Комплексные числа.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комплексные числа
Рассмотрим плоскость с заданной на ней декартовой системой координат. Ось абсцисс назовём вещественной осью, ось ординат — мнимой осью.
Точку (a; b) называют комплексным числом z = a + bi. Число a — вещественная часть, а число b — мнимая часть комплексного числа z. Запись a + bi называют алгебраической формой комплексногочисла z.
Число -z симметрично числу z относительно начала координат.
Число, симметричное числу z относительно оси абсцисс, называют сопряжённым к числу z.
Это число a + bi обозначают так: z.
Модулем (абсолютной величиной) комплексного числа z называют расстояние от начала координат до точки (a; b).
Аргумент числа — величина угла (отсчитываемого против часовой стрелки) между положительным направлением оси абсцисс и лучём, выходящим из начала координат и проходящим через точку (a; b).Аргумент определён с точностью до 360 градусов. Аргумент нуля (начала координат) не существует.
Модули сопряжённых чисел равны, а аргументы противоположны.
Как складывать и умножать комплексные числа z = a + bi и w = c + di?
Сумма комплексных чисел — это сумма векторов.
В алгебраической форме: z + w = (a + c) + (b + d)i.
Тригонометрическая форма комплексного числа — это его выражение z = r(cosφ + isinφ) через абсолютную величину r и аргумент φ комплексного числа z.
Научимся умножать комплексные числа, заданные в тригонометрической форме.
Для этого проведём луч из начала координат и через точку z.
Отметим угол между положительным направлением оси абсцисс и проведённым лучом.
Увеличим этот угол на угол arg w.
Модуль произведения равен произведению модулей сомножителей, а аргумент — сумме аргументов.
Рассмотрим три комплексных числа.
Построим угол z1z0z2.
Выполним параллельный перенос на вектор -z0, переводящий вершину угла в начало координат.
Величина угла равна разности аргументов чисел z2 – z0 и z1 – z0. Поэтому она равна аргументу частного
(z2 – z0)/(z1 – z0).
Построим описанную окружность треугольника с вершинами z0, z1 и -z2.
На этой окружности отметим произвольную точку z3.
В силу теоремы о вписанном угле величины углов, опирающихся на одну и ту же дугу окружности, равны: arg ((z1 – z2)/(z0 – z2)) = arg ((z1 – z3)/(z0 – z3)). Это равенство выполнено тогда и только тогда, когда четыре точки лежат на одной окружности, причём z2 и z3 лежат по одну сторону от прямой, проходящей через точки z0 и z1.
В ситуации, тогда точки z2 и z3 лежат на разных дугах, на которые окружность разделена точками z0 и z1, равенство arg ((z1 – z2)/(z0 – z2)) = arg ((z1 – z3)/(z0 – z3)) не выполнено: аргументы чисел(z1 – z2)/(z0 – z2) и (z1 – z3)/(z0 – z3) не равны, а отличаются на 180 градусов. Таким образом, четыре разных комплексных числа лежат на одной окружности тогда и только тогда, когда двойное отношение — частное от деления числа (z1 – z2)/(z0 – z2) на число (z1 – z3)/(z0 – z3) — является вещественным числом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные числа. Лекция 1. Основы теории комплексных чисел.
Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...
Комплексные числа. Лекция 2. Решение квадратных уравнений с действительными и комплексными коэффициентами.
Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...
Комплексные числа. Лекция 3. Тригонометрическая форма записи комплексных чисел.
Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...
Комплексные числа. Лекция 4. Операции над комплексными числами в тригонометрической форме записи.
Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...
Конспект урока "Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраичесой форме"
На уроке рассматривается необходимость врзникновения комплексных чисел. Дествия с комплексными числами и решение квадратных уравненмй с использованем полученных новых знаний. Материал предназначен для...
«Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Взаимосвязь операций над комплексными числами и преобразований плоскости»
изложение теоретического материала по теме "Комплексные числа"...
Урок «Введение в комплексные числа. Алгебраическая форма комплексных чисел».
Многие ребята уверены, что квадратное уравнение при отрицательном дискриминанте не имеет корней, существенное уточнение – действительных корней! Позн...