Занимательная математика 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме
Факультативный курс по математике в 7 классе, рассчитан на 0,5 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная математика 7 класс | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ВЛАДИМИРА« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На методическом совете Директор МБОУ «СОШ №13»
Протокол №1 от 29.08.2013г ____________ ( О.В.Фирсова)
Председатель МС 30.08.2013г
__________ ( А.П.Панкратова)
Рабочая программа
по факультативу в 7 классе.
«Занимательная математика»
Рассмотрена на заседании МО
Учителей математики
Протокол №1 от 28.08.2013г
Руководитель МО
_______ ( Самсонова Т.В.)
Составила Самсонова Т.В.
Учитель математики первой
Квалификационной категории
МБОУ «СОШ №13»
2014 г.
Пояснительная записка
Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются математические кружки и факультативы. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки и факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся.
Курс «Занимательная математика» рассчитан на 17 занятий и ориентирован на учащихся 6-7 классов, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Факультативные занятия рассчитаны на 0,5 часа в неделю, в общей сложности –17 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Цели и задачи
- Привитие интереса учащихся к математике.
- Отрабатывать навыки нестандартных задач.
- Воспитание настойчивости, инициативы.
- Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.
- Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.
- Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).
- Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.
- Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Формы и методы проведения занятий
Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.
Важным условием правильной организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы факультативных занятий «Занимательная математика» ожидаются:
1. Развитие обще учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;
3. Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
4. Формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
Основные знания и умения учащихся
В результате работы на факультативе “Занимательная математика” учащиеся должны знать:
- основные способы решения нестандартных задач;
- основные понятия, правила, теоремы.
Учащиеся должны уметь:
- решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
- применять основные понятия, правила при решении логических задач;
- создавать математические модели практических задач;
- проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.
Аттестация по усвоению программы предполагается в виде школьной олимпиады для участников факультатива.
Содержание
- Текстовые задачи, решаемые с конца.
Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.
- Математические ребусы.
Ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.
- Инварианты.
Ввести понятие инварианта, сформулировать два общих утверждения, на которых основано применение идеи чётности и нечётности. Разобрать с учащимися решение задач.
- Геометрические задачи (разрезания).
Решение геометрических задач путём разрезания на части.
- Повторение.
Повторение методов решения задач, рассмотренных ранее.
- Математическое соревнование.
Виды математических соревнований. Правила математической драки.
- Принцип Дирихле.
Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.
- Текстовые задачи (переливания).
Работа по теме занятия.
- Логические задачи.
Ввести понятие высказывания, как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Рассмотреть два метода решения логических задач: с помощью применения таблиц и рассуждения. Решение задач.
- Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации).
Работа по теме занятия.
- Арифметические задачи.
Работа по теме занятия. Сообщение ученика на тему: «Числа натурального ряда и мистические суеверия».
- Повторение.
Работа по теме занятия. Решение математических фокусов.
- Математическое соревнование (математическая карусель).
Объяснение правил математической карусели. Математическая карусель.
- Текстовые задачи (задачи на движение).
Работа по теме занятия. Решение задач.
- Взвешивания.
Решение занимательных задач по теме занятия.
- Геометрические задачи.
Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде.
- Итоговое занятие – олимпиада.
Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Текстовые задачи, решаемые с конца | 1 | ||
2 | Математические ребусы | 1 | ||
3 | Инварианты | 1 | ||
4 | Геометрические задачи (разрезания) | 1 | ||
5 | Повторение | 1 | ||
6 | Математическое соревнование | 1 | ||
7 | Принцип Дирихле | 1 | ||
8 | Текстовые задачи (переливания) | 1 | ||
9 | Логические задачи | 1 | ||
10 | Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации) | 1 | ||
11 | Арифметические задачи | 1 | ||
12 | Повторение | 1 | ||
13 | Математическое соревнование (математическая карусель) | 1 | ||
14 | Текстовые задачи (на движение) | 1 | ||
15 | Взвешивания | 1 | ||
16 | Геометрические задачи | 1 | ||
17 | Итоговое занятие - олимпиада | 1 |
Литература
- Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
- Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
- Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
- Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.
- Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-ом классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.
- Седьмой турнир юных математиков Чувашии: 5-11 классы. Чебоксары, 2003.
- Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2002.
- Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
- Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...
Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления. Кружок «Занимательная математика»...
Первый урок математики в 5 классе "Час занимательной математики"
Первый урок математики в 5 классе очень важен. Ведь дети только что окончили начальную школу и перешли в среднее звено. Все для них здесь ново: и учителя, и кабинеты, и предметы. Основная задача учите...