Игровые технологии на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре по теме

Клюева Татьяна Ивановна

Сообщение содержит теоретический и практический материал и сопровождается презентацией по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровые технологии42 КБ
Файл Презентация2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

на уроках математики

Учитель математики:Клюева Т.И..

                                Энгельс-  2013  

Игровые технологии на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим основная проблема, которую я ставлю перед собой, состоит в том, чтобы отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Существенная роль в этом процессе отводится играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

 - игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

 - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

 - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

 - игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

 - игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением;

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

 - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

 - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Таким образом, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают игре как единое взаимосвязанное целое.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства,
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б) познавательные, познавательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу и осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:

 - игры – упражнения;

 - игры – путешествия;

 - сюжетная (ролевая) игра;

 - игра – соревнование.

 Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

 Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

 Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале – для концентрации внимания, в середине  для небольшой разрядки, в конце – для повторения.

Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.

Об играх на уроке можно прочитать в работах А.А. Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского, Ф.Ф. Нагибина, Е.С. Канина, Т.М. Ковалевой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии на уроках математики Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков. Д. Пойа Составитель : учитель математики Клюева Т. И МКОУ Шараповская ООШ Чеховского района Московской области

Слайд 2

Функции игры: развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная (освоение диалектики общения); возможность самореализации в игре; игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическая (самопознание в процессе игры).

Слайд 3

Познавательный интерес – это соединение психических процессов активный поиск; догадка; исследовательский подход; готовность к решению задач. инициатива поиска; самостоятель-ность добывания знаний; выдвижение и постановка познавательных задач эмоции удивления; чувство ожидания нового; чувство интеллек-туальной радости; чувство успеха.

Слайд 4

Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Направления реализации игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий : дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи учебная деятельность подчиняется правилам игры учебный материал используется в качестве ее средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Слайд 5

Игры (по характеру педагогического процесса): обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, познавательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и т.д.

Слайд 6

Игры-упражнения Решение занимательных, логических задач Викторины Кроссворды, ребусы Чайнворды, шарады Головоломки Задания: исправить преднамеренно сделанные ошибки; восстановить частично стертые записи; задания на внимание; с занимательным сюжетом …

Слайд 7

Игры для закрепления правил и выработки навыков выполнения арифметических действий с положительными и отрицательными числами, с рациональными числами «Солнышко» «Цветочек» «Числовая мельница»

Слайд 8

Загадки Правда, дети, я хорош, На большой мешок похож. По морям в былые годы Обгонял я пароходы. Кто же это? На ответы всех примеров даны буквы. Лишь ответы вы узнаете – и загадку отгадаете. ь

Слайд 9

Игры-путешествия Путешествие по станциям Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» Станция «Историческая»   Станция «Космическая»  Станция «Математическая» …

Слайд 10

Игра-путешествие в мир истории Геометрия, 8 класс Тема «Подобные треугольники» Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Ж.А. Пуанкаре

Слайд 11

Сложение и вычитание десятичных дробей Сюжетная (ролевая) игра

Слайд 12

Звонит Баба-Яга Я хочу вам помочь в освобождении девочки. Только для этого вы должны решить мне две задачи.

Слайд 13

Игры с практической значимостью содержания знаний Тема: «Уравнение» (5 кл .) «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?» Продавец и покупатель

Слайд 14

«Лесенка» Игра-соревнование

Слайд 15

Игра как средство поддержания и развития познавательного интереса Игра на различных этапах урока : в начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, в конце – для повторения. Игры по форме их проведения : игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды …

Слайд 16

Творческие работы Тема: «Координатная плоскость» (6 кл .) Я на шкале – число – граница. Где встану я – там чисел штаб А числам разрешаю становиться на выбранной прямой. Ноль — направленье и масштаб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии на уроках математики

о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Игровые технологии на уроках математики

Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...

Игровые технологии на уроках математики

Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках  математики"...

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...