Авторский проект «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся методами ЛФК»
проект на тему

Мардаленова Валентина Владимировна

Формирование здорового образа жизни школьников и их родителей для предупреждения и исправления нарушений осанки- опорно- двигательного аппарата методами ЛФК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_proekt.docx381.79 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга)

Авторский проект

«Профилактика нарушений

 опорно-двигательного аппарата учащихся методами ЛФК»

                                Преподаватель дополнительного образования

                        Мардаленова В.В.

2013-2014г.

Цель:

        Формирование здорового образа жизни школьников и их родителей для предупреждения и исправления нарушений осанки- опорно- двигательного аппарата методами ЛФК.

Задачи:

  • Выявлять и исправлять приобретённые физические нарушения осанки и опорно- двигательного аппарата (ОДА);
  • Овладеть основами и стилем выполнения корригирующих гимнастических упражнений;
  • Научить учащихся управлять своими движениями для выработки правильной осанки и устранения плоскостопия;  
  • Приобретение знаний в области гигиены и медицины;
  • Через общение и просвещение родителей формировать здоровый образ жизни семьи;
  • Вместе с родителями воспитать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

Актуальность проблематики проекта:

Актуальность в том, что этот проект помогает овладеть системой знаний о лечебной физической культуре, необходимыми  двигательными умениями и навыками, умения использовать их в повседневной жизни для укрепления здоровья, улучшения своего физического развития. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий.

Проблемность:

В связи с тем, что дети на современном этапе, продолжают вести малоподвижный образ жизни, у них наблюдаются анатомические и функциональные нарушения в опорно-двигательном аппарате.

По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерство здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43% школьников страдают различными хроническими заболеваниями; 63% - имеют нарушения осанки (сколиоз и др.); 50% - обладают нарушениями      

 Опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60-65% - каждый год болеют распираторными заболеваниями и т.д.

Теоретическая обоснованность:

В зависимости от состояния ребенка используют различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях состояния здоровья – лечебную физкультуру. ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.

Отсюда возникает потребность во включении оздоровительных технологий. В связи с увеличением часов на физическую культуру в школе, появилась возможность ввести курс лечебно-оздоровительной культуры, который направлен на восстановление и предупреждения осложнений заболеваний

Механизмы намеченных целей и решения поставленных задач:

  • Через медицинскую карту учащегося учитель выявляет нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата. Используя практический метод диагностики, лабораторных работ учитель устраняет эти нарушения через упражнения корригирующей гимнастики.
  • Умение учащегося выполнять корригирующие гимнастические упражнения без предметов, так и с различными предметами, а именно (лежа на полу, стоя, сидя на стуле или на гимнастической скамейке).
  • Системность во всем, в правильности выполнения упражнения, в выдержке времени, в аккуратности выполнения всех упражнений. Правильно сидеть за столом, езда на велосипеде, лежа на диване и т.д. Ребенок может сам определять параметры своего тела.
  • Не только одним общение с родителями можно достичь успеха, а надо проводить лекции на разные темы касающиеся семьи, ребенка, здорового образа жизни, использовать различные анкетирования.
  • Родители помогают методом убеждения, основанным на позитивных примерах, как своих, так и других. Добиваются того, чтобы ребенок не пропускал занятий, а с удовольствием и желанием ходил без пропусков.

                                 Анкета для родителей.

  1. Любит ли ваш ребенок спорт?
  2. Делает ли ваш ребенок гимнастику?
  3. Выполняет ли ваш ребенок домашнее задание по физкультуре?
  4. Вы смотрите за тем, чтоб ваш ребенок делал физические упражнения?
  5. Ваш ребенок самостоятельно делает физические упражнения?
  6. Ваш ребенок нуждается в вашей помощи при выполнении физических упражнений?

Система мониторинга изменений:

Постараемся найти причины нарушений осанки и плоскостопия.  Первая причина это неудобная обувь, как правило большая часть пользуется обувью из Китая, что тоже дает минусы. Большой каблук или его полное отсутствие тоже минус  слишком широкая или узкая грубая кожа это ведет к нарушению плоскостопия. Нехватка часов по физкультуре, недостаточная нагрузка физических упражнений неправильная поза  учащихся  сидя за столом, несоответствие в размерах одежды это тоже негативно сказывается на осанке.

Далее делаем диагностику входного контроля, промежуточного и часового. Определяем наличие плоскостопия замерами ступни, а так же замеряем осанку сидя и стоя. После чего начинаем заниматься корригирующими гимнастическими упражнениями ( стоя, лежа, сидя)  со всеми гимнастическими снарядами. Делаем срезы и продолжаем занятия дальше, в итоге выходим на конечный результат.

Результативность проекта:

Ожидаемый положительный результат будет, если учащийся, учитель и родители выполнили все свои задачи;

Учащийся:

  • способность работать самостоятельно и в школе, и дома
  • способность проявлять инициативу и ответственность
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения
  •  умение анализировать , отслеживать свои действия

Учитель:

  • владеет методикой ЛФК и активно применяет её на практике

Родители:

  •  понимают всю необходимость занятий по ЛФК и помогают

                                                                                                                                             Масштабность проекта:

Проект рассчитан на общеобразовательные учреждения. Как городского так и сельского типа.

Воспроизводимость опыта:

Рекомендуем внедрять методику по лечебной физической культуре в общеобразовательных школах, т.к. в данной школе проводились уроки по ЛФК (нарушению осанки и плоскостопия). Приведем данные модельного класса за 2013-2014 гг.

В ходе диагностики выявлены 11 учащихся из 5-го класса, имеющих нарушения осанки наличие плоскостопия. Занятия лечебной физической культурой в этой группе позволили добиться следующих показателей:

Входная

Промежуточная

Итоговая

плоскостопие

   осанка

плоскостопие

   осанка

плоскостопие

   осанка

       100%

100%

90%

90%

80%

80%

Учащиеся прибавили в росте на 1-2 см., а также 15% в исправлении плоскостопия, 20% в исправлении осанки.        

        На примере этого модельного класса можно использовать методику работы в целом на всей школе на все возрастные группы.

Риски реализации:

Минусы проекта могут быть, а именно: нехватка часов по лечебной физической культуре, не выполнение домашнего задания (гимнастические упражнения б/п. и с предметами), недостаточно оснащенности помещения (гимнастическое оборудование, предметы), систематические пропуски занятий без уважительных причин, равнодушие классного руководителя, беспечность родителей, невнимание учителя предметника.

        Вот все эти недостатки и могут быть большим минусом в данной работе.

Приложение 1

Статистика нашей школы показывает, что по заболеваниям опорно-двигательного аппарата с первого по шестой классы в среднем превышает заболевания по плоскостопию и нарушению осанки.

Сентябрь 2014г.

Классы

ПЛОСКОСТОПИЕ

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

1-е

59,4%

47,7%

2-е

51,3%

45,1%

3-е

44%

39%

4-е

83%

53%

5-е

57%

35%

6-е

56%

54%

Практические работы

РАБОТА 1. Выявление нарушения осанки 

Порядок работы.

  1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
  2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
  3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Оценка результатов. В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

РАБОТА 2. Сохранение правильной осанки при стоянии

Порядок работы.

  1. Встаньте к стене, как это было указано в работе 1.
  2. Голову держите прямо, смотрите вперед (не поднимайте нос кверху и не выдвигайте подбородок).
  3. Поднимите и слегка отведите плечи назад.
  4. Втяните живот.
  5. Таз подвиньте вперед. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы. Проконтролируйте это рукой.
  6. Отойдите от стены, сохраняя принятое положение. Запомните это положение и пытайтесь удерживать его в будущем. Дайте оценку своей осанке.

РАБОТА 3. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе

Оборудование: хоккейная шайба или любой другой небольшой предмет.

Порядок работы.

  1. Положите на голову хоккейную шайбу (на темя, а не на лоб).
  2. Попробуйте сесть на стул, пройтись по комнате с предметом на голове.
  3. Чтобы проконтролировать себя, на сколько правильно вы садитесь, проделайте следующее. Подойдите к шкафу, дверному косяку или к стене, обопритесь о них головой, лопатками и ягодицами. Теперь присядьте на корточки, скользя по опоре. Если шайба или заменяющий её предмет с головы упадет, определите, какую ошибку вы совершили при выполнении этого движения.

РАБОТА 4. Определение наличия плоскостопия

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, карандаш.

Подготовка к работе. Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом или закрасьте акварельной краской. Приготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.

Порядок работы.  

  1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
  2. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней и пяточной частях.
  3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах.

Оценка результатов. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет.

РАБОТА 5. Исправление плоскостопия

Порядок работы.

  1. На рисунке 1 показаны физические упражнения, помогающие ликвидировать плоскостопие.
  2. Выпишите номера тех упражнений, которые:

а) вызывают рефлекторную работу мышц, поднимающих свод стопы;

б) обеспечивают подвижность костей в суставах предплюсны и пальцев ног.

РИСУНОК 1. Борьба с плоскостопием.

Верху – отпечаток следа ступни на бумаге; штриховкой показаны места опоры; АБ – ширина плюсны; СД – ширина следа ступни средней части. Внизу – упражнения, рекомендуемые детям, страдающим плоскостопием: 1 – ходьба на носках; 2 – ходьба на наружных краях стопы; 3 – ходьба на носках по наклонной плоскости; 4 – ходьба по палке; 5 – катание мяча ногой; 6 – катание обруча пальцами ноги; 7 – приседание на палке; 8 – приседание на мяче; 9 – сгибание и разгибание стопы; 10 – захват и перекладывание предметов пальцами ног.

Приложение 2

        Нарушение осанки и ее профилактика

        Осанка это привычная поза человека в покое и движении. Нормальная осанка характеризуется прямым положением головы и позвоночника, симметричным положением плечевого пояса, при котором плечи и лопатки находятся на одном уровне, правильными изгибами физиологической кривизны и одинаковой формы треугольников, образованных линией талии и опущенными верхними конечностями.

Различают несколько видов нарушений осанки:

  1. Плоская спина.
  2. Круглая и сутулая спина.
  3. Вогнутая (лордотическая) спина.

При плоской спине отмечаются сглаженность физиологических изгибов позвоночника, грудная клетка кажется выпяченной вперед, лопатки отстают от грудной клетки, переднезадний размер уменьшается, что в свою очередь отрицательно влияет на развитие и положение органов грудной клетки.

        Осанка не передается по наследству, а у каждого человека воспитывается в детстве, в процессе роста, развития и закрепляется к периоду совершеннолетия.

        Основания для развития дефектной осанки часто закладываются еще в раннем детском возрасте, а способствует этому общая слабость организма, особенно перенесенные заболевания (рахит, гипотрофия, пневмония и др.)

        Благоприятным условием для развития нарушений осанки являются: ношение грудного ребенка всегда на одной руке или же вождение детей всегда за одну и ту же руку. Отрицательное влияние на формирование осанки может иметь привычное положение ребенка во время сна на одном боку.

        Особого внимания заслуживает начальный школьный период в жизни ребенка. Неправильное положение тела при выполнении уроков, неудобная парта и ряд других причин приводят к развитию дефектной осанки. К нарушению осанки может привести и привычка стоять на одной ноге.

        Не правильное держание тела отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Грудная клетка постепенно сужается и уплощается, углы лопаток начинают выступать над грудной клеткой, нередко искривляются позвоночник, образуется сколиоз.

        Искривление позвоночника оказывает отрицательное влияние на деятельность важнейших органов грудной клетки: легких и сердца.

        Особенно неприятные последствия может дать неправильная осанка у девочек. Искривление позвоночника, приобретаемое в период роста костей, отрицательно сказывается на форме таза – суживает его в том или другом направлении, что в последствии может привести к нежелательным осложнениям.

        Многие родители не придают значения тому, что их ребенок при ходьбе и сидении неправильно держит свое тело, не учат его правильной осанке.

        Привычка правильно держать тело, привитая в самом раннем детстве, прочно сохраняется у человека на всю жизнь, становится его естественной потребностью.

        Поэтому родители дома, учителя в школе обязаны приучать ребенка с малых лет правильно держать свое тело не опускать головы, выпрямлять спину, держать грудь вперед и подбирать живот. Иногда плохая осанка появляется в результате перенесенного заболевания. Дети, перенесшие в раннем возрасте рахит, страдающими частыми простудными заболеваниями, в силу ослабленности их организма, значительно быстрее утомляются и часто во время уроков в школе, дома принимают неправильные позы, которые с течением времени приводят к нарушению осанки, а также к искривлению позвоночника.

        У детей имеется естественная потребность в движениях. И если эта потребность не удовлетворяется, то может усилить и закрепить наметившиеся у ребенка дефекты.

        Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от чуть заметных до резко выраженных.

        Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличать от сколиоза.

Примерный комплекс упражнений для

профилактики нарушений осанки

  1. И.п.- полуприсед, руки вперед – вниз, вымпелы скрестно. 1 – выпрямить ноги с левой в сторону, руки дугами наружу в стороны – вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же с правой; 5 – 7 поворот переступаем на носках 3800  вправо, руки в стороны; 8  - и.п.
  2. И.п.- о.с. 1 – 4 – стоя на правой, левую согнуть, носок касается внутренней части колена правой ноги, дугами наружу медленно руки вверх, слегка прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5 – 8 – наклон вперед, левую ногу назад – равновесие, дугами назад 4 малых круга наружу; 9 – 10 – и.п.
  3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны. 1 – 4 – медленно поднять ноги и выполнит 4 маховых движения вперед – скрестно (лопатки от пола не отрываясь); 5 – 8 – медленно опуская ноги, повторить движение руками.
  4. И.п.- на пятках, руки назад.1 – 4 – встать на колени, прогнуться в грудном отделе позвоночника, дугами вперед, руки вверх; 5 – 8 – наклон вперед, опор руками на вертикально стоящие вымпелы (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 9 – 12 – слегка наклонив вымпела вперед, потянуться за ними; 13 – 16 – и.п.
  5. И.п. – стойка на коленях, наклон вперед, опор руками на вертикально стоящие вымпелы. 1 – 4 – слегка наклонить вымпелы вперед, потянуться за ними (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться);5 – 8 – левую  руку назад, потянуться за вымпелом; 9 – 10 – держать, 11 – 12 – и.п.
  6. И.п. – о.с., руки вверх. 1 – 2 дугами наружу 2 больших круга в лицевой плоскости ; 3 – 4 – дугами внутрь 2 средних круга; 5 – 6 – шаг правой в сторону и, сгибая ее, левую ногу на пятку, носок на себя, сложить вымпелы, руки вверх, наклони влево;  7 – 8 – и.п.
  7. И.п. – правая рука вверх,  левая назад. 1 – 2 – шаг левой вперед, встать на носок, правую, полусогнутую вперед, махом вниз левую вперед, правую назад; 3 – 4 – шаг правой вперед, четко представить левую на носке к ступне правой, поворот туловища влево, махом правую руку вверх, левую в сторону; 5 – 6 – то же левой ногой, поворот туловища вправо, махом левую руку вверх, правую в сторону; 7 – 8 –и.п.
  8. И.п. – стойка на правой, левая в сторону на носок, руки вправо – вверх. 1 – слегка сгибая и разгибая ноги, перенесем массу тела на левую ногу, правую в  сторону, дугами вниз руки влево – вверх. 2 – шаг правой в сторону, пружиня обеими ногам, левую в сторону, дугами вниз мах вправо; 3 – повторить счет с прыжком; 4 – проверить счет  2 с прыжком  вправо.
  9. И.п.- лежа на животе, правая рука вверх, левая вдоль душа, 1 – 2- прогнуться, подбородком потянуться вперед, поднять левую вверх, праву назад ;3 – 4 – поменять положении руки; 5 – 6 – поворотом на лево лечь на спину, руки вверх;7 – 8 – сед с опорой сзади на  вертикально стоячие вымпелы; 9 – 12 – угол; 13 – 16 лечь на спину, руки вверх; 17 – 18 – и.п.
  10. И.п.- стойка на носках, руки к плечам, вымпелы на лопатках, плечи симметричны .1 – встать на всю ступню, наклон вперед, руки вверх, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – левую ногу скрестно перед правой, скрестный поворов на носках вправо на 3600 , руки в стороны (руки и вымпела составляют прямую линию); 5 – 6 –то же влево; 7 – 8 – и.п.
  11. И.п.- о.с., руки с вымпелом сзади хватом за концы. 1 – 4 – шаг левой – выпад, сгибая левую руку, правую руку вверх, наклонить туловище влево; 5 – 6 – поворот на право; стойка ноги врозь, руки к плечам, плечи симметричны, вымпел на лопатках; 7 – 10 – на каждый счет подняться на носки и опуститься на полную ступню; 11 – 12 – и.п.
  12. И.п.- о.с., руки сзади. 1 – 4 – встать на носки, дугами вперед руками 4 больших круга в боковой плоскости; 5 – 8 – сгибая левую ногу, равновесии с опорой на вертикально стоящие вымпелы; 9 – 10 – стоять; 11 – 12 – и.п.
  13. И.п.- о.с. 1 – 4 – встать на носки, руки в стороны. 5 – 8 – бег вперед, выполняя малые махи вверх и вниз; 9 – 10 – левая нога скрестно перед правой (прогнуться в грудном отделе позвоночника), скрестный поворот на носках на 3600; 11 – 12 –и.п.
  14. И.п.- о.с., руки в право – вниз. 1 – 2 – шаг левой, пружиня обеими ногами, правую ногу назад на носок, поворот и наклон влево, дугами вниз, мах влево, правая рука вверх, левая в сторону, голову повернуть влево; 3 – 4 – пружиня ногами, поворот на 1800  направо в стойку на правой, левая назад на носок, поворот и наклон в право, дугами вниз мах вправо, левая рука вверх, правая в сторону, голову повернуть вправо; 5 – 6 – передавая массу тела на носок левой, поворот в лево на 3600, руки в сторону; 7 – 8 – и.п.

Предупреждения плоскостопия

На формирование неправильной осанки  большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (деформация, сопровождающая уплощением сводов стопы). Нередко плоская стопа усугубляется  течением сколиотической болезни, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15-23% случаев), поэтому для предупреждения  развития  плоскостопия важно своевременно выявить  эту деформацию и принять профилактические меры. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся в то время как у взрослых они плотно прилегают к друг другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что не редко приводит к динамическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому десткая стопа менее приспособлена к  статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядом – быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды  стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц  возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагруза ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия ожжет стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, т.к. они лишают стопу ее естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на облость поперечного вода, который не выдерживает несвойственной ему перегрузки, и начинается формирование поперечного плоскостопия. Известную роль при  этом играет также мышечная недостаточность – ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия: 1) укрепление мышц, сохраняющих свод; 2) ношение рациональной обуви; 3) ограничение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре детских садов  и общеобразовательных школ в достаточной мере насыщенны упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседание, плавание, подвижные игры и др.).

Следует также обращать внимание на параллельную установку ног при стойках и ходьбе. Ходьба  с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к деформации.

Эту весьма распространенную деформацию следует предупреждать с раннего детства, учитывая, что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года жизни. Лучшие профилактические средства – ежедневная гимнастика и массаж.

Примерный комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия

  1. И.п.- сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), правую ногу вперёд. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. 10 раз каждой ногой. Вернуться в и.п.
  2. То же стоя.
  3. И.п.- стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки. Вернуться в и.п.6-8раз.
  4. И.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. 6-8 раз.
  5. И.п.- руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30-60с).
  6. И.п.- о.с. с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног к верху. Вернуться в и.п. 10-15 раз.

7.        И.п.- стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.
10 раз.

  1. И.п.- стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне. Вернуться в и.п. 6-8 раз.
  2. И.п.- стоя правая нога (левая) перед носком левой (правой) (след в след), подняться на носки. Вернуться в и.п. 8-10 раз.

  1. И.п.- стоя на носках, руки на пояс (стопы параллельны). Покачиваясь в Голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь. 8-10 раз.
  2. И.п.- стоя на носках, повернуть пятки кнаружи. Вернуться в и.п. 8-10 раз.

  1. И.п.- стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать Внутренний край стопы. 8-10 раз.
  2. И.п.- стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях. Вернуться в и.п. 6-8 раз.

14.        И.п.- упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперёд (34-40с)
То же прыжками «зайчиком».

  1. И.п.- встать на первую рейку гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.
  2. 17.        И.п.- стоя поднять левую (правую) ногу - разгибание и сгибание стопы (оттянуть
    носок Ходьба в полуприседе (30-40с).

вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. 10-12 раз

каждой ногой.

  1. И.п.- стоя, поднять левую (правую) ногу - поворот стопы кнаружи, поворот стопы Внутрь. 4-6 раз.
  2. И.п.- то же. Круговые движения стопой.
  3. И.п.- стоя (под каждой стопой теннисный мяч). Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая её.

21.        И.п.- стоя. На пол положите две булавы, головки их почти соприкасаются, а
основания направлены кнаружи; захватить пальцами каждой ноги шейку булавы

и приподнять её, не отрывая основания от пола.

  1. И.п.- стоя на рейке гимнастической скамейки поперёк, руки в стороны. Упражнения в равновесии.
  2. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутрь.

  1. Ходьба по гимнастической стенке (середина стоп на одной из реек), захват руками на уровне груди.
  2. Ходьба «гусиным» шагом.

26.        Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх (спиной вперёд). Гимнастическая
скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10-15*.
27.Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.

28. И.п.- захватить пальцами ног карандаш или палочку. Ходьба (30-40с).

Физкульт рецепт при плоскостопии для начальных классов

Массаж по 5 минут каждой ноги №10 в течение года.

Ванны: температура воды 37,5-380С №10 по 5-10 минут в течении 3-х месяцев с хвойным экстрактом, морской солью.

ЛФК.

  1. Приведение стоп к себе. От себя.
  2. Отведение стоп в сторону.
  3. Кружение стопой.
  4. Ходьба на палочке вдоль и поперек.
  5. Катание теннисного мяча под сводом стопы.
  6. Ходьба на носочках, на пяточках, «Мишка-косолапый».
  7. Подскоки на носках.
  8. Собирание мелких предметов (шарики, ручки, карандаши ) пальцами стоп.

Дозировка:

1-я неделя 5 раз

2-я неделя 10 раз

3-я неделя 15 раз

4-я неделя 20 раз.

Приложение 3

Для домашнего задания

Клинические симптомы различных нарушений типов нарушений осанки

Вид нарушения осанки

Положение головы

Положение плечевых линий

Положение лопаток

Положений остистых отростков

Форма грудной клетки

Форма живота

Положение таза

Треугольник талии

Сколиотическая

Наклонена в одну из сторон

Асимметричны (чаще правая ниже)

Асимметричны (лопатки и плечо ниже не вогнутой стороне)

Отклоняются в одну из сторон равномерно

Асимметрия в положении реберных дуг

Чаще выпечен вперед

Корпус смещен в сторону по отношению к тазу

Асимметричны

Круглая спина

Наклонена вперед, 7-ой шейный позвонок резко выступает

Плечи сведены вперед

Симметричны (нижние углы выступают сзади)

Отклоняются сзди в виде тотальной дуги

Запавшая, кифотичность грудного отдела

Выпечен вперед

Угол наклона таза уменьшен

Кругловогнутая спина

Наклонена вперед

Плечи сведены вперед

Плечи сведены вперед

Посередине

Грудные мышцы сокращены, мышцы спины растянуты

Выпечен вперед, усилие поясничного лордоза

Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают

Талия не контурируется

Плоская спиан

Прямо, шея длинная

Плечи опущены

Крыловидное

Посередине

Плоская

Вытянут

Угол наклона таза уменьшен (до 300), ягодицы плоские

Комплекс упражнений при сутулости (для занятий дома)

Исходной положение

Описание упражнений

Дозировка

Методические указания

Стоя с палочкой

1. Контроль осанки у плоскости.

2. Палочка внизу, 1 – палочка вверх (вдох), 2 – и.п.(выдох)

3. то же, 1 – палочка вверх; 2 – палочка на лопатки, 3 – вверх, 4 – и.п.

4. палочка на лопатках, с прямой спиной.  

5. растягивание резины руками.

6. «Велосипед»

7. напряженные выгибания позвоночника в грудном отделе с опорой на локти.

8. Руки вверх

- вдох, 2 – и.п. выдох.

1-2 раза

6-8

6-8

6

6-8р. До усталости

6-8

6-8

Медленно голова прямо

Медленно лопатками плотно прижаты

Медленно, дыхание не задерживать

Не рывками, спокойно

Голова назад, ноги согнуты в колен. суставах

Руки за головой

9. Пистолет – поочередное сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах

8 раз

Ноги прямо

Лежа на животе

10. Руки в стороны 1 – поднять голову и руки, 2 – и.п.

15 раз

Ноги прямо

11. «Плавание». Движение руками, имитирующие движения рук пловца плывущего способом брасс.

3 раза по 15

Сочетать движения рук с движениями головы

13. 1 – палочка вверх поднять от пола: 2 – палочку от лопатки. 3 – вверх, 4 – и.п.

6-8 раз

Ноги врозь плотно прижаты к полу. Дыхание не задерживать.

12. «рыбка» - руки к плечам, поднять голову, ноги, пятки вместе

6 раз

Стоя у зеркала

15. Контроль осанки и дыхательное

3-4 раза

16. Вращение рук в плечевом суставе руки согнуты к плечам, назад

8-10 раз

Только назад

17. Руки назад в замок, прогибания в грудном отделе позвоночника.

Голову держать прямо

18. Ходьба спокойная с правильной осанкой

1 мин.

Комплекс упражнений (ОРУ) на уровне корригирующей гимнастики

(для среднего и старшего школьного возраста).

Подготовительная часть.

  1. Упражнение на рефлекс осанки у стены с закрытыми глазами.
  2. Ходьба обычная в среднем темпе.
  3. Ходьба на носочках – руки к плечам.
  4. Ходьба выпадами вперед, руки вперед – наружу.
  5. Ходьба спиной вперед с правильной осанкой, руки за спиной.
  6. Легкий бег со сменой направления.
  7. Дыхательной.

Основная часть.

Лежа на животе с гантелями самовытяжение.

  1. И.П. руки за головой с гантелями.

-   1 – поднять голову

-   2 – и.п. ноги, живот плотно прижаты к полу – 6-8 раз.

9.  Руки в стороны – круги руками вперед.

10. «Рыба» с гантелями, руки вперед – наружу, держать насчет 16.

11. Стоя на четвереньках – «подлезание» не прогибаясь сильно в поясничном отделе.

12. Лежа на животе упражнения с палочкой, на лопатке.

12а. С мячом, зажатым стопами.

13. С гантелями – «железка».

14. «Плавание» с обязательным контролем дыхания.

Лежа на боку.

15. С опорой – отведение обеих ног, изометрия счет «8».

16. Ходьба лежа на боку.

17. Отведение бедра – счет 8.

Лежа на спине.

18. Садиться и вставать по-турецки с гантелями.

19. «Мостик».

20. Дыхательное.

21. Ножницы ногами, угол 45° вертикально и горизонтально.

22. С набивным мячом – сгибание и разгибание ног.

23. С набивным мячом в руках – медленно мяч вверх и в и.п.

24. Дыхательное.

25. «Велосипед» - с сопротивлением партнера и медленно.

Встать и перейти к скамейкам с дыхательным упражнением.

Приложение 4

СРЕДСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

        Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей – набивных, баскетбольных, волейбольных и др., прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.,); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).

Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д. Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию): упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др; по методической(педагогической) направленности: упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др; по характеру активности их выполнения:  пассивные, активные, пассивно – активные, идеомоторные.

        Статические упражнения  проводятся в виде напряжения мышц, удержание гантелей, набивных мячей, гирь, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.)

        Упражнение на растягивание  применяют в виде различных сгибаний в суставах с последующей фиксацией сустава в согнутом положении(2-10 с) используют для снятия утомления.

        Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведений занятий).

        Идиомоторные упражнения – это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается, как бы приказ выполнить определенные движения. Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

        Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные  движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики.

        Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания. Они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходит взаимокоординация дыханий и движений.

        Коррегирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилез и др.) включают коррегирующие упражнения в сочетании с общеобразовательными упражнениями массаж.

        Ходьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций. Ходьбу используют с целью восстановления механизма походки.

        Бег является упражнением общего воздействия на кардиореспираторную систему и обмен веществ. В сочетании с ходьбой он широко применяется при санаторно-курортном лечении.

        Ходьба на лыжах содействует тренировке кардиореспираторной системы, стимулирует метаболизм в тканях и т.д. Ходьба на лыжах обладает не только тренирующим эффектом, но и закаливающим.

Формы применения лечебной физической культуры.

 Основная из них- процедура лечебной гимнастики (ЛГ). Ее проводят в индивидуальном  и групповом порядке. Постепенное нарастание физической нагрузки достигается путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя на боку, на четвереньках и др.), подбора упражнений, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений,  степени силового напряжения, темпа выполнения упражнений и дыхательных упражнений.

        Физические упражнения  должны последовательно охватывать различные мышечные группы. Упражнения выполняют ритмично, в спокойном, среднем темпе. Каждое  упражнение повторяют по 5 – 8 – 12 раз. Количество упражнений в комплексе 5 – 12 и более. Каждая процедура ЛГ состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

        В водном разделе используют простые упражнения, в основном  для мелких и средних мышечных групп, ходьбу, дыхательные упражнения. Вводная часть составляет 15 – 20% времени. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке основной части занятий.

        Основной раздел состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Могут использоваться ходьба, игры, прикладные упражнения, упражнения с предметами, на снарядах и др. По времени основной раздел занимает 65 – 70 % времени.

        Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологической нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнений  на расслабление и пр. Заключительный раздел занимает 10 – 20% времени.

Приложение 5

Пособия для просвещения родителей

  1. Э.И. Ауходеев, С.С. Галлеев, М.Р. Сафин. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах. – М: Высшая школа, 1986;
  2. С.М. Бажуков. Здоровье детей – общая забота. – М: Физкультура и спорт, 1987;
  3. Э.Г. Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: М: Высшая школа, 1986;
  4. Н.Т. Белякова. Формирование правильной осанки. Физическая культура в школе №4, 1999;
  5. О.И. Водяницкая. О занятиях с детьми, имеющих отклонение в состоянии здоровья. Физическая культура в школе №3, 2006;
  6. Ю.В. Высочин, В.И. Шапошникова. Физическое развитие и здоровье детей. Физическая культура в школе №1, 1999;
  7. С.А, Душанин, Л.Я. Иващенко, Е.А. Пирогова. Тренировочные программы для здоровья. Киев: Здоровье, 1985;
  8. В.И. Дубровский. Реабилитация в спорте – М: Физическая культура и спорт. 1991;
  9.  В.И. Дубровский. Лечебная физическая культура.(ЛФК) М: «Просвещение», 1986;
  10. Ф.А. Иорданская. Главный рекорд здоровье М: - Знание, 1980;
  11.  Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Основы гигиены и санатории. М: «Просвещение», 1989;
  12.  Д.В. Колесов. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М: Знание, 1983;
  13.  Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – Анатомия и физиология детского организма. М.: «Просвещение», 1986;
  14.  В.Д. Овсянников. Дыхательная гимнастика – М: Знание, 1986;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани...

Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...

Авторский проект : «Поиск рациональных методов решения»

Название: «Поиск рациональных методов решения»...

Исследовательская работа учащихся- метод проектов (методическое пособие для учителя)

       Современный урок-это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты...

Методическая разработка Авторский проект «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся методами ЛФК»

Формирование здорового образа жизни школьников и их родителей для предупреждения и исправления нарушений осанки- опорно- двигательного аппарата методами ЛФК....

Физическая культура в профилактике опорно-двигательного аппарата

Основной формой физической культуры для борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебной физкультуры. Применяется в виде лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, с...