Развивающие задания по математике для учащихся 6 класса к учебнику Зубаревой, Мордковича
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
В материале представлена разработанная мною система заданий, где в игровой форме учащиеся могут узнать что-то новое об окружающем их мире или просто в новой форме порешать примеры, уравнения или задачи. Ответы они получают не в готовом виде, а выполнив предварительно математическое упражнение. Они отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы, таблицы, геометрические фигуры и т.д. В задания включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, а развитию функционального мышления способствует используемое в упражнениях соответствие между числами и буквами, заданное для самопроверки правильности ответа на вопрос. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности и заинтересовывают даже самых «слабых» учащихся. Здесь я привожу примеры заданий, которые можно использовать для работы по математике в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesnye_zadaniya_dlya_uchashchikhsya_k_uchebniku_zubarevoy_mordkovicha_matematika_6.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор : Учитель математики ГБОУ СОШ №89 им. А.П.Маресьева. г.Москва.
Куликова И.В.
Дополнительные задания для учащихся, обучающихся по учебнику И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича "Математика, 6" .
Вот уже третий год подряд я работаю по учебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и «Математика 6». Сейчас я могу поделиться тем, чем мне удалось их дополнить.
На мой взгляд, упражнений в учебниках не всегда достаточно, особенно для повторения материала предыдущего урока и отработки навыков действий. Для этого я разработала систему заданий, где в игровой форме учащиеся могут узнать что-то новое об окружающем их мире или просто в новой форме порешать примеры, уравнения или задачи. Ответы они получают не в готовом виде, а выполнив предварительно математическое задание. Они отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы, таблицы, геометрические фигуры и т.д. В задания включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, а развитию функционального мышления способствует используемое в упражнениях соответствие между числами и буквами, заданное для самопроверки правильности ответа на вопрос. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности и заинтересовывают даже самых «слабых» учащихся. Здесь я привожу пример заданий, которые можно использовать для работы по математике в 6 классе.
Математика 6 класс
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Как помочь маме?
Задание: Мама не может попасть в квартиру, так как забыла «код» замка, который стоит в вашей двери. Вы поможете маме, если назовете «код», для этого нужно быстро и правильно решить 4 примера. В окошко рядом с примером поставьте найденное число, а в кружок – его номер, под которым оно дано в кодированных ответах. Это и будет «код» замка.
Примеры: Кодированные ответы (цифры):
27,3 – (-2,6) = а цифра -53,4 -13,2
–3,3 – а + (-3,4) = b цифра -36,6 29,9
a – b – = c цифра -29,8 24,7
b + c – 30 = d цифра -6,6 60
Ответ: «код»
Математика 6 класс
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Игра: «Минное поле».
Задание: Поставьте по одной точке («мине») в каждом столбце таблицы. Перемножьте числа, стоящие на пересечении соответствующей строки и столбца.
2 | –5 | –7 | 9 | –1,2 | |
–8 | |||||
–1 | |||||
1 | |||||
0,5 |
Выполнял задание
Проверял
Математика 6 класс
Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
Задание: Узнайте длину тела китовой акулы (в метрах), для этого расположите в нужном порядке следующие примеры и решите их, заменив фигуры числами.
∙ 6 =
?
=
=
– (м)
Эти игры применяются для проверки вычислительных навыков учащихся и знаний ими правил умножения рациональных чисел и распределительного закона умножения. Они могут быть использованы и в 5 классе при умножении и делении натуральных чисел.
Математика 6 класс
Тема: «Координаты».
«Морской бой».
Задание: Играют две команды, у каждой из которых два двухпалубных и два однопалубных корабля на поле 5х5 клеток. Положение каждого корабля определяется двумя координатами (1-я – по горизонтальной оси, 2-я – по вертикальной). Игрок первой команды называет предположительные координаты корабля, игрок 2-ой команды говорит «попал» или «промах». Если игрок «попал», он отвечает на вопрос, который выбран ведущим. Если ответ неверный, то ход переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая первая потопит все корабли противника.( Положение кораблей обеих команд видит только ведущий и учитель, учащиеся не видят где расположены корабли соперника).
1 команда 2 команда
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вопросы:
- Как умножить два отрицательных числа?
- Вычислить
- Определите вид числового промежутка:
(-∞; 4]
- Как разделить два числа с разными знаками?
- Вычислить
- Упростить (-2,5а) ⋅ (-3)
- Охарактеризуйте событие о котором идет речь как достоверное, невозможное или случайное: «В мешке находятся 3 белых и 2 черных шара. Вынутый шар оказался белого цвета»
- Назовите точку на координатном луче, симметричную А(5), В(-2)
- Как умножить два числа с разными знаками?
- Определите вид числового промежутка: [-3; 8]
- Вычислить
- Упростить 0,18х : (-0,6)
- Найдите значение выражения 4,3 – 3,5 – 5,6
- Как разделить два отрицательных числа?
- Пешеход идет со скоростью х км в час, а велосипедист едет скоростью в 3,4 раза больше. Запишите в виде выражения их общую скорость.
- Вычислить
- Определите вид числового промежутка (-2; +∞)
Данная игра предваряет тему «Координатная плоскость» и помогает учащимся быстрее понять материал этой темы.
Математика 6 класс
Тема: «Координатная плоскость».
«Соревнование художников».
Задание 1: По данным координатам точек построить рисунки. Для этого каждую точку нужно последовательно соединить с предыдущей точкой.
- (0; 0), (-1; 1), (-3; 1), (-2; 3), (-3; 3), (-4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; -7), (3; -8), (0; -8), (0; 0);
- (-7:-6), (-7; 5), (-8; 4), (-8; 7), (-6; 9), (-6; 10), (-5; 10), (-5; 4), (-1; 7), (6; 3), (6; -1), (5; -1), (5; 1), (4; 1), (4; -6), (3; -6), (3; -2), (1; -1), (-6; -1), (-6; -6), (-7; -6).
Задание 2: По данным рисункам записать координаты точек, являющихся вершинами ломаных, начиная с точки (0; 0) - Рис.1 и (-7; -6) – Рис.2, двигаясь по часовой стрелке.
Рис. 1 Рис.2
Здесь представлены два обратных задания. Можно предложить одним ученикам – 1-е задание, а другим – 2-е задание и затем сравнить получившиеся результаты. Ребятам было предложено творческое задание нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты ее вершин.
Игру «Соревнование художников» можно использовать на уроках алгебры в 7 классе, например при изучении тем «Функция, область определения функции», и «Функция у=kх + b и ее график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.
Математика 6 класс
Умножение дробей.
Задание: Знаете ли вы, кто первый космонавт в нашей стране?
А кто из наших космонавтов первым вышел в открытый космос?
Свой ответ проверьте с помощью таблиц 1 и 2. Запишите в таблице 2 числа, перемножив дроби, сравните таблицы 1 и 2 и каждое число в таблице 3 замените буквой.
Таблица 1 Таблица 2
∙ | |||
Е | О | Б | |
О | Л | О | |
А | Н | В |
∙ | |||
Таблица 3
Умножение обыкновенных дробей.
Игра: «Числовая лестница».
Задание: Кто быстрее поднимется на 5ый этаж? Для этого вы должны решить пример и поставить номер вашего примера под соответствующим ответом. В результате вы получите ключ.
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
Ответы: Ответы:
14 | –36 | ||||
|
–60 | |||||
Математика 6 класс
Тема: «Упрощение выражений».
Задание 1: Знаете ли вы, что на земном шаре есть птица, которая умеет летать назад? Если вы уже догадались, что это за птица, проверьте свое предположение. Упростите выражения и вычеркнете букву, соответствующую получившемуся выражению из таблицы ответов. Оставшиеся буквы дадут вам ответ на вопрос.
- 15 – (18 - х) + (х - 7);
- 8 – 2 ⋅ (х + 4);
- 7 ⋅ (4 – 3х) – (8,5 - х);
- ⋅ (6х - 8) – (х + 10);
- 3 ⋅ (-3х + 4) – (8 - х) – 2 ⋅ (-4х + 5)
Таблица ответов:
-4х - 6 | -10 | 19,5 – 22х | -10 + 2х | 19,5 – 20х | 6х + 24 | -18х - 6 | -2х - 6 | -6 | -2х | -4х + 14 | -2х + 16 |
В | К | О | Р | О | Л | И | Б | Е | К | Р | И |
Задание 2: Исключительно велика скорость ее полета. Узнайте сколько метров в секунду пролетает эта замечательная птичка. Пройдите лабиринт.
⋅ (-0.7)
⋅ (-3)
: 0,42
(м/с)
Математика 6 класс
Решение уравнений.
Задание 1: Даны выражения. Соедините равные из них стрелками.
0,5 + 9х – 2х +0,5 7 + х
2 – 4х + 10х – 5х + 5 7х + 1
-2 ⋅ (3х + 5) + х – 9 –5х – 4
(х – 8) – 3(-2х – 3) –5х – 19
Задание 2: Решите уравнения и узнайте, какое слово зашифровано в этой таблице. Для каждого уравнения даны под своим номером в строчке 5 разных ответов. Найдите верный из них и запишите букву, соответствующую ему.
А | И | Д | Р | Ш | |
1 | 6 | 0,8 | -1,2 | -6 | -0,8 |
2 | -2,6 | -8 | 2,6 | -3,4 | 8 |
3 | -1 | 4 | 1 | -4 | -10 |
4 | 6 | -0,2 | 1,2 | -6 | -1 |
5 | 0,2 | 1 | -0,2 | -1 | 5 |
6 | 4 | 3 | -4 |
- х + 3,4 = 2,6
- х – 2,7 = -5,3
- 5х + 3 = 3х – 5
- 4х + 5 = 6х – 7
- 6х + 3 = х + 2
- 4х – (х + 7) = 9 – х
Ответ:
Математика 6 класс
Решение уравнений и задач на составление уравнений.
Задание 1. Упростите выражения по цепочке, и вы узнаете в результате какое количество взмахов крыльев в секунду совершает колибри «рогатая жемчужина».
5(4х - у) – 4(у – 2х) =
+ 9(у - 5) =
- 1 – 4(7х - 34) = ? (взмахов/сек)
Задание 2. Решите уравнения и вы узнаете длину тела х (в см) самой маленькой в мире птицы колибри – пчелы, обитающей на Кубе и её вес m (в граммах).
а) 2(х - 3) – 2,1 = 8 – (х - 1) б) 6 – 5(2m - 3) = 3(7 – 4m) + 3
Задание 3. (задача). Дрофа кори – самая тяжелая из всех летающих птиц. Её масса в 1,5 раза больше, чем у кондора – самого крупного хищника в мире птиц. Найдите массы этих птиц, зная, что 2 кондора весят на 6 кг больше, чем 1 дрофа.
Задание 4. Выясните: 1) На сколько процентов дрофа тяжелее кондора?
2) На сколько процентов кондор легче дрофы?
Математика 6 класс
Нахождение числа по его дроби.
Знаете ли вы, что в Австралии живет очень любопытное животное? Узнайте что это за зверь.
1.Задание: Поочередно подставляйте в первое окошко числа. Записывайте свои результаты в таблицу “ ответ”, а затем находите полученные значения в таблице ’’ключ’’. Буквы, соответствующие найденным вами числам , дадут вам ответ на вопрос.
: = Ключ:
Числа | Буквы |
П | |
3,5 | Л |
6 | А |
2 | О |
5 | Н |
К | |
15 | А |
9 | 2,1 | 3,6 |
Числа | |||||
Буквы |
Ответ:
2.Задание: Узнайте массу этого удивительного зверька (в кг), если части его веса равны 6 кг.
Всего – ?
от составляет 6 кг.
Математика 6 класс
Тема: «Длина окружности».
«В мире змей».
1.Задание: В Австралии есть слепая змея, которая обитает в гнезде термитов, поедая своих хозяев. Термиты не нападают на нее, т.к. ее запах почти не отличим от запаха термитов. Длина тела этой змеи равна длине данной окружности. Найдите ее.
2.Задание: Во многих странах Африки водится плюющаяся кобра, которая выстреливает тонкую струйку яда в лицо своему противнику на расстояние 2 м, стараясь попасть ему в глаза. Яд этот не смертелен, но вызывает сильную боль и может повлечь за собой слепоту. Найдите длину тела кобры, зная, что она в 10 раз больше длины данной окружности.
3.Задание: Райская змея способна планировать с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 35 м. Перед прыжком змея делает глубокий вдох, образуя внутри воздушную камеру, которая служит ей парашютом и замедляет ее падение с ветки на ветку. Найдите длину тела змеи, увеличив в 10 раз длину данной окружности.
Математика 6 класс
Площадь круга.
Задание 1: На рисунке изображены две окружности. Радиус одной из них на 2 см больше радиуса другой.
1.На сколько будут различаться длины этих окружностей?
2.Выполните все необходимые измерения и найдите площадь заштрихованного кольца.
Задание 2: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке.
Задание 3: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке
Математика 6 класс
Тема: «Решение задач с помощью пропорций».
Задание 1: Выберите из данных пропорций верные. Составьте из слогов, соответствующих этим пропорциям слово и вы узнаете название растения, которое ест камень.
- 9 : 3 = 0,6 : 2; (КА)
- ; (ШАЙ)
- 1,2 : 0,2 = 6 : 10; (КТ)
- ; (НА)
- 1,8 : 2 = 18 : 20; (ЛИ)
- ; (УС)
- (НИК)
Задание 2: Эти растения – самые древние живые создания на земле, некоторые из них живут уже 9 – 10 тыс. лет, а растут они очень медленно.
Решите уравнение и вы узнаете, на сколько миллиметров эти растения вырастают за 100 лет.
17 : х = 2 : 0,4
Задание 3: Найдите длину самого старого такого растения в Антарктиде, возраст которого 10 тыс. лет.
Данные упражнения расположены по порядку следования соответствующих тем учебника «Математика 6». Надеюсь, вы найдете эти материалы интересными и полезными.
Литература:
1.В.Г.Коваленко «Дидактичекие игры на уроках математики». М. «Просвещение». 1990.
2.О.И.Перькова, Л.И.Сазанова «Математический паноптикум». Псков. 1993.
3.Р.Моррис «Тайны живой природы». М. «Росмэн». 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающие задания по математике для учащихся 5 – 9 классов.
Коррекционно – развивающие задания помогут учителю создать условия для повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности и математического мышления учащихся....
Рабочая программа по математике для 9 класса по учебникам Мордковича и Атанасяна.
Планирование составлено на основе: Сборник нормативных документов, Математика/Сост. Э.Д. Днепров, М:Дрофа,2004 Программа общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 кассы 2-е издание...
Рабочая программа по математике 5-9 классы по УМК Мордковича
В 2013-2014 учебном году наша школа переходит на ФГОСы. Я как завкафедрой и методист столкнулась с проблемой создания рабочей программы по математике по УМК для 5–9-го классов автора А.Г. Мордкович и ...
рабочая программа по математике 6 класс учебник Зубарева , Мордкович
пояснительная записка...
Итоговая работа 5 класс (УМК Зубарева, Мордкович)
Тестовая работа в 4 вариантах. Я 3-4 вариант использовала для подготовки, а 1-2 давала во время итоговой работы. Можно использовать все 4 варианта для написания....
Технологическая карта урока математики в 5 классе УМК Зубарева, Мордкович
Данный урок математики проводится в 5 классе. Урок разработан в соответствии с ФГОС ОО. Тема урока "Сумма углов треугольника"...
Рабочая программа по математике 5 класс УМК Зубарева, Мордкович
Данная рабочая программа разработана в соответствии· с требованиями ФГОС ООО (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17...