Банк заданий по математике для формирования универсальных учебных действий.
методическая разработка по математике (5 класс) по теме

 Универсальные учебные действия на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. Таким образом, решение любой математической задачи формирует у учащихся все основные виды УУД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Банк заданий по математике для формирования универсальных учебных действий.

Задания на личностные УУД.

1.Задания на самопроверку и взаимопроверку. Рассмотрим организацию работы на примере проведения математического диктанта.

• На доске заранее написаны ответы. После написания диктанта ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого.

• Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог.

• Каждый обучающийся самостоятельно оценивает свою работу, еще не зная ответов, то есть, опираясь на интуицию или реально представляя свои знания. После этого осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка.

2.Задание «угадай, о чем меня спросили?». Нужно по ответу отгадать вопрос. Например: Число, которое делится только на себя и на единицу. Какой был задан вопрос? (Какое число называется простым?)

3. Задание: Сформулируйте сами вопросы по данному тексту и ответь на них. Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы. Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

  • Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4 % – тундры и болота, около 2 % занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3 % – испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11 %, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?
  • Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?
  • Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской

Федерации? (Белый, синий, красный)

  • Задача: Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной землиприходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек? Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них.
  • Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так: 16: 2х=4 2х = 16: 4 2х = 4

х = 4: 2 х = 2  Найди ошибку в решении.

  • Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так: 2(х+1)=18 2(х+1)=18 2х+1=18 2х+2=18  2х=18-1 2х=18-2  2х=17 2х=16 х=17: 2 х=16: 2  х=8,5 х=8  Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.

 Задания на регулятивные УУД.

Составление плана и последовательности действий; способность к волевому усилию в преодолении препятствий.

  • Рассудительная Оля записала некоторое трёхзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так: (Одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам). Восстанови запись чисел, которую выполнила Оля.  
  • Тест «Найди ошибку» Тема «Свойства вычитания натуральных чисел» 1) 45-(25+17)=37 Обнаружить и сформулировать учебную проблему

2) 90-67=23

3) 764- (264+40)=460

4) 301-(20+201)=120

5) 56 – 36 – 7=13

6) (200+67)-100=33

7) 1200-1100-40=1060

8) 32+13-5=40

9) 56+8+12-26=50

10) 75-31-9+15=50  Составить план выполнения работы.

  • Исключите лишнее: м2 , дм2 , м, га, км2 , а, см2 . Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения.

  • Работа с учебником математики:

Найти задание по оглавлению. Обдумать заголовок (т. е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре);Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?) Выделить основные понятия в тексте; Выделить основные теоремы или правила; Изучить определения понятий, теорем (правил);

Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;

Самостоятельно провести доказательство теоремы;

Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации;

 Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);

 Ответить на конкретные вопросы в тексте;

Придумать и задать себе вопросы.

Задания на познавательные УУД.

• Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал. Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; Запиши это свойство в виде равенства;  Сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c. Сделай вывод. Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.

• Пообещала Баба-Яга дать Ивану-Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану-царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.

3.Работа с учебником.  

•Найти задание по оглавлению.

•Обдумать заголовок (ответить на вопросы: «О чем пойдет речь?», «Что мне предстоит узнать?», «Что я уже знаю об этом?»).

•Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре).

•Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?).

•Выделить основные понятия в тексте.

•Выделить основные теоремы или правила.

•Изучить определения понятий, теорем (правил).

•Изучить теоремы (правила).

•Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои.

•Самостоятельно провести доказательство теоремы.

•Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации.

•Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест).

•Ответить на конкретные вопросы в тексте.

•Придумать и задать себе вопросы.

  • Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице. Найти правило, закономерность.            
  • Задание «Угадай, о чем спросили?»

Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.Это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?) Надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.

  • «Определи понятие», при этом задаются только вопросы: Зачем? Почему? Как? Что?

Задания на коммуникативные УУД.

1. Игра «Морской бой». Тема «Действия с десятичными дробями» (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).

Правила игры:

•        Класс делится на две команды.

•        Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.

•        Выбор первого хода. Ведущий задаёт вопрос: «Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.

•        При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненные». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.

•        Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.

Сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.

•        Вопросы:

•        Как сложить две десятичные дроби?

•        Как вычесть из одной десятичной дроби

•        другую десятичную дробь?

•        Прочитайте дробь 345,17809.

•        Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?

•        Назовите разряды в дроби 12507,021354.

•        Как перемножить две десятичные дроби?

•        Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

•        Вычислите: 2,43*0,2.

•        Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?

•        Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

•        Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

•        Найдите значение выражения: 12,035*100.

•        Найдите значение выражения: 57, 35:1000.

•        Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

•        Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

•        Вычислите: 6,52*0,01.

•        Вычислите: 7,32106:0,001.

•        Найдите значение выражения: 2,148:0,2.

•        Решите уравнение 4,5х=90.

•        Найдите значение выражения: 0,02:0,001*10.

2.Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание – составить кроссворд, по какой либо теме. Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работы.

Список литературы:

1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. – 280 с.: ил.

2.  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. — М.: Знание, 1987. — 144 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....

РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места и ц...

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...

Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли Система заданий Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в осн...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...