Стимулирование школьников к активной познавательной деятельности
презентация к уроку по теме
Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы.
Стимулирование - это фактор деятельности учителя. Стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimulirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya.rar | 1.86 МБ |
stimulirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya.rar | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование школьников
к активной познавательной деятельности
Сергеева В.П.
Апрель 2014 года
«Я учусь – вот мне лучше, интереснее стало жить, я учусь – и отношение взрослых … меняется: меня признают, со мной считаются, я кое-что значу, я учусь – и приобретаю товарищей, вместе с которыми строятся новые формы жизни; я учусь – и присоединяюсь к великому потоку жизни, в которой начинаю разбираться, которую начинаю понимать; я учусь – и, чем больше учусь, тем больше у меня дело спорится в руках, - вот те настроения, которые должны бы охватить нашу молодёжь в связи с новой школой, её программой» (С.Т. Шацкий).
К сожалению, у большинства школьников наблюдается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Наша задача в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску.
Стратегическим направлением стимулирования обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Стимулировать, в современном понимании значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо.
Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы.
Стимулирование - это фактор деятельности учителя. Стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив.
Одни и те же стимулы по - разному воздействуют на учащихся и их влияние зависит от настроения, самочувствия ученика: т.е. готов принять ученик в данный момент этот стимул или нет. Примеров тому из школьной практики множество. В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы обеспечивали желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом, находили отражение в единстве деятельности учителя и учащихся, в их взаимодействии.
Стимулирующие методы можно разделить на познавательные и социальные. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
В организации и осуществлении учебной деятельности стимулирующие методы делятся на:
- словесные;
- наглядные и практические методы;
- репродуктивные и поисковые методы;
- индуктивные и дедуктивные методы;
- методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.
1. Рассказ, лекция, беседа значимы учащимся для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ учителя приковывает внимание учеников к теме урока, вызывают у них стремление к дальнейшему обучению, формирует интерес и влияет на выбор профессии.
2. Наглядность оказывает стимулирующее влияние, повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяет преодолеть утомляемость. Особенный повышенный интерес проявляется к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках в 5-6 классах обращаюсь к таблицам, опорным схемам, справочникам, которыми пользуются дети на каждом уроке.
3. Стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. Очень часто использую этот метод в 7 классе, особенно на уроках геометрии при доказательстве теорем и практически отказалась от него в 5-6 классах, так как разрешение проблемной задачи требует временных затрат и хорошо развитого мышления, а в этих классах успеваю выполнить две трети запланированного на уроке.
4. С помощью дедуктивных рассуждений учащиеся овладевают единым, общим, универсальным способом рассмотрения многих задач по физике, математике, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи. Этот метод применяю на уроках геометрии, например, доказательств теорем методом от «противного» или решение задач по геометрии алгебраическим способом.
5. Введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы - не только важный, но и необходимый, на мой взгляд, стимулирующий метод познания при условии, что обучающиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа и быстрее. Обязательно на каждом уроке отвожу место самостоятельной работе проверочной, обучающей, строгой (без помощи учителя) или свободной (с поддержкой учителя).
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. Педагогикой накоплен большой арсенал не только методов но и приемов, которые стимулируют познавательную активность, содействуют обогащению школьников учебной информацией.
Например, такие приемы как, "интригующее начало урока", "эмоциональная завязка урока" (разгадайте шараду «Первое – предлог, второе – летний дом. А целое, порой, решается с трудом» - задача), "активизация внимания к новой теме" и т.п. Тщательно продуманное начало урока позволяет удачно организовать изучение нового материала (расшифровать тему урока с помощью ребуса, упорядочения букв по ответам к примерам и т.д.).
Для формирования познавательных стимулирующих мотивов можно использовать следующие приёмы:
- планирование целей вместе с учениками (пример из практики — устный диктант, «Молчанка»);
- связь теоретического материала с практикой (пример из практики по теме «Десятичные дроби»);
- разнообразные формы урока, в том числе и нетрадиционные («Урок веселой математики»);
- организация творческой, поисковой деятельности;
- организация ситуации успеха каждого ученика (дифференцированное обучение - посильные задания каждому ученику — 6 класс).
Для формирования социальных мотивов стимулирования деятельности обучающихся можно использовать следующие приёмы:
- поощрение и престиж: доска почёта, линейки (к сожалению, такой практики у нас нет, но мысль была воплотить мечту в жизнь);
- классные часы с приглашением выпускников (было в практике нашей школы);
- организация индивидуальной работы с родителями
развитие ученического самоуправления; - оценка;
- запись благодарности в дневник;
- словесное поощрение
- групповая работа;
- назначение консультантом;
- выставка лучших работ.
Для того чтобы ученическое познание имело место, ученик должен хотеть учиться. Должен – да, но хочет ли? Как этого добиться?
Идеально, очень важно, чтобы учеников радовал сам процесс познания, осознаваемый ими как процесс их духовного роста.
Мотивы учения должны быть основательно сформированы в начальной школе!
Как стимулировать у школьников желание учиться?
Мы часто жалуемся: дети не хотят учиться. В чём причина?
Вот некоторые часто встречаемые причины.
Многие школьники просто не умеют учиться.
1. На выходе из начальной школы школьник должен владеть специальными умениями и навыками:
усидчивостью, умением читать и понимать текст, навыком запоминания, счётом, наблюдательностью, твёрдостью руки и владением письма, аккуратностью, внимательностью, достаточным запасом слов, начитанностью, умением слушать и правильно высказывать свои мысли, настойчивостью и целеустремлённостью, умением и навыком сотрудничества с окружающими, чувством ответственности.
Таков основной набор, необходимый школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем делом очень трудным.
2. Большой объём школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
Это приводит к перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временный период - одна из серьёзных причин нежелания учиться.
3. Наличие отвлекающих факторов (современная причина):
Телевизор, компьютер и др. Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
4. Однообразие школьной жизни и учебного процесса.
Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков.
5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
Мы с годами подбираем наиболее удобные для себя методы и приёмы работы, привыкаем к ним. На каждом уроке: объяснения, рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания.
Однообразие не может не настраивать учеников против школьного учения.
6. Авторитарная позиция учителей и родителей.
Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться (ток — шоу «Они и мы», Гордон и Стриженова, председатель организации по защите прав детей). К сожалению, дети считают, что обязанностей у них нет.
И чтобы обеспечить в этих условиях не только желание, но и упорную познавательную деятельность необходимо использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего — стимулы, работающие на успех, т.е. внешние побудители определённой деятельности школьника.
Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них потребности, желания, интересы, ему не удастся стимулировать их деятельность. Необходимо изучить типичные потребности школьников, и опираясь на них найти эффективные стимулы.
Стимулы можно разделить на четыре группы.
Группы стимулов:
- Общечеловеческие потребности
- Возрастные потребности, специальные
- Специфические потребности мальчиков и девочек
- Индивидуальные потребности.
1. Новизна учебного материала, как стимул.
У детей безусловен острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, как-то связано с тем, что они уже знают.
Новизна материала, необычность его подачи побуждают школьников получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем.
На какую потребность учеников при этом опирается педагог? На их природную любознательность, на желание все знать.
Задача учителя - в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям.
Следующий стимул - практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Конечно, это совсем непросто - отыскивать для учеников то, что им пригодится в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. Школьников все меньше убеждает то, что им это нужно «для общего образования», или то, что они просто «обязаны» учиться! Неубедительны эти слова для подростков.
Противоречивость материала - тоже стимул.
Земля плоская или шарообразная? Солнце больше Земли или меньше? Почему соль вредна и мед полезен? Почему на одном растении плоды разной формы?
Учитель всегда может найти те или иные противоречия в учебном материале, однако они должны быть полезны и учитель должен уметь привлечь школьников к их обсуждению и решению.
2. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых так же, как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних - от интересов младших школьников.
Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Их больше интересуют конкретные объекты и темы: животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды, планеты. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться. Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса, школы.
У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение учащихся в группы для совместного изучения учебного материала, или работы над задачей, взаимообучение, взаимопроверка (очень часто применяю в 7 классе), разработка совместного проекта улучшают учебные достижения обучающихся.
Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости. Тактичное отношение к каждому школьнику, независимо оттого, слабый он или сильный учащийся, прав он в какой-то ситуации или не прав, - такой стиль отношений учителя с учениками удовлетворяет возрастные потребности подростков и потому стимулирует их желание учиться.
А вот «мнимые стимулы», не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие — не способствуют устойчивому формированию познавательной активности, а лишь временному ее проявлению.
3. Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов
Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной тематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики, бытовые вопросы. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.
4. И, наконец, вспомним об индивидуальных потребностях школьников. Кто-то любит громкую музыку, а кто-то спокойную классику. Кто-то разводит аквариумных рыбок, а кто-то обожает кошек. Таких индивидуальных интересов у школьников - бесчисленное множество. Индивидуальное отношение к моде, приоритеты в питании, занятия по интересам, увлечения - удовлетворение и использование этих интересов на школьных занятиях и школьной жизни отражается на учебной деятельности. Сложность тут в том, чтобы знать и помнить об этих интересах и увлечениях детей. Микроисследование по изучению интересов детей запланировано в 5-6 классах.
Стимулирует познавательную активность и привлекательность школьных помещений, чистота, уют, светлые классы, школьная мебель, живые цветы и т.д. - все успокаивает детей и настраивает их на упорядоченную деятельность, т.е. стимулирует познание.
Им нравится в классе, школе, они любят своих учителей, дружат; им нравится учиться в таких условиях.
Разнообразие деятельности и активная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий и дел, ученическое самоуправление, внеучебная деятельность – также являются стимулами в учении.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.
Любой человек, занятый делом, хочет знать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. У детей тоже есть потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи с успехами в учебной работе своих одноклассников. Каждому из них хочется учиться хорошо (даже если кто-то и не признается в этом), все они чувствуют и знают, что высокий уровень знаний в глазах окружающих престижен.
А каков мотив учения у учащихся 7 класса, предлагаю посмотреть:
№ п/п | Название мотива /ФИ | Б.В. | Д.М. | И.Ю. | К.С. | М.Р. | С.Н. | С. С. | |
Учусь, потому что | |||||||||
1. | На уроках интересно | 2 | 4 | 6 | 4 | 5 | 8 | 12 | |
2. | Заставляют родители | 12 | 5 | 1 | 3 | 12 | 3 | 1 | |
3. | Хочу получать хорошие отметки | 7 | 6 | 9 | 2 | 1 | 9 | 4 | |
4. | Чтобы подготовиться к будущей профессии | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 5 | |
5. | В наше время учатся все, незнайкой быть нельзя | 8 | 7 | 4 | 5 | 6 | 2 | 8 | |
6. | Хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе | 9 | 12 | 10 | 8 | 7 | 12 | 10 | |
7. | Нравится узнавать новое | 3 | 2 | 7 | 7 | 3 | 9 | 9 | |
8. | Нравится учитель по предмету | 4 | 9 | 2 | 9 | 9 | 7 | 11 | |
9. | Хочу избежать плохих отметок и неприятностей с родителями | 10 | 8 | 5 | 10 | 8 | 10 | 2 | |
10. | Хочу больше знать | 5 | 3 | 11 | 6 | 4 | 4 | 6 | |
11. | Люблю думать, мыслить соображать | 6 | 10 | 12 | 12 | 11 | 5 | 7 | |
12. | Хочу быть первым учеником | 11 | 11 | 8 | 11 | 10 | 12 | 3 |
Литература
Гликман И. Как стимулировать желание учиться? «Народное образование», 2003 г. №2
Литронович Ж.Т, Землянова В.Д. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий // Педагогический альманах, 2002, №1.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, М., 1997.
Предварительный просмотр:
Стимулирование школьников
к активной познавательной деятельности
Сергеева В.П.
Апрель 2014 года
«Я учусь – вот мне лучше, интереснее стало жить, я учусь – и отношение взрослых … меняется: меня признают, со мной считаются, я кое-что значу, я учусь – и приобретаю товарищей, вместе с которыми строятся новые формы жизни; я учусь – и присоединяюсь к великому потоку жизни, в которой начинаю разбираться, которую начинаю понимать; я учусь – и, чем больше учусь, тем больше у меня дело спорится в руках, - вот те настроения, которые должны бы охватить нашу молодёжь в связи с новой школой, её программой» (С.Т. Шацкий).
К сожалению, у большинства школьников наблюдается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Наша задача в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску.
Стратегическим направлением стимулирования обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Стимулировать, в современном понимании значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо.
Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы.
Стимулирование - это фактор деятельности учителя. Стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив.
Одни и те же стимулы по - разному воздействуют на учащихся и их влияние зависит от настроения, самочувствия ученика: т.е. готов принять ученик в данный момент этот стимул или нет. Примеров тому из школьной практики множество. В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы обеспечивали желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом, находили отражение в единстве деятельности учителя и учащихся, в их взаимодействии.
Стимулирующие методы можно разделить на познавательные и социальные. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
В организации и осуществлении учебной деятельности стимулирующие методы делятся на:
- словесные;
- наглядные и практические методы;
- репродуктивные и поисковые методы;
- индуктивные и дедуктивные методы;
- методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.
1. Рассказ, лекция, беседа значимы учащимся для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ учителя приковывает внимание учеников к теме урока, вызывают у них стремление к дальнейшему обучению, формирует интерес и влияет на выбор профессии.
2. Наглядность оказывает стимулирующее влияние, повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяет преодолеть утомляемость. Особенный повышенный интерес проявляется к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках в 5-6 классах обращаюсь к таблицам, опорным схемам, справочникам, которыми пользуются дети на каждом уроке.
3. Стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. Очень часто использую этот метод в 7 классе, особенно на уроках геометрии при доказательстве теорем и практически отказалась от него в 5-6 классах, так как разрешение проблемной задачи требует временных затрат и хорошо развитого мышления, а в этих классах успеваю выполнить две трети запланированного на уроке.
4. С помощью дедуктивных рассуждений учащиеся овладевают единым, общим, универсальным способом рассмотрения многих задач по физике, математике, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи. Этот метод применяю на уроках геометрии, например, доказательств теорем методом от «противного» или решение задач по геометрии алгебраическим способом.
5. Введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы - не только важный, но и необходимый, на мой взгляд, стимулирующий метод познания при условии, что обучающиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа и быстрее. Обязательно на каждом уроке отвожу место самостоятельной работе проверочной, обучающей, строгой (без помощи учителя) или свободной (с поддержкой учителя).
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. Педагогикой накоплен большой арсенал не только методов но и приемов, которые стимулируют познавательную активность, содействуют обогащению школьников учебной информацией.
Например, такие приемы как, "интригующее начало урока", "эмоциональная завязка урока" (разгадайте шараду «Первое – предлог, второе – летний дом. А целое, порой, решается с трудом» - задача), "активизация внимания к новой теме" и т.п. Тщательно продуманное начало урока позволяет удачно организовать изучение нового материала (расшифровать тему урока с помощью ребуса, упорядочения букв по ответам к примерам и т.д.).
Для формирования познавательных стимулирующих мотивов можно использовать следующие приёмы:
- планирование целей вместе с учениками (пример из практики — устный диктант, «Молчанка»);
- связь теоретического материала с практикой (пример из практики по теме «Десятичные дроби»);
- разнообразные формы урока, в том числе и нетрадиционные («Урок веселой математики»);
- организация творческой, поисковой деятельности;
- организация ситуации успеха каждого ученика (дифференцированное обучение - посильные задания каждому ученику — 6 класс).
Для формирования социальных мотивов стимулирования деятельности обучающихся можно использовать следующие приёмы:
- поощрение и престиж: доска почёта, линейки (к сожалению, такой практики у нас нет, но мысль была воплотить мечту в жизнь);
- классные часы с приглашением выпускников (было в практике нашей школы);
- организация индивидуальной работы с родителями
развитие ученического самоуправления; - оценка;
- запись благодарности в дневник;
- словесное поощрение
- групповая работа;
- назначение консультантом;
- выставка лучших работ.
Для того чтобы ученическое познание имело место, ученик должен хотеть учиться. Должен – да, но хочет ли? Как этого добиться?
Идеально, очень важно, чтобы учеников радовал сам процесс познания, осознаваемый ими как процесс их духовного роста.
Мотивы учения должны быть основательно сформированы в начальной школе!
Как стимулировать у школьников желание учиться?
Мы часто жалуемся: дети не хотят учиться. В чём причина?
Вот некоторые часто встречаемые причины.
Многие школьники просто не умеют учиться.
1. На выходе из начальной школы школьник должен владеть специальными умениями и навыками:
усидчивостью, умением читать и понимать текст, навыком запоминания, счётом, наблюдательностью, твёрдостью руки и владением письма, аккуратностью, внимательностью, достаточным запасом слов, начитанностью, умением слушать и правильно высказывать свои мысли, настойчивостью и целеустремлённостью, умением и навыком сотрудничества с окружающими, чувством ответственности.
Таков основной набор, необходимый школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем делом очень трудным.
2. Большой объём школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
Это приводит к перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временный период - одна из серьёзных причин нежелания учиться.
3. Наличие отвлекающих факторов (современная причина):
Телевизор, компьютер и др. Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
4. Однообразие школьной жизни и учебного процесса.
Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков.
5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
Мы с годами подбираем наиболее удобные для себя методы и приёмы работы, привыкаем к ним. На каждом уроке: объяснения, рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания.
Однообразие не может не настраивать учеников против школьного учения.
6. Авторитарная позиция учителей и родителей.
Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться (ток — шоу «Они и мы», Гордон и Стриженова, председатель организации по защите прав детей). К сожалению, дети считают, что обязанностей у них нет.
И чтобы обеспечить в этих условиях не только желание, но и упорную познавательную деятельность необходимо использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего — стимулы, работающие на успех, т.е. внешние побудители определённой деятельности школьника.
Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них потребности, желания, интересы, ему не удастся стимулировать их деятельность. Необходимо изучить типичные потребности школьников, и опираясь на них найти эффективные стимулы.
Стимулы можно разделить на четыре группы.
Группы стимулов:
- Общечеловеческие потребности
- Возрастные потребности, специальные
- Специфические потребности мальчиков и девочек
- Индивидуальные потребности.
1. Новизна учебного материала, как стимул.
У детей безусловен острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, как-то связано с тем, что они уже знают.
Новизна материала, необычность его подачи побуждают школьников получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем.
На какую потребность учеников при этом опирается педагог? На их природную любознательность, на желание все знать.
Задача учителя - в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям.
Следующий стимул - практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Конечно, это совсем непросто - отыскивать для учеников то, что им пригодится в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. Школьников все меньше убеждает то, что им это нужно «для общего образования», или то, что они просто «обязаны» учиться! Неубедительны эти слова для подростков.
Противоречивость материала - тоже стимул.
Земля плоская или шарообразная? Солнце больше Земли или меньше? Почему соль вредна и мед полезен? Почему на одном растении плоды разной формы?
Учитель всегда может найти те или иные противоречия в учебном материале, однако они должны быть полезны и учитель должен уметь привлечь школьников к их обсуждению и решению.
2. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых так же, как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних - от интересов младших школьников.
Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Их больше интересуют конкретные объекты и темы: животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды, планеты. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться. Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса, школы.
У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение учащихся в группы для совместного изучения учебного материала, или работы над задачей, взаимообучение, взаимопроверка (очень часто применяю в 7 классе), разработка совместного проекта улучшают учебные достижения обучающихся.
Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости. Тактичное отношение к каждому школьнику, независимо оттого, слабый он или сильный учащийся, прав он в какой-то ситуации или не прав, - такой стиль отношений учителя с учениками удовлетворяет возрастные потребности подростков и потому стимулирует их желание учиться.
А вот «мнимые стимулы», не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие — не способствуют устойчивому формированию познавательной активности, а лишь временному ее проявлению.
3. Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов
Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной тематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики, бытовые вопросы. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.
4. И, наконец, вспомним об индивидуальных потребностях школьников. Кто-то любит громкую музыку, а кто-то спокойную классику. Кто-то разводит аквариумных рыбок, а кто-то обожает кошек. Таких индивидуальных интересов у школьников - бесчисленное множество. Индивидуальное отношение к моде, приоритеты в питании, занятия по интересам, увлечения - удовлетворение и использование этих интересов на школьных занятиях и школьной жизни отражается на учебной деятельности. Сложность тут в том, чтобы знать и помнить об этих интересах и увлечениях детей. Микроисследование по изучению интересов детей запланировано в 5-6 классах.
Стимулирует познавательную активность и привлекательность школьных помещений, чистота, уют, светлые классы, школьная мебель, живые цветы и т.д. - все успокаивает детей и настраивает их на упорядоченную деятельность, т.е. стимулирует познание.
Им нравится в классе, школе, они любят своих учителей, дружат; им нравится учиться в таких условиях.
Разнообразие деятельности и активная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий и дел, ученическое самоуправление, внеучебная деятельность – также являются стимулами в учении.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.
Любой человек, занятый делом, хочет знать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. У детей тоже есть потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи с успехами в учебной работе своих одноклассников. Каждому из них хочется учиться хорошо (даже если кто-то и не признается в этом), все они чувствуют и знают, что высокий уровень знаний в глазах окружающих престижен.
А каков мотив учения у учащихся 7 класса, предлагаю посмотреть:
№ п/п | Название мотива /ФИ | Б.В. | Д.М. | И.Ю. | К.С. | М.Р. | С.Н. | С. С. | |
Учусь, потому что | |||||||||
1. | На уроках интересно | 2 | 4 | 6 | 4 | 5 | 8 | 12 | |
2. | Заставляют родители | 12 | 5 | 1 | 3 | 12 | 3 | 1 | |
3. | Хочу получать хорошие отметки | 7 | 6 | 9 | 2 | 1 | 9 | 4 | |
4. | Чтобы подготовиться к будущей профессии | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 5 | |
5. | В наше время учатся все, незнайкой быть нельзя | 8 | 7 | 4 | 5 | 6 | 2 | 8 | |
6. | Хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе | 9 | 12 | 10 | 8 | 7 | 12 | 10 | |
7. | Нравится узнавать новое | 3 | 2 | 7 | 7 | 3 | 9 | 9 | |
8. | Нравится учитель по предмету | 4 | 9 | 2 | 9 | 9 | 7 | 11 | |
9. | Хочу избежать плохих отметок и неприятностей с родителями | 10 | 8 | 5 | 10 | 8 | 10 | 2 | |
10. | Хочу больше знать | 5 | 3 | 11 | 6 | 4 | 4 | 6 | |
11. | Люблю думать, мыслить соображать | 6 | 10 | 12 | 12 | 11 | 5 | 7 | |
12. | Хочу быть первым учеником | 11 | 11 | 8 | 11 | 10 | 12 | 3 |
Литература
Гликман И. Как стимулировать желание учиться? «Народное образование», 2003 г. №2
Литронович Ж.Т, Землянова В.Д. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий // Педагогический альманах, 2002, №1.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Использование игровых элементов в учебной деятельности даёт уст...
Применение современных образовательных технологий как средство включения студентов в активную познавательную деятельность
Одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе и не вс...
Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....
доклад "Развитие активной познавательной деятельности на уроках ОБЖ"
С докладом "Развитие активной познавательной деятельности на уроках ОБЖ" я выступала с обобщением педагогического опыта на муниципальном уровне. В докладе раскрыла те методы и приёмы, которые использу...
Дифференцированный подход в обучении математики – путь к активной познавательной деятельности учащихся
. Изучение математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащим...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий в условиях информационного пространства как средство формирования активной познавательной деятельности
Тема семинара: информационное образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога. Тема выступления на сетевом МО: Построение процесса обучения на основе инновацио...
Проектно-исследовательская работа учащихся по химии как фактор активной познавательной деятельности.
Проектные работы исследовательского типа в определённой мере имитируют научное исследование. Данная статья раскрывает четыре этапа организации таких проектов. Процесс обучения становится не репродукти...