Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре и началам анализа для 10 класса, автор Бурмистрова Т.А. для учебника: «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под редакцией А.Н.Колмогорова. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2014;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Лермонтова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова
УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова протокол № __ от « __» _________ 2014г. Председатель: директор МБОУ СОШ №5 ________________М.А.Чиркова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре и началам анализа, 10 класс
ступень среднего общего образования
уровень: общеобразовательный
срок реализации: 1 год
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре и началам анализа для 10 класса, автор Бурмистрова Т.А.
Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Курс ориентирован на достижение основных целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании курса предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретения математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
Данная рабочая программа разработана на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
- учебника: «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под редакцией А.Н.Колмогорова. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2014;
- программы общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа 10 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова. – М: «Просвещение», 2012 год.
3. Место и роль учебного предмета
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения алгебры и начал анализа в 10 классе основной школы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. Учебное время увеличено до 4 уроков в неделю (всего 136 часов) за счет вариативной части Базисного плана.
Специфика изучения алгебры и начал анализа существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
4. Информация о внесенных изменениях в программу
Базисный учебный план на изучение алгебры и начал анализа в 11 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 102 часа. В данной программе учебное время увеличено до 4 уроков в неделю, всего 136 часов, что позволяет увеличить количество часов по каждому разделу (главе) на 2-7 уроков, а это в свою очередь дает возможность расширить круг задач и повысить результативность усвоения материала.
5. Информация об учебнике
Обучение ведется по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; под редакцией А.Н.Колмогорова.
6. Распределение учебных часов по видам деятельности
№п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности | ||||
Изложение нового материала | Формирование навыков | Повторение | К/р | Зачеты | |||
1 | Тригонометрические функции любого угла. Основные тригонометрические формулы | 34 | 17 | 14 | 2 | 1 | |
2 | Функции и их графики | 14 | 7 | 5 | 1 | 1 | |
3 | Решение тригонометрических уравнений и неравенств | 18 | 9 | 7 | 1 | 1 | |
4 | Производная | 22 | 11 | 9 | 1 | 1 | |
5 | Применение непрерывности и производной | 15 | 7 | 7 | 1 | ||
6 | Применение производной к исследованию функции | 18 | 9 | 7 | 1 | 1 | |
7 | Заключительное повторение курса | 15 | 0 | 0 | 14 | 1 | |
8 | Итого | 136 | 60 | 49 | 14 | 8 | 5 |
Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:
- Тригонометрические функции – 4 работы;
- Функции и их графики – 2 работы;
- Решение тригонометрических уравнений и неравенств – 3 работы;
- Производная – 2 работа;
- Применение непрерывности – 2 работы;
- Применение производной – 3 работы.
7. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Предметные:
- умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
8. Учебно - методический комплекс
- Алгебра и начала анализа 10-11классов, Москва «Просвещение» 2014 г., Авторы: А.Н.Колмогоров и др.
- Учебно-методическое пособие «Математика, подготовка к ЕГЭ-2014, вступительные испытания». Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. - Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.,
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. - М. «Просвещение» 2011 г., авторы: Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И.Шварцбурд.
- Тематические тесты 10-11 класс «Математика ЕГЭ-2014», Ф.Ф.Лысенко. - Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.
- ЕГЭ-2014. Математика. Типовые тестовые задания; под редакцией А.Л.Семенова , И.В. Ященко. - М.: Экзамен, 2013.
- ЕГЭ 3000 задач с ответами. Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Экзамен, 2013.
- Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа (пособие для учителя). М.Л.Галицкий, М.М. Мошкович, С.И.Шварцбурд. – М.: Просвещение, 1990г.
9. Содержание рабочей программы
Раздел 1. Тригонометрические функции любого угла. Основные тригонометрические формулы.
Содержание.
Радианная мера угла. Основные тригонометрические тождества. Формулы сложения. Формулы приведения. Формулы суммы и разности синусов (косинусов). Формулы двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Повторение. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции и их графики
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- основные тригонометрические формулы;
- формулы сложения, двойного и половинного аргумента;
- формулы приведения;
- знать таблицу значений тригонометрических функций;
уметь
- выполнять преобразования тригонометрических выражений;
- строить графики основных тригонометрических функций.
Раздел 2. Функции и их графики
Содержание.
Функции и их графики. Преобразование графиков: у=kf(x), y=f(kx). Преобразование графиков: у=|f(x)|, y=f(|x|). Преобразование графиков: y=f(x)+b, y=f(x-a), y=f(x-a)+b. Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. Исследование функций. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- формулы функций, изученных в 7-9 классах;
- основные четные и нечетные функции и уметь проверять функцию на четность;
- период основных тригонометрических функций, определять его для сложных функций;
уметь
- строить их графики (эскизы) и преобразовывать;
- определять по графику промежутки возрастания и убывания;
- определять период, частоту и амплитуду гармонических колебаний.
Раздел 3. Решение тригонометрических уравнений.
Содержание
Арксинус. Арккосинус. Арктангенс и арккотангенс. Решение простейших тригонометрических уравнений. Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений, методом разложения на множители. Решение тригонометрических уравнений, методом введения вспомогательного аргумента. Решение простейших тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических неравенств.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
уметь
- вычислять числовые значения обратные тригонометрические функции;
- решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства;
- применять тригонометрические преобразования к более сложным уравнениям;
- показывать решение тригонометрических неравенств на единичной окружности.
Раздел 4. Производная
Содержание.
Приращение функции. Понятие о производной. Понятие о непрерывности и предельном переходе. Правила вычисления производных. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- таблицу производных;
уметь
- находить приращение функции по формулам, вычислять производную по определению;
- находить производную сложной функции;
- вычислять производные по таблице производных, производную суммы, произведения, частного функций.
Раздел 5. Применение непрерывности и производной
Содержание.
Применение непрерывности. Касательная к графику функции. Приближенные вычисления. Производная в физике и технике.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
уметь
- решать дробно-рациональные неравенства;
- написать уравнение касательной к графику функции в заданной точке;
- вычислять приближенные значения некоторых выражений;
- определять угол наклона касательной;
- вычислять скорость и ускорение по заданному уравнению пути.
Раздел 6. Применение производной к исследованию функции
Содержание.
Признак возрастания функции. Критические точки функции. Критические точки функции. Исследование функции. Наибольшее и наименьшее значение.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
уметь
- определять промежутки возрастания и убывания функции;
- находить критические точки функций;
- полностью исследовать функцию по схеме и строить ее график;
- находить наибольшее и наименьшее значение функции на заданном промежутке;
- решать задачи геометрического содержания на нахождение минимального, максимального значения функции.
10. Методы, приемы, технологии обучения
Ведущими методами обучения алгебре в 10 классе являются:
1) информационный;
2) исследовательский;
3) проблемный;
4) модульный;
5) алгоритмизированный;
6) методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.
Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:
- домашних общих и индивидуальных работ,
- тестирования,
- самостоятельных обучающих и проверочных работ,
- классных контрольных работ,
- домашних контрольных работ,
- зачетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Кол – во часов | Содержание |
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЛЮБОГО УГЛА. ОСНОВНЫЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ (34 Ч) | ||
1 | 3ч | Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса |
2 | 3ч | Свойства синуса, косинуса, тангенса, котангенса |
3 | 2ч | Радианная мера угла. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью калькулятора |
4 | 2ч | Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла |
5 | 3ч | Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений |
6 | 2ч | Формулы приведения |
1ч | Контрольная работа №1 | |
7 | 4ч | Формулы сложения |
8 | 3ч | Формулы двойного угла |
9 | 6ч | Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму |
1ч | Контрольная работа №2 | |
3 | 2ч | Числовые функции. График функции |
2 | 2ч | Тригонометрические функции числового аргумента и их графики |
ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ (14 Ч) | ||
3 | 2ч | Преобразование графиков функций |
4,5,6 | 8ч | Свойства функции: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания, убывания, наибольшее и наименьшее значения функции, точки экстремума (локального максимума и минимума). Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. |
7 | 3ч | Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания. |
1ч | Контрольная работа №3 | |
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ (18 Ч) | ||
8 | 3ч | Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. |
8 | 2ч | Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. |
9 | 3ч | Решение простейших тригонометрических уравнений. |
10 | 2ч | Решение простейших тригонометрических неравенств. |
11 | 7ч | Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений. Уравнения, решаемые с использованием формул сложения и их следствий. |
1ч | Контрольная работа №4 | |
ПРОИЗВОДНАЯ (22 Ч) | ||
12 | 2ч | Приращение функции |
13 | 2ч | Понятие о непрерывности функции и предельном переходе |
14 | 3ч | Понятие о производной. Вторая производная. |
15 | 5ч | Правила вычисления производных. Производная суммы, произведения, частного и степенной функции |
16 | 2ч | Производной сложной функции |
17 | 3ч | Производные тригонометрических функций |
3ч | Повторение темы и решение задач | |
1ч | Зачет по теме | |
1ч | Контрольная работа №5 | |
ПРИМЕНЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРОИЗВОДНОЙ (15 Ч) | ||
18 | 7ч | Применение непрерывности функции. Метод интервалов, решение неравенств |
19 | 3ч | Касательная к графику функции. |
20 | 1ч | Приближенные вычисления |
21 | 3ч | Производная в физике и технике |
1ч | Контрольная работа №6 | |
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИИ (18 Ч) | ||
22 | 3ч | Признак возрастания (убывания) функции |
23 | 3ч | Критические точки функции, максимум и минимум |
24 | 5ч | Примеры применения производной к исследованию функций. Построению их графиков |
25 | 2ч | Наибольшее и наименьшее значение функции |
3ч | Решение практических задач | |
1ч | Зачет по теме | |
1ч | Контрольная работа №7 | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА (15 Ч) |
Планирование индивидуальной формы преподавания
№п/п | Кол – во часов | Содержание |
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЛЮБОГО УГЛА. ОСНОВНЫЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ (16 Ч) | ||
1 | 3ч | Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса |
2 | 3ч | Свойства синуса, косинуса, тангенса, котангенса |
3 | 2ч | Радианная мера угла. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью калькулятора |
4 | 2ч | Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла |
5 | 3ч | Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений |
6 | 2ч | Формулы приведения |
1ч | Контрольная работа №1 | |
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧИСЛОВОГО АРГУМЕНТА (5Ч) | ||
7 | 5ч | Тригонометрические функции числового аргумента и их графики. Функции синус и косинус и их графики. Функции тангенс и котангенс и их графики. |
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ (13 Ч) | ||
3 | 3ч | Функции и их графики. Числовая функция, график функции, преобразования графиков. |
2ч | Честные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций. | |
2ч | Возрастание и убывание функций. Экстремумы. | |
5ч | Исследование функций. Свойства тригонометрических функций. | |
1ч | Контрольная работа №3 | |
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ (14 Ч) | ||
8 | 3ч | Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. |
9 | 3ч | Решение простейших тригонометрических уравнений. |
10 | 2ч | Решение простейших тригонометрических неравенств. |
11 | 5ч | Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений. Уравнения, решаемые с использованием формул сложения и их следствий. |
1ч | Контрольная работа №4 | |
ПРОИЗВОДНАЯ (16 Ч) | ||
12 | 2ч | Приращение функции |
13 | 2ч | Понятие о непрерывности функции и предельном переходе |
14 | 2ч | Понятие о производной. |
15 | 4ч | Правила вычисления производных. Производная суммы, произведения, частного и степенной функции |
16 | 2ч | Производной сложной функции |
17 | 3ч | Производные тригонометрических функций |
1ч | Контрольная работа №5 | |
ПРИМЕНЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРОИЗВОДНОЙ (12 Ч) | ||
18 | 4ч | Применение непрерывности. Непрерывность функции. Метод интервалов. Пример, функции, не являющейся непрерывной. Пример функции непрерывной, но не дифференцируемой в данной точке. |
19 | 3ч | Касательная к графику функции |
20 | 3ч | Производная в физике и технике |
21 | 1ч | Повторение теории и решение задач по теме |
1ч | Контрольная работа №6 | |
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИИ (16 Ч) | ||
22 | 3ч | Признак возрастания (убывания) функции |
23 | 3ч | Критические точки функции, максимумы и минимумы. |
24 | 4ч | Примеры применения производной к исследованию функции |
25 | 4ч | Наибольшее и наименьшее значение функции |
1ч | Повторение теории и решение задач | |
1ч | Контрольная работа №7 | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА (12 Ч) |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики, физики и информатики
от «____» ___________ 2014 №1,
Руководитель ШМО
______________ С.Н. Сидько
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Е.А. Оруджалиева
«____» ___________ 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс. Мордкович А.Г. (3 часа).
Рабочая программа по алгебре с началами анализа при изучении математики в старших классах. Базовый уровень, Мордкович А.Г. (3часа). Пояснительная записка. Календарно-тематический план. Литература....
рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класса
Рабочая программа по алгебре для учащихся 11 классов по учебнику Мордковича А.Г....
рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класса
Рабочая программа по алгебре для учащихся 11 классов по учебнику Мордковича А.Г....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс
Рабочая программа составлена на основе программ:- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы, авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-208770-1440336607.jpg)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича
приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-82532-1352129978.jpg)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа . 11 класс, учебник "Алгебра и начала анализа" Колмогоров А.Н. и др.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа . 11 класс, учебник А.Н.Колмогоров и др....