Интегрированный урок по математике и природоведению
презентация к уроку по алгебре (5 класс) на тему

Сердюк Ирина Васильевна

Материал данного  интегрированного урока будет полезен  учителю математики и биологии при подготовке  итогового  урока за курс 5 класса. Материал  содержит  развёрнутый конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_matematike_i_prirodovedeniyu.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и природоведению

Учитель математики: Сердюк И.В.

Учитель биологии: Вербовая Ж.А.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по математике и природоведению за курс 5-го класса.

Задачи урока:  

  1. Закрепить знания о связи между величинами ( скоростью, временем и расстоянием) с помощью решения задач.
  2. Продолжить работу по развитию умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме.
  3. Продолжить работу по развитию умения решать задачи на проценты.
  4. Повторить формулы нахождения периметра и площади прямоугольника.
  5. Обобщить знания воспитанников о живой и неживой природе.
  6. Продолжить формирование экологической культуры.

Оборудование:  карточки для  устного  счёту, иллюстрации к задачам, таблицы с изображением леса, луга, водоёма, гербарий растений, коллекция насекомых, карточки с формулами  для нахождения  времени, расстояния, скорости, периметра и площади  прямоугольника, карточки с задачами и дополнительным  материалом.

  1. Вводная беседа.

Определение темы урока, постановка цели

  1. Устный счёт.

Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в мир прекрасный и живой. А куда,  узнаем, выполнив задания устного счёта.

Задания

Ответы

  1.  Найти 2% от 240

41 ( а)

  1.  Округлить  3,56 до десятых.

22(и)

  1.  V=5,5м,   t=4мин,  S=?

4,8 (п)

  1.  S=4,2км,   t=0,2ч,  v =?

21 (р)

  1.  а=5м,  b на 2м больше, найти  S прямоугольника

35(о)

  1.  Р квадрата 16,8м, найти сторону квадрата

3,6(р)

  1. Округлить 41,01 до целых.

4,2 (д)

Ответ : природа.

Учитель природоведения.

Беседа.

  • Ребята, а что такое природа?

  • Какая бывает природа?

( заполнить схему)

  • Чем отличается  живая природа от неживой?

  • Какие царства живой природы вам известны?

  • Назовите характерные черты царства растений.

  • Какие формы растений вы знаете?

  • Какие деревья бывают? Чем они отличаются друг от друга? Приведите примеры.

  • Какие породы деревьев произрастают у нас?

Природа – это всё, что нас окружает.

Природа бывает живая и неживая.

Живая природа способна:

  • Дышать;
  • Питаться;
  • Расти;
  • Двигаться;
  • Размножаться.

Четыре царства:

  1. Царство растений.
  2. Царство животных.
  3. Грибы.
  4. Бактерии.

Особый способ питания – фотосинтез. Растения содержат в листьях хлорофилл, растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, вырабатывают крахмал, оболочки клеток содержат клетчатку.

Деревья, травы, кустарники.

Лиственные, хвойные. Хвойные деревья имеют листья в виде иголок( хвоинок), которые опадают один раз в 2-5 лет.

Лиственные: берёза, осина, черёмуха и т.д.

Хвойные:   кедр, ель, сосна, пихта.

Учитель математики.

  • Ребята, у вас на столах карточки с задачами.

Задача №1 « Хвойные леса Кузбасса»

  « Хвойные леса Кузбасса занимают 63% площади Кемеровской

 области. Узнайте, какова площадь хвойных лесов, если площадь

Кемеровской области 95500км2»

(прочитайте задачу, как будем эту задачу решать?)

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

  • ПИХТА – 54%    ( ОТ ПЛОЩАДИ ХВОЙНЫХ ЛЕСОВ)

  • СОСНА – 2,5 % ( ОТ ПЛОЩАДИ ХВОЙНЫХ ЛЕСОВ)

  • КЕДР – 4 %       ( ОТ ПЛОЩАДИ ХВОЙНЫХ ЛЕСОВ)

  • ЕЛЬ – 0,2 %   ( ОТ ПЛОЩАДИ ХВОЙНЫХ ЛЕСОВ)

Проанализируйте данные.

Решение( это задача на проценты)

  1. 95500:100=955(км2) -1%
  2. 955 х 63 =60165(км2 ) занимают хвойные леса в Кемеровской области.

Ответ: 60165км2 такую площадь занимают хвойные леса в Кемеровской области.

Большую площадь занимают пихты, а меньше всего занято елью.

Чтобы сохранить ель можно на Новый год ставить искусственные ёлки, нужно сажать ели.

Учитель природоведения.

Беседа.

  • Итак, ребята, мы побывали в лесу.

А сейчас отправимся на луг. Можно ли н6а лугу встретиться с представителями животного мира?

  • А чем отличаются животные от растений?

  • Какие животные бывают?

  • А кого мы встретим на лугу?

  • К какой группе животных они относятся?

  • Назовите отличительные черты насекомых.

  • А как вы думаете кто быстрее летает стрекоза или бабочка?

Да

Животные:

  • Питаются готовыми органическими веществами;
  • Растут до определённого возраста.
  • Рождаются, имея все органы.
  • Двигаются, т.е. имеют органы движения.

Животные бывают:

  • Позвоночные.
  • Беспозвоночные.
  • Пресмыкающиеся.
  • Млекопитающие.

Бабочек, стрекоз, кузнечиков и т. д.

Насекомые.

Насекомые имеют крылья и летают.

( предположения)

Учитель математики.

  • Ребята, решим задачу про насекомых.

« Бабочка за 3 минуты пролетела 180 метров, а стрекоза за 2 часа 14400 метров. Во сколько раз скорость стрекозы больше, чем скорость бабочки?»

Запишите условие задачи в таблицу.

  • Что нужно найти?

  • Как мы найдём скорость бабочки? Какую формулу будем использовать?
  • Найдём скорость бабочки.

  • Определим скорость стрекозы.

  • Итак, скорость стрекозы больше. Во сколько раз?

название

t

S

v

бабочка

3 мин.

180м.

?

стрекоза

2ч.

14400м

?

Нужно найти скорость бабочки скорость стрекозы и узнать во сколько раз последняя больше.

V =S:t

180 : 3 = 60(м/мин)

Надо перевести часы в минуты. 2 часа = 120 мин.

14400: 120 =120 (м/мин)

Ответ: скорость стрекозы больше скорости бабочки в 2 раза.

Учитель природоведения.

Беседа.

  • Мы погуляли по лесу, позагорали на лугу. Пора окунуться в воду. Мы отправляемся на водоём.

Водоём – это особая природная среда, в которой обитают удивительные животные. Они умеют не только плавать,  но и летать. Кто это?

  • Кого из них мы можем встретить на водоёмах в нашей области?
  • Чем они питаются?

Водоплавающие птицы. Гуси, утки, лебеди.

Уток и гусей.

Рыбой, насекомыми, лягушками.

Учитель математики.

Решим задачу.

«На пруд прилетели водоплавающие птицы: гуси и утки. За 4,5 часа гуси пролетели 135км, а утки с такой же скоростью летели 7 часов. Какое расстояние пролетели утки?»

  • Что известно в задаче? Запишем условие в таблицу.

  • Что нужно найти?

  • Можно ли сразу найти расстояние, которое пролетели утки?
  • Что мы знаем о скорости уток?
  • Можем ли мы найти скорость, с которой летели гуси? Если да, то как?

  • По условию задачи скорость уток такая же, как и скорость гусей. Теперь мы можем узнать расстояние, которое пролетели утки?

Название

v

t

S

гуси

одинаковые

4,5ч

135км

утки

одинаковые

?км

Нужно найти расстояние, которое пролетели утки.

Нет, нам неизвестна скорость.

Она такая же, как и скорость гусей.

Чтобы найти скорость, надо путь разделить на время.

V = S : t

135 : 4,5 = 30(км/ч) – скорость гусей и уток.

Мы можем найти расстояние по формуле:

S =v t

30 х 7 = 210 (км) пролетели утки.

Ответ: 210 км пролетели утки.

Учитель природоведения.

Беседа.

  • Ребята, мы вспомнили особенности царства растений и царства животных. Представителей этих царств мы хорошо видим. А какие организмы живой природы невидимы?
  • Назовите характерные черты представителей царства бактерий.

Бактерии.

Бактерии:

  • Только одноклеточные организмы.
  • Хлорофилла не имеют.
  • Питаются готовыми органическими веществами.
  • Не имеют ядра.
  • Очень маленькие.
  • Размножаются очень быстро.

Учитель математики.

Решим задачу.

« Одна бактерия при благоприятных условиях делится через каждые 20 минут. Сколько потомства даст одна бактерия за сутки?»

Дополнительные сведения:

В 1см2  почвы приблизительно 1000000 бактерий.

Вопрос:

Сколько бактерий может появиться в 1см2 почвы за сутки?

  • В сутках 24 часа, в 1часе - 60минут. Узнаем сколько минут в сутках.
  1. 60 х 24 = 1440( мин)
  2. 1440 : 20 = 72 бактерии за сутки, такое потомство может дать одна бактерия

  • 72 х 1000000 = 72000000 бактерий.

Учитель биологии.

Беседа.

Осталось последнее царство. Это царство грибов. Какие грибы вы, ребята, знаете?

Что общего у этих организмов? Почему их называют  - грибы?

А какие грибы вы любите?

Ребята, а кто сам собирал грибы в лесу?

  • Шляпочные.
  • Плесневые.
  • Грибы паразиты,
  • Дрожжи.

  • Имеют грибницу.(разросшаяся клетка).

  • Хлорофилл не имеют.

  • Питаются готовыми органическими веществами.

( опята, лисички, белые и т. д.)

Учитель математики.

Решим задачу.

« Во время похода ребята обнаружили в лесу грибную полянку, которая имела форму прямоугольника. Собрав грибы, ребята решили узнать площадь и периметр этой замечательной полянки. Измерив шагами длину и ширину полянки, ребята успешно справились с задачей. Узнайте и вы площадь и периметр,  если ширина полянки 7 шагов , а длина в 2 раза больше».

Дополнительные сведения:

Длина шага подростка приблизительно 80см.

Какие формулы мы будем применять при решении этой задачи?

  • Формула площади прямоугольника:    S= ab.
  • Формула периметра прямоугольника:

P = 2( a + b)

  1. 7х 2 =14 шагов длина грибной площадки.
  2. 80 см =0,8м – длина одного шага
  3. 0,8 х 7 =5,6(м) – ширина полянки.
  4. 0,8 х 14 =11,2(м) – длина полянки.
  5. 5,6  х 11,2 =62,72(м2 ) площадь грибной полянки.
  6. 2( 5,6 + 11,2) =33,6 (м) периметр грибной площадки.

 Ответ: S=62,72(м2 ),  P =33,6 м.

Подведение итогов:

  • Какие формулы мы использовали при решении задач на движение?

  • В каких единицах измеряется скорость? Время? Расстояние?

  • Какие формулы мы применяли для нахождения площади и периметра прямоугольника?

  • Какие царства живой природы мы посетили?

  • Что вам понравилось в этом уроке?

  • S = vt
  • V= S:t
  • T= S:v

  • Км/ч; км/мин;м/сек; м/мин.
  • Час; минута , секунда.
  • Км; м.

  • S = ab

  • P= 2(a+b)

  • Царство растений.

  • Царство животных.

  • Царство бактерий.

  • Царство грибов.

Обсуждение ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат" ...

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

План интегрированного урока по математике "Математика на службе человеку на необитаемом острове."

Текстовое содержание урока " Математика на службе человеку на необитаемом острове"...

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока·        организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...