РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья по алгебре на тему

Мочалова Татьяна Васильевна

 

           Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места и цели домашней работы в образовательной деятельности  школьника.

          Главное назначение такой формы работы – осмысление учеником изученного на уроке материала, когда вновь усваиваемые знания включаются в систему уже имеющихся. Однако часто учащиеся считают выполнение этих заданий рутинной работой, считают, что задавать на дом вообще необязательно, это нудная и никому не нужная работа.

         Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В.Мочалова, Н.Б. Иванова

МБОУ СОШ № 9, г. Ковров

 

РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

           Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места и цели домашней работы в образовательной деятельности  школьника.

          Главное назначение такой формы работы – осмысление учеником изученного на уроке материала, когда вновь усваиваемые знания включаются в систему уже имеющихся. Однако часто учащиеся считают выполнение этих заданий рутинной работой, считают, что задавать на дом вообще необязательно, это нудная и никому не нужная работа.

        Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом.

        Сущность домашней учебной работы учащихся заключается в том, что она помогает в формировании всех групп учебных универсальных действий, таких как регулятивные (саморегуляция, контроль), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения или нахождение нескольких способов решения, поиск необходимой информации), коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), личностные (профессиональное самоопределение) и т.д.

        Например, при изучении десятичных дробей в 5 классе на дом задается следующая задача: Прямолинейный участок шоссе проходит через сёла Вишнёвое, Яблоневое и Грушевое. Расстояние между сёлами Вишнёвое и Яблоневое равно 3,2 км, что в 1,5 раза меньше расстояния между сёлами Яблоневое и Грушевое. Найдите расстояние между сёлами Вишнёвое и Грушевое. Сколько решений имеет задача?                                                         Данное задание формирует такие познавательные УУД, как анализ, построение логической цепи рассуждений;  регулятивные – планирование, коррекция, волевая саморегуляция; личностные – умение формулировать свою точку зрения.

        Домашняя учебная работа – одна из составляющих самостоятельной работы. Она дополняет деятельность учащихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большой самостоятельностью учащихся. Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые отрицают необходимость домашних заданий ученикам. Исходя из опыта работы, мы считаем, что такая точка зрения несостоятельна. Изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе (особенно в старших классах), и, кроме того, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за результаты своего труда. Учебная домашняя работа имеет и воспитательное значение. Она способствует формированию воли, характера, умения преодолевать препятствия.

        Формируя у учащихся УУД такие, как  анализ, сравнение, обобщение и другие, обучая приемам мыслительной деятельности, учитель способствует развитию многих качеств мышления. Немалую роль здесь играет система постепенно усложняющихся домашних работ: репродуктивных, позновательно-поисковых, творческих. Они развивают у учащихся такие УУД как саморегуляция, контроль, коррекция, нахождение эффективного способа решения и др.

         Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Значит домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностные развития.        При постановке домашнего задания следует обращать внимание на то, что некоторые школьники, в силу постоянного успеха в учебной деятельности, ориентированы на успех, а другие, при постоянных неудачах, ориентированы на неудачу. К ним нужны разные подходы. Для учеников с высокой степенью обучаемости развивающее действие домашнего задания окажет лишь тогда, когда объективные требования несколько завышены (сложные задачи).  Для данных учеников можно задавать на дом дополнительные задачи, которые формируют такое личностное универсальное действие, как мотивация учения.

           Например, в 7 классе при изучении темы «Признаки равенства треугольников» сильным ученикам предлагается дома решить дополнительную задачу: Дан равнобедренный треугольник АВС с основанием АС. Точки D и Е лежат соответственно на сторонах АВ и ВС, АD=СЕ. DC пересекает АЕ в точке О. Докажите, что треугольник АОС – равнобедренный.

Данная задача помимо мотивации учения формирует логические УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Ориентированным на неудачу необходимо давать посильные задания. Если предлагаемые задания отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или, если домашнее задание дифференцированно на отдельного ученика, то оно стимулирует формирование необходимых универсальных учебных действий.

           При постановке домашнего задания необходимо не забывать о его важной роли в развитии личностных универсальных учебных действий, таких как нравственно-этическая ориентация, жизненное и профессиональное самоопределение. Если школьник понимает, зачем он выполняет домашнее задание и где оно ему пригодится, то он работает совсем по-другому, повышается интерес.

        Домашняя работа может быть использована в качестве средства подготовки к изучению нового материала, так как современные дети благодаря дошкольному воспитанию, развитию средств массовой информации, внешкольному образованию, знакомы с очень большим кругом понятий и, кроме того, необходимо готовить старшеклассников к владению знаниями в процессе дальнейшего обучения.

         В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий. Но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет ценности. Продуманное интересное домашнее задание способно творить чудеса. Интересно ребенку на уроке – и домашнее задание не в тягость, а с душой выполненное домашнее задание неоценимо помогает уроку.

         Домашняя учебная работа в отличие от работы в классе носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Способствует формированию воли, характера, учит преодолевать препятствия, то есть она имеет не только образовательные, но и воспитательные значения.

            Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания.

           Домашние задания должны вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности,                  независимо от её предметного наполнения. Только  тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983

2. Карп А.П. Даю уроки математики: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 2007- с.191

3. Ломцова Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знания// Математика в школе – 2006 - № 4 – с.20

4. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М.: Просвещение, 2009

5. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса //Математика в школе – 1984 - №6 – с.38-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....

Роль рефлексии в формировании универсальных учебных действий на уроках математики

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, рефлексия становится необходимой частью образовательного процесса. Способность человека к рефлексии дает е...

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...

Банк заданий по математике для формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. Таким образом, решение любой математической задачи формирует у учащ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Творческие домашние задания как средство развития личностных универсальных учебных действий

На протяжении всей истории человечества математика является составной частью человеческой культуры, основой научно-технического прогресса. Без математики не может обходиться ни одна область человеческ...