Урок по теме: "Логарифмические уравнения"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Материал содержит разработку урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konpekt_uroka.doc175.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt966.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа

Тема: Логарифмические уравнения

Класс: 11 МОУ «Гимназия №1»

Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ»

Цели урока:

-организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;

- обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений;

- научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма,  методом потенцирования;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы,синтезировать полученные знания и умения;

- воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока:

       Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании,  что такое красота? Что такое гармония?

       Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту,  и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века  Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:

      Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли.

Александров А.Д.

Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.

Устная работа

1.Вычислите устно:

а) log28

б) lg 0,01;

в) 2 log 232.

Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма)

2. Найдите х:

а) log3  x = 4  (х=81)

б) ) log3 (7х-9)=log3x (х= 1,5)

Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)

А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)

Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»

Давайте сформулируем цели урока.

Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?

Объяснение нового материала

Записать на доске, поясняя

log аf(x) = log ag(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения,  сводящиеся к этому виду.

Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения

Чем пользовались? (определением)

Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма.

Общий вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением .

Давайте оформим решение уравнения 2.

log3 (7x – 9) = log3x

7х – 9 = х

6х = 9

х = 1,5

Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0

                                  x>0

Для решения данного уравнения мы использовали метод  потенцирования  . Этот метод применяется для уравнений вида  и сводится к решению уравнения f(x)=g(x),  х должен удовлетворять решению системы.

Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования)

Закрепление

№17.1 устно

Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению)

А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г) 4

№17 (а,б) с комментированием. Каким методом будем решать?

А) log0,1(x2+4x-20)=0                             б) log1/7(x2+x-5)=- 1                

          x2+4x-20=0,10                                                     x2+x-5=1/7- 1

           x2+4x-20=1                                   x2+x-5=7

x2+4x-21=0                                                 x2+x-12=0

x1+x2= -4                                                     x1+x2= -1

x1*x2=-21                                                    x1*x2=-12

x1=-7, x2= 3                                                 x1=-4, x2= 3

№ 17.6 (а, б)

Каким методом будем решать? (потенцирования)

Решаем в парах

А) 3х-6=2х-3                                    б)14+4х=2х+2

     3х-2х=-3+6                                     4х-2х=2-14

         х=3                                               2х= - 12, х= - 6. корней нет

Самостоятельная работа  

Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.

1.   (-1,-3)

2.  {{\log }_{9}}(8-x)~=~{{\log }_{9}}5                 (х=3)

3. {{\log }_{3}}(4-x)~=~2             (х=-5)

           4. {{\log }_{5}}(x+6)~=~{{\log }_{5}}(4x-3)     (х=3)

5. {{\log }_{\frac{1}{3}}}(6-5x)~=~-4       (х=-15)

Ключ  

3

-2

-3,-1

-15

-7

-1

-5

0

12

Е

А

Н

Р

Д

О

П

З

Л

Джон Непер

Графический диктант

А сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены корни уравнения. Если верно вы  рисуете “да” — ^, “нет” —.   Выписываете свой фигыры в одну строчку.

В-1

В-2

  {{\log }_{\frac{1}{6}}}(12-2x)~=~-2, х = - 12

{{\log }_{\frac{1}{5}}}(5-4x)~=~-2, х = 5

{{\log }_{3}}(5+x)~=~3, х= - 22

{{\log }_{2}}(8-x)~=~4, х = - 8

{{\log }_{3}}(13+x)~=~{{\log }_{3}}2, х = - 11

{{\log }_{3}}(8-x)~=~{{\log }_{3}}10, х = - 2

{{\log }_{4}}(x+8)~=~{{\log }_{4}}(5x-4), х = 3

{{\log }_{7}}(x+9)~=~{{\log }_{7}}(5x-7), х = - 4

Ответы: ^-^^                                   -^^-

Итог урока:

Сейчас мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока.

Билеты:

  1. Дайте определение логарифмического уравнения.
  2. Какими методами можно решать логарифмические уравнения?
  3. Дайте определение логарифма.

Продолжите фразу:

“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”

На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4- желтый, 5 – розовый.  

Домашнее задание.

Возьмите карточки с разно уровневым  дом задание. Кто желает может взять все уровни.

1 уровень

  • log 3 x= 4
  • log 2 x= -6
  • logx 64 = 6
  • - log x64 = 3
  • 2 log x8 + 3 = 0

2 уровень

  • log 3 (2х - 1) = log 3 27
  • log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)
  • log 2 х = - log 2 (6х - 1)
  • 4 + log 3(3-х) = log 3 (135-27х)
  • log http://festival.1september.ru/articles/414362/Image404.gif(х - 2) + log 3 (х - 2) = 10

3 уровень

  • 2log 23 х - 7 log 3 х + 3 = 0
  • lg 2 х - 3 lg х - 4 = 0
  • log 2 3 х - log 3 х - 3 = 2 lоg 2 3 

В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

“Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаз,

Поэзия - пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,

а математика способна достичь всех этих целей”.

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу!

 

В-1

В-2

  {{\log }_{\frac{1}{6}}}(12-2x)~=~-2, х = - 12

{{\log }_{\frac{1}{5}}}(5-4x)~=~-2, х = 5

{{\log }_{3}}(5+x)~=~3, х= - 22

{{\log }_{2}}(8-x)~=~4, х = - 8

{{\log }_{3}}(13+x)~=~{{\log }_{3}}2, х = - 11

{{\log }_{3}}(8-x)~=~{{\log }_{3}}10, х = - 2

{{\log }_{4}}(x+8)~=~{{\log }_{4}}(5x-4), х = 3

{{\log }_{7}}(x+9)~=~{{\log }_{7}}(5x-7), х = - 4

В-1

В-2

  {{\log }_{\frac{1}{6}}}(12-2x)~=~-2, х = - 12

{{\log }_{\frac{1}{5}}}(5-4x)~=~-2, х = 5

{{\log }_{3}}(5+x)~=~3, х= - 22

{{\log }_{2}}(8-x)~=~4, х = - 8

{{\log }_{3}}(13+x)~=~{{\log }_{3}}2, х = - 11

{{\log }_{3}}(8-x)~=~{{\log }_{3}}10, х = - 2

{{\log }_{4}}(x+8)~=~{{\log }_{4}}(5x-4), х = 3

{{\log }_{7}}(x+9)~=~{{\log }_{7}}(5x-7), х = - 4

В-1

В-2

  {{\log }_{\frac{1}{6}}}(12-2x)~=~-2, х = - 12

{{\log }_{\frac{1}{5}}}(5-4x)~=~-2, х = 5

{{\log }_{3}}(5+x)~=~3, х= - 22

{{\log }_{2}}(8-x)~=~4, х = - 8

{{\log }_{3}}(13+x)~=~{{\log }_{3}}2, х = - 11

{{\log }_{3}}(8-x)~=~{{\log }_{3}}10, х = - 2

{{\log }_{4}}(x+8)~=~{{\log }_{4}}(5x-4), х = 3

{{\log }_{7}}(x+9)~=~{{\log }_{7}}(5x-7), х = - 4

В-1

В-2

  {{\log }_{\frac{1}{6}}}(12-2x)~=~-2, х = - 12

{{\log }_{\frac{1}{5}}}(5-4x)~=~-2, х = 5

{{\log }_{3}}(5+x)~=~3, х= - 22

{{\log }_{2}}(8-x)~=~4, х = - 8

{{\log }_{3}}(13+x)~=~{{\log }_{3}}2, х = - 11

{{\log }_{3}}(8-x)~=~{{\log }_{3}}10, х = - 2

{{\log }_{4}}(x+8)~=~{{\log }_{4}}(5x-4), х = 3

{{\log }_{7}}(x+9)~=~{{\log }_{7}}(5x-7), х = - 4

Билет №1

Дайте определение логарифмического уравнения

Билет №2

Какими методами можно решать логарифмические уравнения?

Билет №3

Дайте определение логарифма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вычислить:

Слайд 3

. Логарифмические уравнения

Слайд 4

Логарифмическим уравнением называется уравнение вида где а- положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.

Слайд 5

метод, основанный на определении логарифма.

Слайд 6

метод потенцирования сводится к решению уравнения f ( x )= g ( x ) х должен удовлетворять системе неравенств

Слайд 7

Самостоятельная работа Ключ 3 -2 -3,-1 -15 -7 -1 -5 0 12 Е А Н Р Д О П З Л

Слайд 8

ДЖОН НЕПЕР (1550-1617) Шотландский математик – изобретатель логарифмов. В 1590-х годах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако своё знаменитое открытие “ Описание удивительных таблиц логарифмов” опубликовал лишь в 1614 году. Ему принадлежит определение логарифмов, объяснение их свойств, таблицы логарифмов синусов, косинусов, тангенсов и приложения логарифмов в сферической тригонометрии.

Слайд 9

“ да” ^ , “нет” —. Графический диктант Ответы: В-1 В-2 ^-^^ -^^-

Слайд 10

“ Сегодня на уроке я научился…” “ Сегодня на уроке я познакомился…” “ Сегодня на уроке я повторил…” “ Сегодня на уроке я закрепил…”

Слайд 11

“ Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия - пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”. американский математик Морис Клайн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Логарифмические уравнения", 10 класс

Логарифмические уравнения. Меркулова Ирина Николаевна, МОУ СОШ №2 р.п. Мокроус, учитель математики, Саратовская область. Предмет (направленность): математика. Возраст детей: 16 лет, 10 класс. Мест...

Урок на тему "Логарифмические уравнения"

Учитель:  Колесникова Ольга Евгеньевна      Класс: ЗМО (10-11)Тема урока: логарифмические уравненияЦели урока:  Оперативные:- повторить понятие логарифма;- пов...

обобщающий урок по теме"логарифмические уравнения"

обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, учить применять при решении заданий ЕГЭ...

Уроки 1-2 по теме "Логарифмическая функция. Уравнения и неравенства" с применением элементов модульной технологии

Данная разработка уроков способствует углублённой тематической подготовке учащихся, эффективно осуществляет процесс обучения и воспитания , решает образовательные и воспитательные задачи на более высо...