Внеклассное мероприятие по математике "Крестики-нолики"
занимательные факты (алгебра, 8 класс) по теме

Командная игра для учащихся 8-9 классов. Две команды под названием "Крестики" и "Нолики" соревнуются. В экран соревнований заносятся символы "Х" или "О" в зависимости от названия команды. Выиграла та команда, чьих символов больше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krest.doc49 КБ
Microsoft Office document icon krestiki_-_noliki.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОМЕТРИЯ

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте теорему и объясните, почему её так называют.

Подсказки:

1. Эту теорему изучают в средней школе.

2. Теорему формулируют и доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

3. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

4. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение двенадцати лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

5. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

6. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

7. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» – треугольник со сторонами 3, 4 и 5.

Ответ. Египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение

32 + 42 = 52

то есть как раз то, что утверждает теорема Пифагора.

В знаменитом трактате «математика в девяти книгах», составление которого относится к началу новой эры, теорема использовалась под видом правила «Гоу-гу». В буквальном переводе «гоу» означает крюк, «гу» – ребро, связка. «Гоу» – горизонтальный, обычно меньший катет, а «гу» – вертикальный и обычно больший катет. Согласно этому правилу, древние китайцы  по известной гипотенузе и одному катету находили другой, неизвестный катет, а так же гипотенузу, если были известны оба катета.

Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье теорему Пифагора называли «мостом ослов». У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теорема невесты», за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертёж, перевёл слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».

Теорема формулируется так: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

АЛГЕБРА

Вопрос. Почему уравнение SIN  COS  = 0,6 не имеет корней?

Подсказки:

1. Обратите внимание на то, что вы имеете тригонометрическое уравнение.

2. Внимательно посмотрите на левую часть уравнения, оцените её.

3. Вспомните область определения и область значений функций синус и косинус.

4. В этом уравнении необходимо перейти к одной тригонометрической функции.

5. Примените формулы двойного угла SIN 2 = 2 SIN  COS

6. Умножьте обе части уравнения на 2.

7. Вспомните, что областью определения синуса и косинуса является отрезок -1; 1.

Ответ: Уравнение не имеет корней, так как  SIN    1.

Решение:        SIN  COS  = 0,6;

2 SIN  COS  = 1,2;

SIN 2  1,2.

ГЕОГРАФИЯ

Вопрос. Этот город был известен ещё до нашей эры. С ним связано имя одного человека. Находится он на острове Сицилия. Назовите этот город.

Подсказки:

1. Именно в этом городе на 75-м году жизни был убит римским воином известный математик, изобретатель, физик, инженер.

2. Этот учёный был горячим патриотом своей родины и города, в котором он родился и жил.

3. В течение двух лет с помощью своих машин он с успехом защитил родной город от мощи римской армии, которой командовал Марк Клавдий Марцелл, один из самых крупных военачальников того времени.

4. Вот в каких словах передаёт древнегреческий писатель Плутарх взятие города римлянами: «Марцелл вполне полагался на обилие и блеск своего вооружения и на собственную свою славу. Но всё оказалось беспомощным против Архимеда и его машин».

5. Плутарх рассказывает следующее: «Когда корабли Марцелла приблизились на расстояние полёта стрелы, то Архимед велел приблизить шестигранное зеркало, сделанное им. На известном расстоянии от этого зеркала он поместил другие зеркала поменьше такого же вида. Эти зеркала вращались на своих шарнирах при помощи квадратных пластинок. Затем он устанавливал своё зеркало среди лучей солнца летом и зимой. Лучи, отражённые от этих зеркал, произвели страшный пожар на кораблях, которые были обращены в пепел на расстоянии, равном полёту стрелы».

6. Этот рассказ, по словам профессора М. Е. Ващенко-Захарченко, долгое время считался басней, пока известный ученый Бюффон в 1777 г. не показал на опыте, что это возможно. С помощью 168 зеркал он в апреле зажёг дерево и расплавил свинец на расстоянии 45 метров.

Ответ: Сиракузы.

ИСТОРИЯ

В VII-VI вв. до н. э. в Греции жили знаменитые мудрецы. Родоначальниками эллинской мудрости считались семь древних мудрецов. Жили они до завоевания персами Ионии (546 год до н. э.) и некоторые застали в старости это событие. Они считались знатоками человеческих и мировых порядков. По всей Греции ходили их краткие, нравоучительные изречения: «Мёртвых не хули»; «Чужой беде не смейся»; «Знай всему пору»; «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся»; «Всё в меру». Иногда древние мудрецы излагали свои мысли в стихах, все они были поэтами.

Вопрос. Кто среди семи известных мудрецов занимал «первое место»?

Подсказки:

1. Первое место среди семи мудрецов занимал именно этот мудрец по следующей причине. Рассказывают, что однажды греки решили подарить мудрейшему из людей золотой треножник. По велению оракула подарок поднесли мудрецу, но мудрец из скромности уступил его другому достойному человеку, тот третьему, и так треножник обошёл по кругу семерых, вернувшись, в конце концов, снова к первому мудрецу.

2. Учился мудрец у египетских купцов, интересовался больше всего устройством Вселенной и прославился как великий астроном. О нём говорили: «Между семью мудрецами… – мудрец-звездочёт».

3. Он разделил год на 365 дней, объяснил причину солнечных затмений и предсказал знаменитое затмение 585 года, происходившее в день битвы.

4. Но больше всего прославилось его учение о происхождении мира. Первовеществом он счёл воду, пропитывающую всё живое. Он полагал, что при сгущении воды образуются твёрдые тела, а при разрежении – пар, воздух и огонь.

5. Своим характером мудрец напоминал чудака-учёного. «Происходя из знатного рода, он жил просто и бедно, занимаясь своими вычислениями».

6. В геометрии есть теорема, доказанная этим мудрецом и носящая его имя.

7. Родом он был из Милета, называли его милетским мудрецом.

Ответ: Фалес из Милета.

ФИЗИКА

Вопрос. Назовите верные графики. Обоснуйте свой ответ.

Подсказки:

1. Какие существуют в математике зависимости между двумя величинами?

2. Обратите внимание на графики и подумайте, что происходит с зависимой переменной при изменении независимой переменной.

3. Какими графиками должны изображаться следующие зависимости:

1)        при увеличении одной из них вторая увеличивается;

2)        при увеличении одной из них вторая уменьшается?

4. Вспомните, как называется один из основных физических законов, который связывает физические величины, отмеченные на координатных осях.

5. Этот закон был открыт в 1827 году.

Ответ: Согласно закону Ома сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению: I = UR

ИСКУССТВО

Вопрос. Как называются архитектурные сооружения, являющиеся одним из чудес древнего мира, сохранившимся до наших дней?

Подсказки:

1. Эти сооружения построены в XXVIII в. до н. э.

2. Этих сооружений три.

3. В сознании людей последующих поколений они отождествляются со всем искусством страны, где они построены, с её природой и обликом.

4. Каждое из сооружений представляет собой в плане квадрат, а его стороны – равнобедренные треугольники.

5. Тело с аналогичным названием изучается в средней школе в разделе геометрии – стереометрии.

6. … называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основания …, точки, не лежащей в плоскости основания – вершины … и всех отрезков, соединяющих вершину с точками основания.

Ответ: Одним из семи «чудес света» называли пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина, высящиеся в Газе (Египет). Возведённые среди пустыни из светлого камня, они суровы и строги. Наиболее грандиозная из них – пирамида Хеопса. Её высота 146,6 м, длина основания 233 м.

ЛИТЕРАТУРА

Всем известны пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Каши маслом не испортишь»; «Дальше от кумы – меньше греха».

Вопрос. Чем с точки зрения математики отличаются пословицы?

Подсказки:

1. Представьте себе, как нарастает количество дров по мере продвижения в глубь леса: от опушек, где всё давным-давно собрано, до чащоб, куда ещё не ступала нога заготовителя.

2. Заметьте, что согласно пословице «Каши маслом не испортишь», качество каши не ухудшается с добавкой масла. Оно, возможно, станет лучше, но может и оставаться на прежнем уровне.

3. Рассмотрите качество каши как функцию количества масла в ней.

4. Какой является функция, которая показывает, как изменяется мера греха по мере удаления от кумы?

5. О каком свойстве функции идет речь?

Ответ: Функция в первой пословице монотонно возрастает, во второй – монотонно не убывает, в третьей монотонно убывает.

ПЕНИЕ

Так говорят, когда какое-то дело безнадежно затягивается, когда раз за разом попытки удалить что-то приводят к пустому или бессмысленному результату.

«У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса. Он её убил. И в землю закопал. И надпись написал: «У попа была собака. Он её любил …» и т. д.

Вопрос. Какая существует связь между песней и математическим понятием, являющимся одним из свойств функции?

Подсказки:

1. Обратите внимание на повторяемость текста.

2. Так в обыденной речи называют чуть ли не всякую повторяемость.

3. Какую букву ни возьми, она обязательно повторяется через 89 букв.

4. Вспомните про динамо-машину: вспомните, как вращающаяся рамка размеренно и точно, раз за разом занимает каждое из своих положений.

5. Безупречные примеры … способна дать только математика.

6. Для … функции нет меньшей по сравнению с … величины того же свойства. Большие могут быть.

7. … называется всякая функция, любое значение которой в точности повторяется каждый раз, когда аргумент увеличивается на определённую величину, называемую … .

Ответ: Понятие периодичности. Прекрасными примерами периодических функций являются синус, косинус, тангенс … . Для синуса и косинуса период составляет 360, для тангенса 180.

ХИМИЯ

 «Химия – правая рука физики, математика – её глаза».

Вопрос. Кто автор этих слов. Что вы знаете о нём?

Подсказки:

1. Обратите внимание на широкий диапазон наук, используемых во фразе.

2. Этот человек является основоположником атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ.

3. А. С. Пушкин назвал его «русским университетом».

4. Он пешком отправился в Москву изучать различные науки.

Ответ: М. В. Ломоносов (1711 – 1765) великий русский учёный – химик, физик, математик, философ и поэт.



Предварительный просмотр:

Цели игры:    Расширить представления учащихся о математике. Установить связь

 Математики с физикой, химией, историей, географией, литературой,

 музыкой.

 Заинтересовать историей развития математики, историей жизни и научной

                         деятельности учёных – математиков.

 Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, эстетику поведения.

 Развивать умение работать в группе.

Ведущий:   1.В игре участвуют две команды «Крестики» - команда 11__ класса,

                       «Нолики» - команда 11__ класса, представляются капитаны команд.

2. Позвольте представить жюри:

    Царица математики – Санжаровская Ольга Николаевна,

    Царица химии – Илюшечкина Валентина Ивановна,

    Царица истории – Новикова Ирина Игоревна,

    Царица физики – Зенцова Наталья Петровна,

    Царица литературы – Королёва Людмила Евгеньевна.

Остальные царицы не смогли присутствовать в связи с занятостью.

  1. Проводится жеребьёвка команд. Представителям команд предлагается на выбор две карточки, на одной из которых изображён «Х», на другой «О». и ещё две карточки с номером 1 и 2.
  2. Чтобы всё в игре прошло без заминки, начнём её ну конечно, с разминки!

На ответ каждого вопроса даётся 15 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы первой команде:  

  1. Какой знак надо поставить между двумя пятёрками, чтобы получилось верное неравенство: 5<55<6. Ответ: запятую.
  2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. Ответ: молекула.
  3. Для того чтобы скошенное сено высохло, его часто ворошат. Почему это помогает? Ответ: при взрыхлении сена увеличивают поверхность его соприкосновения с воздухом, значит, ускоряют время сушки.

Вопросы второй команде:

  1. У продавца в киоске конверты сложены в пачки по 100 штук. Как ему быстрее отсчитать 75  конвертов? Ответ: отсчитать 25 штук.
  2. Соединение кислорода, необходимое для жизни. Ответ: Н2О – вода.
  3. Зачем в тёмное время суток при встрече машин переключают фары с дальнего света на ближний? Ответ: чтобы уменьшить поток световой энергии, которая мешает видеть дорогу водителю встречной машины.

Ведущий:   А теперь вопрос болельщикам: В классе 36 учеников. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько мальчиков и девочек было в классе? Ответ: нет решения. У болельщика. Который дал правильный ответ на вопрос, спросить: «Какой команде отдаёт балл?»

  1. Прежде чем начать основную игру, хочу рассказать о её правилах.

Игра начинается с выбора командой предмета из таблицы.

АЛГЕБРА

ИСКУССТВО (МХК)

ИСТОРИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЛИТЕРАТУРА

ГЕОМЕТРИЯ

МУЗЫКА И ПЕНИЕ

Обе команды слушают содержание сектора таблицы.

  1. После небольшой паузы в 30 секунд (если ни одна из команд не подняла

        табличку с нарисованным на неё «Х» или «О» - за этим следит помощник

        ведущего), я начинаю зачитывать подсказки, после каждой, из которых я делаю

        паузу, давая возможность любой команде дать ответ на предложенный вопрос.

  1. Возможны следующие ситуации: например, команда «Ноликов» дала

        неправильный ответ, тогда в сектор ставится знак «Х», если команда дала

        верный ответ, то в сектор ставится знак «О». Если ни одна команда в процессе

        чтения вопроса и подсказок не решилась на ответ, то обязана отвечать та

        команда, которая выбрала этот сектор, если ответ даётся раньше, чем прочитаны

        все подсказки, то после ответа зачитываются подсказки до конца, чтобы дать

        вам возможность узнать какие – то новые сведения по предложенному вопросу.

  1. игра заканчивается, когда все секторы заполнены. Победителем становится та

        команда, чей знак преобладает в таблице.

ГЕОМЕТРИЯ

Вопрос.   Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте теорему и объясните, почему её так называют.

Подсказки:

  1. Эту теорему изучают в средней школе.
  2. Теорему формулируют и доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
  3. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
  4. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосее. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение двенадцати лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
  5. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
  6. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.
  7. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4 и 5.

Ответ.  Египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение

32+42=52

то есть как раз то, что утверждает теорема Пифагора.

        В знаменитом трактате «математика в девяти книгах», составление которого относится к началу новой эры, теорема использовалась под видом правила «Гоу –гу». В буквальном переводе «гоу» означает крюк, «гу» - ребро, связка. «Гоу» - горизонтальный, обычно меньший катет, а «гу» - вертикальный и обычно больший катет. Согласно этому правилу, древние китайцы по известной нипотенузе и одному катету находили другой, неизвестный катет, а так же гипотенузу, если были известны оба катета.

        Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье теорему Пифагора называли «мостом ослов». У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теорема невесты», за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимание на чертёж, перевёл слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».

        Теорема формулируется так: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

АЛГЕБРА

Вопрос. Почему уравнение SINαCOSα=0,6 не имеет корней?

Подсказки:

  1. Обратите внимание на то, что вы имеете тригонометрическое уравнение.
  2. Внимательно посмотрите на левую часть уравнения, оцените её.
  3. Вспомните область определения и область значений функций синус и косинус.
  4. В этом уравнении необходимо перейти к одной тригонометрической функции.
  5. Примените формулы двойного угла SIN2α=2SINαCOSα
  6. Умножьте обе части уравнения на 2.
  7. Вспомните, что областью определения синуса и косинуса является отрезок [-1;1].

Ответ: Уравнение не имеет корней, так как | SINα | ≤ 1.

Решение: SINαCOSα = 0,6

2 SINαCOSα = 1,2

SIN2α ≠1,2

ГЕОГРАФИЯ

Вопрос. Этот город был известен ещё до нашей эры. С ним связано имя одного человека. Находится он на острове Сицилия. Назовите этот город.

Подсказки:

  1. Именно в этом городе на 75-м году жизни был убит римским воином известный математик, изобретатель, физик, инженер.
  2. Этот учёный был горячим патриотом своей родины и города, в котором он родился и жил.
  3. В течение двух лет с помощью своих машин он с успехом защитил родной город от мощи римской армии, которой командовал Марк Клавдий Марцелл, один из самых крупных военачальников того времени.
  4. Вот в каких словах передаёт древнегреческий писатель Плутарх взятие города римлянами: «Марцелл вполне полагался на обилие и блеск своего вооружения и на собственную славу. Но всё оказалось беспомощным против Архимеда и его машин».
  5. Плутарх рассказывает следующее: «Когда корабли Марцелла приблизились на расстояние полёта стрелы, то Архимед велел приблизить шестигранное зеркало, сделанное им. На известном расстоянии от этого зеркала он поместил другие зеркала поменьше такого же вида. Эти зеркала вращались на своих шарнирах при помощи квадратных пластинок. Затем он устанавливал своё зеркало среди лучей солнца летом и зимой. Лучи, отражённые от этих зеркал, произвели страшный пожар на кораблях, которые были обращены в пепел на расстоянии, равном полёту стрелы».
  6. Этот рассказ, по словам профессора М.Е. Ващенко – Захарченко, долгое время считался басней, пока известный учёный Бюффон в 1777 году не показал на опыте, что это возможно. С помощью 168 зеркал он в апреле зажёг дерево и расплавил свинец на расстоянии 45 метров.

Ответ. Сиракузы.

ИСТОРИЯ

        В VII­VI вв. до н. э. в Греции жили знаменитые мудрецы. Родоначальниками эллинской мудрости считались семь древних мудрецов. Жили они до завоевания персами Ионии (546 год до н. э.) и некоторые застали в старости это событие. Они считались знатоками человеческих и мировых порядков. По всей Греции ходили их краткие, нравоучительные изречения: «Мёртвых не хули»; «Чужой беде не смейся»; «Знай всему пору»; «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся»; «Всё в меру». Иногда древние мудрецы излагали свои мысли в стихах, все они были поэтами.

Вопрос. Кто среди семи известных мудрецов занимал «Первое место»?

Подсказки:

  1. Первое место среди семи мудрецов занимал именно этот мудрец по следующей причине. Рассказывают, что однажды греки решили подарить мудрейшему из людей золотой треножник. По велению оракула подарок поднесли мудрецу, но  мудрец из скромности уступил его другому достойному человеку, тот третьему, и так треножник обошёл по кругу семерых, вернувшись, в конце концов, снова к первому мудрецу.
  2. Учился мудрец у  египетских купцов, интересовался больше всего устройством Вселенной и прославился как великий астроном. О нём говорили: «Между семью мудрецами…- мудрец – звездочёт».
  3. Он разделил год на 365 дней, объяснил причину солнечных затмений и предсказал знаменитое затмение 585 года, происходившее в день битвы.
  4. Но больше всего прославилось его учение о происхождении мира. Первовеществом он счёл воду, пропитывающую всё живое. Он полагал, что при сгущении воды образуются твёрдые тела, а при разрежении – пар, воздух и огонь.
  5. Своим характером мудрец напоминал чудака – учёного. «Происходя из знатного рода, он жил просто и бедно, занимаясь своими вычислениями»,
  6. В геометрии есть теорема, доказанная этим мудрецом и носящая его имя.
  7. Родом он был из Милета, называли его милетским мудрецом.

Ответ:  Фалес из Милета.

ФИЗИКА

Вопрос. Назовите верные графики. Обоснуйте свой ответ

Подсказки:

  1. Какие существуют в математике зависимости между двумя величинами?
  2. Обратите внимание на графики и подумайте, что происходит с зависимой переменной при изменении независимой переменной.
  3. Какими графиками должны изображаться следующие зависимости:
  1. при увеличении одной из них вторая увеличивается;
  2. при увеличении одной из них вторая уменьшается?

  1. Вспомните, как называется один из основных физических законов, который связывает  физические величины, отмеченные на координатных осях.
  2. Этот закон был открыт в 1827 году.

Ответ:  Согласно закону Ома сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению: I=U/R.

ИСКУССТВО

Вопрос. Как называются архитектурные сооружения, являющиеся одним из чудес древнего мира, сохранившимся до наших дней?

Подсказки:

  1. Эти сооружения построены в XXVIII в. до н. э.
  2. Этих сооружений три.
  3. В сознании людей последующих поколений отождествляются со всем искусством страны, где они построены, с её природой и обликом.
  4. Каждое из сооружений представляет собой в плане квадрат, а его стороны – равнобедренные треугольники.
  5. Тело с аналогичным названием изучается в средней школе в разделе геометрии – стереометрии.
  6. … называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основания …, точки, не лежащей в плоскости основания – вершины … и всех отрезков, соединяющих вершину с точкой основания.

Ответ:  Одним из семи «чудес света» называли пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина, высящиеся в Газе (Египет). Возведённые среди пустыни из светлого камня, они суровы и строги. Наиболее грандиозная из них – пирамида Хеопса. Её высота 146,6 м, длина основания 233м.

ЛИТЕРАТУРА

        Всем известны пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Каши маслом не испортишь»; «Дальше от кумы – меньше греха».

Вопрос.  Чем с точки зрения математики отличается пословицы?

Подсказки:

  1. Представьте себе, как нарастает количество дров по мере продвижения в глубь леса: от опушек, где всё давным –давно собрано, до чащоб, куда ещё не ступала нога заготовителя.
  2. Заметьте, что согласно пословице «Каши маслом  не испортишь», качество каши не ухудшается с добавкой масла. Оно, возможно, станет лучше, но может и остаться на прежнем уровне.
  3. Рассмотрите качество каши как функцию количества масла в ней.
  4. Какой является функция, которая показывает, как изменяется мера греха по мере удаления от кумы?
  5. О каком свойстве функции идёт речь?

Ответ:  Функция в первой пословице монотонно возрастает, во второй – монотонно не убывает, в третьей монотонно убывает.

ПЕНИЕ

        Так говорят, когда какое-то дело безнадёжно затягивается, когда раз за разом попытки удалить что-то приводят к пустому и бессмысленному результату.

«У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса. Он её убил. И в землю закопал. И надпись написал: «У попа была собака. Он её любил…» и т. д.

Вопрос.   Какая существует связь между песней и математическим понятием, являющимся одним из свойств функции?

Подсказки:

  1. Обратите внимание на повторяемость текста.
  2. Так в обыденной речи называют чуть ли не всякую повторяемость.
  3. Какую букву ни возьми, она обязательно повторяется через 89 букв.
  4. Вспомните про динамо-машину: вспомните, как вращающаяся рамка размеренно и точно, раз за разом занимает каждое из своих положений.
  5. Безупречные примеры … способна дать только математика.
  6. Для … функции нет меньшей по сравнению с … величины того же свойства. Большие могут быть.
  7. … называется всякая функция, любое значение которой в точности повторяется каждый раз, когда аргумент увеличивается на определённую величину, называемую….

Ответ:  Понятие периодичности. Прекрасными примерами периодических функций являются синус, косинус, тангенс… для синуса и косинуса период составляет 360°, для тангенса 180°.

ХИМИЯ

        «Химия – правая рука физики, математика – её глаза».

Вопрос. Кто автор этих слов. Что вы знаете о нём?

Подсказки:

  1. Обратите внимание на широкий диапазон наук, используемых во фразе.
  2. Этот человек является основоположником атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ.
  3. А.С.Пушкин назвал его «русским университетом».
  4. Он пешком отправился в Москву изучать различные науки.

Ответ. М.В.Ломоносов (1711 – 1765) великий русский учёный – химик, физик, математик, философ и поэт.

Ведущий: Команда, первая по жеребьёвке, выбирает интересующий её сектор.

        Ведущий зачитывает вопрос и далее действует по правилам игры. Каждое выступление команды «Крестиков» или «Ноликов» чередуется вопросом для болельщиков. (Осталось восемь секторов).

        Вопрос болельщикам: Кому принадлежат слова: «Математик должен быть поэтом в душе?» Ответ: Софье Ковалевской. «Какой команде отдаёте балл?»

Слово жюри. Сообщаются баллы за разминку.

Ведущий: Выбирается следующий сектор. (Осталось семь секторов).

Вопрос болельщикам: Назовите фамилию известного русского писателя, который окончил физико-математический факультет университета. Ответ: Грибоедов А.С. «Какой команде отдаёте балл?»

Ведущий: Вернёмся к таблице. Какой вас интересует сектор? (Осталось шесть секторов).

Вопрос болельщикам: Заглавия каких литературных произведений начинается с чисел: 3, 20, 12, 20000, 1000? «Какой команде отдаёте балл?»

Ведущий: Вернёмся к таблице. Какой вас интересует сектор? (Осталось пять секторов).

Вопрос болельщикам: Кто сможет назвать как можно больше математических терминов на букву «п» (периметр, площадь, парабола, параллелепипед, призма, пирамида, прямая, прямоугольник, параллельность, процент, пропорция, планиметрия, плюс, прибавить, подобие, пример, параллелограмм, перпендикуляр, прогрессия, проекция, подобные слагаемые, произведение).

Ведущий: Вернёмся к таблице. Какой вас интересует сектор? (Осталось четыре сектора).

Вопрос болельщикам: Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000? Ответ: Перегнуть лист пополам по горизонтали. «Какой команде отдаёте балл?»

Ведущий:  Слово командам. Выбирайте сектор. (Осталось три сектора).

Вопрос болельщикам: Число букв в фамилиях учёных одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого такое же число количество гласных «е». Назовите эти фамилии. Ответ: Менделеев и Ломоносов. «Какой команде отдаёте балл?»

Ведущий:  Слово командам. Выбирайте сектор. (Осталось два сектора).

        Болельщика предлагается музыкальный конкурс: Сторонники «Х» и «О» поочерёдно поют строчки из песен, в которых встречается число. Кто допустит паузу, равную 5-ти секундам, тот проиграл и балл достаётся другой команде.

Ведущий:  Слово командам. Выбирайте сектор. (Осталось один сектор).

Болельщика предлагается следующий конкурс: Из слова ГЕОМЕТРИЯ за 1 минуту составить слова. Потом их зачитывать поочерёдно по одному слову, не повторяясь болельщиками «Х» и «О». Кто больше составил слов, тот получает балл. Помощник ведущего показывает табличку со словом ГЕОМЕТРИЯ. Возможные ответы: метр, мир, тигр, метро, три, тир, грим, море, гром, рог, мор, грот, горе, ор, герой, гиря, рот, ретро.

Остался последний сектор. Выбора нет, придётся ответить на него.

Вопрос болельщикам: Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает без оттепели?

Ответ: Иней, вода в кристаллическом состоянии, испаряется при любой температуре воздуха.

Ведущий:  Пока болельщики отвечали, а команды отдыхали, жюри подвело итоги.

Слово жюри.

Ведущий благодарит всех за участие в игре, жюри за работу, болельщиков за поддержку и активное участие. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...