ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по математике и информатике "Математический калейдоскоп"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Коваленко Наталья Викторовна

Материал предназначен для учителей математики и информатики, для проведения познавательного внеклассного интегрированного мероприятия по математике и информатике. Состоит из 6 туров, в которых участвуют 3 команды. Задания даются как по математике, так и по информатике. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. Можно усложнить задания и использовать для 10-11 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО МАТЕМАТИКЕ  И  ИНФОРМАТИКЕ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ   КАЛЕЙДОСКОП»

ПОДГОТОВИЛИ

И ПРОВЕЛИ:

КОВАЛЕНКО Н.В.

МАТВЕЕВА Е.С.

ВЕДУЩИЙ:                         Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много  уметь,

Надо многое знать.

И при этом, и при том,

Вы смекайте-ка, друзья,

Очень важная наука

Математика!

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы смекайте-ка, друзья,

Капитанам помогает

Математика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий,

Вы смекайте-ка, друзья,

Где бы нам ни пригодилась

Математика!

1-й помощник:                        Мы наш конкурс открываем,

                        Добрый день, наши друзья!

                        Три команды на турнире,

                        Их сейчас представлю я.

                        Вот команда «Пирамида»,

                        И не сделаете вида,

                        Что она вам неизвестна,

                        Ведь команда интересна.

                        У второй команды здесь

                        Все достоинства не счесть.

                        И зовется она «Сферой»,

                        Служит каждому примером.

                        Третья – им как раз под стать.

                        Ее «Кубом» величать.

                        С любой задачей справится

                        И зрителям понравится.

                        Чтобы было все здесь честно,

                        Для жюри у нас есть место.

                        Калейдоскоп я открываю,

                        Мыслить, думать вам желаю!

                        На вопросы отвечать,

                        Быстро все в уме считать.

                        И, конечно, не зевать!

                        Начинать уже пора,

                        Всем ни пуха, ни пера!

Ведущий:                 Первый тур мы начинаем,

                Победителей узнаем.

                Первый тур – «Разминка».

                Отвечать всем без запинки.                

        Перед вами математический калейдоскоп, на нем прикреплены задания.  Просьба: одному из участников команды  оторвать листок с 1-м  заданием и прочитать его.

Ведущий: Для трех команд приготовлены вопросы, которые зачитывает один из участников команды и  команда дает ответ. Время для размышления – 1 минута. Оценка результатов по 5-балльной системе.

Вопросы команде «Пирамида»:

                1. Что больше: произведение всех цифр или их сумма?    (сумма)

2. В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть 1 брат и 1 сестра. А другой говорит, что у него нет ни одной сестры.  Сколько в семье девочек и мальчиков?  (1 девочка и 2 мальчика)

3. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по 1 метру. За сколько минут распилят все бревно?  (за 4 минуты)

Вопросы команде «Сфера»:

                

        1. Сумма каких 2-х натуральных чисел равна их произведению? (2+2 = 2  2)

2. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (Трое возьмут по яблоку, а четвертый – яблоко в корзине).

3. Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?  (69, 8, 88, 96 и др.)

Вопросы команде «Куб»:

        1. На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?  ( На 6 частей)

2. В нашем шкафу лежит 22 синих носка и 35 черных носков. Представьте, что вам надо в полной темноте взять из шкафа пару носков. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?  (Только 3 носка)

3. Мать троих детей утверждает, что половина из них девочки. Она не обманывает. Объясните, возможно ли это?  (Все три девочки)

Ведущий:

                Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, мы предлагаем зрителям принять участие в викторине. Ответив правильно на вопрос, вы получите жетон. Обладатели жетонов по окончании калейдоскопа смогут подойти к преподавателю и «обменять» их на оценки по математике и информатике.

        ВОПРОСЫ:

  1. Системный блок и монитор вместе весят 24 кг. Сколько они весят в отдельности, если системный блок в два раза легче монитора?  (Системный блок весит 8 кг, а монитор – 16 кг).
  2. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 5?  (20 раз)
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?   (Нет, опять будет ночь)
  4. Какой знак надо поставить между цифрами 4 и 5, чтобы получилось число, большее 4 и меньшее 5? (Запятую: 4,5)
  5. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии?  (100 – сто)
  6. Какие числа при перевертывании увеличиваются в 2 раза?  (6, 66, 666 и т.д.)
  7. Пойманная рыба  весит 1 кг и еще столько, сколько весит полрыбы. Сколько весит вся рыба? (1,5 кг)
  8. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая  на две части». О чем идет речь?  (О биссектрисе).
  9. Сколько цифр вы знаете? (Десять, от 0 до 9)
  10. В семье у каждого из 6 братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (Семеро)

Ведущий:  Слово для подведения итогов «Разминки» предоставляется жюри.

Ведущий:                         Тур второй у нас – «Загадка»,

                                Разгадать ее несладко.

                                Все участники команд

                                Показать должны талант.

        Ведущий просит одного из участников любой команды оторвать листок со вторым заданием и прочитать его.

ЗАДАНИЕ: Показать заданную фигуру с помощью всех участников команды, не используя мимику и жесты. Команды соперников должны отгадать, какая фигура показана. Каждой команде дается карточка с названием фигур.

Для  «Пирамиды»: Цилиндр, ромб.

Для «Сферы»:  Пирамида, квадрат.

Для «Куба»:  Шар, равносторонний треугольник.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Ведущий:                        Третий тур мы начинаем,

                                Конкурсантов приглашаем.

                                После тура будем знать,

                                Кто может лучше вычислять.

                        

        Любая цифра в математике несет информацию. Информация, в свою очередь, имеет размер, который можно определить двумя способами:

  1. Количество  информации определяется как уменьшение неопределенности знаний о предмете.
  2. Количество информации измеряется символами, каждый символ – это 1 байт информации.

Ведущий просит одного из участников сорвать задание под номером 3 и прочитать его.

        ЗАДАНИЕ: Необходимо подсчитать информационный размер текста. Время на выполнение – 3 минуты.

КАРТОЧКИ  С  ТЕКСТОМ:

  1. ДУТИК – небольшой бугорок на поверхности штукатурки, лихо осыпается, оставляя в центре белое или желтоватое пятнышко. Образуется оттого, что раствор был приготовлен на невыдержанной извести, в которой не погасились мелкие частицы.

  1. Наиболее надежный способ тепловой обработки – варка, так как при этом почти всегда обеспечивается прогрев продуктов до 1000, а при жарении это не всегда возможно. Тепловая обработка приводит к образованию новых вкусовых и ароматических веществ.

  1. Автомобильный транспорт распространен по всему миру. Для улучшения экологической обстановки создаются автомобили на солнечных батареях; автомобили, топливом для которых служит водород и продукты распада которого не разрушают окружающую среду.

Ведущий:  Пока команды выполняют задание, мы продолжим викторину для зрителей.

ВОПРОСЫ:        1. Какие устройства являются носителями информации для компьютера? (Диски, дискеты)

  1. Основная часть компьютера? (Процессор)
  2. Как называется всемирная паутина, с помощью которой можно связаться с любым уголком мира? (Интернет)
  3. Что называется алгоритмом? (Строгий порядок действий для достижения какого-либо результата)
  4. Какое программное обеспечение используется в компьютере наиболее часто? (Windows)
  5. Что такое компьютерный вирус? ( Программа, выполняющая действия, нарушающие работу компьютера)
  6. Что такое «винчестер» на компьютере? (Жесткий диск компьютера)
  7. Что такое моделирование? Привести примеры использования в профессии. ( Замена реального объекта, явления графиком, текстом или моделью. Применение в архитектуре, отделке помещений, конфигурации паркета, дизайне помещений, украшении блюд, подбор краски для машин и т.д.)
  8. Чем CD – диск отличается от дискеты? (Количеством дорожек и емкостью: у CD – 1 спиральная дорожка, емкость 200 – 800 Мб; у дискеты 80 концентрических дорожек, емкость  1, 44 Мб).
  9. В каком году и кем был создан первый компьютер в России? (НИИ под руководством Лебедева, 1951 г.)
  10. Как называлось первое счетное устройство, применяемое для счета в древности? (Абак)

Ведущий предоставляет слово жюри.

Ведущий:                         Вы, ребята, все устали.

                                Много думали, считали.

                                Тур четвертый: отдохните,

                                Аккуратность проявите.

Ведущий просит одного из участников сорвать листок с 4-м заданием и зачитать его.

ЗАДАНИЕ:  С помощью геометрических фигур создать орнамент по образцу. Выполнить задание за 5 минут. (Образец орнамента прилагается).

        Командам даны заранее вырезанные геометрические фигуры и образец для выполнения.

Ведущий:  Пока команды выполняют задание, мы расскажем вам об орнаменте.

        Все мы знаем, как вырезаются бумажные снежинки. Лист бумаги, чаще квадратный, складывается вдвое по диагонали, полученный таким образом равнобедренный треугольник складывается пополам так, чтобы совпали боковые стороны; новый треугольник складывается еще раз и т.д. В сложенной бумаге вырезается рисунок. (Показать готовые модели снежинок).

        Из бумаги вырезаются и очень красивые симметричные ленты. Орнаменты в виде лент (бордюры)  применяют маляры и художники при оформлении комнат, зданий; кондитеры также пользуются орнаментным рисунком при оформлении кондитерских изделий.

        На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвал «Павлинье око», так как был похож на рисунок пера павлиньего хвоста (показать орнамент).

        И сейчас, гуляя по улицам, можно найти различные орнаменты на зданиях.

        Кроме линейных орнаментов существуют плоские орнаменты, заполняющие лист бумаги (плоскость) без промежутков. Такие орнаменты называют ПАРКЕТАМИ. Это такие же паркеты, как в наших квартирах, как орнаменты на линолеуме, как рисунки на обоях.

        Кажется, что придумать затейливый орнамент невероятно сложно. Конечно, без таланта здесь никак не обойтись. Но нужны и некоторые геометрические знания и умения. Овладев ими, каждый учащийся сможет нарисовать свой неповторимый орнамент.

ВОПРОС: Скажите, а каким образом можно повторить рисунок?   (Если данный рисунок нанести на валик и прокатать  по поверхности).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ зрителей:

        

  1. Из букв, записанных на доске, составить слова, относящиеся к математике и информатике, одну и ту же букву можно использовать несколько раз.

С    И    Г   П   Ю   Б   Ч   М    О   У   Н   И   Д   А   Т   Е   Ж   Ь   К   Р   Л

ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется жюри для подведения итогов конкурса по составлению орнаментов. (Оценивается оригинальность, аккуратность выполнения).

ВЕДУЩИЙ:                         Мы начинаем пятый тур,

                                        Внимателен будь,  словно Амур.

                                        Цель свою, как он, найди,

                                        Не сбившись с верного пути.

Ведущий просит одного из участников команды сорвать листок с 5-м заданием и прочесть его.

На доске висит плакат с фигурой. Командам на столы даются такие же рисунки с заданием. Выполнить задание за 1 минуту.

ЗАДАНИЕ:  ПОДСЧИТАТЬ:

1. «ПИРАМИДЕ» - сколько треугольников в фигуре.

2. «СФЕРЕ» - сколько квадратов в фигуре.

3. «КУБУ» - сколько прямоугольников в фигуре.

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, ми предлагаем зрителям принять участие в игре «Шаги». Приглашаются 3 желающих. На полу разложены «стопы». На каждый шаг нужно назвать математическое действие или функцию.  Называются действия по очереди. Побеждает тот, кто назовет большее количество.

ВЕДУЩИЙ:        Наши команды уже выполнили задание, слово предоставляется жюри.

ВЕДУЩИЙ:                        Мы начинаем тур шестой,

                                        Хочу сказать, что непростой!

                                        В наших командах достойные есть:

                                        Лучший «переводчик» нужен здесь!

Прежде, чем команды получат задание,  предлагаем им ответить на вопросы:

  1. Какая система счисления используется нами в математике? (Десятичная)
  2. А какие системы счисления используются в информатике для общения с компьютером? (Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная).

Ведущий предлагает участнику одной из команд сорвать листок с заданием и прочитать его.

ЗАДАНИЕ: Необходимо, используя свои знания о системах счисления и методах перевода из одной системы счисления в другую, осуществить перевод числа в указанную систему счисления. Время выполнения задания – 1 минута.

ЗАДАНИЯ командам:

 

  1. Для команды «Пирамида»: Перевести число 100111012 из двоичной системы счисления в десятичную.
  2. Для команды «Сфера»: Перевести число 17910 из десятичной системы счисления в щестнадцатеричную.
  3. Для команды «Куб»: Перевести число В2С16 из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

ВЕДУЩИЙ: Пока команды готовятся, мы проведем викторину для зрителей. Внимание, вопросы!

ВОПРОСЫ:

  1. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (15 рублей)
  2. Нужно быстро ответить, какой объект не обладает свойством, которое присуще двум другим:

Треугольник, прямоугольник, ромб   (треугольник)

Прямая, отрезок, угол      (угол)

Ярд, тонна, центнер      (Ярд)

Гектар, сотка, метр      (Метр)

Конус, квадрат, призма    (квадрат)

  1. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед).
  2. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе  с латинского он означает «спица колеса». Что это?  (Радиус)
  3. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «Сифр». Как мы называем его сейчас? (Нуль).

ВЕДУЩИЙ: жюри нужно время, чтобы подвести итоги, а мы посмотрим и послушаем, что нам приготовили наши гости.

Приглашаются специальные гости, участники группы. Песня под гитару.

ВЕДУЩИЙ:                И вот прошел калейдоскоп!

                                Итоги подведем.

                                В игре кто отличился,

                                Кто лучше всех трудился?

СЛОВО  ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ  ЖЮРИ.  ПОДВОДЯТСЯ  ИТОГИ  ВИКТОРИНЫ.

ПРИМЕЧАНИЕ: все задания прикреплены на листе ватмана или на доске с помощью магнитов.

Можно обыграть эту ситуацию и с помощью презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

"Экономический калейдоскоп"-внеклассное мероприятие по математике в 8 классе специальной (коррекционной) школы.

Внеклассное занятие составлено и проведено с использованием игровых технологий. Способствовало развитию мышления, активности учащихся в овладении  ими необходимыми экономическими знаниями, ...

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах на тему: "Математический калейдоскоп"

Цели мероприятия:·         дополнение знаний учащихся по математике;·         развитие логического мышления, внимания, с...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Интеллектуальная игра: Калейдоскоп наук""

Математический «Калейдоскоп наук”- игра-конкурс,  представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого  прослеживается  связь с другими науками...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 –6 х классов "Математический калейдоскоп"

привитие интереса к изучению математики;развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества...