Рабочая программа, 6 класс, математика
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Маршалова Галина Ивановна

     Рабочая  программа «Математика» для учащихся 6  классов разработана на основе Программы по математике для 5 – 6 классов авторы – составители: И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович, а так же в соответствии с Федеральным государст­венным образовательным стандартом основного общего об­разования и предназначена для реализации Государственных требо­ваний к уровню подготовки выпускников основной общей школы. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_matematika.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Балашова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Маршаловой Галины Ивановны,

учителя математики

высшей квалификационной категории

по математике в 6   классе

                                     

                                              Пояснительная записка                                        

     Рабочая  программа «Математика» для учащихся 6  классов разработана на основе Программы по математике для 5 – 6 классов авторы – составители: И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович, а так же в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников основной общей школы. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.  

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1)        в направлении личностного развития:

•        формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

•        развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

•        формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

•        воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

•        формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

•        развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)        в метапредметном направлении:

•        развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

•        формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3)        в предметном направлении:

•        овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

 Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; функции; геометрия; вероятность и статистика,     логика и множества, математика в историческом развитии.   Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.  

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение.  

При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации.  

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

Основой построения курса математики VI класса являются программа И. И. Зубаревой, идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л. С. Выготским, Л. В. Занковым и другими. ФГОС второго поколения содержит требования трех типов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметным, метапредметным и личностным.   УМК И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович обеспечивает реализацию требований к метапредметным и личностным результатам обучения. Достижение метапредметных результатов обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта. 

Методический аппарат учебника И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович «Математика. 6 класс» выстроен в соответствии с требованиями психологической теории деятельности, в его основу положен принцип предметной деятельности учащихся в обучении. Так, введение нового материала в учебниках начинается с учебно-познавательных заданий (они в учебнике обозначены буквой У). В каждом случае последовательность этих заданий (задач, вопросов) представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие  

                Программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю), из них: 

-    на повторение материала 5 класса отводится 4 часа для повторения основных   тем:

 «Десятичные и обыкновенные дроби», « Проценты.  Решение задач»,  «Геометрические фигуры и тела» и контрольная работа (входная диагностика).    

-  на итоговое повторение в конце года -15 часов, оно разделено на две части: до итоговой  контрольной работы и после неё в виде тематических урок- игра.      

-   на тематические контрольные работы отведено 8 часов.

-   изучение учебного курса   заканчивается итоговой контрольной работой

-   резерв – 7 часов распределён в конце каждой главы учебника

       Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ,   письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.  

       Возможны изменения в планировании в результате объективных причин

Учебно-тематическое планирование

по математике в 6 классе

     

Количество часов

Всего 175 час;   в неделю 5 час.

Плановых контрольных уроков       __,  

Самостоятельных работ_ ___,

Административных контрольных уроков    ___ч.

 

                               Планирование составлено на основе

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
  • Программа по математике для 5 – 6 классов авторы – составители: И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Математика, 5-9 классы: развёрнутое тематическое планирование, базовый уровень. Линия И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича / авт.-сост. Н.А. Ким. – Изд. 2-е. испр.- Волглград: Учитель, 2010.-267с.

                                 

                                                               УМК

1. Зубарева И.И. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. –10-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2011.-264с. :ил.

2.  И.И. Зубарева. Математика. Рабочая тетрадь ( в 2-х частях)

3.  И.И. Зубарева,  И.П. Лепешонкова, М.С. Мильштейн. Математика.   Самостоятельные работы.

4.  И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. Математика. Контрольные работы( в 2-х частях).

5.  И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика Методическое пособие для учителя.

6. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 6 класс.

7. Тульчинская Е.Е. Блиц-опрос. 6 класс.

8. Тульчинская Е.Е. Математика  6. Тесты.

9. Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке к учебнику «Математика, 6 класс» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.  

10 Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Гамбарин В.Г. Математика, 6 класс. Мультимедийное приложение, диск для учителя.

11. Зубарева И.И. Математика, 6 класс. Мультимедийное приложение, диск для ученика.

Календарно-тематическое планирование по математике в 6 классе

№ урока

Наименование

раздела и темы

Кол-во час.      

§ учебника        

Дата

ИКТ

Примечание

план

факт

                                                                   Повторение (4ч)

 

1

Десятичные и обыкновенные дроби.

1

 

2

Проценты.  Решение задач.

1

3

Геометрические фигуры и тела

1

4

Контрольная работа   (входная диагностика)

1

             Глава 1. Положительные и отрицательные числа ( 59часов)

 

 5

Поворот  

1

§1

 

6-8

Центральная симметрия.

3

§1

9-10

Положительные и отрицательные числа.  

2

§2

11-12

 Координатная прямая

2

§2

13

Противоположные числа.  

1

§3

14-15

 Модуль числа

2

§3

16-18

Сравнение чисел

3

§4

19-21

Параллельность  прямых.

3

§5

22

 Обобщающий урок по теме:  «Положительные и отрицательные числа».

1

§1-§5

23

Контрольная работа № 1   «Положительные и отрицательные числа»

1

-

24-27

 Числовые выражения, содержащие знаки “+”, “- “

4

§6

28-30

 Алгебраическая сумма и ее свойства

3

§7

31-33

 Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

3

§8

34-36

Расстояние между точками координатной прямой

3

§9

37-38

Осевая симметрия

2

§10

39-41

Числовые промежутки

3

§11

42

Обобщающий урок по теме:  «Алгебраическая сумма».

1

§6-§11

   43

Контрольная работа № 2 «Алгебраическая сумма».

1

-

44-46

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

3

§12

 47

Координаты

1

§13

48-52

Координатная плоскость

5

§14

53-56

Умножение и деление обыкновенных дробей

4

§15

57-59

Правило умножения для комбинаторных задач

3

§16

60

Обобщающий урок по теме:  «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел ».

1

§12-§16

61

Контрольная работа № 3   «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

1

-

62-63

Резерв

2

-

 

               Глава 2. Преобразование буквенных выражений ( 36 часов)

64-67

Раскрытие скобок

4

§17

68-72

Упрощение выражений

5

§18

73-76

Решение уравнений

4

§19

77

Решение задач, используя проценты

1

§19

78-82

Решение задач на составление уравнений

5

§20

83

Обобщающий урок по теме:  «Преобразование буквенных выражений»

1

§17-§20

84

Контрольная работа № 4    «Преобразование буквенных выражений»

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

-

85-87

Нахождение части от целого и целого по его части

3

§21

88-90

Окружность. Длина окружности

3

§22

91-93

Круг. Площадь круга

3

§23

94-95

Шар. Сфера

2

§24

96

Обобщающий урок по теме:  «Окружность. Круг. Шар. Сфера»

1

§21-§24

97

Контрольная работа № 5    «Окружность. Круг. Шар. Сфера»

1

-

98-99

Резерв

2

-

               

                    Глава 3. Делимость натуральных чисел ( 32 часа)

100-102

Делители и кратные

3

§25

103-106

Делимость произведения

4

§26

107-110

Делимость суммы и разности чисел

4

§27

111-114

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25

4

§28

115-118

Признаки делимости на 3 и 9

4

§29

119

Обобщающий урок по теме:  «Признаки делимости»

1

§25-§29

120

Контрольная работа №6 «Признаки делимости»

1

-

121-123

Простые числа. Разложение числа на простые множители

3

§30

124-125

Наибольший общий делитель

2

§31

126-127

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

2

§32

128

Обобщающий урок по теме:  «Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное»

1

§30-§32

129

Контрольная работа №7  «Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное»

1

-

130-131

Резерв

2

-

                             

                        Глава 4. Математика вокруг нас ( 29 часов)

132-135

Отношение двух чисел

4

§33

136-139

Диаграммы

4

§34

140-143

Пропорциональность величин

4

§35

144-148

Решение задач с помощью пропорций

5

§36

149

Решение задач и упражнений по теме: «Пропорция»

1

§33-§36

150

Контрольная работа №8   «Пропорция»

1

151-155

Разные задачи

5

§37

156-157

Первое знакомство с понятием вероятности

2

§38

158-159

Первое знакомство с подсчетом вероятности

2

§39

160

Резерв

1

                       

                            Итоговое    повторение ( 15 часов)

161

Алгебраическая сумма . Числовые промежутки

1

§7-§8

§11

162

Действия с обыкновенными дробями

1

§15

§32

163

Раскрытие скобок. Упрощение выражений

1

§17-§18

164

Решение   уравнений. Решение задач на составление уравнений

1

§19

§20

165

 Пропорция. Решение задач с помощью пропорций

1

§35-§36

166

Центральная и осевая симметрии

1

§1 §10

167

Признаки делимости. Разложение числа на простые множители.

1

§27- §30

168

Координатная плоскость. Геометрические фигуры

1

§13- §14

169

Диаграммы. Вероятность.

1

§34, §39

170

Итоговая контрольная работа №9

1

171

Урок-игра по теме: «Положительные и отрицательные числа»

1

172

Урок-игра по теме: «Координаты»

1

173

Урок-игра по теме: «Преобразование выражений»

1

174

Урок-игра по теме: «Делимость натуральных чисел»

1

 175

Урок-игра по теме: «Математика вокруг нас»

1

 

 Требования к результатам освоения программы учащимися  6 класса

 Изучение математики в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: 

Личностные результаты:

-  умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

 независимость и критичность мышления;

-  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

 воля и настойчивость в достижении цели;

- умение контролировать процесс и результат деятельности.

Средством достижения этих результатов является:

–  система заданий учебников;

 использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология деятельностного подхода в обучении ,   технология оценивания.

       Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.  

         Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем   линиям развития.

  – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.

  – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.

  – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

   Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

  Независимость и критичность мышления.

  Воля и настойчивость в достижении цели.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

    Средством  формирования коммуникативных УУД служат       организация работы в  парах, малых группах.

Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.

Учащиеся должны иметь представление:

•     о положительных и отрицательных числах, о противоположных числах

•        об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

•    НОК, НОД; взаимно простые числа;

•    наличие представлений о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах;

•      о числовых промежутках;

•        о достоверных, невозможных и случайных событиях;

•      о параллельных прямых и параллелограмме;

•      о  симметрии, её видах;

•       о видах диаграмм;

•      о системе координат и координатной плоскости;

•        о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.

Учащиеся должны уметь:

•        выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;

•        выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными  числами,  

•        раскрывать скобки, упрощать выражения;

•        решать текстовые задачи алгебраическим  способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;

•      уметь сравнивать положительные и отрицательные числа;

•         применять признаки делимости;

•      находить НОД и НОК;

•      складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;

•        решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);

•      составлять и решать пропорции;

•        решать простые вероятностные задачи;

•        использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

•    строить точки по координатам, находить координаты точек

•        определять длину окружности, площадь круга; объём шара, площадь сферы;

•     строить диаграммы.

                             Дополнительная литература

для учителя:

1.     Арутюнян, Е.Б. Математические диктанты для 5-9 классов/ Е.Б. Арутюнян.- М., 1995.

2.  Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И. Григорьева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.-152с.

3.    Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 6 класс.

4.   Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной    работы учителя на уроке к учебнику «Математика, 5 класс» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича

5.    Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Гамбарин В.Г. Математика, 6 класс.         Мультимедийное приложение, диск для учителя.

6.     Математика. 5-11 классы: Игровые технологии на уроках/ автор-составитель Н.В.      Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7.    Ерохина Е.В. Игровые уроки математики. Пособие для учителей. – М.: «Грамотей», 2008.

8.    Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5 – 6 классы. Методическое пособие/ авт.-сост. Г.И. Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

9.   Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5 – 11 классы/ А.В. Фарков. – М.: Айрис – пресс, 2009.

 

 

 

для учащихся:

  1.  Энциклопедия. Я познаю мир. Великие учёные.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  3. Энциклопедия для детей. Математика. Т.11.- М., 1998.
  4. Зубарева И.И. Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для ученика.
  5. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009.

     6.     Тренажер по математике. 6 класс. Издательства «Экзамен», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....