подробный образец;  

- эталон;

- эталон для самопроверки.

Приведу пример: при изучении в 5 классе темы «Вычитание смешанных чисел» для задания:

«Найти разность:    -1».

Благодаря  урокам рефлексии и этой работе с учащимися,  у каждого ученика формируется устойчивое мнение: «ошибка - не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели».

Подведя итог, за технологией деятельностного метода, как и за  ИКТ – будущее!

Скорее, на мой взгляд, ИКТ - одно из средств  реализации деятельностного метода в обучении.

Именно технология деятельностного метода помогает  раскрепостить мышление учащихся, развивает способность мыслить творчески.

Я призываю всех педагогов школы познакомиться и изучить  более глубоко инструментарий  технологии деятельностного метода и максимально «примерить» на себя.

Только таким образом, можно от «усвоения всей суммы знаний, которые выработало человечество»  перейти к «самоопределению и саморазвитию» личности ученика!

Завершу выступление словами  Ж.- Ж. Руссо.

Слайд 20.

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила  нас искусству приобретать знания с затруднениями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Деятельностный подход в обучении

В статье рассматриваются все этапы введения нового понятия на уроках русского языка с помощью технологии деятельностного подхода. Статья построена на основе  семинарских занятий, проведенных груп...

Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии

Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии....

Статья "Системно-деятельностный подход в обучении математике"

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...

Статья "Организация деятельностного подхода в обучении математики"

Выступление на городской НПК "Создание полидеятельностного образовательного пространства школы как условие прехода на ФГОС ООО" с элементами мастер-класса. 02 июня 2015 г....

статья: "Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на основе модульной программы"

Основная идея, заложенная во ФГОС нового поколения – идея развития ребенка. Цель педагогической деятельности учителя английского языка – дать учащемуся, осваивающему иностранный язык, возможность прим...

Статья Системно-деятельностный подход при обучении математике

В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу  не с ответом, а с воп...

 Презентация к статье "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"

Презентация к статье "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"...