Решение задач на проценты 5 класс
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Смирнова Галина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

7.  Базовый учебник

Смирнова Галина Ивановна

МАОУ СОШ №3 г. Щелково Московской обл.

учитель математики

математика

5

Решение задач на проценты (урок обобщения)

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

8. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

9. Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

 личностные: умение работать в парах и группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

10. Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

12. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая.

13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.

14. Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения правил перевода процентов в дробь и обратно.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

23

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные  задания, и оценивать свою работу.

 -Ребята!

Сегодняшний урок мне хочется начать с загадки:

Одной я сотою зовусь,

В расчетах вам всем пригожусь,

Но лишь 3 буковки убрать,

Могу я денежкою стать.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся отгадывают загадку.

2. Актуализация знаний

Задание 1

Устный счет: 0,13    1,09     0,8    0,45       0,006             43%        18%       40%     77%      112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание 2

Перед вами карточка . Как по- другому можно назвать каждую дробь , записанную в первой строке  таблицы? Запишите соответствующие  буквы во вторую строку. Какое слово получилось? Проверьте себя.

0,5

50%

 

Четверть – Д

Половина – А

Дюжина- П

Треть – З

Десятина

Процент – Ч

- Как вы думаете, почему у нас два этих слова? (Они связаны с темой урока.)

Формулируется тема урока. « Решение задач на проценты»

Открывается слайд, на котором записана тема урока ( учащиеся записывают число и тему в тетрадь)

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 

Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

Заполняют карточку.

Работа в парах.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

Отвечают, приводят примеры из жизненных ситуаций.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации 

Ребята, задачи, которые мы рассматривали на уроках, решаются по одинаковому алгоритму? (схеме) --- Нет  

---- На какие группы можно их разбить?

Задание 3

Перед вами конверт, в котором находятся карточки с задачами. Вы должны внимательно прочитать условия  и разбить все задачи на три группы.

(Приложение 1)

По каким критериям Вы разбивали задачи?

( По способам решения)

Решите только те задачи, в которых упоминается о лесе.

Учащиеся в группах выполняют решение предложенных задач. (Интегрированная работа на листах ватмана, разбитых на три части по  количеству групп). По окончании работы над каждой задачей, группы обмениваются листами. В результате,  каждой группой решены задачи всех типов.

Демонстрация решенных задач. Обсуждение алгоритма решения каждой задачи.

5. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Давайте посмотрим , что у вас получилось.

Поясните свое решение. Какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Демонстрация решенных задач. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

7. 1        Самостоятельная работа

      Площадь Московской области 45 800 км².

Сейчас леса в Московской области занимают около 40 % площади. Примерно соотношение основных лесообразующих пород в лесах Подмосковья следующее ель — 27 %, сосна — 23 %. Остальные – лиственные деревья. Какую площадь занимают лиственные деревья?

Поставьте  в оценочный лист

1 балл- задача решена 1 способом,

2 балла -задача решена 2 способами.

7.2           Грамматика.

Задание 1.

Как вы считаете, ребята, какое предложение является верным:

«Найти 1% от 12 кг» или «Найти 1%  12 кг», «46% от населения»

или «46%  населения»

Задание 2. Для каждой фразы левого столбца подберите соответствующую фразу правого столбца:

1. 100% учащихся школы            а) половина всех учащихся школы

2. 25% учащихся школы              б) все учащиеся школы

3. 10% учащихся школы              в) четверть всех учащихся

4. 50% учащихся школы              г) десятая часть всех учащихся.

Задание 3. Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения:

а) 10 москвичей из каждых 100 нуждаются в улучшении жилья;

б) 43 человека из каждых 100 доверяют гороскопам и постоянно читают их;

в) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики;

г) из каждых 100 жителей Брянска 25 имеют домашних животных.

Решают задачу разными способами.

Оценивают свою работу.

8. Информация о домашнем задании

Решите следующую задачу:

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием.

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали разные типы задач на проценты . Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценки и выставляются оценки за работу на уроке. 

Учащиеся сдают карточки самооценки.

Приложение 1

  • В школе 300 учеников, в 5 классах учится 15% всех учеников школы. Сколько учеников в 5 классах?
  • Общая площадь леса на Земле составляет 38000000 кв.км. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса и лесными площадями.  Площадь леса в России составляет соответственно 21.7 % мировых запасов. Какую площадь занимают леса?

Ответ: площадь покрытых лесом земель составляет около 81644 0 кв. км.

  • В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Сколько человек живет в городе?
  • Почти все подмосковные леса — вторичные, т.е. когда-то на их месте была вырубка, поле, луг или гарь. Небольшая часть из них — около 15 % — имеет возраст старше 70-80 лет и похожи на первобытные. Какая площадь Подмосковья занята лесами, если 330 000  гектаров занята лесами старше 70-80 лет?

Ответ: 2,2 млн га занята лесами

  • На содержание квартиры семья расходует 16% доходов. Найдите доход семьи, если содержание квартиры обходиться в 6,4 тыс. рублей.
  • В классе 40% учеников закончили четверть на «4» и  «5». Сколько в классе учеников, если 12 из них хорошисты и отличники ?
  • В классе 28 учеников ,из них 16 учеников посещают различные секции и кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

  • Площадь лесов, погибших от короеда в 2013 году, только в Московской области составляет 44 000 га. Какой процент лесов погиб, если общая площадь леса 2200 000 га? 

Ответ: 2%

  • Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата на транспорт  135 рублей. Сколько процентов ставки организация доплачивает на транспорт?

Самостоятельная работа

      Площадь Московской области 45 800 км².

Сейчас леса в Московской области занимают около 40 % площади. Примерно соотношение основных лесообразующих пород в лесах Подмосковья следующее ель — 27 %, сосна — 23 %. Остальные – лиственные деревья. Какую площадь занимают лиственные деревья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

урок в 6 классе "Решение задач на проценты с помощью пропорции"

содержит разработку урока математики в 6 классе на тему "Решение задач на проценты с помощью пропорции"...

урок математики с презентацией в 7 классе на тему "Решение задач на проценты"

Урок закрепления темы " Решение задач на проценты"...

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...

Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа. Решение задач на проценты.

Урок математики6 классНахождение дроби от числа. Решение задач на проценты....

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

"Решение уравнений и решение задач на проценты" математика 6 класс

Пояснительная записка Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовател...