Авторский проект : «Поиск рациональных методов решения»
проект по алгебре на тему

Фифнер Елена Петровна

Название: «Поиск рациональных методов решения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

Данный проект необходим для того, чтобы включить обучающихся в проектную деятельность, научить защищать проекты в виде презентации, формировать навыки и умения исследовательской деятельности, научить обучающихся работать сообща, выделяя главное, находить рациональные решения предложенных заданий.

Чтобы повторить основные темы курса 8 класса и акцентировать внимание на некоторых основных понятиях и формулах, обучающимся было предложено придуманное мной задание, решая которое, они должны были найти различные методы его выполнения, из всех решений выбрать наиболее рациональные. Решения предложенных заданий необходимо было представить в виде презентаций.

Ребята были разбиты произвольным образом на группы (т.е. по желанию). На уроке они обсуждали, как будут выполнять предложенные им задания, распределяли обязанности в группе. Выполнив задания, показывали их решения на доске и доказывали рациональность своих методов решения. На следующем уроке ребятам было предложено показать свои презентации. В качестве образца представлена моя презентация проекта «Поиск рациональных методов решения».

Описание проекта

Название: «Поиск рациональных методов решения»

Задание: Найдите корни уравнения x3 – ax2  + 9x – 10 = 0,

если одним из его действительных корней является положительный корень уравнения 4/(x+2) + 3 = x2

Сравните значения действительных корней исходного уравнения, удовлетворяющих неравенству |4x – 3|≥4 со значением выражения  √ 7 + 4√3.

Вид проекта: исследовательский

Форма проекта: презентация.

Цель:

а) поиск рациональных решений;

б) включение обучающихся в проектную деятельность;

в) решение задач силами самих обучающихся.

Задачи:

а) повышение уровня умственных способностей  за счет дополнительной информации, поиск «нового»;

б) умение выделить главное;

в) развитие самостоятельных навыков работы;

г) умение анализировать, проводить исследовательскую работу, работать сообща.

д) умение найти рациональное решение

Рубрики проекта:

1) как реализовать проект;

2) блок-схема проектирования;

3) план решения;

4) теоретический материал.

В презентации  на примере  выполнения задания  показано, какие методы решения могут быть использованы и указаны более рациональные.

Проект выполнен в виде презентации, нагляден, красочен, рассчитан для  просмотра на уроке в течение  5- 10 минут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: «Поиск рациональных методов решения»

  1. Обоснование необходимости проекта

Умение рассматривать учебную ситуацию, которая возникает в результате деятельности, как задачу предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составляющей субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации особенно в условиях вхождения в компетентное образование должно стать необходимым элементом образовательного процесса.

С проблемными ситуациями обучающиеся сталкиваются в разных сферах школьной жизни: в учебном процессе, в общении со сверстниками и взрослыми, при организации внеклассных мероприятий, в процессе решения собственных жизненных задач.

Способность и готовность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает следующие элементы:  

- анализировать проблему;

- вычислять ее суть;

- переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;

- спланировать шаги к решению этой задачи;

- осуществлять их;

- оценивать полученный результат с точки зрения поставленной задачи.

Такой подход к проблеме называется проектным. Интеллект данной составляющей такого подхода к проблемам является проектное мышление. Задача становления проектного мышления обучающихся отвечает всем требованиям современного взгляда на образовательные цели.

Изучение нового материала, реализация знаний требует новых методов и форм обучения. В современных условиях ученик не может получать знания только из объяснения учителя, из учебника, он должен научиться добывать знания сам. Для этого необходимо использование новых элементов технологий, методик, форм, приемов обучения.

1

Учитель должен научить ученика действовать самостоятельно, научиться исследовать, находить рациональные методы решения, уметь систематизировать свои знания и извлекать их в нужный момент .

  1. Цели и задачи проекта.

Целью данного проекта является повторение и систематизация по пройденным темам, поиск рациональных решений, включение обучающихся в проектную деятельность, оптимизация учебного процесса через организацию самостоятельной деятельности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: повысить уровень интеллектуальных способностей за счет использования дополнительной информации, поиска «нового», научить выделять главное; развивать навыки самостоятельной работы, научить анализировать, проводить исследовательскую работу, научить работать сообща, используя творческие интеллектуальные способности каждого ребенка, научить выбирать рациональное решение.

  1. Участники проекта.

Участниками проекта являются ученики и учитель. Учитель работает в рамках класса. Класс разбивается на группы по 5-6 человек.

  1.  Описание проекта.

Чтобы повторить основные темы курса 8 класса: преобразование графиков функций; решение неравенств, содержащих знак модуля;, решение уравнений высших степеней; дробно-линейные функции; преобразование двойных радикалов; квадратные уравнения и его корни; выражения, симметрические относительно корней; разложение на множители квадратного трехчлена; решение дробно- рациональных уравнений; уравнения с параметрами; понятие комплексного числа, и акцентировать внимание на некоторых основных понятиях и формулах, которые необходимы не только при изучении курса 8 класса, но и при изучении курсов 9, 10,11 классов, обучающимся были предложены придуманные учителем задания, решая которые, они должны были найти различные методы их выполнения и из всех решений выбрать наиболее рациональные. Решения предложенных заданий необходимо было представить в виде презентации.

2

Ребята были разбиты произвольным образом на группы ( т. е. по желанию). Ребенок при выполнении задания должен испытывать комфорт .На уроке ребята обсуждали как будут выполнять предложенные им задания, показывали их решения на доске, доказывали рациональность своих методов решений.  Вначале учителем были даны советы,  как следует выполнять полученные задания. Учитель предлагал распределить обязанности в группе для лучшей реализации задач:

- изучение ситуации;

-выделить главное;

- поиск методов решения;

- поиск необходимого теоретического материала;

- исследовательская работа;

- экспертиза;

- результат;

- выбор формы проекта (презентация).

Ребятам было предложено показать через несколько уроков свои презентации, в которых они должны были решить предложенные им задания и доказать, что выбранный ими метод  решения является наиболее рациональным. После защиты презентации в качестве образца была представлена презентация проекта «Поиск рациональных методов решения» ( автор Фифнер Е.П.). Далее ребятам было предложено придумать самостоятельно задания, которые можно было решить,  применяя различные способы и методы, а затем приготовить презентации.

В проекте были запланированы уроки по повторению тем. В течение недели ребята готовили свои презентации, консультируясь с учителем.  Кульминационным этапом проекта явилось использование презентации на индивидуально-групповом занятии по теме: «Способы решения задания с параметрами и содержащих знак модуля» в качестве повторения материала. (муниципальный семинар учителей математики «Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы и ЕГЭ»)

3

  1. Рабочий план реализации проекта

Предлагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственные за выполнение

10 апреля 2011г

школа

урок

Учитель; ответственные в группах

11 апреля  2011г

школа

урок

ответственные в группах

15 апреля  2011г

школа

урок

ответственные в группах

25 апреля  2011г

школа

Мастер-класс

учитель

  1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

В результате проведения проекта предполагалось повысить качество знаний на 20% при изучении текущих тем.

  1. Оценка эффективности реализации проекта.

При изучении данных тем по результатам проведенной контрольной работы качество знаний составило 56%(2010 год), при использовании проекта качество знаний составило 75%, позитивная динамика учебных достижений учащихся составила 19%. Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы (итоговая контрольная работа) составила 15%. Положительная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся составила 25%.  Ребята стали принимать самое активное участие в проектной деятельности, в школьных и муниципальных конкурсах, в международном конкурсе «Кенгуру», а также в математических викторинах. Повысился их уровень заинтересованности предметом, расширился кругозор, повысился уровень интеллектуальных способностей. Считаю, что задачи проекта выполнены.

4

Проект показал, что времени на повторение важных тем стало больше, поскольку реализация проекта предполагает сразу несколько глобальных тем, ребята стали проявлять свои творческие способности, стало наблюдаться снижение конфликтов, научились работать сообща, ведь результат  зависел от каждого, повысился рост успеваемости учащихся, ребята успешно сдали ГИА.

Презентация проекта используется не только на рабочих уроках, но и на открытых мероприятиях:

- Мастер-класс учителей естественного математического цикла «Решение заданий с параметрами» 8.04.11( в рамках экспериментальной площадки);

-Муниципальный конкурс «Мультимедиа в преподавании математики» «Повторение избранных глав» 10.03.11

- Муниципальный семинар учителей математики «Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математики за курс основной школы и ЕГЭ «Индивидуально-групповое занятие в 9-11 классах(группы с углубленным изучением математики).

Мои уроки получили высокую оценку учителей, принимающих участие в семинарах. Многие учителя захотели иметь презентацию проекта и реализовать проект в рамках своей школы.

  1. Дальнейшее развитие проекта.

Работа в выбранном направлении должна быть продолжена. Необходимо и в дальнейшем включать ребят в проектную деятельность,  повышая уровень сложности задания, выбирать задания или придумывать такие, которые бы охватывали как можно больше тем,  новых понятий, что будет способствовать повышению уровня знаний обучающихся.

Литература: С.Г.Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В.Кобченко, Т.В.Хуртова                Организация проектной деятельности в школе/ издание 2009 год

5



Предварительный просмотр:

Тема: Повторение избранных глав. Поиск рациональных решений.

Цель урока:

  1. Повторение основных понятий курса учебника: деление многочлена на многочлен, схема Горнера, решение неравенств с модулем, формула двойного радикала, решение дробно-рациональных уравнений, построение графиков функций, выделение квадрата двучлена, формулы сокращённого умножения, решение квадратных уравнений, понятие комплексного числа.
  2. Формирование навыков выбора рациональных решений. Развитие логики. Воспитание сознательного усвоения материала. Формирование умений и навыков проектной деятельности.
  3. Воспитание сознательной дисциплины, внимания, умения работать сообща.

Организационная часть. (1 минута)

Ход урока

I этап. Повторение пройденного материала (10 минут)

А. Устно найти соответствующий ответ

1) |-2x-5|=-5

2) |-2x-5|=0

3) |-2x-5|=5

4) |-2x-5|>-5

5) |-2x-5|<-5

6) |-2x-5|>5

7) |-2x-5|<5

А) -2,5

Б) нет корней

В) -5; 0

Г) нет решений

Д) (-∞;+∞)

Е) (-5;0)

Ж) (-∞;-5]U[0;+∞)

Ответы:

1 – Б

2 – А

3 – В

4 – Д

5 – Г

6 – Ж

7 – Е

В. Д/з – карточки индивидуального контроля.

Б. Работа по карточкам (№ 1, 2, 3)

№1. Упростите выражение (Пичугин)

а)

т. к.

б)

т. к.

Иначе:

Какие методы решения использовались?

№2. Построить схематично график функции (Муравлёв)

x

1

5

2

-1

-5

-2

y

5

1

2,5

-5

-1

-2,5

График  получен из графика функции  в результате сдвига вдоль оси Оу вверх на 3 единичных отрезка и вдоль оси Ох вправо на 1 единичный отрезок.Безымянный.PNG

№3. Решить уравнение, если одним из его корней является 2 (Якушева)

х

1

-4

9

-10

2

1

-2

5

0

или

               

II этап. Выбор рациональных решений

Какими способами можно решить задания (5мин)

1)

1.выделение квадрата двучлена

2.формула двойного радикала.

2)

1.дробно-рациональное уравнение

2.графически

3)

1.сумма коэффициентов=0 х=1, х=4

2.с помощью D

4)

1.разложить (деление многочлена на многочлен)

2.схема Горнера

5)

числитель=0, знаменатель≠0

6) , ОДЗ=?

решение дробно рационального уравнения

7)

Замена х=t, t>0, биквадратное

На уроке необходимо знать:

1)

2)

3)

4)- мнимая единица
5)

если ,              

,если

Корни положительные, различные, сопряженные.

IIIэтап. Работа по группам (18мин)

Одна группа работает у доски.

1)Майорова        I

2)Афанасьева

3)Райовская
4)Падарова

1)Егорова        II

2)Сысолетина

3)Щенникова
4)Якушева

1)Пичугин        III

2)Муравлёв

3)Доронин
4)Валах

1)Падаров        IV

2)Гущин

3)Лёвин
4)Креймер

V

Провести исследовательскую работу, решить задания и найти наиболее рациональное решение.


IГруппа (Майорова)

Найдите корни уравнения, если одним из его корней является положительный корень уравнения. Сравнить действительные корни исходного уравнения, удовлетворяющие неравенству со значением выражения  Найдите наиболее рациональное решение.

 

        

х

1

2

4

-1

-2

-4

у

2

1

4

-2

-1

-4


2- положительныйuhfabr 5

                                                                                                                              

                                        х=2 действительный, положительный

    Схема Горнера

1

2

-5

-6

2

1

4

3

0

 

или

          

        (не удовлетворяет условию задания)

                              (не удовлетворяет условию задания)

        5), т.к 1-5<0

                 6)                    Ответ: а) 2;-1;-3

                                                б)

                     наиболее рационально 1)графически;

                                                              2)схема Горнера

                                                                                                   3)выделение квадрата двучлена


IIГруппа (Сысолетина)

Найдите корни уравнения,
 если одним из его корней является положительный действительный корень уравнения. Сравнить действительные корни исходного уравнения, удовлетворяющие неравенству |4x-3|>4 со значением выражения .Проведите исследовательскую работу, и выявите наиболее рациональные методы решения уравнения.

1)

                

  х

1

-1

2

4

-2

-

у

4

-4

-2

1

-2

8

-8

                                                           =))))

                                                                   

иначе, подбором x=2
 положительный, действительный    6)                 Ответ:                        

3)         

   

                                         наиболее рациональные методы1)подбором

                                                                           2)делением многочлен на многочлен

                                                                                 3)формулой двойного радикала

           

             0

или

               

                ;

               


IIIГруппа (Пичугин)

Найдите корни уравнения, если одним из его корней является положительный действительный корень уравнения. Сравните действительные целые корни исходного уравнения удовлетворяющие неравенству |3x-4|<7  со знаменателем выражения. Найти наиболее рациональные методы решений.

                

-действительный

0=0верно

     

     

               

                       0

          

или                            Ответ: а)-1;1 б)

        Наиболее рациональные методы

1)Решение дробно-рационального уравнения;

2)группировка ;

3)деление многочлен на многочлен;

4) выделение квадрата двучлена

     

     

       

 

или

х=1


        

                     

IVГруппа (Падаров)

Найдите корни уравнения, если одним из его корней является положительный действительный корень уравнения. Сравните действительные целые корни исходного уравнения, удовлетворяющие неравенству |4x-5|<7  со значением  выражения. Найти наиболее рациональные методы решений.

1

1

-5

-2

2

1

3

-1

0


 

                             

                Ответ: 2,-2,-10;   методы решения :

1)дробно-рациональное уравнение;

2)схема Горнера;

3)формула двойного радикала;

                                     4) решение неравенства, содержащего знак модуля.


VПрезентация проекта (4-5мин)

А. «Поиск  рациональных методов решения».

Б. Д/з придумать карточку-индивидуального контроля и подготовить презентацию (для каждой группе дать карточку с заданием).  

Рекомендации, как изготовить проект:

1)План решения задания;

2)Подбор теоретического материала;

3)Распределение задания внутри группы;

4)Исследовательская работа (выявить, какие методы решения рациональны);

5)Изготовление презентации.

VИтоги урока: (1мин)

1)Какие темы повторили?

2)Какие методы решения встретились на уроке?

3)Объявление оценок:

1)Афанасьева

2)Падарова

3)Падаров

4)Муравлёв

5)Райовская

6)Якушева

7)Щенникова

8)Гущин

9)Лёвин

10)Креймер

11)Пичугин

12)Майорова

13)Валах

14)Сысолетина

15)Даронин

16)Егорова



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Повторение избранных глав. Поиск рациональных решений.

Предмет

математика

Класс/группа

8

Автор урока (ФИО, должность)

Фифнер Елена Петровна, учитель математики

Соавторы материала (в случае работы творческого коллектива)

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №32

Методическая информация

Тип урока

комбинированный

Цели урока

Повторение основных понятий в курсе учебника: деление многочлена на многочлен, схема Горнера, решение неравенств с модулем, формулы  двойного радикала, понятие комплексного числа

Задачи урока

Включить обучающихся в проектную деятельность

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

формирование навыков выбора рациональных решений, умение работать сообща, развитие логики

Необходимое оборудование и материалы

презентация «Поиск рациональных методов решения»

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Включение всех обучающихся в активную познавательную деятельность, формирование мотивации достижения цели и развития функции планирования

Ход и содержание урока

Проверка и оценивание ЗУНов

Самостоятельная работа, работа по группам

Рефлексия деятельности на уроке

Подведение итога урока  посредством вопросов

Домашнее задание (если планируется)

Задание по группам ( презентация)

Дополнительная необходимая информация

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Проектной деятельности невозможно научить без наглядности

Приложение 3

Описание мультимедийных компонентов проекта

Автор проекта (ФИО)

Фифнер Елена Петровна,

Должность

учитель математики

Соавторы мультимедиа компонента (в случае работы творческого коллектива)

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 32

Название проекта

«Поиск рациональных методов решения»

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)

284 КБ

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, интерактивная доска

Учебный предмет

математика

Класс/группа

8

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Название темы или раздела учебного курса

Повторение избранных глав

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

doc

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

презентация

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Методическая разработка итогового повторения по теме: «Решение уравнений и неравенств. Нестандартные методы»

Цели, задачи дидактического материала

Повторение и систематизация знаний по пройденным темам, поиск рациональных решений, повысить уровень интеллектуальных способностей за счет использования дополнительной информации, поиск нового по  теме: «Решение уравнений и неравенств. Нестандартные методы»

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

графические изображения, ссылки

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Организация проектной деятельности в школе, автор С.Г.Щербакова, 2009г.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Повторение пройденного материала, физкультминутка,  работа в группах, решение заданий на доске, подведение итогов  урока.

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока/занятия и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Использовать при повторении материала курса 8 и 9 классов на обобщающих уроках при изучении проектной деятельности, при изучении тем: деление многочлена на многочлен, схема Горнера, решение неравенств с модулем, формулы  двойного радикала, понятие комплексного числа, решение дробно-рациональных уравнений, решение уравнений, содержащих параметры, преобразования графиков функций. Образец  выполнения презентации для обучающихся.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» города Энгельса

Педагогический проект на соответствие высшей квалификационной категории

(авторский проект)

Фифнер Елены Петровны

учителя математики

муниципального общеобразовательного учреждения

«Муниципальная  общеобразовательная  школа №32»

города Энгельса

г.Энгельс, ул. Минская, д.29.

тел. (8 453) 950650

2011-2012 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Авторский проект «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся методами ЛФК»

Формирование здорового образа жизни школьников и их родителей для предупреждения и исправления нарушений осанки- опорно- двигательного аппарата методами ЛФК....

Методическая разработка Авторский проект «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся методами ЛФК»

Формирование здорового образа жизни школьников и их родителей для предупреждения и исправления нарушений осанки- опорно- двигательного аппарата методами ЛФК....

Открытый урок “Методы решения целых рациональных уравнений»

Урок повторения и систематизации знаний (10 класс, математический) . Форма урока: турнир...

Внеклассное занятие по теме «Поиск возможности использования графического метода решения уравнений III и IV степени»

Внеклассное занятие по теме «Поиск возможности использования графического метода решения уравнений III и IV степени» Цель: Развитие исследовательских способностей обучающихся, коммуни...

Тематический контроль знаний обучающихся 9-11 классов по теме «Методы решения рациональных уравнений с одной переменной»

Цель проведения: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся 9-11 классов по теме «Методы решения рациональных уравнений». Структура работы: тестовая работа состоит из двух частей...