Здоровьесберегающее обучение на уроках математики
методическая разработка по алгебре на тему
Проблема здоровьесбережения не находится в центре педагогического процесса. Более того, в последнее время мы о ней как-то забыли. В погоне за дифференциацией, гуманизацией и прочими нужными, а порой лишь модными вещами мы упустили из виду важнейший аспект деятельности школ: заботу о здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchee_obuchenie_na_urokakh_matematiki.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема здоровьесбережения не находится в центре педагогического процесса. Более того, в последнее время мы о ней как-то забыли. В погоне за дифференциацией, гуманизацией и прочими нужными, а порой лишь модными вещами мы упустили из виду важнейший аспект деятельности школ: заботу о здоровье детей. А напрасно!
Не стоит доказывать, что успех в обучении и воспитании во многом зависит от состояния здоровья детей, от их самочувствия.
В конвенции «О правах ребенка», в законе «Об образовании» говорится о необходимости укрепления здоровья детей.
Однако, печальные цифры говорят об обратном: здоровье детей ухудшается в процессе обучения. По Данным Минздрава, только 5 % выпускников школ сегодня практически здоровы.
Вы скажите, что на состояние здоровья влияет множество факторов, что сегодня большинство детей уже рождаются ослабленными, а в школу они приходят с массой недугов и болезней. Да, это так! Факты неоспоримы.
Можно доказать, что в школу большинство детей приходят уже с отклонениями в здоровье (по данным медицинского осмотра). К концу начальной школы, особенно катастрофично падают показатели зрения и нарушения осанки.
Кто виноват?
Естественно, экономическая нестабильность, загрязнение атмосферы и воды опасными промышленными отходами, радиация, шум, возросшая социальная и психологическая напряженность в обществе, семье, «сексопатологическое» и психозомбирующее телевидение ведут к резкому ухудшению здоровья подрастающего поколения. (Дети практически не двигаются, проводят большую часть времени у телевизоров или за компьютерными играми).
И все же, утверждает доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный в итоге более чем 20- летних исследований - главный похититель здоровья детей- система образования. И прежде всего, школы «Реформы» только усугубляют ситуацию. В чем же обвиняют школу?
Первое: разрушающе действует на здоровье детей поза во время учебного процесса. В течение урока дети практически обездвижены. В начальной школе через 10 минут - ребенок испытывает нервно- психические перегрузки, подобные космонавту при взлете. Результат- «школьный шок», неврастения, близорукость и нарушение осанки.
Второе: продолжительное действие на детей закрытых помещений. В итоге - быстрое истощение нервно-психической энергии, угасание образно- чувствительного восприятия мира.
Третье: словесно - информационный принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни. Учитель подает материал, ученик принимает. Итог - ученик не может мыслить и рассуждать самостоятельно. Четвертое: чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития. Отсюда - симптомы скрытой шизофрении.
К вышеуказанным причинам можно отнести и следующие «инновации»:
Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на горизонтальные столы. Это приводит к ранней потере зрения и ухудшению осанки.
Замена в начале обучения письма перьевой ручкой на письмо шариковой.
Возрастает невнимательность, утомляемость, неуравновешенность и даже агрессия у детей.
Замена электролампового освещения на люминесцентное. Излучение действует на детский организм в целом.
Практически полное изгнание из школ трудового воспитания. Дети не могут трудиться, не ценят свой и чужой труд.
Бесконечные смены содержания образования и учебных планов. Зачастую «инновации» проходили без оценки со стороны медиков. Ситуация трагична, но выход есть: работать сообща по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно- нравственного здоровья учащихся.
Проанализировав состояние здоровья школьников, необходимо определять программу первоочередных мер по созданию благоприятного гигиенического и психологического микроклимата в школе.
Анализируя этот вопрос, я пришла к выводу, что учебная деятельность учителя и учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.
Каждый урок должен содержать что-то, что поможет снять психонагрузку учащихся.
Кто ответит, что важнее - здоровье души или тела?
Одно без другого просто не возможно.
Учителя математики руководствуются принципом: «Учить каждого ученика с учетом его способностей и возможностей».
Уроки математики в расписании должны стоять в соответствии с санитарными нормами, с учетом психолого-педагогических и гигиенических требований.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. В каждой четверти пересаживать детей рядами, местами.
Соблюдать дозировку домашних заданий с недопущением перенагрузки.
Перемены проводить при максимальном использовании свежего воздуха, вести контроль за освещением класса, кабинета.
Учитывать возрастные и психологические особенности, осуществлять дифференцированный подход.
Секрет учителей математики прост, учимся понимать и уважать детей.
-Вместо традиционной сидячей позы динамическая;
-Вместо обездвиженного дидактического материала - движения;
-Вместо сенсорной депрессии - система сенсорных тренажеров.
Хорошо использовать крестовины с дидактическим материалом, зрительно- двигательные схемы для глаз, держалки для переключения ближнего зрения на дальнее, разные виды работ у экологической доски.
При подготовке к проведению урока с позиции здоровьесбережения необходимо учитывать следующие этапы:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие-отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма не менее трех.
5. Чередование видов преподавания.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.): активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь): методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы и т.д., соответствует ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
в конце урока обратите внимание на следующее:
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Темп окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы.
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность учителя может быть достаточно многообразной, если в полной мере использовать все ее возможности. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: "В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе - на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?"
Ответ: 7, 12,5,5, 5.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
- Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах B1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина B1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
- Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина - переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
В заключение хочется ещё раз сказать: "Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером".
Список литературы:
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. - М.: "ВАКО", 2005 (Мастерская учителя).
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. (Семейная библиотека)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Педагогический проект Здоровьесберегающий подход на уроках математики при обучении школьников в ГБОУ СОШ пос. Прогресс
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопаснос...
Использование активных методов обучения в здоровьесберегающем образовании на уроках математики
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность используемых в образовательном процессе приемов, методов, не только оберегающих здоровье учащихся и педагого...
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как средство формирования инновационной педагогической модели обучения в условиях внедрения ФГОС.»
Актуальность темы За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Э...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...
Личностно-ориентированное обучение на уроках математики с элементами здоровьесберегающих технологий.
Методические разработки учителя математики Ахмедовой Р.М....
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...