Моя методическая система преподавания урока математики
статья по алгебре на тему

Михайленко Любовь Александровна

 

                      Самое главное условие успешности обучения - это то, что к каждому ребёнку нужно относиться как к своему собственному и учить его как своего собственного. В своей работе я опираюсь на такую форму организации учебной деятельности, как самостоятельная деятельность учащихся, являющаяся  важнейшим условием достижения результативности обучения математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя методическая система преподавания урока математики

Учитель математики МБОУ СОШ №6

муниципального образования Каневской район Краснодарского края

Михайленко Любовь Александровна

           Мой  урок  представляет собой систему  единства деятельности учителя и ученика.

 В этой системе под моим руководством  происходит овладение учеником системой знаний и способов деятельности, его развитие. Ученик может овладеть знаниями, научиться их применять и оценивать только в процессе собственной познавательной и практической деятельности, в процессе учения.

          Эффективное овладение знаниями и способами деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности школьников, при которой учебный материал становится предметом их активных действий. Поэтому в своей работе я опираюсь на такую форму организации учебной деятельности, как самостоятельная деятельность учащихся, являющаяся  важнейшим условием достижения результативности обучения математике.

          Цель  – организовать преподавание, способствующее повышению эффективности обучения, становлению и развитию самостоятельной  личности.

           Задачи:

  • создать для учащихся атмосферу заинтересованности в достижении результата своей деятельности
  • стимулировать учащихся к поиску различных способов выполнения заданий
  • использовать в ходе урока  задания различного уровня
  • оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  • поощрять стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
  • создавать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

          Самостоятельная деятельность учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

          Под самостоятельной деятельностью понимается любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

           Самостоятельная деятельность может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных и фронтальных заданий на уроках, консультациях, а также в домашних условиях.

            Главными признаками самостоятельной деятельности являются:

  • выделение для неё специального времени
  • наличие задания (группового, фронтального, индивидуального)
  • отсутствие непосредственного участия учителя в работе
  •  умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели
  •  результаты работы

            Учитель  организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, оказывает помощь, руководит деятельностью учащихся, стимулирует положительные мотивы.

            Самостоятельная деятельность может протекать не только при самостоятельной работе учащихся, но и тогда, когда материал излагает учитель. Слушая его объяснения, школьники могут выполнять самостоятельные умственные и практические действия, которые не выполняет учитель: заполнять таблицу, составлять конспект или план и т.д.

             Организация самостоятельной деятельности учащихся способствует достижению следующих целей:

  • приобретение новых знаний (предварительное чтение материала, наблюдения, выполнение практических заданий и заданий исследовательского характера)
  • формирование умений и навыков (упражнения, решение задач, составление задач)
  • применение знаний (выполнение заданий, составление задач, иллюстрирующих суть усваиваемых обобщений, подготовка творческих работ)
  • повторение и проверка знаний (письменные ответы, задания на вычисления, тесты, самостоятельное выполнение заданий на повторение отдельных тем, работа над ошибками)

            Можно выделить следующие типы самостоятельной деятельности:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, при выполнении которых деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать или рассмотреть, запомнить и воспроизвести определённую информацию. Это решение типовых задач, примеров, выполнение упражнений по образцам и алгоритмам, нахождение ответов в тексте учебника и т.п.

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, требующие от учащихся преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретённых знаний и умений для решения задач, установления внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Эвристические самостоятельные работы, в ходе выполнения которых деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создаёт, организует учитель по ходу урока. В результате такой работы учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

4. Творческие (исследовательские) самостоятельные работы в ходе выполнения, которых ученик обучается раскрывать новые стороны явлений, высказывать собственные суждения, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации.

На уроках математики я использую следующие виды  самостоятельной деятельности:

  • работа с книгой
  • выполнение индивидуальных  работ
  • проверочные, самостоятельные, контрольные работы, тесты
  • подготовка докладов
  • домашние опыты, наблюдения
  • техническое моделирование и конструирование
  • метод проектов

     Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать очень важно, потому что современному обществу, производству нужны работники, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения.

            Поэтому я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным, ориентирую учащегося на успех и  развитии.

            И самое главное условие успешности обучения - это то, что к каждому ребёнку нужно относиться как к своему собственному и учить его как своего собственного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямоугольная система координат, урок математики в 6 классе

Урок решения задач на координатной плоскости с использованием практического материала - рисунков созвездий. Предполагается работа как в тетради, так и с помощью программы "Чертежник"....

Методическая разработка к уроку математики в 5 классе по теме "Ломаная" (по учебнику Зубарева, Мордковича

Комбинированный урок. Используется творческая и исследовательская работа учащихся. Авторская презентация...

Методическая разработка для урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений»

Методическая разработка для урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений» Федотова Е.А., учитель математики...

Нормативно - правовое и инструктивно - методическое обеспечение преподавание предмета "Математика" в 2014-2015 уч. году

В данном выступлении поместила информацию о преподавании предмета "Математика в 2014-2015 уч. году. здесь помещены нормативные документы  по предмету.Показала отличие содержания математического о...

Нормативно - правовое и инструктивно - методическое обеспечение преподавание предмета "Математика" в 2014-2015 уч. году

В данной презентации показаны документы, кторыми надо будет пользоваться учителям математики при составлении своих рабочих программ....