Метод проектов на уроках математики
статья по алгебре на тему
учитель делится опытом работы по проектной деятельности на уроках математики и во внеклассной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная работа на уроках математики»
Учитель математики МКОУ «Харьковская СОШ»
Пономарёва Ольга Ивановна
Проработав много лет в школе, я стала считать, что очень хорошо знаю свой предмет, владею методикой преподавания предмета и вот ,вот все мои ученики будут учиться на одни 5 и4. В 5и 6 классах дети учатся хорошо, но по мере дальнейшего пребывания в школе интерес к математике снижается, для больльшинства учащися математика стновится неинтересна. Возник вопрос: как сделать так, чтобы интерес к моему предмету не угасал, а наооборот возрастал . В газете «Математика « я впервые прочитала статью о проектной деятельности на уроках математики. Меня она очень заинтересовала .С тех пор я применяю метод проектов на уроках и во внеучебной деятельности. Для чего он нужен? Конечно же не для того, что бы ребёнок научился считать до 100, безукоризненно применять таблицу умножения, а для того чтобы мои уроки начинались с удивления, вопроса, любопытства,загадки, проблемы. И только решая проблемы, ученик становится самостоятельной и творческой личностью, учится размышлять, делать выводы, учится работать в коллективе, группе.
Пришлось проштудировать большое количество литературы .
Первый этап в моей работе– был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы.
Часто ребятам напоминаюкитайскую мудрость:
Услышишь-забудешь;
Увидишь-запомнишь;
Сделаешь сам-поймёшь и запомнишь
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
20% услышанного;
40% увиденного;
95% от того, чему они обучаются сами.
По мере того , как ребята учились работать над проектами, понимала, что ученики становились более самостоятельными, учились размышлять, выполнять свою работу творчески, и теперь хочу надеяться, что , став взрослыми они окажутся более приспособленным: сумеют планировать собственную деятельность, смогут ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Научить учащихся выполнять учебный проект и есть цель образования: научить детей самостоятельно добывать знания, научить работать и зарабатывать.
Сейчас с уверенностью можно сказать,использование проектной технологии на уроках математики и во внеклассной работе привело к повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке,
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.
В кабинете идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся.
Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Метод проектов я использовую в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Учебные проекты, которые мы выполняли: «Столбчатые и круговые диаграммы»( 6 кл), «Графики» «Теорема Пифагора»( 8 кл), «Треугольники»(7 кл), «Правильные многогранники»
Мы выполняли так называемые среднесрочные проекты , применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Это прикладные проекты «Старинные меры», «Банковское дело или смогу ли я платно учиться» ; «Чудо в перьях», «Ох, уж эта пластиковая бутылка», «Мир симметрий» , «Золотое сечение», «Проценты и витамины» Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
«Практическое применение логарифмической и показательной функций»
«Зачем надо знать параболу»
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта мы вырабатываем план совместных действий ученика и учителя. Рассматриваем все идеи и предложения. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но стараюсь не навязыватьт ученику своё мнение.Участники самостоятельно выбирают своё поле деятельности, распределяют, кто за что будет отвечать.
3.Поиск информации- обязательное условие каждого проекта. (Библиотека, Интернет-ресурсы). Обсуждение и отбор информации.
4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
В заключении работы над проектом, отвечаем на вопросы:Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Обсуждение проектов:
1. «Старинные меры»-5 кл
2.. «Ох, уж эта пластиковая бутылка»
3. «Чудо в перья»
При выполнении проектных работ, у ребят формируются ключевые компетенции.
Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни.
Так как ключевых компетенций свыше 150. На примере применения метода проектов ,формируются наиболее важные. ЭТО:
Коммуникативная компетенция: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.
- Информационная компетенция: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.
- Умение работать самостоятельно.
- Умение работать с людьми: совместная деятельность, направленная на достижение общей цели, требует от них коммуникабельности, умения общаться, пойти на компромисс или отстаивать свое мнение, одним словом - умение работать в команде.
- Умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использования различных приемов, знаний с учетом их результативности эти проблемы решать.
Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Возрастает мотивация обучения, появляется интерес к математике, к истории, возникает желание узнавать все больше и больше школьного курса математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках математики
Есть в математике нечто,вызывающее человеческий восторг.(Ф. Хаусдорф.)...
Метод проектов на уроках математики
Метод проектов на уроках математики...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья
Данная статья о возможности использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Метод проектов на уроках математики
В данной презентации представлен методичекий материал по составлению проекта, в частности, по социальному проекту "Расчет стоимости ремонта школы" . Проект "Расчет стоимости ремонта школы " представле...

Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»
Выступление в районном семинаре учителей математики и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ» по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...