Урок алгебры в 9 классе «Целые уравнения и его корни»
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Дружкова Людмила Николаевна

Урок алгебры  в 9 классе

 по теме  «Целые уравнения и его корни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_algebry._uud._druzhkova.doc1_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока. Дружкова Людмила Николаевна.

Урок алгебры  в 9 классе

 по теме  «Целые уравнения и его корни»

РАЗРАБОТКА   УРОКА

УУД

  1. Орг. Момент

         (Вводно-мотивационная часть,  с целью активизации деятельности учащихся)

Учитель: Ребята что вы видите на экране?.(Уравнения)..А что с уравнениями обычно делают? (решают). А что значит решить уравнение?... И последний вопрос: Что называется корнем уравнения? …. Молодцы! Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран! Данные уравнения отличаются друг от друга?

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме;

анализ

 

построение логической цепи рассуждений,  доказательство;  

  1. Учитель:. А теперь, прочитаете задание на слайде

 Ребята давайте устно решим данные уравнения. Внимание на экран.

А) x2=0

Ж) x3-25x=0

Б) 3x-5=0

З) x(x-1)(x+2)=0

В) x2-5=0

И) x4+x2=-2

Г) x2=1/36

К) x2-0,01=0,03

Д) x2=-25

Л) 19-c2=10

Е)  = 0

М) (x-3)2=25

Учитель: А теперь, ребята, попробуем указать из рациональных уравнений те которые не являются целыми.

Ученики: Называют целые и дробно-рациональные  уравнения.

Учитель: Давайте  сформулируем определение целого уравнения…

Ученики: Если левая и правая части представляют собой целые выражения, то это уравнение называется целым.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?...... Попробуйте сформулировать цели нашего урока….

Учитель:  Я с вами согласна. Тема нашего урока: “Целое уравнение и его корни”  Сегодня мы познакомимся с целыми уравнениями, узнаем, как определить степень уравнения, рассмотрим способы решения целых уравнений.  Откройте тетради. Запишите дату и тему урока

 

Анализ

сравнение

выбор оснований и критериев для сравнения,

классификации объектов

подведение под понятия,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме

Целеполагание

III. Изучение нового материала

Учитель: Ребята в начале урока мы с вами решали устно уравнения. Давайте вновь вернёмся к ним и укажем степени этих уравнений. А  степенью целого уравнения называется степень равносильного ему уравнения  вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.   А что называется степенью многочлена?

Ученики: Наибольший показатель степени переменной входящей в уравнение называется степенью уравнения.

Учитель: Ребята, а какова степень знакомых нам уравнений?  ………..

Учитель: С целыми уравнениями познакомились, а теперь порешаем. № 205

а)(6 – х)(х+6) – (х–11)х=36,    б) –  = 0,       в) 2 – =1,

    36 – х2 – х2 + 11х – 36=0,      = 0,     36х2–(36х2 –33х+96–88)– 4=0  

    – 2х2 + 11х = 0,                       т.к.  55 ≠ 0,                   36х2–36х2 +33х–96х+88 – 4=0  

    х (11 – 2х) = 0,                       5 – 15у -33 + 11у = 0,     – 63х =  – 84,  

    х1 = 0  и 2х2 = 11,                        -4у = 28,                       х= = 1

                  х2 = 5,5                           у =  –7 

Ответ: 0; 5,5                                Ответ:  – 7                      Ответ: 1.

Учитель: Уравнения ребята бывают 1, 2, 3, 4, и более высоких степеней. Мы с вами большей частью решаем уравнение I, II иногда III степени. Давайте решим уравнение I степени и узнаем, сколько оно может иметь корней.

(На доске):  2x-5=10,  7х= 0

Учитель: А теперь проверим. Сколько корней может иметь уравнение I степени?

Ученики: Не более одного.

Учитель: А теперь решим уравнение II степени (квадратное).

I вариант

II вариант

III вариант

x2-5x+6=0

y2-4y+7=0

x2-12x+36=0

Д=1, Д>0

Д=-12, Д<0

Д=0, 1 корень

x1=2, x2=3

нет корней

x=6

А теперь проверим. Сколько корней может иметь уравнение II степени?

Ученики: Не более двух.

Учитель: Попробуем выяснить, сколько корней может иметь уравнение III степени?

I вариант

II вариант

III вариант

x3-1=0

x3-4x=0

x3-12x2+36x=0

x3=1

x(x2-4)=0

x(x2-12x+36)=0

x=1

x=0, x=2, x= -2

x=0, x=6

1 корень

3 корня

2 корня

А теперь проверим. Итак, сколько корней может иметь уравнение III степени?

Ученики: Не более трёх.

Учитель: Существуют также и уравнения более высоких степеней. Это уравнения 4 степени, 5 степени. А сколько они могут иметь корней? Для решения уравнений 4, 5 и более степеней существуют специальные методы. Если будете учиться в профильном классе, то конечно научитесь решать некоторые из них.

Контроль

элементы волевой саморегуляции

знаково-символические действия,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

анализ

синтез

установление причинно-следственных связей,  

построение логической цепи рассуждений,  

выдвижение гипотез

IV. Изучение нового материала 2.

 Мы с вами сегодня решали уравнения аналитическим способом, но существует не только этот способ. Прежде чем с ним познакомится, вспомним известные нам функции и их графики! Из списка функций приве-денного на доске выберите функцию, соответствующую данному графику. Запишите в тетради данные соответствия/  Внимание на экран

Функции записаны на доске:

А   у =  – х +3                    Г    у = (х + 2) 2 + 5             Ж    у = х 2+1

Б    у = х3+3                       Д    у =х                                З      у = - х 2 + 4

В    у = (х – 2) 2                      Е     у = х 2– 2                       И      у =       

Проверьте правильность выполнения

 задания своего соседа по парте

Давайте попробуем решить уравнение x3+x-4=0. А сколько корней оно может иметь?

(Ученики отвечают):

Запишем это уравнение в виде x3=-x+4. А теперь рассмотрим функции y=x3 и y=-x+4. Что является графиками данных функций?

Ученики: Кубическая парабола и прямая. ;

Учитель: Это уравнение можно решить графически. Давайте откроем учебник (Алгебра 9 класс), стр.58. На рисунке 43 нам представлены графики данных функций. Вы видите, ребята, что графики имеют точку пересечения. Попробуйте назвать корень данного уравнения.

Ученики: называют:    1,3 < х < 1,4

Учитель: Как вы думаете, в чём недостаток данного метода решения?

Ученики: Он не точен.

Учитель: Да, графический способ решения уравнений не всегда обеспечивает высокую точность результата, и поэтому иногда приходится этот результат уточнять при помощи вычислений. Итак, ребята, данное уравнение имеет 1 решение.

А если бы  уравнение имело бы 2 решения, то, как бы могла прямая располагаться по отношению к кубической параболе.

(Идёт создание проблемной ситуации). 

Объединитесь по группам (4 человека) и сделайте эскиз рисунка,  если три решения?

Проверили по вертушке (взаимопроверка)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

элементы волевой саморегуляции

поиск и выделение необходимой информации

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

знаково-символические действия, включая  моделирование

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

определение основной и второстепенной информации;

 

анализ

синтез

построение логической цепи рассуждений,  

умение слушать и вступать в диалог

участвовать в коллективнов обсуждение проблем

строить продуктивное взаимодействие в группе  сверстников

контроль, коррекция, оценка действия партнера

V. Закрепление.

   А сейчас рассмотрим  пример решения уравнения графическим способом

   Чтобы решить уравнение  

 х2 + 2х – 8  =0

   представим его в виде    

    х2 = – 2х +8,

   Далее рассмотрим функции

      у = х2 и у = – 2х +8.

   Что является графиком каждой функции?

   Построим графики этих функций в одной

  системе координат. Определим абсциссы

  точек  пересечения, они будут являться

   корнями нашего уравнения 

  Ответ: – 4 ; 2.

Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном

знаково-символические действия, включая  моделирование

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

извлечение необходимой информации

анализ

построение логической цепи рассуждений,  

VI. Итог урока. 

Учитель: А теперь давайте, ребята обобщим то, о чём мы говорили.

- Какие уравнения мы сегодня решали?

- Какой степени они были?

- Вспомните методы решения уравнений!

- Перечислите: сколько корней может иметь целое выражение____ степени?

В конце урока задание на рефлексию  

А сейчас поставьте в тетради сами  себе оценку за работу на уроке.

Выставление оценок учителем                                                         

VI. Домашнее задание. 

Анализ и синтез

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов  и условий действия,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему "Целое уравнение и его корни"

урок  на тему "Целое уравнеие и его корни" был показан учителям математики района 25 октября 2011 года в целях распрастранения и обагащения опыта...

Обобщающий урок по теме : «Целые уравнения и его корни»

Открытый урок алгебры в 9 классе в рамках недели «Впереди экзамены»....

Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни»

Методическая разработка открытого урока по теме  «Целое уравнение и его корни»    Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах...

Презентация урока алгебры в 9 классе "Целое уравнение и его корни"

Презентация "Целое уравнение и его корни" к уроку алгебры в 9 классе. Автор учебника: Макарычев Ю. Н. - М. : Просвещение....

Мастер -класс " Целое уравнение и его корни "

Мастер -класс "  Целое  уравнение  и  его  корни  "...