Конспект урока по теме "Формула суммы n первых членов конечной арифметической прогрессии".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Конспект урока по теме "Формула суммы n первых членов конечной арифметической прогрессии". 9 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к уроку.
1.Используя формулу n –го члена арифметической прогрессии аn = а1 + d (n – 1), запишите члены аn – 1 , аn – 2 , аn + 1
аn – 1 =
аn – 2 =
аn + 1 =
2.Конечная арифметическая прогрессия имеет вид 1,3, 5, 7, 9, 11. Найдите и сравните, указанные ниже суммы:
а) первого и последнего членов этой прогрессии: ………………………………………
б) второго и предпоследнего членов этой прогрессии: ………………………………….
в) третьего с начала и третьего с конца членов этой прогрессии ……………………….
Вывод: указанные суммы …………………
3.Найдите сумму членов арифметической прогрессии 1, 3, 5, 7, 9, 11.
1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 =
Используя вывод, полученный в предыдущем задании, запишите числовое выражение для вычисления суммы членов этой прогрессии:
S = |
4.Используя формулу n –го члена конечной арифметической прогрессии из n членов, выразите, приведенные ниже суммы, через а1 и d:
а1 + аn | а2 + аn – 1 = | а3 + аn – 2 |
аn = аn + а1 = | а2 = аn – 1 = а1 + d (n – 2) = а2 + аn – 1 = |
5.Повторите вывод формулы суммы шести членов арифметической прогрессии
2, 5, 8, 11, 14, 17, выполнив следующие действия.
1)Запишите сумму шести членов этой прогрессии в порядке их следования в прогрессии: S6 = 2 + 5 + ……………..
2)Запишите эту же сумму, расположив слагаемые в обратном порядке, т.е. от последнего к первому:
S6 = 17 + 14 + ……………..
3)сложите почленно полученные равенства:
S6 = 2 + 5 + ……………..
S6 = 17 + 14 + ……………..
--------------------------------------------------
2S6 = (2+17)+(5+14)+ ……………..
4)Установите число пар, суммы которых равны между собой, найдите S6
S6 = , где n = ……
5)Обобщите полученный результат и запишите формулу для вычисления суммы n членов конечной арифметической прогрессии а1 , а2 , а3 , …, аn.Sn =
6.Найдите сумму всех четных двухзначных чисел, выполнив следующие действия:
1)запишите три первых четных двухзначных чисел:
2)установите, что заданная словесно последовательность, является арифметической прогрессией:
а1 = а2 = d =
3)установите число членов заданной арифметической прогрессии.
Для этого, используя формулу n- го члена и решите составленное уравнение относительно переменной n.
аn = 98, т.к. это последнее двузначное четное число. Учитывая, что аn = а1 + d (n – 1),, запишите уравнение относительно переменной n.
Решение:
4)найдите Sn = , если n = …..
7.Что означают обозначения а1 , аn , n, Sn в записи формулы Sn = ?Используя формулу n-го члена арифметической прогрессии, запишите еще одну формулу для вычисления суммы n членов конечной арифметической прогрессии.
аn = ……………………………, значит, Sn =
8.Составьте различные типы задач, комбинируя данные а1 , d, аn , n, Sn .
Заполните пропуски после стрелки, указав параметры, которые можно найти по выделенным данным.(а1 , d, аn ) ® (а1 , d, n) ® (а1 , n, Sn ) ® (а1 , d, Sn ) ® (d, n, Sn ) ® (а1 , аn , n ) ®
Анализ урока.
Урок в 9 «в» классе проводился Капочкиной А.Н.
Тема урока: Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии.
Данная тема занимает важное место в изучении темы «Арифметическая прогрессия».
Тема «Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии» будет широко применяться в дальнейшем изучении материала, также она находит свое применение при решении нестандартных задач, развивает интерес учащихся к математике, дает возможность для знакомства учащихся с историей математики, применяется в для решения практических задач.
На уроке изучались такие дидактические единицы, как формулу суммы n членов арифметической прогрессии, свойство членов равноотстоящих от конца арифметической прогрессии. Также на уроке выделяются типы задач, которые можно определить используя формулы суммы n членов арифметической прогрессии.
Учебная задача урока : используя конкретные примеры, обобщить их на случай n членов, вывести совместно с учащимися формулу для вычисления сумму n членов арифметической прогрессии.
Данная цель была сформулирована учащимися на мотивационно- ориентировочном этапе.
Тип урока – урок изучения нового, каждому учащемуся была предоставлена карточка с заданиями, которые способствовали выводу формулы n членов арифметической прогрессии. Также использование карточки дает возможность эффективно использовать время урока. Методы обучения: индуктивный, частично-поисковый. Методы обучения соответствовали поставленной цели.
Общая структура урока:
- Выдача домашнего задания.
- Мотивационно-ориентировочная часть.
На этом этапе урока актуализируются знания учащихся необходимые для вывода формулы, выясняется необходимость в выведении формулы сумму n членов арифметической прогрессии, ставится цель урока. Проблемная ситуация ставится используя исторические сведения.
- Содержательная часть.
На этом этапе урока осуществляется вывод формулы для вычисления суммыn членов арифметической прогрессии, выделяются типы задач.
- Рефлексивно- оценочная часть.
На этом этапе урока подводились итоги.
Домашнее задание в начале урока не проверялось, т.к. вопрос по его выполнению у учащихся не возникло.
Для создания мотивации учения была поставлена проблемная ситуация, решение которой без использования формулы для вычисления суммы n членов арифметической прогрессии, требовало затрат времени; также для создании мотивации использовалась история математики.
Система упражнений и заданий на различных этапах урока соответствовала поставленным целям, однако в задание №3, предложенном учащимся, была непонятная формулировка задания и вывод, сделанный в результате выполнения задания нигде не был записан.
Речь студентки во время урока была четкой, математически грамотной.
План урока был выполнен, поставленные цели достигнуты.
При повторном проведение урока следует уточнить формулировки некоторых заданий.
Общая оценка урока - 4 «хорошо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии"
Наданном уроке выводится формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии,показывается её применение при решении стандартных задач, а также в жизненных ситуациях. Инсценировка учащимися историч...
конспект урока по теме "Сумма n-первых членов геометрической прогрессии"
Урок изучения нового материала. Вывести формулу сумму n-первых членов геометрической прогрессии, расширить и углубить знания о прогрессиях, формировать умения применять данную формулу при решении зада...
конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"
первый урок по теме арифметическая прогрессия, введение формулы общего члена и свойства арифметической прогресси...
Презентация к уроку по теме: Сумма n первых членов геометрической прогрессии
Презентация к уроку в 9 классе по алгебре по теме "Сумма n первых членов геометрической прогрессии"...
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...
Урок и презентация к уроку по теме: Сумма п-первых членов арифметической прогрессии
Урок, презентация и анализ урока в 9 классе по теме " Сумма п-первых члекнов арифметической прогрессии"...
Презентация к уроку по теме "Сумма п-первых членов арифметической прогрессии"
Презентация к уроку алгебры,9 класс...