"Проценты на каждый день" ,Элективный курс для 9 класса
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

     Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsenty_na_kazhdyy_den_9.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
  Курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса  способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

— сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей  социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

— сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

— решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

— привить учащимся основы экономической грамотности;

— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

       Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса.  Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни.     Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.

 Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
     Программа может быть эффективно использована в 9
 классе с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса обучающиеся должны:
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.);
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;

при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В
 силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практика

Семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

2

Сложные проценты

2

2

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

3

2

1

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

5

Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА

3

3

6

Задачи с литературными сюжетами

1

1

7

Деловая игра «Проценты в современной жизни»

1

1

8

Решение задач по всему курсу

2

2

9

Заключительное занятие.

1

ИТОГО

17

 

Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма  контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)

Рассматриваются задачи более сложные, чем  в курсе 5 и  6 классов. Форма занятий: практическая работа. Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 3.  Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (3 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.


Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (3 часа)

Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 6.  Задачи с литературными сюжетами. (1 час)

Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях. 

Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа

Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час) Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.

Форма занятий: урок-деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.

 Тема 8.  Решение разнообразных задач по всему курсу. (1 час).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.


Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. — М.: Просвещение, 2002.
2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления.
 Математика в школе. —2003.
3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. М., 1997.
4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики.
М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»).№271995.
5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.
М., 1997.
6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений.
 Математика в школе.—2001. №4.
7. Глейзер, Г. И. История математики в школе
(4—6 кл.): пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
8. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10—11 класс.
М.:
Издательский дом <Генжер», 2001.

9. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10— 11 классы: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2003.
10. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты. Математика в школе.—№5. —1995.
11. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в
5 классе . Математика в школе.  41991
12. Липсиц, И. В. Экономика без тайн.
М.: Вита-Пресс, 1994.
13. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений.
М.: Наука, 1990.
14.
 Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты.  Математика в школе.— №1.— 1992
15. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). М.: Просвещение, 1995.
16. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты.
 Математика в школе. 1998. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида

Методическая разработка конспекта урока математики «Проценты» с использованием ЭОР для учащихся 9 класса школ VIII вида...

Классный час "Роль каждого в коллективном деле" 8 класс

Содержит презентацию и методическую разработку с элементами тренинговой технологии...

Лист оценки содержания темы «Проценты» по УМК Н.Я.Виленкин 5 класс

Основная цель:- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;- выявление пробелов в знаниях ученика и устранение недочетов до контрольной работы.Лист оценки содержания темы «Пр...

Контрольная работа по теме "Проценты" по УМК С.М.Никольского, 6 класс

Содержание данной конрольной  работы полностью соответсвует учбнику математики для 6 класса серии "МГУ - школе". .Данный материал можно использовать в классе и дома при работе по любым ...

Конспект урока «В каждой интонации спрятан человек» 4 класс

Конспект урока «В каждой интонации спрятан человек» 4 класс...

Конспект урока "У каждого свой музыкальный инструмент" 1 класс

Конспект урока "У каждого свой музыкальный  инструмент" 1 класс...