Урок по теме: "Логарифмические уравнения"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Материал содержит разработку урока и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_uroka.doc | 175.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 966.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа
Тема: Логарифмические уравнения
Класс: 11 МОУ «Гимназия №1»
Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ»
Цели урока:
-организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;
- обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений;
- научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма, методом потенцирования;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы,синтезировать полученные знания и умения;
- воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока:
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота? Что такое гармония?
Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:
Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли.
Александров А.Д.
Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.
Устная работа
1.Вычислите устно:
а) log28
б) lg 0,01;
в) 2 log 232.
Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма)
2. Найдите х:
а) log3 x = 4 (х=81)
б) ) log3 (7х-9)=log3x (х= 1,5)
Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)
А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)
Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»
Давайте сформулируем цели урока.
Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?
Объяснение нового материала
Записать на доске, поясняя
log аf(x) = log ag(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения
Чем пользовались? (определением)
Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма.
Общий вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением .
Давайте оформим решение уравнения 2.
log3 (7x – 9) = log3x
7х – 9 = х
6х = 9
х = 1,5
Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0
x>0
Для решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования . Этот метод применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять решению системы.
Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования)
Закрепление
№17.1 устно
Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению)
А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г) 4
№17 (а,б) с комментированием. Каким методом будем решать?
А) log0,1(x2+4x-20)=0 б) log1/7(x2+x-5)=- 1
x2+4x-20=0,10 x2+x-5=1/7- 1
x2+4x-20=1 x2+x-5=7
x2+4x-21=0 x2+x-12=0
x1+x2= -4 x1+x2= -1
x1*x2=-21 x1*x2=-12
x1=-7, x2= 3 x1=-4, x2= 3
№ 17.6 (а, б)
Каким методом будем решать? (потенцирования)
Решаем в парах
А) 3х-6=2х-3 б)14+4х=2х+2
3х-2х=-3+6 4х-2х=2-14
х=3 2х= - 12, х= - 6. корней нет
Самостоятельная работа
Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.
1. (-1,-3)
2. (х=3)
3. (х=-5)
4. (х=3)
5. (х=-15)
Ключ
3 | -2 | -3,-1 | -15 | -7 | -1 | -5 | 0 | 12 |
Е | А | Н | Р | Д | О | П | З | Л |
Джон Непер
Графический диктант
А сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены корни уравнения. Если верно вы рисуете “да” — ^, “нет” —. Выписываете свой фигыры в одну строчку.
В-1 | В-2 |
, х = - 12 | , х = 5 |
, х= - 22 | , х = - 8 |
, х = - 11 | , х = - 2 |
, х = 3 | , х = - 4 |
Ответы: ^-^^ -^^-
Итог урока:
Сейчас мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока.
Билеты:
- Дайте определение логарифмического уравнения.
- Какими методами можно решать логарифмические уравнения?
- Дайте определение логарифма.
Продолжите фразу:
“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”
На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4- желтый, 5 – розовый.
Домашнее задание.
Возьмите карточки с разно уровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни.
1 уровень
- log 3 x= 4
- log 2 x= -6
- logx 64 = 6
- - log x64 = 3
- 2 log x8 + 3 = 0
2 уровень
- log 3 (2х - 1) = log 3 27
- log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)
- log 2 х = - log 2 (6х - 1)
- 4 + log 3(3-х) = log 3 (135-27х)
- log (х - 2) + log 3 (х - 2) = 10
3 уровень
- 2log 23 х - 7 log 3 х + 3 = 0
- lg 2 х - 3 lg х - 4 = 0
- log 2 3 х - log 3 х - 3 = 2 lоg 2 3
В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Спасибо за работу!
В-1 | В-2 |
, х = - 12 | , х = 5 |
, х= - 22 | , х = - 8 |
, х = - 11 | , х = - 2 |
, х = 3 | , х = - 4 |
В-1 | В-2 |
, х = - 12 | , х = 5 |
, х= - 22 | , х = - 8 |
, х = - 11 | , х = - 2 |
, х = 3 | , х = - 4 |
В-1 | В-2 |
, х = - 12 | , х = 5 |
, х= - 22 | , х = - 8 |
, х = - 11 | , х = - 2 |
, х = 3 | , х = - 4 |
В-1 | В-2 |
, х = - 12 | , х = 5 |
, х= - 22 | , х = - 8 |
, х = - 11 | , х = - 2 |
, х = 3 | , х = - 4 |
Билет №1
Дайте определение логарифмического уравнения
Билет №2
Какими методами можно решать логарифмические уравнения?
Билет №3
Дайте определение логарифма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Логарифмические уравнения
Логарифмическим уравнением называется уравнение вида где а- положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
метод, основанный на определении логарифма.
метод потенцирования сводится к решению уравнения f ( x )= g ( x ) х должен удовлетворять системе неравенств
Самостоятельная работа Ключ 3 -2 -3,-1 -15 -7 -1 -5 0 12 Е А Н Р Д О П З Л
ДЖОН НЕПЕР (1550-1617) Шотландский математик – изобретатель логарифмов. В 1590-х годах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако своё знаменитое открытие “ Описание удивительных таблиц логарифмов” опубликовал лишь в 1614 году. Ему принадлежит определение логарифмов, объяснение их свойств, таблицы логарифмов синусов, косинусов, тангенсов и приложения логарифмов в сферической тригонометрии.
“ да” ^ , “нет” —. Графический диктант Ответы: В-1 В-2 ^-^^ -^^-
“ Сегодня на уроке я научился…” “ Сегодня на уроке я познакомился…” “ Сегодня на уроке я повторил…” “ Сегодня на уроке я закрепил…”
“ Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия - пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”. американский математик Морис Клайн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Логарифмические уравнения", 10 класс
Логарифмические уравнения. Меркулова Ирина Николаевна, МОУ СОШ №2 р.п. Мокроус, учитель математики, Саратовская область. Предмет (направленность): математика. Возраст детей: 16 лет, 10 класс. Мест...
Урок на тему "Логарифмические уравнения"
Учитель: Колесникова Ольга Евгеньевна Класс: ЗМО (10-11)Тема урока: логарифмические уравненияЦели урока: Оперативные:- повторить понятие логарифма;- пов...
Разработка блока уроков по теме «Логарифмические уравнения» с применением интегральной технологии (УМК А.Г. Мордкович. Алгебра 10-11).
Конспекты уроков по теме: "Логарифмические уравнения"....
обобщающий урок по теме"логарифмические уравнения"
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, учить применять при решении заданий ЕГЭ...
Уроки 1-2 по теме "Логарифмическая функция. Уравнения и неравенства" с применением элементов модульной технологии
Данная разработка уроков способствует углублённой тематической подготовке учащихся, эффективно осуществляет процесс обучения и воспитания , решает образовательные и воспитательные задачи на более высо...
Уроки 3-4 по теме "Логарифмическая функция. Уравнения и неравенства" с применением элементов модульной технологии
Свойства логарифмов с доказательствами и примерами применения...
Уроки 5-6 по теме "Логарифмическая функция. Уравнения и неравенства" с применением элементов модульной технологии
Преобразование выражений, содержащих логарифмы...