Геометрический смысл производной
презентация к уроку по алгебре (10 класс) по теме
Сценарий урока и презентация к уроку по теме "Геометрический смысл производной".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy_1.pptx | 2.86 МБ |
geometricheskiy_smysl_proizvodnoy._stsenariy_uroka.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций:
1 . В чем состоит геометрический смысл производной ? 2 . В любой ли точке графика можно провести касательную? Какая функция называется дифференцируемой в точке? 3 . Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности функции? 4 . Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности функции? 5 . Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о производной?
для дифференцируемых функций : 0 ° ≤ α ≤ 180 ° , α ≠ 90 ° α - тупой tg α < 0 f ´(x₀) < 0 α – острый tg α >0 f ´(x 1 ) >0 положение касательной не определено tg α не сущ. f ´(x 3 ) не сущ. α = 0 tg α =0 f ´(x 2 ) = 0
y x f (x) M
y = f / (x 0 ) · (x - x 0 ) + f(x 0 ) ( x 0 ; f(x 0 ) ) – координаты точки касания f ´ ( x 0 ) = tg α = k – тангенс угла наклона касательной в данной точке или угловой коэффициент (х;у) – координаты любой точки касательной Уравнение касательной
№1. Найдите угловой коэффициент касательной к кривой в точке с абсциссой х 0 = - 2. Задание В8 ФБТЗ ЕГЭ
№2. Укажите значение коэффициента k при котором графики линейных функций y = 8х+12 и y = k х – 3 параллельны. Ответ: 8. Задание В8 ФБТЗ ЕГЭ
0 У Х 1 -1 1 -1 №3. Функция у = f (х) определена на промежутке (-7; 7). На данном ниже рисунке изображен график ее производной. Найдите число касательных к графику функции у = f (х), которые параллельны оси абсцисс. Ответ: 3. Задание В8 ФБТЗ ЕГЭ
№4. На рисунке изображена прямая, которая является касательной к графику функции у = p (х) в точке (х 0 ; p (х 0 )). Найдите значение производной в точке х 0 . Ответ: -0,5. Задание В8 ФБТЗ ЕГЭ
0 У Х 1 -1 1 -1 №5. К графику функции f(x) провели все касательные параллельные прямой y=2x+5 или совпадающие с ней. Укажите количество точек касания. Ответ: 4. Задание В8 ФБТЗ ЕГЭ
Напишите уравнения касательных к графику функции в точках его пересечения с осью абсцисс. Самостоятельная работа
Фамилия, имя Тестирование Творческое задание Урок +,-, :), :(, : |
1 группа №1. В чем заключается геометрический смысл производной? № 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f ( x ), заданная на интервале ( a ; b ), чтобы в точке с абсциссой х 0 Є ( a ; b ) ее график имел касательную? № 3. Какой вид имеет уравнение касательной? № 4. Составить уравнение касательной к графику функции f(x) =0,5 -4, если касательная образует с положительным направлением оси абсцисс угол 45 градусов.
2 группа №1. В чем заключается геометрический смысл производной? № 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f ( x ), заданная на интервале ( a ; b ), чтобы в точке с абсциссой х 0 Є ( a ; b ) ее график имел касательную? № 3. Какой вид имеет уравнение касательной? № 4. Напишите уравнение касательной к графику функции f ( x ) = , параллельной прямой y = 9 х – 7.
3 группа №1. В чем заключается геометрический смысл производной? № 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f ( x ), заданная на интервале ( a ; b ), чтобы в точке с абсциссой х 0 Є ( a ; b ) ее график имел касательную? № 3. Какой вид имеет уравнение касательной? № 4. Прямая, проходящая через начало координат, касается графика функции у = f ( х ) в точке А (-7;14). Найдите .
4 группа №1. В чем заключается геометрический смысл производной? № 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f ( x ), заданная на интервале ( a ; b ), чтобы в точке с абсциссой х 0 Є ( a ; b ) ее график имел касательную? № 3. Какой вид имеет уравнение касательной? № 4. Прямая у=-4х-11 является касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Тема: «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цели: 1) продолжить формирование системы математических знаний и умений по теме «Уравнение касательной», необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
2) развивать навыки использования компьютера и мультимедийных учебных программ для организации собственной познавательной деятельности;
3) развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление;
4) воспитывать толерантность, коммуникативность.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы, постановка целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Задания базового уровня (отсканированная работа)
- Задачу практического содержания повышенного уровня сложности обучающиеся решали по выбору. Один из учеников представляет свое решение в форме мультимедийного проекта: «Строится мост параболической формы, соединяющий пункты А и В, расстояние между которыми равно 200 м. Въезд на мост и съезд с моста должны быть прямолинейными участками пути, эти участки направлены к горизонту под углом 150. Указанные прямые должны быть касательными к параболе. Составьте уравнение профиля моста в заданной системе координат»
- Актуализация опорных знаний.
- Продифференцируйте функции:
- ()
- y=4 ()
- y=7x+4 ()
- y=tg x+ ()
- y=x3 sin x ()
- y= ()
- Ответьте на вопросы:
- В чем состоит геометрический смысл производной ?
- В любой ли точке графика можно провести касательную? Какая функция называется дифференцируемой в точке?
- Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности функции?
- Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности функции?
- Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси ОХ. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности функции?
- Как должен выглядеть график дифференцируемой в точке функции?
- Какой вид имеет уравнение касательной? Объясните, что в данном уравнении (х0; f(х0)) , f’(х0), (х;у)
- Найдите угловой коэффициент касательной к кривой y=2х2+х в точке с абсциссой х0=-2 (-7).
- Укажите значение коэффициента k при котором графики линейных функций y = 8х+12 и y = kх – 3 параллельны. (8)
- Функция у = f(х) определена на промежутке (-7; 7). На данном ниже рисунке изображен график ее производной. Найдите число касательных к графику функции у = f(х), которые параллельны оси абсцисс. (3)
- На рисунке изображена прямая, которая является касательной к графику функции у = p(х) в точке (х0; p(х0)). Найдите значение производной в точке х0. (-0,5)
- К графику функции f(x) провели все касательные параллельные прямой y=2x+5 или совпадающие с ней. Укажите количество точек касания. (4)
- Самостоятельная работа с выборочной проверкой (один уч-ся выполняет задание за доской). Напишите уравнения касательных к графику функции f(x) = 4 – x2 в точках его пересечения с осью абсцисс. (у=-+4х+8). Демонстрация иллюстрации.
- Работа в творческих группах по 5-6 человек.
- По очереди пройти компьютерное тестирование (Дополнительное тестирование к уроку 5, вар. 1 и 2 «Уроки алгебра Кирилла и Мефодия»). Результаты вносят в диагностическую карту.
- Выполнить в тетрадях задания:
1 группа
№1. В чем заключается геометрический смысл производной?
№ 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
№ 3. Какой вид имеет уравнение касательной?
№ 4. Составить уравнение касательной к графику функции f(x) =0,5х2-4, если касательная образует с осью х угол 450.
2 группа
№1. В чем заключается геометрический смысл производной?
№ 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
№ 3. Какой вид имеет уравнение касательной?
№ 4. Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = x3/3 , параллельной прямой y = 9х – 7.
3 группа
№1. В чем заключается геометрический смысл производной?
№ 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
№ 3. Какой вид имеет уравнение касательной?
№ 4. Прямая, проходящая через начало координат, касается графика функции
у = f(х) в точке А(-7;14). Найдите . (Задание из КИМ по подготовке к ЕГЭ)
4 группа
№1. В чем заключается геометрический смысл производной?
№ 2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
№ 3. Какой вид имеет уравнение касательной?
№ 4. Прямая y=-4x-11 является касательной к графику функции f(x)=x3+7x2+7x-6. Найдите абсциссу точки касания. (Задание из КИМ по подготовке к ЕГЭ)
Отчет о проделанной работе выполняет у доски один из группы. Его выбирает учитель или группа. В диагностическую карту заносят отметку отвечавшего и самооценку каждого участника группы.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание состоит из упражнений В8 ФБТЗ ФИПИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций
В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...
Контрольная работа по теме "Производная. Физический и геометрический смысл производной" на 4 варианта. по учебнику Колягина Ю.М.
Контрольная работа составлена на 4 варианта....
Справочный материал.Производная.Геометрический смысл производной.
Справочный материал....
Урок по теме: «Производная, геометрический смысл производной»
Урок по теме: «Производная, геометрический смысл производной»...
Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."
Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ, профильный уровень....
Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...