Игровые технологии на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре по теме
Сообщение содержит теоретический и практический материал и сопровождается презентацией по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии | 42 КБ |
Презентация | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
на уроках математики
Учитель математики:Клюева Т.И..
Энгельс- 2013
Игровые технологии на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим основная проблема, которую я ставлю перед собой, состоит в том, чтобы отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Существенная роль в этом процессе отводится играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением;
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Таким образом, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают игре как единое взаимосвязанное целое.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
б) познавательные, познавательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу и осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
- игра – соревнование.
Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале – для концентрации внимания, в середине для небольшой разрядки, в конце – для повторения.
Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды.
Об играх на уроке можно прочитать в работах А.А. Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского, Ф.Ф. Нагибина, Е.С. Канина, Т.М. Ковалевой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функции игры: развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная (освоение диалектики общения); возможность самореализации в игре; игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическая (самопознание в процессе игры).
Познавательный интерес – это соединение психических процессов активный поиск; догадка; исследовательский подход; готовность к решению задач. инициатива поиска; самостоятель-ность добывания знаний; выдвижение и постановка познавательных задач эмоции удивления; чувство ожидания нового; чувство интеллек-туальной радости; чувство успеха.
Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Направления реализации игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий : дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи учебная деятельность подчиняется правилам игры учебный материал используется в качестве ее средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Игры (по характеру педагогического процесса): обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, познавательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и т.д.
Игры-упражнения Решение занимательных, логических задач Викторины Кроссворды, ребусы Чайнворды, шарады Головоломки Задания: исправить преднамеренно сделанные ошибки; восстановить частично стертые записи; задания на внимание; с занимательным сюжетом …
Игры для закрепления правил и выработки навыков выполнения арифметических действий с положительными и отрицательными числами, с рациональными числами «Солнышко» «Цветочек» «Числовая мельница»
Загадки Правда, дети, я хорош, На большой мешок похож. По морям в былые годы Обгонял я пароходы. Кто же это? На ответы всех примеров даны буквы. Лишь ответы вы узнаете – и загадку отгадаете. ь
Игры-путешествия Путешествие по станциям Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» Станция «Историческая» Станция «Космическая» Станция «Математическая» …
Игра-путешествие в мир истории Геометрия, 8 класс Тема «Подобные треугольники» Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Ж.А. Пуанкаре
Сложение и вычитание десятичных дробей Сюжетная (ролевая) игра
Звонит Баба-Яга Я хочу вам помочь в освобождении девочки. Только для этого вы должны решить мне две задачи.
Игры с практической значимостью содержания знаний Тема: «Уравнение» (5 кл .) «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?» Продавец и покупатель
«Лесенка» Игра-соревнование
Игра как средство поддержания и развития познавательного интереса Игра на различных этапах урока : в начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, в конце – для повторения. Игры по форме их проведения : игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды …
Творческие работы Тема: «Координатная плоскость» (6 кл .) Я на шкале – число – граница. Где встану я – там чисел штаб А числам разрешаю становиться на выбранной прямой. Ноль — направленье и масштаб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровые технологии на уроках математики
о применении игровых технологий на уроках математики, примеры применения на конкретных уроках...
Использование игровых технологий на уроках математики
Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....
Игровые технологии на уроках математики
Научно-исследовательская работа по теме 2Игровые технологии на уроках математики"...
Игровые технологии на уроках математики
Творческая работа по теме "Игровые технологии на уроках математики"...
Статья "Игровые технологии на уроках математики"
В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...