Урок-мастерская "Математика в жизни"
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему
Конспект урока-мастерской "Математика в жизни" на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_zhizni.docx | 211.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – мастерская по математике
«МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ»
Рано или поздно всякая правильная математическая идея
находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
Класс: общеобразовательный, 9.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», в рамках Дня Культуры. Урок направлен на проверку знаний теоретического материала по данной теме и на отработку навыков решения задач.
Формы работы на уроке:фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Методы обучения, применяемые на уроке: сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых; методов работы под руководством учителя и самостоятельной работы учащихся.
Знания и умения учащихся: ученики знают определение арифметической и геометрической прогрессии, владеют формулами n-первых членов прогрессии, суммой n-первых членов прогрессии, а также их свойствами.
Цели урока:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» для подготовки учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по математике;
- показать связь математики и культуры в ее общем понимании на примере решения математических задач;
- расширить знания учащихся о связи наук в окружающем нас мире.
Развивающая:
- развивать аналитические способности и логическое мышление;
- учить адаптироваться в новой ситуации при решении нестандартных заданий.
Воспитательная:
- формирование активной личности учащихся;
- воспитание коммуникативной культуры учащихся;
- воспитание умения работать в группе, оценивать себя и своих товарищей;
- формировать взаимопомощь, коллективизм
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование:
- учебник;
- тетради;
- конверты с карточками (с заданиями);
- оформленная доска;
- презентация.
Оформление кабинета:
На доске:
- число;
- тема урока-мастерской, девиз дня культуры – «Любовь, красота, знания – основа жизни и мироздания»;
- правила мастерской:
- в мастерской все равны
- я отношусь к мнению товарища с уважением
- я не боюсь высказываться, так как знаю, что к моему мнению тоже отнесутся с уважением.
На столах:
- Памятка для командира.
При обсуждении начинай с себя, затем слово передай сидящему рядом по кругу. Мнение группы будь готов высказать сам или предоставь слово членам группы. При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:
- по нашему мнению…
- наша группа считает…
- в результате обсуждения мы пришли к выводу…
- в результате работы группы получен следующий вывод…
- наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…
- нашей группе требуется помощь других групп…
- Комплект карточек для самостоятельной работы;
- Конверты с задачами для группы.
- Номер и название группы.
Ход урока-мастерской.
Учащиеся заходят в класс и распределяются на 3 группы, с помощью работы с анаграммами:
бьловю | арткос | язниан |
любовь | красота | знания |
Итак,вы разделились на 3 группы, теперь вы должны выбрать капитана и ознакомиться с правилами работы в группе
IIИндукция:
Учащиеся берут карточки с заданием: написать ассоциации, которые у них вызывают понятия – культура, математика, а затем объединить эти понятия, основываясь на свои ответы (ассоциации).
Каждый участник группы работает с первой частью карточки самостоятельно, вторую часть обсуждают и составляют общие смысловые пары или общее определение, которое в дальнейшем озвучивают.
КУЛЬТУРА
| МАТЕМАТИКА
|
МАТЕМАТИКА + КУЛЬТУРА = ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
(У) – Как выдумаете, чему будет посвящен наше занятие?
(Уч) – Математике и культуре, как взаимосвязаны эти области в повседневной, окружающей нас жизни.
(У) – Верно, и поможет нам в этом наши математические знания по теме арифметическая и геометрическая прогрессии.
IIIПервичная работа в группах
- Учащиеся должны на основе своих теоретических знаниях заполнить таблицу на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
№ п/п | Прогрессии | Арифметическая | Геометрическая |
1. | Определение | ||
2. | Формула n-первых членов | ||
3. | Сумма n-первых членов прогрессии | ||
4. | Свойства. |
- Соедините стрелками соответствие между формулами и прогрессиями.
IVПроверка
Представители от каждой группы поочереди выходят к доске и заполняют пустые графы таблицы. Затем соединяют формулы и прогрессии с полным объяснением. Остальные группы проверяют правильность выполненного задания.
VИндивидуальная работа
Учащиеся получают карточки с заданиями, которые выполняют самостоятельно, письменно в тетрадях:
- В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Указать количество бактерий, рождённых одной бактерией за 7 минут.
Данная последовательность - геометрическая прогрессия со знаменателем q = 2, n = 7, b1 = 1.
Из формулы суммы n-членов геометрической прогрессии получаем:
Ответ: 127
- Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший 5 дм, а каждый следующий - на 2 дм длиннее. Найдите длину каждого из семи таких стержней.
Арифметическая прогрессия: а1 = 5, а2 = 5+2 = 7, а3 = 7 + 2 = 9, а3 = 9 +2 = 11, а4 = 11 + 2 = 13, а5 = 13 + 2 =15, а6 = 15 + 2 =17, а7 = 17 + 2 =19.
- Курс воздушных ванн, прописанных врачом, должен начинаться с 15 мин. в первый день и увеличивать время процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько времени следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч.45мин.
Арифметическая прогрессия: х1 = 15, d = 10, хn = 105,
хn = 15 + 10(n – 1)
105 = 15 + 10n – 10
10n = 100
n = 10 (дней)
Ответ: 10 дней.
- Изобретатель шахмат Сета попросил у индусского царя Шерама награду: Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую клетку 2 зерна, за 3 – 4, за четвёртую – 8, за пятую-16, и так до 64-й. Чем насмешил царя. Но 9-й класс стоит ли смеяться?
Перед нами геометрическая прогрессия: 1,2,4,8,16,… то есть Найти
- При хранение брёвен строевого леса, их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в её основании положить 12 брёвен.
Данная последовательность – арифметическая.
Ответ:78
VI Проверка в группе
Учащиеся группы по кругу передают свои выполненные задания и проверяют правильность выполнения заданий. Помогают друг другу если возникли трудности.
(У) – Что особенного в задачах, которые вы решали?
(Уч) – Условия задач связаны с различными областями науки.
(У) – Как это связано с культурой?
(Уч) – _______________________________________________
VII Работа в группе
Работа группы над решением задачи:
- В огороде 30 грядок, каждая длиной 16 м и шириной 2,5 м. Поливая грядки, огородник приносит ведра с водой из колодца, расположенного в 14 м от края огорода, и обходит грядки по меже, причем воды, приносимой за один раз, достаточно для поливки только одной грядки.Какой длины путь должен пройти огородник, поливая весь огород? Путь начинается и кончается у колодца.
Решение:
Для поливки первой грядки огородник должен пройти путь
14 + 16 + 2,5 + 16 + 2,5 + 14 = 65 м. – а1
При поливке второй он проходит
14 + 2,5 + 16 + 2,5 + 16 + 2,5 + 2,5 + 14 = 65 + 5 = 70 м. – а2
Таким образом, d = 5, n = 30, аn = а1 + d(n – 1) = 65 +5(30 – 1), аn = 65 + 5*29
Каждая следующая грядка требует пути на 5 м длиннее предыдущей. Имеем арифметическую прогрессию:65; 70; 75; ... ; 65 + 5 × 29,
Сумма ее членов равна
(65 + 65 + 29 × 5)30 = 4125 м = 4,125 км.
2
Огородник при поливке всего огорода проходит путь в 4,125 км.
VIIIПредставление выполненного задания
Учащиеся представляют свои решения задачи. Выслушивают друг друга, задают вопросы.
IXИтоговая работа
Как итог работы учащиеся составляют синквейн, посвященный тематике урока. Выбирают лучшие и озвучивают.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
СИНКВЕЙН учащегося (йся) 9 «б» класса, школы№555 _____________________ ____________________________________ __________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________________ | СИНКВЕЙН учащегося (йся) 9 «б» класса, школы№555 _____________________ __________________________________ ________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
Синквейны на тему «Математика и культура»,
как итог урока-мастерской на тему «МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ»
СИНКВЕЙН учащейся 9 «б» класса, школы№555 ТимофеевойЕлизаветы
Математика
Точная и ценная
Учит думать, решать, понимать
Царица наук
Культура
СИНКВЕЙН учащейся 9 «б» класса, школы№555 Чепурной Анны
Математика
Развивающая, точная
Решает, учит, помогает
Царица всех наук
Идеал
СИНКВЕЙН учащегося 9 «б» класса, школы№555 Мокрушина Леши
Культура
Познавательная, творческая
Учит, обогащает, просвещает
Основа жизни в мироздании
Знания
СИНКВЕЙН учащейся 9 «б» класса, школы№555 Линьковой Любы
СИНКВЕЙН
Математика
Необходимая, прикладная
Связывает, упорядочивает, помогает
Тесно связана с человеческой культурой
Знания
Литература:
- Алимов Ш.А., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. – Алгебра 9. – М.: Просвещение, 2010.
- Миндюк Н. Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. – 1-е изд. – СПб,: «ЧеРо-наНеве», 2001.-128с.
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе / А.В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др./ - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-239с.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2 / Авт.-сост. В.В. Трошин – М.: Глобус, 2008.-282с.
- Перельман Я.И., Занимательная алгебра. – М.: ООО «ЮНИК инк», ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 192 стр.
- https://1september.ru/
- https:/uchportal.ru/
- www.metod-kopilka.siteedit.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....