Урок решения задач с экономическим содержанием (эл.курс 9 класс)
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Цель: 1. научится анализировать реальные ситуации с помощью математического аппарата.
2. уметь решать задачи экономического содержания и применять формулы в сложных процентах.
3. Развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_resheniya_zadach_s_ekonomicheskim_soderzhaniem_el.kurs_9_klass_.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Коротковская СОШ»
Урок решения задач с экономическим содержанием
( элективный курс, математика -9 класс)
Учитель: Афанасьева В.Д.
Тема: «Формулы сложных процентов в задачах с финансово – экономическим содержанием».
Цель: 1. научится анализировать реальные ситуации с помощью математического аппарата.
2. уметь решать задачи экономического содержания и применять формулы в сложных процентах.
3. Развивать логическое мышление.
Ход
- Повторение теоретического материала
- Запишите на доске формулу сложных процентов и ее частный случай:
[ An=Ao·(1±0,01x1) × … ×(1±0,01xn);
An=Ao·(1±0,01x)]
- Объясните смысл входящих в формулу символов
(Ао – начальное значение некоторой величины;
Аn - значение, которое получилось, в результате нескольких изменений начальной величины;
n - количество изменений начальной величины;
х – процент изменения.)
3. Когда применяется общая формула, а когда ее частный случай?
( Частный случай применяется тогда, когда некоторая величина Ао изменяется несколько раз на один и тот же процент. Общая формула используется тогда, когда процент изменения не остается одним и тем же).
4. В каких случаях в формуле сложных процентов ставим знак « - », в каких « + »?
( Знак « +» применяется в задачах о начислении процентов по вкладу в банке, а также при подсчете увеличения цены товара. Знак « -» - при подсчете снижения цены.)
5. Запишите формулу процентного сравнения.
[А>B на (·100)%; В·100)%]
2. Проверка домашнего задания:
№ 1: Какой процент ежегодного дохода давал банк, если, положив на счет 13 000 руб., вкладчик через два года получил 15 730руб.?
Дополнительные вопросы: 1) Почему не подходит корень х 2 = -210?
(Сумма вклада увеличивается, и поэтому процент изменения не может быть отрицательным.)
- За счет чего банк имеет возможность выплачивать вознаграждение вкладчику?
(Полученные от вкладчика деньги банк использует для выдачи кредитов организациям и частным лицам под проценты. Банк при этом сам получает прибыль и делится частью этой прибыли с вкладчиком).
- А если бы х2 был бы равен 210. Мы тоже отбросили бы этот корень?
(Да, так как это означало бы, что банк выплачивает 210% годовых. Такой процент нереален. Ни один банк не будет давать вкладчику за год в качестве процентных отчислений сумму, которая вдвое превышает сам вклад)
- Кроме банка, какие предприятия или частные лица занимаются подобной финансово-кредитной деятельностью?
(Ломбард выдает деньги в залог сданных вещей, выкупать которые приходится за большую цену. Ростовщик – человек, делающий деньги «врост», т.е. в долг с обязательством выплачивать проценты)
№2: «Цена товара после двух последовательных снижений на один и тот же процент уменьшилась со 125 до 80 руб. На сколько процентов снижалась цена за каждый раз?»
Дополнительные вопросы:
1) Как реально выглядела бы ситуация, если бы цену снизили на 180%?
(Покупатель получил бы товар бесплатно и еще 80% от его стоимости)
2) Можно ли сказать, что в итоге цена снижена на 40%?
(Нет, так как вторая скидка была сделана с иной (меньшей) суммы, а проценты разных величин складывать нельзя)
3) А если бы цену сразу снизили на 40%, то в итоге цена была бы больше 80 руб. или меньше?
(цена была бы меньше 80рув., т.к. 125-1,25·40=125-50=75руб.)
4) Я просила вас найти в словарях, как звучат слова «скидка» и «распродажа» на разных языках?
(«Скидка» - «Sleva» - по-чешски; «discount» - по-английски;
«Распродажа» - «Sale» - по-английски)
5) Какое иностранное слово, связанное с этим термином, вошло в наш язык?
(Дисконтные карты – карты, обеспечивающие скидки постоянным покупателям)
3. Решение задач:
Задача №1: «В осеннее-зимний период цена на свежие продукты возрастала трижды: на 10%, на 20% и на 25%. На сколько процентов возросла зимняя цена по сравнению с летней?»
Ответ: цена возросла на 65% (Решение оформляется на доске и в тетрадях)
Дополнительные вопросы: 1. Итак, мы доказали, что зимняя цена больше летней на 65%. А можно ли сказать, что летняя цена ниже зимней на 65%?
(Нет, так сказать нельзя. В задаче зимняя цена сравнивается с летней и летняя цена берется за 100%. А если сравнивать с зимней ценою, то ее придется взять за 100%. А эта цена больше.)
Задача №2: «Владелец магазина купил товар по себестоимости: 51,2 руб. за единицу товара. На пути к прилавку цена поднималась трижды на один и тот же процент. Товар продавался плохо, и коммерсант распорядился
трижды сделать скидку на тот же самый процент. В итоге цена оказалась равной 21,6 руб. найти процент изменения цены.
Дополнительные вопросы: 1) Можете ли вы объяснить, почему повышается цена на пути товара от производителя к потребителю.
(Из-за налогов, из-за того, что оплачиваются услуги продавцов, водителей, оформителей документации. Наконец, и сам предприниматель должен получить прибыль)
2) Как вы думаете, что произойдет с владельцем этого магазина?
(Скорее всего он разорится, так как торгует себе в убыток)
3) Какой экономический вывод можно сделать из описанной в задаче ситуации?
(Завышение цены в погоне за прибылью ведет к снижению товарооборота, что негативно влияет на экономические процессы)
Задача №3: «На предприятии выработка продукции возросла за год на 4%, а на следующий год повысилась еще на 8%. Найти средний годовой прирост за эти 2 года.
Предварительный опрос:
- Можно ли дать ответ, вычислив среднее арифметическое =6(%)?
(Нет, так как во втором случае находим процент от большей величины)
Учитель разбирает с классом идею решения (учащиеся ничего не записывают). С одной стороны : А2=А0·(1+0,01х), где х – средний, одинаковый для каждого года, процент прироста продукции.
Задача 4: Вкладчик открыл счёт в банке, внеся 2000р на вклад, годовой доход по которому составляет 12%, и решил в течении 6 лет не брать процентные начисления. Какая сумма будет лежать на его счёте через 6 лет?
(Учащиеся решают разными способами задачу и обмениваются своими решениями. Затем способы решения задачи рассматриваются всеми учащимися и сверяются ответы)
4.Самостоятельная работа ( в двух вариантах)
В -1 № 7.7. (1), стр.138
В – 2 № 7.53. (1), стр.151
Задания даются из сборника для полготовки к итоговой аттестации в 9 классе, издательство « Просвещение», Кузнецова Л. В.
Релаксация урока. Давайте поставим общую оценку за урок.
Ответим на вопросы небольшого теста:
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все возникшие вопросы я получил(а) ответы.
- На уроке я поработал(а) добросовестно.
В случае согласия поставьте знак «+», не согласны знак «минус». Теперь поднимите руки у кого 5 плюсиков, 4…, 3…, именно вы мне эти оценки поставили за урок. Среднее арифметическое за мой урок получилось (оценка).
5. Итоги урока, домашнее задание.
1. Выполнить письменное решение задачи №3
2.Составить презентацию по теме: « Проценты»
Если когда-нибудь учащиеся обо мне скажут словами, что учитель в нас доброе семя полагал, а не отбывал повинность, то это для меня будет высшей наградой.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок" Решение задач с помощью уравнений"6 класс
Цель урока - научить составлять уравнения по данным задачи. Используется исторический материал. Развиваются навыки решения задач практического содержания....
Конспект открытого урока" : «Решение задач с помощью уравнений » " 5 класс
В конспекте представлен урок ,целью которого является:"Повторение ранее изученного материала, формирование навыков решения задач с помощью уравнений. формирование умений составления таблиц для р...
Урок решения задач по теме резонанс 11 класс
План конспект урока решения задач по теме резонанс. I Организационный моментII Обращение к теме главы «Механические колебания»Фронтальный опрос:Что называют механическими колебаниями?Какие колеба...
Задания к уроку "Решение задач на закон Ома" 8 класс
Задания для интерактивной доски...
урок решения задач реальной математики в 10 классе
Решение задач реальной математики в 10 классе...
Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".
Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....
Открытый урок.Решение задач при помощи уравнений.6 класс. 1 урок по теме.
Первый урок по теме: "Решение задач" при помощи уравнений.Технологическая карта+презентация к уроку.По учебнику Зубарева,6 класс....