Урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Струкова Татьяна Викторовна

Урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действия с десятичными дробями Урок математики в 5 классе Учитель: Струкова Т. В.

Слайд 2

Городу Воронежу посвящается … Край мой воронежский, зори степные, Яблони в белом цвету, как в снегу. Край черноземный, частица России, Я пред тобой в неоплатном долгу. Р. Дерикот.

Слайд 3

Проверка домашнего задания ((67,23: 2,7) + 6,8) *50+1 1586-год основания города Воронежа.

Слайд 4

« По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руссии указу и по приговору бояр князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищы на Сосне, не доезжая Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону на Воронеже, не доезжая Богатово затону два днища, велено поставить Воронеж.»

Слайд 5

1). 2,7+ 4,8; 2) 11,2 -9,6; 3) 30*0,01; 4) 57,93:100; 5). 2,46*0,8; 6) 3:0,06; 7) 13,59:1,8. Ответы: 7,5 – С 1,6 – А 3000 – Б 0,5793 – У 1,968 – Р 50 – О 7,55 – В Кто руководил строительством города Воронежа?

Слайд 6

Крепость Воронежа XVII века

Слайд 7

Задача 1 Город Воронеж расположен на Восточно-Европейской равнине, на расстоянии 470 км от Москвы. Расстояние от Воронежа до Москвы по железной дороге равно 588 км, а по шоссе – 510 км. Из Воронежа в Москву одновременно отправились поезд и автомобиль. Скорость поезда 70 км/ч, а автомобиля-75 км/ч. На сколько меньше времени потратил автомобиль на путь из Воронежа в Москву?

Слайд 8

Географическое положение

Слайд 9

Задача 2 (1,2 + 8,1 + 14,7 +18.5 +19,7 +12,8 +6,1 + 0,6): 9 = 11,1 Найдите среднюю температуру воздуха в г. Воронеже за 9 месяцев

Слайд 10

Задача 3 Воронежское водохранилище – самое крупное водохранилище в Центральном черноземье. Его длина равна 35 км, а ширина – 2 км. Средняя глубина водоема – 2,9 м. Найдите площадь водного зеркала Воронежского водохранилища и его объем.

Слайд 11

3,712: (7 – 3,8) + 1,3 * (2,74 + 0.66) 1) 7 – 3,8 = 3,2 - П 2) 2,74 + 0,66 = 3,4 - Е 3) 3,712: 3,2 = 1,16 - Т 4) 1,3 * 3,4 = 4,42 - Р 5) 1,16 + 4,42 = 5,58 – I

Слайд 12

Памятник Петру I в Кольцовском сквере

Слайд 13

Воронеж в XVII веке

Слайд 14

Физкультминутка Лучший город на земле Воронеж.flv

Слайд 15

Воронеж в годы Великой отечественной войны Задача № 4 С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля в Воронеже было разрушено 18тыс. домов (92 % всех жилых зданий). Сколько домов было в Воронеже до начала боевых действий?

Слайд 16

Воронеж – город воинской славы

Слайд 17

ТЕСТ 1 вариант. Вычислить: 9,4 + 13,16 5,73 : 0,3 8,15 – 0,3 7,8 * 0,03 Решите уравнение: 1,7х – 0,9х = 5,6 (у + 4,5) : 7 = 1,2 2 вариант. Вычислить: 7,2 - 4,15 8,1 + 3,29 0,04 * 6,9 2,46 : 1,2 Решите уравнение: 0,4а + 2,6а = 1,8 (у – 1,8) : 8 = 0,7

Слайд 18

Воронежский край знаменит своими писателями и поэтами А. В. Кольцов И. Н. Никитин И.А. Бунин О. Э. Мандельштам С. Я. Маршак А.П. Платонов Г. Н. Троепольский

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Действия с десятичными дробями.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в 5 классе.

Цели:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий с десятичными дробями;
  • закрепить умение применять правила в процессе

выполнения упражнений;

  • формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
  • развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
  • расширение кругозора;

воспитывающие:

  • воспитание познавательного интереса к предмету;
  • воспитание любви к малой родине.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • листы с текстами задач, с тестами для каждого ученика;
  • карточки учета на каждого ученика.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Учитель. Ребята, на предыдущих уроках мы учились складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби. Сегодня мы повторим и обобщим полученные знания. Кроме того, на этом уроке мы узнаем много интересного о нашем родном городе Воронеже.

Край мой воронежский, зори степные,

Яблони в белом цвету, как в снегу.

Край черноземный, частица России,

Я пред тобой в неоплатном долгу.

Р. Дерикот.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. На дом вам было дано задание: «Найти значение выражения ((67,23: 2,7) + 6,8) *50+1.»Чему равно значение этого выражения? Правильно:1586.

1586-год основания города Воронежа.

«По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руссии указу и по приговору бояр князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищы на Сосне, не доезжая Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону на Воронеже, не доезжая Богатово затону два днища, велено поставить Воронеж.»

III. Этап актуализации знаний учащихся.

(Устная работа с использованием слайдовой презентации).

На экране появляется слайд с примерами на все действия с десятичными дробями.

Учитель. Давайте сформулируем правила действий с десятичными дробями, соответствующие записи под каждым примером.

(Ученики формулируют правила действий с десятичными дробями в ходе решения примеров).

Учитель. Выполнив цепочку вычислений, узнаем, кто руководил строительством города Воронежа.

1). 2,7+ 4,8; 2) 11,2 -9,6; 3) 30*0,01; 4) 57,93:100;

5). 2,46*0,8; 6) 3:0,06;7) 13,59:1,8.

Ответы:

  1. 7,5 – С
  2. 1,6 – А
  3. 3000 – Б
  4. 0,5793 – У
  5. 1,968 – Р
  6. 50 – О
  7. 7,55 – В

Крепость Воронежа XVII в.( на экране изображение крепости Воронежа )

Воронежская крепость была построена под  руководством первого Воронежского воеводы Семена Федоровича Сабурова. На строительство города были присланы крестьяне из Данкова, Переславля Рязанского, Ряжска, а также плотники, стрельцы и другие служилые люди.

Воронеж вместе с городом Ливны стали первыми южными укрепленными городами в конце ХVI века, защищающими московское государство от набегов крымских и нагайских татар в придонских степях.

 IV. Применение правил к решению задач.

Учитель. А сейчас мы перейдем к решению задач. Первая задача связана с географическим положением города Воронежа. (Тексты задач лежат у каждого учащегося на парте).

Задача №1.

(После обсуждения задачи ее решение учащиеся записывают самостоятельно).

Ученик. Город Воронеж расположен на Восточно-Европейской равнине, на расстоянии 470 км от Москвы. Расстояние от Воронежа до Москвы по железной дороге равно 588 км, а по шоссе – 510 км. Из Воронежа в Москву одновременно отправились поезд и автомобиль. Скорость поезда 70 км/ч, а автомобиля-75 км/ч. На сколько меньше времени потратил автомобиль на путь из Воронежа в Москву?

Ответ: на 1,6 часа.

Учитель. Географическое положение города Воронежа влияет на его климат. Воронеж расположен в зоне умеренного климата. Зима морозная, с устойчивым снежным покровом. Часто бывают оттепели. Лето теплое, часто – дождливое. Среднегодовая температура - +6,5 C°. Перейдем к решению следующей задачи.

Задача №2. (Учащиеся решают самостоятельно).

время года

весна

лето

осень

месяц

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

средняя температура

+1,2

+8,1

+14,7

+18,5

+19,7

+18,2

+12,8

+6,1

+0,6

Задание: найти среднюю температуру в г. Воронеже за 9 месяцев.

Ответ: + 11,1 градуса.

Учитель. Воронежское водохранилище – самое крупное водохранилище в Центральном черноземье. Его длина равна 35 км, а ширина – 2 км. Средняя глубина водоема – 2,9 м.

Задача №3. (Самостоятельное решение).

Найдите площадь водного зеркала Воронежского водохранилища и его объем.

Ответ: 70 кв. км, 204 млн. куб.м.

Учитель. К большому сожалению, Воронежское водохранилище в настоящее время сильно загрязнено. Ведутся работы по увеличению средней глубины водоема с целью его очистки.

Перейдем к следующему этапу работы.

Чтобы узнать имя человека, который внес огромный вклад в развитие города Воронежа, нам требуется найти значение выражения.

(Выражение записано на листе заданий, который находится на парте у каждого ученика).

3,712: (7 – 3,8) + 1,3 * (2,74 + 0.66)

(У доски по очереди работают два ученика. Первый расставляет порядок действий и выполняет первые два действия, второй ученик выполняет оставшиеся три действия).

1) 7 – 3,8 = 3,2 - П

2) 2,74 + 0,66 = 3,4 - Е

3) 3,712: 3,2 = 1,16 - Т

4) 1,3 * 3,4 = 4,42 - Р

5) 1,16 + 4,42 = 5,58 – I

Ответ: Петр I.

(на экране изображение памятника Петру I)

Учитель. Второе рождение город пережил в 1696 году, когда по приказу Петра I были сооружены верфи, на которых был построен первый русский флот - 23 галеры и 4 брандера, среди них 36 пушечный галеас «Апостол Петр». В июле этот флот одержал свою первую победу под Азовом. С тех пор первый русский флот носит имя Азовского.

При Петре I было построено, не считая мелких судов, 105 крупных многопушечных кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардирских судов, 9 брандеров, причем из них в Воронеже 69 крупных кораблей, 7 бомбардирских судов и все 9 брандеров. Таким образом, в петровские времена Воронеж был самым крупным судостроительным городом. Став центром российского кораблестроения, Воронеж превратился в крупный индустриальный город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мануфактуры и мастерские. Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный парусно-гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города, запечатленный в веках.

VII. Физкультминутка.

Учитель. Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем, вдохнем полной грудью свежего воздуха и под звуки песни о Воронеже совершим прогулку по нашему городу.

(Просмотр видеофильм о Воронеже под звуки песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о Воронеже»).

VIII. Решение задач.

Учитель.

Во время Великой Отечественной войны, с июля 1942 по январь 1943 года, город находился в зоне боевых действий. Самые ожесточенные бои велись в районе железнодорожного узла, у областной больницы и на Чижовке. Воронеж был освобожден 25 января 1943 года в результате Воронежско-Касторненской операции. В ходе боев он был сильно разрушен, однако за 10 послевоенных лет полностью восстановился.

Задача № 4

Ученик. С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля в Воронеже было разрушено 18тыс. домов (92 % всех жилых зданий). Сколько домов было в Воронеже до начала боевых действий?

Решение: 18000:0,92=19565

Ответ: 19565 домов.

Учитель. По сути дела Воронеж помешал гитлеровскому командованию выполнить главный замысел операции «Блиц», сходу овладеть Воронежем, выйти к Сталинграду, окружить и уничтожить части и соединения Юго-западного фронта. Этого не случилось. Воронежцы героически сражались с противником, задержав его на много дней.

Героизм воронежцев был беспримерен. В уличных боях три советских воина еще летом 1942 г. предвосхитили подвиг А. Матросова. Это были Абызов, Бовкун и Вавилов. Их именами названы улицы города Воронежа.

За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны 6 мая 1975 г. г. Воронеж был удостоен высокой награды - ордена Отечественной войны 1 - ой степени. Он поистине вошел в ратную летопись Отечества как город-крепость, город-герой.16 февраля 2008 года городу Воронежу присвоено почетное звание РФ «Город воинской славы».

IX. Тест.

Учитель. Много сил приложили защитники города, чтобы победить врага. И вам придется потрудиться, чтобы справиться со следующим заданием.

(Тесты лежат на столах у каждого ученика).

1 вариант.

А

Вычислить:

  1. 9,4 + 13,16
  2. 5,73 : 0,3
  3. 8,15 – 0,3
  4. 7,8 * 0,03

Решите уравнение:

  1. 1,7х – 0,9х = 5,6
  2. (у + 4,5) : 7 = 1,2

2 вариант.

А

Вычислить:

  1. 7,2 - 4,15
  2. 8,1 + 3,29
  3. 0,04 * 6,9
  4. 2,46 : 1,2

Решите уравнение:

  1. 0,4а + 2,6а = 1,8
  2. (у – 1,8) : 8 = 0,7

(После выполнения тестовых заданий, учащиеся обмениваются тетрадями, простым карандашом проверяют работы друг друга и выставляют оценки).

Правильные ответы к заданиям теста и критерии оценивания высвечиваются на слайде.

Критерии оценок:

«2» - 1-3 задания;

«3» - 4-6 заданий;

«4» - 7-8 заданий;

«5» - 9-10 заданий.

После проверки теста и выставления оценок, учащиеся вновь обмениваются тетрадями, и каждый ставит свою оценку за тест в личную карточку учета. Карточки учета сдаются учителю.

(Учитель оценивает работы некоторых учащихся).

X. Итог урока.

Учитель. В России найдется немного городов, которые на самых разных этапах ее исторического развития играли бы столь заметную роль, как Воронеж. Не раз он подвергался нашествиям врагов и варварским разрушениям, но всегда возрождался и становился в ряд наиболее значимых общественных, экономических, научных и культурных центров России.

Воронежский край знаменит своими писателями и поэтами. А. В. Кольцов, И. Н. Никитин, И.А. Бунин, О. Э. Мандельштам, С. Я. Маршак, А.П. Платонов, Г. Н. Троепольский и многие другие прославили воронежскую землю.

XI. Рефлексия.

Учитель. Каждый из вас получил оценку за выполнение заданий теста. Я предлагаю вам самим оценить свои знания по теме «Действия с десятичными дробями» разместив себя на ступеньках «Лесенки достижений».

«Лесенка достижений» расположена на доске и состоит из трех кармашков с отметками «3», «4», «5».

Если вы считаете, что усвоили эту тему очень хорошо, то при выходе из класса опустите в кармашек с отметкой «5» соответствующий жетон и так далее.

XII. Домашнее задание.

Повторить правила действий с десятичными дробями.

Литература:

  1. Виленкин Н. Я. Математика, учебник для 5 класса. - М.: 2008.
  2. Программа по математике.
  3. Чесноков А. С., Нешков К. М. Дидактические материалы по математике для 6 класса - М.: «Просвещение», 1999.
  4. htt://ru.wikipedia.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...

Технологическая карта к уроку математики 9 класс "Арифметические действия с десятичными дробями"

Конспект по математике 9 класс в коррекционной школе VIII вида ФГОС...