Урок алгебры в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов»
методическая разработка (алгебра, 7 класс) по теме
Данный урок является третьим уроком по теме «Разложение многочлена на множители» в 7 классе по алгебры. По структуре этот урок является уроком формирования навыков и закрепления умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_v_7_klasse_po_teme.docx | 138.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 7 классе по теме:
«Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов»
Цели урока:
Образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации; Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; Воспитательные: побуждать учеников к сомо- и взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Оборудование: магнитная доска, набор карточек для сбора задания №2 на магнитной доске. Бланки с тестовыми заданиями, индивидуальные оценочные листы, копировальная бумага, слайды презентации.
Работа учащихся состоит из трех этапов. Результаты каждого этапа ученики заносят в индивидуальные оценочные листы:
Фамилия | ||
Имя | ||
Этапы | Задания | Количество баллов |
I | №1 | |
№2 | ||
№3 | ||
II | №4 | |
№5 | ||
III | №6 | |
Итоговое количество баллов | ||
Оценка |
Оценка за урок от суммы n набранных баллов по всем заданиям. Если n ≥ 36, то оценка «5»;
Если 29 ≤n ≤ 35 - оценка «4»;
Если 20 ≤n ≤ 28 - оценка «3»;
Если n ≤ 20 - оценка «2».
Ход урока
Эта I. Начало урока посвящается повторению.
В парах выполняется задание №1 (3 мин):
Тест №1
1. Соединить соответствующие части определения.
Оценка 2 балла.
2. Завершите утверждение. Оценка 2 балла.
Представление многочлена в виде произведения одночленов и многочлена называется _______________________________________________________
3. Восстановить порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки. Оценка 2 балла.
Оценка 2 балла. 4. Отметьте знаком «+» верные выражения. а)а2+с2-2ас = (а-с)2; б) р2+2ра-а2 = (р-а)2; в) 2рс-р2-с2 = (р-с)2; г) 2са+с2+а2 = (с+а)2.
Оценки 4(по 1 баллу за каждое верное выбранное и верно невыбранное).
Учитель включает проектор, демонстрирует слайды (1, 2, 3) с ответами к заданиям теста. Происходит быстрая проверка и комментарий заданий. Учитывается коэффициент участия в работе, ученики распределяют между собой заработанное количество баллов, выставляют их в оценочные листы. Затем на магнитной доске двое учеников выполняют задание № 2.(5 мин).
Провести классификация данных многочленов по способу разложения на множители. В результате заполняют таблицу:
Остальные учащиеся выполняют задание теста №2 на карточках. После выполнения работы пары обмениваются вариантами, производят взаимопроверку, сличают работу соседа с тем, что собрано двумя учениками на магнитной доске. Оценивают работу товарищи. Оценка – 8 баллов (по 1 баллу за каждое верное соединение).
Тест № 2
Вариант 2. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.
Тест № 2
Вариант 1. Задание 1. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.
Даем характеристику каждому перечисленному приему, демонстрируем слайды 4, 5, 6.
3. «Математическая эстафета» (7 мин).
Работа по командам. На последней парте каждого ряда находится листок с 8 заданиями. Ученики, получившие листок выполняют первые два задания (разрешается совместная работая) и передают листок вперед сидящим ребятам, после чего подключаются к работе всего класса. Работа считается оконченной, когда учитель получает три листка (по количеству рядов) с выполненными 8 заданиями. Проверка итогов работы осуществляется с помощью проектора (слайд 8). В этой работе оценивается коэффициент участия в решении. Оценка – 8 баллов (по 1 баллу за каждй1 верно выполненный пример).
Задания | ||
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
Разложить на множители | ||
1. 3а + 12в; 2.2а + 2в а2 + ав; 3. 9а2 – 16в2; 4. 7а2в – 14ав2 + 7ав; 5. m2+mn–m–mg-ng+g; 6.4a2 – 4ab+b2; 7.2(3а2+bc)+a(4b+3c); 8.25a2+70ab+49b2;
| 1.16a2+8ab+b2; 2.3m-3n+mn-n2; 3.5a-25b; 4.4a2-3ab+a-ag+3bg-g; 5.9a2-30ab+25b2; 6.2(a2+3bc)+a(3b+4c); 7.144a2-25b2; 8.9a3b-18ab2-9ab; | 1.10a+15c; 2.4a2-9b2; 3.6xy-ab-2bx-3ay; 4.4a2+28ab+49b2; 5.b(a+c)+2a+2c; 6.5a3c-20acb-10ac; 7.x2-3x-5x+15; 8.9a2-6ac+c2. |
Ответы | ||
1. 3(a+4b); 2. (2+a)(a+b); 3. (3a-4b)(3a+4b); 4. 7ab(a-2b+1); 5.(m-g)(m+n-1); 6. (2a-b)2; 7. (2a+c)(3a+2b); 8. (5a+7b)2. | 1. (a+b)2; 2.(3+n)(m-b); 3.5(a-5b); 4. (a-g)(a-3b+1); 5.(3a-5b)2; 6.(2a+3b)(a+2c); 7.(12a+5b)(12a+5b); 8. 9ab(a2-2b-1). | 1. 5(2a+3c); 2.(2a-3b)(2a+3b); 3.(3y-b)(2x-a); 4. (2a+4b)2; 5.(a+c)(b+2); 6. 5ac(a2-4b-2); 7. (x-3)(x-5); 8. (3a-c). |
Этап II. На практике при решении примеров часто приходится использовать комбинацию различных примеров. Поэтому, чтобы успешно решать такие примеры сегодня, мы попытаемся выработать план их последовательности применения. Иными словами, здесь нужны не только задания, но и опыт.
Задание № 4. Разложите на множители и укажите, какие приемы использовались при этом: 4а2b3
1) 6а6b3 – 96a4b4 + 64a2b5, Решение: 6а6b3 – 96a4b4 + 64a2b5=4а2b3(9a4-24a2b+16b2) = 4а2b3(3a2-4b)2. Комбинировали два приема: - вынесение общего множителя за скобки; - использование формула сокращенного умножения;
2) а2 + 2аb + b2 – c2, Решение: а2 + 2аb + b2 – c2= (a2+2ab+b2)-c2 = (a+b)2-c2 = (a+b-c)(a+b-c). Комбинировали два приема: - группировку; - использование формула сокращенного умножения;
3) у3 – 3у2 + 6у – 8. Решение: у3–3у2+6у–8=(у3-8)-(3у2-6у)=(у-2)(у2+2у+4)-3у(у-2)=(у-2)(у2+2у+4 -3у) = (у-2)(у2-у+4). Комбинировали три приема: - группировку; - формулы сокращенного умножения; - вынесение общего множителя за скобки. Эти примеры показывают, что при разложении многочлена на множители полезно соблюдать следующий порядок: (слайд 9)
4) х3 + 3х3 + 2х. Решение: х3 + 3х3 + 2х=х(х2+3х+2)= х(х2+2х+2) =х((х2+2х+2)+(х+2)) = =х(х(х+2)+х+2) = х(х+1)(х+2). Комбинировали три приема: - вынесение общего множителя за скобки; - предварительное преобразование; - группировку. Отмечаем, что для решения этого примера мы использовали еще один пример разложения на множители – предварительное преобразование. Даем ему характеристику. (Слайд 10)
Оценка – 4 баллов (по 1 баллу за каждый верно выполненный пример самостоятельно).
№5. Решить уравнения: (7мин). Совокупность различных приемов разложения на множители позволяет легко и изящно производить арифметические вычисления, решать уравнения вида: ах2 +bx +с = 0 (а≠0). ( Такие уравнения называются квадратными, мы с вами займемся их изучением в 8 классе), решать задачи на делимость, доказывать тождества. 1)х2 – 15х + 56 = 0; (x2-7x)-(8x-56)=0; x(x-7)-8(x-7)=0; ( x-7)(x-8=0; x-7=0 или x-8=0; x=7 или x=8 Ответ: 7; 8.
2) х2 + 10х + 21 = 0. X2+10x+25-4=0; (x+5)2-4=0; (x+5-2)(x+5+2)=0; (x+3)(x+7)=0; x+3или х+7=0; x= -3 или x=-7.Ответ:-3;-7. Отмечаем, что при разложении многочлена х2 + 10х + 21 на множители мы «увидели» полный квадрат (X2+10x+25-4=(x+5)2 ) и таким образом применили еще один прием разложения на множители: метод выделения полного квадрата. Этап III.
№6 Самостоятельная работа. На листочках под копирку. Разложите на множители, используя различные способы. Вариант I Вариант II: 1)5а3 – 125ab2; 1) 63ab3 – 7a2b; 2) a2 – 2ab + b2 – ac + bc; 2) m2 + 6mn + 9n2 – m – 3n; 3) (c – a)(c + a) – b(b – 2a); 3) (b – c)(b + c) – a(a + 2c); 4) х2 – 3х + 2; 4) х2 + 4х + 4; 5) х4 + 5х2 + 9. 5) х3 + 3х2 + 4. (Слайд 10 – ответы). Самостоятельная работа проверяется на уроке с помощью проектора. Копии решения сдают учителю, осуществляют самопроверку и самооценку знаний. Отметка за работу равна числу верно выполненных заданий. Слайд с ответами к заданиям.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. 5a(a-5b)(a+5b); 2.(a-b)(a-b-c); 3.(c-a+b)(c+a-b); 4. (x-2)(x-1); 5.(x2+3-x)(x2+3-x). | 1. 7ab(9b-a); 2.(m+3n)(m+3n-1); 3.(b+a+c)(b-a-c); 4. (x+3)(x+1); 5.(x2+2-x)(x2+2+x). |
Подведение итогов. (2мин). Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока; отмечает, что, кроме трех основных приемов разложения на множители: вынесение множителя за скобки, группировка, использование формул сокращенного умножения, учащиеся познакомились еще с двумя способами: метод выделения полного квадрата, предварительное преобразование. Оценивает работу учащихся и ориентирует их в домашнем задании. Задание на дом (слайд 11)
.
Дополнительное задание: составить 8 примеров для математической эстафеты по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
Показать применение различных способов для разложения на множители многочлена; повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений; вырабатывать навыки и умения учащихся ...
Конспект урока по теме " Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов" 7 класс.
Разбор различных приемов и рассмотрение примеров по теме разложение многочлена на множители. Тестирование, Разбор нового материала, закрепление изученного....
Урок. Тема – «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов» Класс – 7.
Данный конспект урока позволяет всесторонне раскрыть тему урока, достичь целей урока путем сравнения, обобщения, анализа и применения частично-поискового, проблемного методов через самостоятельную раб...
Разработка плана-конспекта урока и учебных материалов в среде SMART Notebook про математике для 7 класса по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"
План-конспект урока по математике, технологическая карта, дедактические материалы....
Урок "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"
Цель урока систематизировать, углубить и расширить знания и умения в разложении многочлена на множители...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....