Элементы статистикиСлайд 2
Элементы статистики Что такое статистика? Статистические характеристики. Статистические исследования. Статистическое оценивание и прогноз. Способы представления данных
Слайд 3
Что такое статистика? Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина СТАТИСТИКА [греч. statos стоящий; стоячий, неподвижный]. 1. Наука о количественных измерениях в развитии общества и экономики. 2. Количественный учет всякого рода массовых случаев, явлений. 3. Научный метод количественных исследований в некоторых областях знаний. Математическая статистика и т.д. . Статистик — специалист в области статистики1-3. Статистический — относящийся к статистике1-3.
Слайд 4
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой 1. Наука, изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства. (Общая теория статистики. Экономическая с. Сельскохозяйственная с.) 2. Количественный учёт всякого рода массовых случаев, явлений. 3. Научный метод количественных исследований в некоторых областях знания . Математическая с . (наука о математических методах систематизации и использования статистических данных). Лингвистическая с . (раздел лингвистики, занимающийся количественными закономерностями естественного языка). Что такое статистика?
Слайд 5
Что такое статистика? Статистика – получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни в обществе в неразрывной связи с их количественным содержанием. энциклопедический словарь
Слайд 6
« Есть три вида лжи : обычная ложь, наглая ложь и статистическая . » Б. Дизраэли (а н г л и й с к и й п р е м ь е р м и н и с т р, X I X в)
Слайд 7
Какие статистические данные можно считать достоверными? Если исследования проводились на достаточно большой, случайным образом составленной выборке Чётко определено, что подразумевается под тем или иным понятием Статистические данные не должны «убаюкивать» наше сознание, но и не должны без причины пугать. Необходимо уметь видеть за цифрами объективный характер явления, уметь критически оценивать статистические данные и те выводы, которые сделаны на основе этих данных.
Слайд 8
Некоторые «искусные» приёмы средств массовой информации для создания нужного им эффекта от сообщения
Слайд 9
Статистические характеристики (1) Среднее арифметическое ряда чисел - частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых Задача: сколько минут тратят на домашнее задание по алгебре ? 23, 30, 25, 20, 34, 25, 30, 34, 35 23+30+25+20+34+25+30+34+35+14 = 27 10
Слайд 10
Статистические характеристики (2) Размах ряда чисел - разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел Пример: дан упорядоченный ряд чисел 35, 35, 36, 36, 36, 36, 37, 37, 38, 39, 39 39 – 34 = 4 - размах ряда
Слайд 11
Статистические характеристики (3) Модой ряда чисел – число наиболее часто встречающееся в данном ряду Ряд чисел может иметь более одной моды или не иметь моды совсем 35, 35, 36, 36, 36, 36, 37, 37, 38, 39, 39 36 –мода ряда, так как встречается чаще всего в этом ряду
Слайд 12
Статистические характеристики (4) Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называется среднее в ряду число; с чётным числом членов среднее арифметическое чисел, записанных посередине 1) 64, 72, 72, 75, 78 , 82, 85, 91, 93 2) 64, 72, 72, 75, 78, 82 , 85, 88, 91, 93 78+82 = 80 2
Слайд 13
Статистические характеристики (3) Среднее арифметическое Размах Мода Медиана
Слайд 14
Этапы исследовательской деятельности Формулировка проблемы, постановка задачи Изучение информации по данной проблематике Выбор методов исследования и практическое овладение ими Сбор собственного материала Анализ и обобщение Формулировка выводов
Слайд 15
Статистические исследования. Статистическое оценивание и прогноз. Формулировка цели исследования Целенаправленный сбор информации (статистическое наблюдение) Обобщение и систематизация данных (группировка данных, составление таблиц) Анализ полученных данных (для этого используются различные обобщающие показатели)
Слайд 16
Сбор и группировка статистических данных Математическая подготовка учащихся (40 чел) по теме (тест) Число верно выполненных заданий 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Частота 1 1 1 2 5 6 8 7 5 4 Таблица частот
Слайд 17
Число верно выполненных заданий 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Относительная частота, % 2,5 2,5 2,5 5 12,5 15 20 17,5 12,5 10 Таблица относительных частот Отношение частоты к общему числу данных в ряду (в %) относительная частота Математическая подготовка учащихся (40 чел) по теме (тест)
Слайд 18
Интервальный ряд –для анализа большего количества данных одинакового значения Выборочное исследование – если невозможно провести сплошное Генеральная совокупность –вся совокупность данных Выборочная совокупность (выборка)- должна быть представительной ( репрезентативной ), т.е. отражающей характерные особенности исследуемой генеральной совокупности
Слайд 19
Способы представления данных Различные таблицы Диаграммы
Слайд 20
Способы представления данных Столбчатые диаграммы Круговые диаграммы Полигон (на координатной плоскости) Гистограммы (для изображения интервальных рядов данных)
Слайд 21
месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII расход электроэнергии, кВт-ч 110 100 110 85 70 65 10 70 90 100 100 105 месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII расход электроэнергии, кВт-ч 110 100 110 85 70 65 10 70 90 100 100 105
Слайд 22
количество детей Частота 0 12 1 23 2 32 3 10 4 5 5 2
Слайд 23
Время, ч относительная частота , % 0,5 16 0,6 21 0,7 39 0,8 24
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Продолжительность горения электроламп Стр. 17, стр. 27 рис 7
Слайд 30
И с п о л ь з у е м а я л и т е р а т у р а (1) 1 . В.Ф.Бутузов, Ю.М.Колягин, Г.Л. Луканкин, Э.Г.Позняк и др. «Математика » учебное пособие для 11кл общеобразовательных учреждений /рекомендовано Министерством образования РФ/ М., Просвещение, 1996. 2. Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв: «Вероятность и статистика», пособие для общеобразовательных учебных заведений 5 – 9 классы / допущено Министерством образования Российской Федерации // Дрофа Москва 2002 3. Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер, С.И. Шварцбурд, Б.В. Овчинский, В.Г. Ашкенузе: «Алгебра» учебное пособие для IX – X классов средних школ с математической специализацией» / второе издание, «Просвещение», Москва 1972. 237 – 240)
Слайд 31
И с п о л ь з у е м а я л и т е р а т у р а (2) 4. Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк «Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей 7 – 9 классы» Под редакцией С.А.Теляковского М: Просвещение , 2006 г 5. Н.Я. Виленкин: «Индукция. Комбинаторика». Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976 6. В.Л. Лютикас: «Школьнику о теории вероятностей» Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 8 – 10 классов,/ М., «Просвещение» 1976 5.Журналы «Математика в школе»: № 10 – 2003 г, № 5 – 2004 г, № 6 – 2004 г, № 7 – 2004 г.